"Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
Оценка 5

"Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"

Оценка 5
docx
03.05.2023
"Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
статьяПечать.docx

Чугаева А.Е.

учитель – дефектолог

г. Пермь,

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 178».

 

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направленна на системы комплексной помощи детям для наиболее качественного освоения образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Стандарт определяет такую составляющую, как здоровье дошкольников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

В настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой образовательной системы. Современные тенденции образования диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Степень включения специалистов в процесс сопровождения так же может быть различной. Например, психолог может опираться на работу учителя – дефектолога, либо взаимодействовать с ним опосредовательно. Но залог успеха деятельности специалистов – это их профессиональное взаимодействие.

Результатом этого взаимодействия будет РАЗРАБОТКА И КОРРЕКТИРОВКА МАРШРУТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы: изучение документов, личных дел; знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка; изучение социума (внешних связей) ребенка; диагностическое исследование.

Специалисты поэтапно составляют индивидуальную программу развития ребенка. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке. Цель диагностического этапа – изучение эмоционально – личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Цель коррекционно – развивающего этапа: - улучшение психического состояния воспитанников, коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации, своевременная организация лечебно – оздоровительных мероприятий.

Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого – педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся в дошкольном учреждении – адаптации ребенка, коррекционно – развивающей работы.

Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Воспитание дается ребенку за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы). Возможны неадекватные поведенческие реакции.

В рамках системы мероприятий в нашем образовательном учреждении предлагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа.

Разработана система занятий по комплексному психолого – педагогическому сопровождению воспитанников с ОВЗ.

Мастер – класс по комплексному психолого – педагогическому сопровождению воспитанников с ОВЗ.

Совместное занятие учителя – дефектолога, педагога – психолога с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития).

 

Тема: «Весна – красна»

Цель – закрепить знания о признаках весны.

Задачи: Образовательные:

- продолжить учить определять и называть признаки весны;

- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а так же адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей:

Коррекционно – развивающие:

-   развивать кратковременную память;

-   продолжать формировать функции внимания;

- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

-   развивать навыки общения;

-   развивать навыки релаксации;

Воспитательные:

-   воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

-   повышать социальную компетентность;

Оборудование: карточки 8 цветов (красный, синий, желтый, зеленый, розовый, серый, черный), клубок, магнитофон, аудиозаписи, картинки с признаками весны.

Ход занятия:

1.      Вступление (педагог - психолог)

Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Перемена настроения.

Всем ребятам важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся –

В край чудесный отправляемся!

Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.

2.      Игра «Разноцветное настроение» (педагог – психолог)

Описание материала: использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.

            Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я вас научу раскрашивать свое настроение. Я открою вам один секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получится цветик – семицветик, это цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение;

желтый – веселое настроение;

зеленый – общительное настроение;

синий – спокойное настроение;

розовый – мне трудно понять свое настроение;

серый – скучное настроение;

черный – сердитое настроение.

            - Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

            - Спасибо, мне очень приятно, что  у многих из вас сейчас хорошее настроение, у кого не очень хорошее, мы сейчас поможем. (Неговорящие дети, просто показывают цвет)

3. Основная часть (учитель – дефектолог)

Дыхательная гимнастика: Шарик

Шарик мой воздушный, какой ты не послушный.

Зачем ты отвязался, зачем помчался ввысь,

Вернись скорее шарик, вернись!

Поднять руки вверх вдох, опустить вниз длительный выдох со звуком Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

4.      Логоритмика (учитель – дефектолог)

Зашагали ножки топ-топ-топ,

Прямо по дорожке топ-топ-топ,

Ну ка веселее топ-топ-топ,

Вот как мы умеем топ-топ-топ,

Топают сапожки топ-топ-топ

Это наши ножки топ-топ-топ

Обычная ходьба

Тук, тук, тук, тук

Моих пяток слышен стук

Мои пяточки идут,

К моей мамочке ведут.

Ходьба на пятках

Лед да лед, лед да лед,

Но по льду пингвин идет.

Скользкий лед, скользкий лед

Но пингвин не упадет.

Ходьба на внешней стороне стопы.

Наши ножки

Бежали по дорожке,

Наши ножки

Устали немножко

Бег

Наши ножки

Присели на дорожке,

Наши ножки,

Отдохнули немножко.

Присесть на корточки.

5.      Упражнение на развитие кратковременной памяти (учитель – дефектолог)

- Отдохнули, а сейчас внимательно послушайте слова, которые я вам скажу (для неговорящих посмотрите на картинки и послушайте): весна, лужа, сосульки, дождь, март. Послушали, я сейчас еще раз повторю эти слова, а вы запоминайте, запомнили? Давайте еще раз, прослушайте слова, молодцы, а теперь повторим. (Для неговорящих детей в течении 3-5 минут рассмотреть картинки, потом прибавить к ним 1-2, и попросить выбрать, те которые показывала вначале.)

6.      Упражнение на релаксацию (педагог - психолог)

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Таким образом, психолого - педагогическая помощь детям с ОВ3 позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых отклонений в развитии.


 

Чугаева А.Е. учитель – дефектолог г

Чугаева А.Е. учитель – дефектолог г

Тема: «Весна – красна» Цель – закрепить знания о признаках весны

Тема: «Весна – красна» Цель – закрепить знания о признаках весны

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение

Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023