ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Оценка 4.7

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
психологическая работа
29.01.2020
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.docx

Психолого-педагогическое сопровождение

детей с ОВЗ

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Адаптированной основной образовательной программой ДОУ (АООП), обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, воспитателей и семей воспитанников.

Работа с детьми с ОВЗ строится с учетом особых образовательных потребностей детей и заключений муниципальной ТППК. На основании рекомендаций ТППК специалисты ППконсилиума ДОУ  разрабатывают индивидуальную программу психолого-медико-педагогического сопровождения для каждого ребёнка, учитывая его диагноз и индивидуальные особенности.

Специалистами и педагогами продумываются мероприятия по оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении; составляются индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка. Педагогом-психологом учреждения составляются индивидуально-ориентированные коррекционные программы развития, проводятся коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), по развитию осведомленности об окружающем мире, по развитию речи, мелкой моторики руки, на повышение коммуникативных навыков во взаимоотношениях со сверстниками.

Организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую и образовательную деятельность в ДОУ следующие специалисты:

  • учителя-логопеды,
  • медицинская сестра,
  • воспитатели групп;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре
  • педагог-психолог.

Комплексный подход при коррекции нарушения темпов психофизического развития обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми с ОВЗ.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

  • сбор информации и составление банка данных о детях с ОВ3;
  • повышение психолого-педагогической компетенции, профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей;
  • выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
  • разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения
  • с учетом комплексности взаимодействия;
  • психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
  • включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
  • информирование родителей о результатах работы с детьми;
  • оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
  • проектирование последующей работы с детьми.

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

  • Обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.
  • Сохранение и поддержание психического здоровья каждого воспитанника.
  • Совместное планирование и организация совместной деятельности.
  • Участие в составлении индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
  • Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников.
  • Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ.
  • Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций специалистов.
  • Консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Координирует действия специалистов ППк МБДОУ (психолого- педагогический консилиум).

Индивидуальное сопровождение ребёнка направлено на предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его задатков, способностей и осуществляется в несколько этапов:

1 этап: сбор информации о ребёнке;

2 этап: анализ полученной информации;

3 этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка;

4 этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка;

5 этап: решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций всеми службами сопровождения;

6 этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками;

7 этап: разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка

Система взаимодействия воспитательно-образовательной и коррекционно - развивающей работы направлена на коррекцию психофизических и речевых недостатков и оказание помощи детям разных категорий нарушенного развития в освоении АООП. Достижение цели обеспечивается своевременным терапевтическим воздействием, постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих занятиях, созданием единого охранительного режима в детском саду и семье (в единстве образовательных и развивающих подходов в воспитании).

Образовательная деятельность по коррекции нарушений развития детей осуществляется посредством реализации Рабочих программ специалистов и воспитателей ДОУ.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения дошкольного образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Это является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника с ОВЗ начинается с момента его поступления в детский сад.

Этапы сопровождения ребенка педагогом-психологом:

  1. Изучение медицинской карты, диагноза.
  2. Собеседование с родителями для выявления особенностей развития ребенка.
  3. Индивидуальное обследование ребенка (наблюдение за его поведением на занятиях во время режимных моментов, диагностика познавательных процессов эмоционально-волевой сферы).
  4. Взаимодействие с медицинским и педагогическим персоналом.
  5. Определение и составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка в ходе работы психолого-медико-педагогического консилиума (ППк).
  6. Индивидуальная работа с каждым ребенком, реализующая цели и задачи индивидуального маршрута.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.

Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Цель работы педагога-психолога: создание условий, способствующих охране психического и физического здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их эмоционального благополучия, эффективное развитие способностей каждого ребёнка.

Задачи:

1. своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2. квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

3. определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

4. осуществление индивидуально - ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

5. оказание консультативной и методической помощи педагогам, родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Этапы сопровождения ребёнка педагогом – психологом:

1. взаимодействие с медицинским, педагогическим персоналом, собеседование с родителями с целью выявления особенностей развития ребёнка;

2. индивидуальное обследование, выявления особых потребностей воспитанников с ОВЗ;

3. разработка и реализация комплексного индивидуального маршрута с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого – медико-педагогической комиссии, а так же в соответствии с медицинскими рекомендациями);

4. создание специальных условий для детей с ОВЗ, соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого индивидуальным маршрутом, для развития возможностей и способностей воспитанников;

5. отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождение педагогом – психологом осуществляется по следующим направлениям:

 

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне интеллектуального и личностного развития детей с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей. Анализ полученных данных позволяет организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей дошкольников. По результатам психодиагностики психолог разрабатывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей, нуждающихся в специальной работе по развитию определённых психических процессов, с целью развития их потенциальных возможностей; помогают в планировании консультативной работы с педагогами и родителями

 

С детьми

С родителями

С педагогами

- выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательной среде и имеющих проблемы в обучении, общении, социализации;

- определение причин нарушений в обучении, поведении и в психическом развитии воспитанников;

-выявление индивидуальных психологических личностных особенностей (по запросу педагогов и родителей в течение года);

- определение степени психологической готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению;

- оценка межличностных отношений дошкольников

- диагностика детско-родительских отношений

- диагностическое собеседование с родителями для выявления особенностей развития ребенка

- анализ образовательной деятельности, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах ДОУ, совместная работа со специалистами ДОУ

- диагностика межличностных отношений дошкольников и педагогов

 

Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция нарушений психического развития

 

С детьми

С родителями

С педагогами

- проведение курсов индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов детей с ОВЗ

проведение курсов индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с родителями по коррекции детско-родительских взаимоотношений

проведение курсов индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с педагогами по личностному развитию, по развитию коммуникативных навыков

 

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Данная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации

 

С детьми

С родителями

С педагогами

психолого-педагогическое, консультирование детей

- консультирование по проблемам трудностей в обучении, развитии, воспитании;

- консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений;

- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;

- консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе.

-оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;

- консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;

- консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;

 

Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности

 

С детьми

С родителями

С педагогами

просветительская работа с воспитанниками в игровой форме

Систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых вопросов для родителей

Систематизированное психологическое просвещение педагогов в форме семинаров, практикумов, др. форм

 

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников образовательного процесса

 

С детьми

С родителями

С педагогами

Систематизированная психопрофилактическая работа с воспитанниками в форме развивающих занятий, проведения игровых упражнений:

- На развитие эмоциональной сферы

- На развитие коммуникативной сферы

- На развитие познавательной сферы

- На сохранение психологического здоровья

Систематизированная психопрофилактическая работа с родителями в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров – практикумов, тренинговых занятий, лекций, бесед, с использованием буклетов, памяток, рекомендаций, стендовая информация и пр.

- создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт всех субъектов образовательных отношений;

- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;

- систематизированная психопрофилактическая работа с педагогами в форме семинаров, тренингов, практикумов, деловых игр, др. форм

 


 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с

Психолого-педагогическое сопровождение детей с

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

Образовательная деятельность по коррекции нарушений развития детей осуществляется посредством реализации

Образовательная деятельность по коррекции нарушений развития детей осуществляется посредством реализации

Этапы сопровождения ребёнка педагогом – психологом: 1

Этапы сопровождения ребёнка педагогом – психологом: 1

ДОУ, совместная работа со специалистами

ДОУ, совместная работа со специалистами

ДОУ; - консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе; - консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;

ДОУ; - консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе; - консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей;

На сохранение психологического здоровья

На сохранение психологического здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020