Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Оценка 5

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Оценка 5
docx
16.03.2021
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Психолого-педагогическое сопровождение (ИЮЛЬ 2018 г.).docx

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

                                                         

«Семья - это общество в миниатюре,

                                                        от  целостности  которого зависит безопасность

                                                                   всего большого человеческого общества»

 

А. Адлер

 

«Если ты даешь голодному рыбу, то

накормишь его один раз.

Если ты научишь его ловить рыбу,

то накормишь его навсегда.

 (народная мудрость)

Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

·         обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;

·         поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

 

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, Постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» выделяет следующие группы несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию: дети, испытавшие угрозу жизни и здоровью; дети, оставшиеся без попечения родителей; сироты; безнадзорные и беспризорные; дети, находящиеся в социально опасном положении; дети переселенцев; дети из семей, переживших стихийное бедствие. 

           

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (безнадзорность, сиротство,  малообеспеченность, конфликты, жестокое обращение в семье и т.д.),  которую он  не может преодолеть  самостоятельно.

Общество сталкивается с ужасающими картинами: насилие и жестокость в семьях, отклоняющиеся от   нормы формы поведения детей и взрослых.

Ребенок, который развивается в благоприятной среде,  формирует правильные формы поведения (развиваются такие качества как доброта,  забота о  родных и  близких, хорошее, доброжелательное отношение к людям…).

И, напротив,  неблагоприятная среда в жизни ребенка  пагубно влияет на его развитие (у детей нередко наблюдается агрессия, озлобленность,  грубое, неуважение по отношению к людям, как к взрослым, так и к детям). И, как следствие, приводит к социальной дезадаптации.

Социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации неотделимо от работы с семьей.

Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать спе­циально организованный процесс – социальное со­провождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть определено как особая форма социальной (включая психосоциальную и социально-педагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае понимается как целостная и ком­плексная система социальной поддержки и психолого-педаго­гической помощи, оказываемой в рамках деятельности социаль­ных служб.

Среди детей, сталкивающихся с  жизненными  трудностями, более уязвимыми оказываются те, у которых семья не являлась опорой и поддержкой,  где им не оказывалась необходимая  помощь.

Социально педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, – это взаимодействие социального педагога с другими  специалистами, призванными оказывать помощь и поддержку семье и детям. Это план взаимодействия для индивидуального решения   проблемы по выходу из трудной ситуации и, как результат,  успешная социализация ребенка.

Социально-педагогическая поддержка – это организация социально-педагогических усло­вий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социально-педагогической поддержки в том, чтобы создать «дружествен­ную социальную среду», где растущий человек мог бы найти поддержку взрослого  и научиться жить его в меняющемся социуме.

 Именно эти приоритеты определяют цели, задачи, основное содержание деятельности системы социально-педагогической поддержи и защиты прав детей в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».

Можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социально-педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:

·         пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

·         изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, труд­ных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

·         выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных обучающихся с привлечением специалистов из соответствующих орга­низаций;

·         индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, пе­дагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

·         организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;

·         организация летнего оздоровительного отдыха детей из малообеспечен­ных, многодетных, асоциальных семей.

Социально – педагогическая деятельность осуществляется на основе системного подхода, что помогает подключить к социальному развитию детей и подростков  различные  государственные и общественные структуры, семью и, прежде всего самого обучающегося.

Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов со специалистами: психологами, социальными работниками, врачами, представителями  органов власти и общественности.

Только при  соблюдении этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и  попечительстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, патронаже и других видах социальной помощи.

Социальный педагог  в образовательной школе  является гарантом прав и интересов детей в решении жизненных проблем ребенка в семье и  школе.

 

                                                       Социально-педагогическое сопровождение детей

из семей находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

             Среди  проблем, связанных с  обучением и воспитанием детей и подростков, выделяется множество отчетливо видимых, которые не обошли стороной и нашу школу.

В ОУ ежегодно составляются социальные паспорта классов, школы, что способствует  раннему выявлению детей из  семей,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

            

            Осуществляется комплекс мер для оказания помощи  семье и детям:

Во-первых, осуществляется ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска в развитии ребёнка. Ведется банк данных  «группы риска» и социально неблагополучных семей.

 Данная работа организована по двум основным уровням:

- контроль классного руководителя – дети, семьи «группы риска»;

- контроль социального педагога -  семей требующих особого внимания (социально неблагополучные семьи).

На каждом уровне индивидуально профилактическая работа проводится работа, отражённая  в соответствующей документации (дневники наблюдений с профилактическими мероприятиями,  ведутся личные дела социально-неблагополучных семей).

Во-вторых, это коррекционные меры в отношении детей и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а именно: организация досуга детей; обеспечение детей из малоимущих семей бесплатными путевками в оздоровительные лагеря, санатории; участие в организации школьного консилиума для определения вида обучения ребенка; направление на ПМПК; профилактика правонарушений; правовое воспитание учащихся; пропаганда здорового образа жизни; педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания, образования и развития детей; патронирование семей; повышение психолого-педагогических знаний родителей. Все эти мероприятия осуществляются во взаимодействии со специалистами школы, службами и ведомствами, призванными оказывать помощь и поддержку семье и детям.

 В-третьих, это социально-педагогическая  деятельность с учителями, направленная на консультирование педагогов, взаимодействие и социально - педагогическое сопровождение  детей из семей,  оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

   Таким образом, только при объединении усилий специалистов школы, социальных служб, общественных организаций, создании условий для позитивной социализации ребенка будет возможен успешный  результат в воспитании подрастающего поколения.

Содержание работы с семьей

  Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Проблемы семьи, требующей особого внимания (неблагополучной), как правило, многообразны и многочисленны.

Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях и связанных с семьей подолгу службы. Социальный педагог координирует усилия различных организаций, с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, способствовало потребностям ее развития.

 

Социальный педагог оказывает семье следующие виды помощи:

  • Информационная (информация о режиме работы, функциях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках информации)
  • Организационная (инициирует рассмотрение проблем семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения проблем семьи)
  • Методы работы с семьей

 

Социальный патронаж - форма, наиболее плотного взаимодействия с семьей. Социальный педагог находится в курсе всего происходящего в семье, оказывает существенное влияние на направление и темп происходящих перемен. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и эпизодически подключается к решению отдельных проблем семей.

 

Консультирование - сопутствует социальному патронажу и является самостоятельным методом работы с социально-адаптированными семьями, они могут обратиться к социальному педагогу для решения отдельных проблем, связанных с семейными отношениями и воспитанием детей. Цель консультирования - краткосрочная рациональная психотерапия, предоставление необходимой информации.

Оказание материальной помощи:

Принципиальная позиция состоит в изменении ситуации семьи таким образом, чтобы она смогла сама себя обеспечить. Оказание материальной помощи идет по нескольким направлениям:

А. Оказание экстренной материальной помощи (приобретение необходимых предметов, обуви, одежды,     

     школьных принадлежностей …).

Б. Оказание плановой материальной помощи.

В. Оказание помощи в оформлении субсидий по оплате коммунальных услуг, пособий, пенсий…

Г. Оказание помощи в трудоустройстве.

 

Принципы работы с неблагополучной семьей.

  • Необвинительность. Вместо обличении  и упреков, пусть даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
  • Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.
  • Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.
  • Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.
  • Отношения с семьей строятся на деловой основе.
  • Уважение норм и ценностей патронируемых.
  • Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
  • Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога, что предполагает высокий и уровень квалификации и разностороннюю подготовку специалистов, а также привлечение квалифицированных специалистов различного профиля на договорной основе.

 

При посещении семьи на дому следует соблюдать следующие правила:

§  Не идите непрошенными, постарайтесь любыми путями получить приглашение от члена семьи

§  Проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов

§  Исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения

§  Беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальности встречи

§  Не предъявляйте претензий к родителям

§  Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника

§  Советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи

§  Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах

§  Не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм

План реабилитационных мероприятий

 

1.Этап: 

- Поступление информации о семье;

- Сбор информации о семье;

- Знакомство с семьей.

2 Этап:  Вхождение в семью.

Создание и поддержание мотивации к выходу из трудной жизненной ситуации (кризиса)

В основе мотивов к работе лежат:

1.       Осознание семьей необходимых перемен

2.       Хороший контакт, доверие членов семьи

3.       Четкое представление членов семьи о возможностях социально-педагогической деятельности и границах.

4.       Реальные результаты совместно принятых шагов, первые ощутимые, пусть небольшие, перемены к лучшему.

5.       свободный выбор в основе, которого позитивные намерения самих членов семьи

6.       Необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка социальным педагогом усилий членов семьи для достижения успеха

7.       Выдвижение реально достижимых целей

8.       Постепенное решение проблем, движение по ступенькам

 

Для поддержания мотивации необходимо обеспечить:

  1. Продвижение в решении проблем, что достигается поэтапными планомерными целенаправленными совместными действиями членов семьи и социального педагога
  2. Демонстрацию семье эффекта от прилагаемых ею усилий, укрепление ее веры в собственные силы
  3. Привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи
  4. Свободное прохождение информации в системе: Семья - Социальный педагог - Сеть взаимодействия
  5. Своевременный анализ «сопротивления» семьи и неэффективных контактов в Сети взаимодействия
  6. Гибкость и творческий подход. Движение в русле позитивных стремлений и желаний самих подопечных.

 

3 Этап:  Сбор информации о семье.

  1. Тщательный  сбор объективной информации в местах пребывания членов семьи
  2. Сопоставление информации из разных источников
  3. Применение широкого диапазона методов сбора информации (беседы, изучение документации, опросники, диагностические методы)
  4. Сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей
  5. Сбор информации - не самоцель. Сбор информации необходимой и достаточной для работы с семьей.

 

Социальный  педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах  ее пребывания.

Ему необходимо знать:

- состав семьи;

- характеристику внешних и внутренних контактов семьи (ближайшие родственники);

- нормы, ценности, правила, представления данной семьи; 

 - способности и возможности членов семьи;

- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;

- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

 

Методы сбора информации

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов.

Прежде всего, это беседа  с членами семьи и лицами из ее ближайшего  окружения.

Социальный педагог может использовать такие разновидности беседы, как структурированное интервью, или беседа в расширенном  составе (с привлечением других сотрудников, либо особо важных для членов семьи). Социальный педагог активно использует для сбора информации диагностические методы. Диагностические процедуры проводятся им самим, при необходимости подключает психолога, специалистов.

Составляется акт обследования жилищных условий, карта социальных связей  семьи (подростка).

Собранная  информации заносится в « Карту семьи», «Карту ребенка», другие документы, охраняется, как конфиденциальная. От посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.

Социальный педагог  по мере необходимости прибегает к консультативной  помощи специалистов и использует их заключения в своей работе.

На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из трудной жизненной ситуации (кризиса).

Этап 4: Анализ информации о семье

Осуществляется с целью нахождения оптимального подхода к решению проблем в семье, наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. В  подходах к решению тех или иных проблем в семье

Этап 5: Выведение семьи из социальной изоляции. Составление плана работы с семьей

План содержит конкретные шаги для решения проблем семьи. Социальный педагог вовремя оказывает семье необходимую информацию, организационную, моральную, материальную помощь.

Этап 6: Выход из семьи

Снятие семьи с учета рассматривается с участием классного руководителя,  соц. педагога и администрации школы.

 

План срабатывает при  доверительном контакте со всеми  членами семьи.

 

 

 


 

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

Среди детей, сталкивающихся с жизненными трудностями, более уязвимыми оказываются те, у которых семья не являлась опорой и поддержкой, где им не оказывалась необходимая помощь

Среди детей, сталкивающихся с жизненными трудностями, более уязвимыми оказываются те, у которых семья не являлась опорой и поддержкой, где им не оказывалась необходимая помощь

ПМПК; профилактика правонарушений; правовое воспитание учащихся; пропаганда здорового образа жизни; педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания, образования и развития детей; патронирование семей; повышение психолого-педагогических знаний…

ПМПК; профилактика правонарушений; правовое воспитание учащихся; пропаганда здорового образа жизни; педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания, образования и развития детей; патронирование семей; повышение психолого-педагогических знаний…

Индивидуальный подход . Решение конкретных проблем конкретной семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания

Индивидуальный подход . Решение конкретных проблем конкретной семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания

Этап: Сбор информации о семье

Этап: Сбор информации о семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2021