ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В ДОУ.
В Российской Федерации проживает примерно 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей – инвалидов.
На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ОВЗ условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных психоло-педагогических подходов.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
В нашем образовательном учреждении функционирует (2 группы) 1 группа компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами и 2 группа компенсирующей направленности для детей задержкой речевого развития.
1-ая группа компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами в нашем образовательном учреждении были открыты в 2016 года, а вторая группу компенсирующей направленности для детей задержкой речевого развития в 2018 г.
Организация работы в этих группах является инновацией. В число воспитанников 1 группе компенсирующей направленности входят 8 детей с легкой степенью умственной отсталости – 3 ребёнок (36%), Кроме того, у двоих (25%) диагностированы аутистические расстройства, два с задержкой психического развития – (25%), один ребёнок (14%) с синдромом Дауна. Четыре воспитанника имеют статус «ребенок – инвалид». 2 группе 10 детей, с задержкой психического развития – (90%), один ребенок (10%) диагностирован аутистический спектр. Два воспитанника имеют статус «ребенок – инвалид».
Из-за особенностей развития у таких детей затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Все эти особенности развития детей делают их «неудобными» для пребывания в группах общеразвивающей направленности. Педагоги не знают, что делать с такими детьми, так как психолого-педагогическое сопровождение таких детей в условиях дошкольного учреждения недостаточно разработано. Кроме того, эти дети требуют повышенного внимания со стороны педагогов, что вызывает недовольство среди родителей обычных детей.
В нашем городе отсутствуют специализированные дошкольные образовательные учреждения для таких детей. Их семьи вынуждены вести «затворнический» образ жизни. Близкие родственники, в основном мамы, не имеют возможности работать и вести полноценный образ жизни.
Для удовлетворения потребности родителей детей с особыми образовательными запросами и оказания профессиональной систематической помощи ребенку на базе нашего образовательного учреждения были организованы группы компенсирующей направленности: для детей со сложными дефектами и задержкой психического развития.
При организации работы групп была поставлена цель: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Решались следующие задачи:
· Создать благоприятные условия развития и оздоровления детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, используя архитектурные условия и специальное оборудование;
· Обеспечить психолого – педагогическое сопровождение детей в соответствии со структурой дефекта;
· Разработать программно - методическое обеспечение;
· Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
· Для достижения поставленных целей и задач работа в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
· Создание современной развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
· Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей;
· Повышение квалификации педагогов.
Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного образования, в том числе и для групп компенсирующей направленности, на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который определил требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Для организации работы групп компенсирующей направленности, выделены помещения на первом этаже образовательного учреждения. В них отсутствуют пороги, выход на улицу оснащен пандусом. Произведен ремонт с соблюдением всех требований СанПиНа.
Основная форма работы с дошкольниками - игра. Это актуально и при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
В группе имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Для развития познавательной активности детей используются разнообразные дидактические материалы, включающие в себя иллюстративный материал, развивающие задания различной степени сложности, разрезные картинки, разработана система дидактических игр по основным лексическим темам.
Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет повысить интерес детей к непосредственной образовательной деятельности. Педагогами созданы компьютерные презентации, так же используются Интернет-ресурсы при создании системы дидактических игр. Группы оснащены оборудованием: ноутбук, проектор, ЖК телевизор, музыкальный центр.
Применение ИКТ в непосредственной образовательной деятельности помогло сделать её эмоционально насыщенной, наиболее наглядной. Анализ показал, что познавательная мотивация у детей увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Таким образом, можно сделать вывод, что в группах компенсирующей направленности созданы условия для самостоятельного и активного, действия детей в различных видах деятельности.
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
В нашем образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение детей осуществляют:
Медицинский работник, осуществляющий мониторинг здоровья воспитанников.
Педагог-психолог - проводит психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед, который проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Учитель-дефектолог, осуществляющий педагогическую диагностику, разработку и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.
Музыкальный руководитель, обеспечивающий реализацию используемой программы музыкального воспитания.
Инструктор по физическому воспитанию разрабатывает и реализует программу по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, вырабатывает рекомендации для воспитателей.
Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Процесс сопровождения начинается с конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребенка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга.
Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения.
Полученные результаты отражаются в Карте развития ребенка. Мониторинг выявляет не только запаздывание в развитии и проблемы детей, но и положительные моменты, то эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребенка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом, знание тех и других особенностей необходимы для оптимальных форм сопровождения, показывают перспективу дальнейшего развития ребенка, то, над чем нужно работать.
В конце сентября, после проведения мониторинга, проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.
На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, разрабатываются конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. Происходит организация целостного сопровождения, задействован профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.
Непосредственно реализация решений консилиума осуществляется через различные виды и направления работы.
После проведения ПМПк разрабатываются «Индивидуальные маршруты сопровождения», такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.
ПМПк мы считаем наиболее важным и центральным моментом работы службы сопровождения, на который нанизываются другие виды деятельности. ПМПк имеет «плюсы» в том, что он обладает обучающим эффектом, он позволяет педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке поведения детей. Осуществляется тесное взаимодействие с ТПМК и ЦПМПК
Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми проводится с использованием традиционных психологических техник:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды. Развивается тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Результатом работы можно считать то, что дети адаптировались к дошкольному учреждению, с желанием посещают его, активно включаются в совместную деятельность.
Продолжается работа по расширению социального общения детей через привлечение к участию в различных мероприятиях: Всероссийский творческий конкурсах.
Были изучены и используются в работе типовые программы:
«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичивой, Г.В. Чиркиной, Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, а так - же сборник материалов областных педагогических чтений «Проблемы диагностики и ранней коррекции в рамках реализации дошкольного инклюзивного образования».
Литература, используемая для работы, классифицируется по следующим разделам: общая психология (включая словари), детская психология и возрастные особенности детей, коррекционно-развивающая, диагностика уровня развития детей, для родителей, периодические издания, организации психологической службы в ДОУ.
В наличии имеются картотеки: игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы, эмоциональной сферы, стимульного материала к диагностическим методикам в работе с детьми, стимульного материала к диагностическим методикам в работе с родителями и педагогами.
Составлены: коррекционно - развивающая программа для детей компенсирующих групп: целью, которой является когнитивно-личностное развитие детей с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями в развитии, рабочие программы педагогов, индивидуальная адаптационная программа для создания психолого-педагогических условий при подготовке ребенка к общению, установления доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержания радостного настроения, удовлетворения потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Для повышения эффективности педагогического процесса налажено сетевое взаимодействие с ресурсными организациями, такими как:
· психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк) - определение типа образовательного учреждения для каждого воспитанника. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности осуществляется на основании выводов и рекомендаций ПМПк, ТПМПК и ЦПМПК;
· эффективность работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.
Основными направлениями работы с родителями наш коллектив выделил:
· создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
· вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми групп компенсирующей направленности, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на праздники, на дни открытых дверей способствовало налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители детей группы активные участники социально-значимых акций, всех конкурсов и выставок, проводимых в образовательном учреждении.
В результате психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами: улучшилась мелкая и крупная моторика у детей, повысилась познавательная активность, при объяснении задания взрослым, самостоятельно начали выполнять задания, повысилась самооценка, дети стали лучше понимать, обращенную к ним речь взрослого, стали справляться с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия, у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность психолого-педагогического сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами образовательного учреждения, позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.