Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений.
Характерные особенности детей ЗПР:
- Повышенная истощаемость.
- Неустойчивое внимание.
- Своеобразное поведение.
- Недостаточность произвольной памяти.
- Отставание в развитии мышления.
- Дефекты звукопроизношения.
- Бедный словарный запас слов.
- Низкий навык самоконтроля.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы.
- Ограниченный запас общих сведений и представлений.
- Слабая техника чтения.
- Трудности в счёте и решении задач по математике.
- Неустойчивое внимание.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с (ЗПР)- психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороныспециалистов разного профиля, действующих координированно
Задачи:- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР- Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР
Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:
1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.
2. Работа с ребенком
Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.
В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:
характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
данные о состоянии здоровья ребенка;
данные об уровне физического развития ребенка;
показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
показатели эффективности дополнительного образования.
Основные принципы сопровождения:
- безусловное принятие каждой личности;
- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;
- создание условий для саморазвития, личностного роста.
В организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалисты центра руководствуются федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:
Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
Организация коррекционно-развивающего обучения;
Консультирование детей, родителей, педагогов.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:
●Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);
- выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);
- организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;
- мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;
-консультативная помощь врачей-специалистов;
-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.
Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
выявление проблем в ходе массовой диагностики;
обращение родителей за консультациями;
обращения педагогов, администрации;
обращение специалистов других социальных служб.
Выделяют несколько образовательных потребностей как общих для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфических. К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:
- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
- в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
- приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)
- в увеличении сроков освоения АООП НОО до 5 лет
-в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- в наглядно-действенном характере содержания образования;
-в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
Обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе (классе) регламентируют следующие документы:
Закон РФ «Об образовании»;
Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (приказ министерства образования РФ от 08.09.1992 № 333);
Концепция коррекционно-развивающего обучения, утвержденная коллегией министерства образования Российской Федерации;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.