Чугаева А.Е.
учитель – дефектолог
г. Пермь,
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 178».
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направленна на системы комплексной помощи детям для наиболее качественного освоения образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Стандарт определяет такую составляющую, как здоровье дошкольников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
В настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой образовательной системы. Современные тенденции образования диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.
Степень включения специалистов в процесс сопровождения так же может быть различной. Например, психолог может опираться на работу учителя – дефектолога, либо взаимодействовать с ним опосредовательно. Но залог успеха деятельности специалистов – это их профессиональное взаимодействие.
Результатом этого взаимодействия будет РАЗРАБОТКА И КОРРЕКТИРОВКА МАРШРУТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы: изучение документов, личных дел; знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка; изучение социума (внешних связей) ребенка; диагностическое исследование.
Специалисты поэтапно составляют индивидуальную программу развития ребенка. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке. Цель диагностического этапа – изучение эмоционально – личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Цель коррекционно – развивающего этапа: - улучшение психического состояния воспитанников, коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации, своевременная организация лечебно – оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого – педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся в дошкольном учреждении – адаптации ребенка, коррекционно – развивающей работы.
Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Воспитание дается ребенку за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы). Возможны неадекватные поведенческие реакции.
В рамках системы мероприятий в нашем образовательном учреждении предлагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа.
Разработана система занятий по комплексному психолого – педагогическому сопровождению воспитанников с ОВЗ.
Мастер – класс по комплексному психолого – педагогическому сопровождению воспитанников с ОВЗ.
Совместное занятие учителя – дефектолога, педагога – психолога с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития).
Тема: «Весна – красна»
Цель – закрепить знания о признаках весны.
Задачи: Образовательные:
- продолжить учить определять и называть признаки весны;
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а так же адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей:
Коррекционно – развивающие:
- развивать кратковременную память;
- продолжать формировать функции внимания;
- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
- развивать навыки общения;
- развивать навыки релаксации;
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- повышать социальную компетентность;
Оборудование: карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, розовый, серый, черный), клубок, магнитофон, аудиозаписи, картинки с признаками весны.
Ход занятия:
1. Вступление (педагог - психолог)
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
2. Игра «Разноцветное настроение» (педагог – психолог)
Описание материала: использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я вас научу раскрашивать свое настроение. Я открою вам один секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получится цветик – семицветик, это цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение;
желтый – веселое настроение;
зеленый – общительное настроение;
синий – спокойное настроение;
розовый – мне трудно понять свое настроение;
серый – скучное настроение;
черный – сердитое настроение.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение, у кого не очень хорошее, мы сейчас поможем. (Неговорящие дети, просто показывают цвет)
3. Основная часть (учитель – дефектолог)
Дыхательная гимнастика: Шарик
Шарик мой воздушный, какой ты не послушный. Зачем ты отвязался, зачем помчался ввысь, Вернись скорее шарик, вернись! |
Поднять руки вверх вдох, опустить вниз длительный выдох со звуком Ш-Ш-Ш-Ш-Ш |
4. Логоритмика (учитель – дефектолог)
Зашагали ножки топ-топ-топ, Прямо по дорожке топ-топ-топ, Ну ка веселее топ-топ-топ, Вот как мы умеем топ-топ-топ, Топают сапожки топ-топ-топ Это наши ножки топ-топ-топ |
Обычная ходьба |
Тук, тук, тук, тук Моих пяток слышен стук Мои пяточки идут, К моей мамочке ведут. |
Ходьба на пятках |
Лед да лед, лед да лед, Но по льду пингвин идет. Скользкий лед, скользкий лед Но пингвин не упадет. |
Ходьба на внешней стороне стопы. |
Наши ножки Бежали по дорожке, Наши ножки Устали немножко |
Бег |
Наши ножки Присели на дорожке, Наши ножки, Отдохнули немножко. |
Присесть на корточки. |
5. Упражнение на развитие кратковременной памяти (учитель – дефектолог)
- Отдохнули, а сейчас внимательно послушайте слова, которые я вам скажу (для неговорящих посмотрите на картинки и послушайте): весна, лужа, сосульки, дождь, март. Послушали, я сейчас еще раз повторю эти слова, а вы запоминайте, запомнили? Давайте еще раз, прослушайте слова, молодцы, а теперь повторим. (Для неговорящих детей в течении 3-5 минут рассмотреть картинки, потом прибавить к ним 1-2, и попросить выбрать, те которые показывала вначале.)
6. Упражнение на релаксацию (педагог - психолог)
Цель: обучение методам
саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Таким образом, психолого - педагогическая помощь детям с ОВ3 позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых отклонений в развитии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.