Тема: Психолого-педагогическое сопровождение формирования ученического коллектива на этапе начального образования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ученического коллектива младших школьников…………………………………………………………... |
7 |
1.1 Основные подходы в исследовании психолого-педагогических условий формирования ученического коллектива……………………….. |
7 |
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы… |
13 |
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….. |
20 |
Глава 2. Организация психолого-педагогического сопровождения формирования ученического коллектива на этапе начального образования……………………………………………………………………… |
|
2.1 Особенности психолого-педагогической диагностики по выявлению уровня сформированности ученического коллектива…………………..….. |
|
2.2 Основные направления психолого-педагогического сопровождения становления ученического коллектива в условиях МКОУ «Новостроевская СШ»……………………………………………………………………………… |
|
Вывод по 2 главе………………………………………………………………... |
|
Заключение |
|
Список использованных источников |
|
Приложение А |
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование детского коллектива - проблема актуальная во все времена. Это можно объяснить различными причинами. Так, например, в нашей жизни появился компьютер, Интернет, где легко можно добыть разную информацию. (Причем информация, полученная из сети Интернет и других средств массовой информации, не всегда положительно влияет на сознание ребенка.) Это приводит к тому, что дети большую часть времени проводят в общении с машиной, а не в общении со своими сверстниками. Поэтому теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Другой причиной можно назвать то, что социально-экономические изменения, происшедшие в последние годы привели к тому, что в обществе появились люди, очень сильно различающиеся по материальному достатку. Бывают случаи, когда положение ребенка в школьном коллективе, отношение к нему со стороны одноклассников во многом определяется его материальным достатком (наличие дорогого мобильного телефона, компьютера, планшета и т.д.). И оттого, насколько ребенку комфортно и уютно в коллективе, зависит его обучение и развитие.
В условиях модернизации начальное образование призвано обеспечить развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Все эти качества можно развить у детей через детский коллектив. Вопросы детского коллектива, характерные особенности и межличностные отношения в коллективе, влияние коллектива на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В детском коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Наиболее важным периодом в плане формирования детского коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение формирования ученического коллектива на этапе начального образования».
Объект исследования – процесс развития формирования ученического коллектива.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования ученического коллектива на этапе начального образования.
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия формирования ученического коллектива на этапе начального образования.
Гипотеза исследования – процесс формирования ученического коллектива на этапе начального образования, будет осуществляться успешно, если:
- в работе с младшими школьниками учитывать этапы развития взаимоотношений учащихся друг с другом;
- организовать внеурочную деятельность, предполагающую использование различных форм и методов работы;
- вести работу с родителями по просвещению о проблемах формирования ученического коллектива и к активному участию в жизни класса.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить основные подходы в исследовании психолого-педагогических условий формирования ученического коллектива;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы;
3. Выявить уровни сформированности ученического коллектива;
4. Разработать основные направления психолого-педагогического сопровождения становления ученического коллектива в условиях МКОУ «Новостроевская СШ»
Методологическая основа исследования:
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др.
- Идеи «коллективного воспитания» С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее - В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова.
- Методы сплочения и формирования воспитательных коллективов (Л.И. Новикова, Т.Е. Конникова и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (О.А. Лепнёва, Л.И. Уманский и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (Р.С. Немов ), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Н.П. Фетискин ).
Методы исследования:
- теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта;
- эмпирические методы - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.
Теоретическая значимость: раскрыты актуальные направления научных исследований, связанных с теоретическим и методическим обоснованием проблем формирования ученического коллектива. Результаты исследования могут служить теоретической и методической основой для дальнейшей разработки педагогических условий и методов руководства формированием ученического коллектива на этапе начального образования.
Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по формированию ученического коллектива могут быть использованы в системе образования специалистов начального образования.
База исследования: МКОУ «Новостроевская СШ»
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ученического коллектива младших школьников
1.1 Основные подходы в исследовании психолого-педагогических условий формирования ученического коллектива
В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы, принятых методов обучения и воспитания у ребенка развивается вкус к работе, чувство долга, познавательные и коммуникативные умения и навыки и т.д. Или же, напротив, у него возникает чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей социальной среды, так и в плане собственного статуса среди товарищей (ребенок избегает сложных заданий, ситуаций соперничества, соревнования и т.д.).
Проблемы при формировании коллектива младших школьников:
- Личностные качества коммуникативной сферы младших школьников плохо развиты.
- Низкая или завышенная самооценка учащихся.
- Барьеры в общении и развитии опыта общения в коллективе.
- Необъективное оценивание младшими школьниками своих одноклассников.
- Низкий уровень принятия других в учебном коллективе. 6. Низкий уровень включенности младших школьников в коллектив. Одна из возможностей социализации личности младшего школьника – это формирование детского коллектива [20].
Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности. Коллектив - явление сложное, в нем переплетаются мысли, чувства, стремления, интересы, увлечения самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка[8].
Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. Коллектив - это социальный живой организм. Организм, так как он имеет органы. У органов есть полномочия, взаимная зависимость, ответственность, соотношение частей [18].
Уманским Л.И. и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:
- содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
- организационное единство;
- групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
- психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое) [14].
Фундаментом для формирования коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов [10].
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Формирование – в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определённых качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций [19].
Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. [16].
В социальной психологии процесс формирования рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (Л. И. Уманский и др.) [14].
Новикова Л.И. отмечает, что в современных условиях классный коллектив младших школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе [16].
Влияние коллектива на личность младшего школьника осуществляется не только в процессе совместной деятельности, но и через отношения внутри коллектива, которые рождаются и развиваются во внедеятельностном общении. Направленность такого влияния зависит от характера отношений и положения ребенка в них. Формирование отношений в классе - процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его осуществления является создание педагогических ситуаций как специфической формы организации деятельности и общения [10]. Понимая важность воспитания в коллективе, мы отдаем себе отчет в том, что современный ребенок испытывает самые разнообразные влияния фронтального (или массового), коллективного, группового и индивидуального характера, механизмы воздействия. Взаимное влияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально - психологических особенностей входящих в него детей. Сначала рассмотрим этот процесс в направлении «класс-ребенок». Во-первых, следует отметить, что класс может влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, среди которых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, тем целенаправленнее становится это влияние.
Нередко последнее отождествляется с подавлением, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если он рассматривается только как объект педагогических воздействий. Во-вторых, влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он в системе внутриклассных отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, с одной стороны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой - особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классах различное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся в них. В- третьих, влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, от характера его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оно связано с тем, каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которую входит ребенок и каково отношение к ней со стороны классного руководителя. В- пятых, это влияние определяется наличием в школе такой воспитательной системы, которая была бы в нем заинтересована. В-шестых, влияние класса на личность младшего школьника зависит от его значимости для каждого конкретного ребенка [7].
Безусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся. Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата [12]. В конечном счете, все это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений, формирующихся в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личность школьника.
Существенной характеристикой отношений является их гуманистичность, которая позволяет младшему школьнику реализовывать различные задатки и ощутить свою защищенность. Следует отметить, что гуманистические отношения, возникающие в детской среде, не являются устойчивой характеристикой и поэтому, должны быть объектом специальной педагогической заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и от ее индивидуального социального опыта [4]. Процесс вхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но в значительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделать окружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива. Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позиции в нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причин этого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношение своих товарищей [2]. Занять благоприятное положение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним это удается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию, плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения в коллективе любой ценой [17].
Исследования отечественных психологов показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и в дальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным. Конечно, когда положение младшего школьника в коллективе класса благоприятно и его статус достаточно высок, когда коллектив видит в нем личность яркую, оригинальную, интересную, признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является более благоприятной средой для развития личности такого ребенка [9]. При этом важную роль играет правильность развития ученического коллектива. Необходимо проводить работу по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и неформальных), недоразвитие некоторых признаков коллектива, ошибочность позиции взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство, лжедемократизм) и др. Роль педагога заключается в выработке специальной стратегии и тактики предотвращения и преодоления этих явлений [18].
Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных 30 взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формами организации, стремление к подражанию классом старших возрастов [19].
Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не становятся эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого. В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разным уровнем развития воли. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы. Начальная школа включает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми [2].
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети» [22].
Таким образом, коллектив имеет большое значение в формировании личности, при условии разумного управления им со стороны педагога. При этом важно соотнести потребность детей в общении и задачи, поставленные перед этим коллективом. Формирование коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. При этом важно чтобы педагог владел вопросами теории о формировании коллектива.
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы
К младшему школьному возрасту относят 7–11-летних детей, учащихся 1–4-х классов начальной школы. Младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Ведущей деятельностью становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью [20].
В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста [13]. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно- психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении [9].
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях [14]. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д. Соответственно с физическим развитием, в возрасте 7–11 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами [9]. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы [21].
Восприятие младших школьников характеризуется непроизвольностью. У первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала [9]. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.
Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей [14]. Произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемое внимания с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут.
Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности [9].
В начальной школе важен принцип наглядности. Давая возможность детям расширять сферу конкретных проявлений понятий, учитель облегчает выделение существенного общего и обозначение его соответствующим словом. Основным критерием полноценного обобщения является умение ребенка привести собственный пример, соответствующий полученным знаниям [20].
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется учитель. Начальная школа играет огромную роль в процессе социализации личности, становления нравственного поведения [14]. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил [19]. В данном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни [20]. Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:
- Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
- Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
- Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
- Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
- Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.
- Они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [9].
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания. Таким образом, младший школьный возраст - это период положительных изменений и преобразований. Он позволяет:
- формировать мотивы учения, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы;
- развивать навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- усваивать социальные нормы, нравственное развитие;
- воспитывать адекватную самооценку, развивать критичность по отношению к себе и окружающим;
- развивать навыки общения со сверстниками, устанавливать прочные дружеские контакты.
Вывод по 1 главе
Под сопровождением в педагогике понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сегодня он внедряется в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.
Начальная школа определяет готовность и адаптацию ребенка к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развивает познавательную и учебную мотивацию, самостоятельность и самоорганизацию, формирует желание и «умение учиться», развивает творческие способности. Именно поэтому необходимо оптимизировать учебный процесс на основе проблемного обучения, субъектной модели педагогического взаимодействия, в которой учитель и ученик сотрудничают как равноправные партнеры общения.
Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции: функцию организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; функцию воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений; функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в ряде своих работ подчеркивал необходимость такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, стиль и тон отношений.
В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.) [20].
Список использованных источников
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Владос, 2017. - 208 c.
2. Архипова И.П. Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности младшего школьника // Меридиан. – 2018. – № 5 (16). – С. 30-32.
3. Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации [Электронный ресурс] // Педагогическая психология : электрон. учебник / Б. Б. Айсмонтас ; ИМП РУДН. – М., [б.г.]. – URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/10.html#10.1.2(17.02.2021).
4. Донцов Д. А. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – Москва: Юрайт, 2019. – 205 с.
5. Доровских И. С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? // Там же. – 2016. – № 3. – С. 29-32.
6. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Текст] / О. П. Елисеев. – СПБ, Питер, 2016 – 194 с
7. Казанцева, В. А., Карпенко, А. В. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности [Текст] / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки 2016, №3, Том 1. С. 75-79
8. Козлова А. В. Исследование особенностей развития коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. – 2016. – № 2. – С. 148-152. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentsii-v-mladshem-shkolnom... (дата обращения: 03.03.2021).
9. Лизинский В.М. Модели развития школьных коллективов. Издательство: Педагогический поиск, 2018 г. – текст - ISBN: 978-5-91569-067-6
10. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. – Москва: Юрайт, 2020. –323 с.
11. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективом и родителями. - М.: Глобус, 2016. - 464 c.
12. Межличностные отношения [Электронный ресурс] Развитие межличностных отношений // URL: http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps (дата обращения: 15.03.2021)
13. Монтессори, М. Дети – другие. [Текст]/М. Монтессори. – М.: Издат. Дом «Россь», - 2016. – 372 с.
14. Нишанов М.С. Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности [Электронный ресурс] // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3, № 46. – С. 315-318. – URL: https://novainfo.ru/article/6245 (14.03.2021)
15. Организация коллективного планирования // Сайт педагога - исследователя. –2016. [Электронный ресурс]. URL:http://si-sv.com/publ/4-1-0-25 (дата обращения: 14.03.21).
16. Павлова В. А. Игровая деятельность в развитии коммуникативной компетентности младших школьников // Меридиан : науч. электрон. журн. – 2018. – № 3 (14). – С. 111-113. – URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=775 (дата обращения: 03.03.2021)
17.
Проблемы
деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск 5. - М.: Академия наук
СССР, 2016. - 472 c.
20. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск 6 (материалы к
III всесоюзной конференции). - М.: Институт истории естествознания и техники
им. С. И. Вавилова Российской Академии наук, 2017. - 212 c.
18. Рузов, В. О. Качества эффективного лидера. Психология отношений в коллективе / В.О. Рузов. - М.: Veda Press, 2016. -137 c.
19. Синеева, М.В. Интерактивные методы в подготовке будущего учителя к организации внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2016. – №1. – С.66.
20. Фархшатова, И.А. Диагностика воспитанности ученического коллектива: метод. рекомен. - М.: Издательство «Спутник +», 2016. - 99 с.
21. Чумакова С. П. Теоретические основы воспитания младших школьников : пособие / С. П. Чумакова. – Могилев : Могилев. гос. ун-т, 2016. – 198 с.
22. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. - М.: Феникс, 2016. - 448 c
23. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.