МБОУ СОШ № №38
(многопрофильная)
им.В.М. Дегоева
педагог-нпсихолог
Еналдиева
Людмила Николаевна
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
Поделюсь своим опытом работы в большой школе. Возможно, мой опыт работы кому то покажется интересным или послужит поводом для обсуждения, я смогу воспользоваться возможностью его улучшить.
Я работаю педагогом-психологом более пятнадцати лет и тринадцать из них в МБОУ СОШ № 38. В течение этого времени в школе обучалось около двух тысяч учащихся и это не могло не отразится на характере моей работы, т.к. педагог-психолог в школе пока один.
В соответствии с основным федеральным законом «Об образовании», ФГОС, другими нормативными документами педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, что соотносится со стратегическими целями, а также оказывает психологическую помощь, обучающимся, испытывающим трудности в освоении программ, в развитии, социальной адаптации, родителям, педагогам, что в свою очередь представляет собой тактические цели. На мой взгляд именно тактические цели являются приоритетными в большой школе в условиях, когда в школе работает один педагог-психолог. И именно эти обучающиеся, испытывающие проблемы, являются наиболее уязвимой категорией обучающихся, поэтому находятся в фокусе моего внимания в первую очередь. Наряду с группой риска нуждаются в обязательном психологическом сопровождении учащиеся 1-х, 4-х, 5-х, 9-х, 11-х классов.
Информация по группе риска собирается на основании запросов, поступающих от учителей, родителей, администрации, самих обучающихся или по результатам проведенных скрининговых диагностических обследований, а также бесед с каждым классным руководителем. В начале учебного года и далее не мене двух раз в четверть, а по необходимости, чаще я беседую с классными руководителями и учителями с целью сбора информации в целом по классу, по учащимся в частности. Меня интересуют дети, которые стали хуже учиться, проявляют проблемное поведение, резкую смену поведения, возможно у кого-то ушел из семьи один или оба родителя, родители находятся в состоянии острого конфликта, развода; возникли ли в классе конфликтные отношения, острые натянутые отношения, которые могут привести к конфликту. Своего рода беседа-интервью, глубинное интервью с целью выявления проблем и учетом мнения учителя по каждому поводу. Такая форма работы позволяет мне иметь информацию в целом по школе, определяет субъекты и задает направление работы.
На основе собранных данных формируется группа риска, которая включает в себя несколько блоков:
- Дети, не справляющиеся с учебой, имеющие трудности в обучении;
- Дети, состоящие на внутришкольном учете, учете в ПДН, с отклоняющимся поведением;
- Дети с высоким риском уязвимости, имеющие особые образовательные потребности, дети с ОВЗ, дети-инвалиды;
- Дети, находящиеся в социально-опасном положении;
- Одаренные дети.
Каждый блок содержит:
список обучающихся,
индивидуальные карты развития,
план психологического сопровождения, разработанный для каждого обучающегося,
при необходимости создается индивидуальная программа на основе Рабочих программ,
расписание индивидуальных, групповых занятий.
Сопровождение подразумевает совместные усилия педагога-психолога, учителя, родителей (табл. 3). Совместная работа в триаде позволяет наиболее эффективно справляться с проблемой. В работе с родителями использую методику подключения и активного слушания, что позволяет создать доверительные отношения. После получения согласия на оказание психологической помощи информирую родителей о полученных результатах диагностического обследования, о целях предстоящих коррекционно-развивающих занятиях, разъясняю рекомендации. Систематические встречи с родителями и учителем позволяют отслеживать динамику результатов совместной работы, вносить коррективы.
В работе с детьми, имеющими трудности в обучении, в отдельных случаях требуется подключение других узких специалистов: дефектологов, невропатологов, психиатров. Если работа ведется с трудными детьми, то возможно подключение к работе инспектора по делам несовершеннолетних, тренеров и др.
В настоящее время в комплексном подходе решения проблем, связанных с трудностями в обучении, существует острая потребность в доступности таких узких специалистов как дефектологи. В нашей школе достаточно большое количество обучающихся с нарушениями речи. Не в каждой семье существует возможность водить детей на занятия со специалистом по различным причинам (занятость, отсутствие материальных средств). Подобная практика сильно осложняет возможность получения положительных результатов у данной категории детей.
Но это не единственная проблема комплексного подхода. Острая проблема находится в плоскости учитель – ребенок. Учитель пытается адаптировать учеников с трудностями в обучении к требованиям школы, но конструктивнее искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех, у кого они возникают. Поиск иных подходов в условиях школы, как правило не имеет наработанного опыта, требует дополнительных ресурсов, поэтому, как мне представляется, является звеном в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями, требующим особого внимания.
Усилия психолога направлены на то, чтобы ребенку было комфортно пребывать в школе, помогать преодолевать возникающие трудности, поддерживать и создавать условия для развития. И пусть работа психолога в школе не очевидна, она важна и необходима. Поэтому психолог всегда открыт для каждого, кому нужна поддержка. Хочется верить, что психологов в школе будет больше и у нас появится возможность раскрывать личность каждого обучающегося, выявлять способности, развивать навыки самопознания и саморазвития, навыки реагирования на нестандартные ситуации, как того требует настоящее время.
Литература.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школ / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. С.84
Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. N 6. С. 26-37
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго., М.: МГППУ, 2012., с. 156.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 //http:standart.edu/ru/catalogaspx.Catalogld=
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.