Психолого-педагогическое сопровождение адаптации в 5 классе: использование листов сопровождения класса и обращение к принципам педагогической поддержки
Л. Г. Бобрикова, психолог
МАУ «Ресурсный центр образования Берёзовского ГО»
г. Берёзовский, Кузбасс
В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации. Представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности, позволяющие создать условия для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, адаптация, классный руководитель, класс, ученик.
Проблеме адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения традиционно уделяется большое внимание. Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному, личностному развитию младших подростков, способности к саморегуляции. Проблемы с адаптацией влияют на успеваемость, на коммуникативную успешность и на психологическое состояние ребенка в целом.
Новый классный руководитель, принимающий 5 класс, чаще всего имеет общее представление о классе, и в полной мере картина класса формируется примерно к окончанию первого полугодия обучения. Практика показывает, что для профилактики дезадаптации наиболее действенны превентивные меры.
Одним из способов, позволяющий решить задачи профилактики дезадаптации, является мини-консилиум, который проводится пред началом учебного года. Состав мини-консилиума: принимающий и выпускающий педагоги, педагог-психолог, социальный педагог. Продуктом работы является заполненный лист педагогических наблюдений. Лист заполняется и остаётся у классного руководителя 5 класса в качестве вспомогательного инструмента для планирования воспитательной работы. При использовании данной формы работы обязательно следование принципам этичности и конфиденциальности.
Опыт применения данных листов показывает, что действительно получение информации с «опережением» позволяет классному руководителю предупредить, заметить многие проблемы в развитии детей, поддержать талантливых ребят, создать комфортные условия взаимодействия с детьми и родителями.
Таблица
Лист педагогических наблюдений
5 «…» класс
Классный руководитель (принимающий учитель) ____________________________
Выпускающий учитель ___________________________________________________
Ф.И. ребенка |
Дети, требующие повышенного внимания и контроля |
Дети из семей групп риска |
Дети с ограниченными возможностями здоровья |
Одарённые дети («и» - интеллектуальная «с» - социально-лидерская «х» - художественно-эстетическая «с» - спортивная одарённость |
Дети с проблемами в обучении (слабоуспевающие) |
Дети тревожные, неуверенные в себе |
Дети с нарушениями поведения |
Родители, проявляющие активность в жизни класса |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как уже упоминалось выше, в период адаптации пятиклассников к новым условиям обучения имеет значение педагогическая поддержка учащихся. Педагогу важно заметить и поддержать каждого ученика.
Принципы педагогической поддержки:
- каждый ребёнок требует индивидуального подхода, поскольку обладает уникальными свойствами, характеристиками и качествами;
- каждый ребёнок имеет свой социальный и культурный опыт;
- каждый ребёнок использует собственные приёмы, формы познавательной и интеллектуальной деятельности.
Педагогическая поддержка возможна только тогда, когда ученик активно сотрудничает с учителем и начинает действовать самостоятельно и целенаправленно. Поэтому важно, с самых первых дней обучения ребят в 5 классе, выстраивать работу с позиции сотрудничества и поддержки. Инициативу проявляет классный руководитель, пятиклассники нуждаются в направляющей помощи и поддержке взрослого. На данном этапе действенно выстраивание диалога с учащимися (на уроках, групповых занятиях, индивидуальных беседах), что позволяет ребятам более уверенно транслировать свои знания, инициативы, способности и без напряжения и тревоги обращаться к педагогу за помощью и поддержкой.
Педагогическая поддержка как деятельность учителя имеет 5 этапов (по классификации Т. В. Анохиной) [2. с. 221]:
Диагностический этап. На данном этапе педагог выявляет проблему ученика, определяет её с ребёнком и даёт оценку проблеме с точки значимости её для ребёнка.
Поисковой этап. Организация совместно с учащимся поиска проблемы (или трудности) и причин её возникновения. Здесь важен взгляд ребёнка на данную ситуацию, понимание им самим наличия проблем и необходимости поиска выхода. Педагог с позиции диалога проявляет внимание и поддерживает стремление ребёнка найти и предложить свой выход из проблемной ситуации.
Договорный этап. Проектирование действий педагога и ученика, налаживание договорных отношений, в которых будут обозначены стороны ответственности каждого. На данном этапе педагогу следует быть максимально тактичным, помнить о том, что у ребёнка формируется новые умения и навыки взаимодействия с окружающими.
Деятельностный этап. Педагог (классный руководитель) осуществляет на практике систему мер по обеспечению педагогической поддержки с привлечением педагогов других предметов. На данном этапе важно, что ученик получил одобрение, нужно поощрять инициативность ребят. Соблюдение данных особенностей взаимодействия обеспечивает успешность первых самостоятельных шагов учащихся.
Рефлексивный этап. Успехи и неудачи обсуждаются совместно с учеником. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ребёнка. Рефлексивный период работы можно фиксировать в специальных тетрадях.
Подобный подход развивает самоконтроль ребёнка, позволяет его чувствовать себя уверенно, помогает реализовать свои возможности и сохраняет интерес к учёбе.
Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств, как: самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии.
Использование технологии педагогической поддержки и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации и развитии учащихся в 5 классе. Педагогическое моделирование ситуации успеха позволяют младшему подростку адаптироваться, сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.
Литература:
1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
2. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / под редакцией Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой. – М., 2009. - 248 с.
3. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: Мирос, 2002. - 208 с.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Хухлаева О. В. Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школе (5-6 класс) [Текст] – М.: Генезис, 2010. - 307 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.