Психолого - педагогическое сопровождение трудового обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе
Оценка 4.9

Психолого - педагогическое сопровождение трудового обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Психолого - педагогическое сопровождение  трудового обучения учащихся с ОВЗ  в коррекционной школе
Псих.-педаг. сопров. с ОВЗ.docx

Психолого - педагогическое сопровождение

 трудового обучения учащихся с ОВЗ

 в коррекционной школе

 

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья трудовое воспитание приобретает особое значение в процессе социальной адаптации, важнейшей итоговой задачей которой является  подготовка выпускника к самостоятельной жизни.         

В школе создана коррекционно - развивающая  служба,  которая позволяет более целостно и всесторонне подойти к вопросу сопровождения  ребёнка.

В состав КРС входят: административная служба, социально-педагогическая, психологическая, логопедическая и медицинская.

Это не случайно, т. к. успех возможен только при взаимном содействии всех служб школы.

Социально- психологическое сопровождение трудовой деятельности учащихся, реализуемое специалистами КРС,  включает в себя следующие направления: диагностическое,  пропедевтическое, коррекционно-развивающее, консультационное и просветительское. 

Важное место в сопроводительной деятельности занимает диагностическая работа, в ходе которого оцени­ваются особенности актуального психического состояния учащихся, возможности их развития, а также определяются направления психолого-педагогической помощи.

Диагностируются  такие показатели как:

·        особенности развития процессов когнитивной сферы (процессов вос­приятия, памяти, внимания, мышления и т. п.).

·        нарушения в эмоционально-мотивационной сфере (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, тревожность и т. п.);

·        индивидуально-типологические особенности учащихся

·        диагностика профориентационных намерений ученика

Социальными педагогами отслеживаются условия социальной среды, особенности внутрисемейных отношений.

Нами разработана анкета для родителей и учащихся школы с целью оказания помощи и изучении затруднений, возникающих при выборе профессий: «Профориентационная анкета».

С этого учебного года мы имеем возможность осуществлять компьютерную диагностику, благодаря которой за небольшой промежуток времени школьный психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

В процессе такой работы постепенно начинает накапливаться своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов.

Важным  этапом является коррекционно-развивающая деятельность специалистов КРС с учащимися.

На пропедевтическом этапе (это учащиеся 1-4 классов) организуются коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и  сенсорных процессов.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В 7- 8 классах реализуется программа коррекционно-развивающих занятий «Учимся понимать друг друга», где особое внимание уделяется формированию у учащихся навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия, систематизируются знания о мире профессий с точки зрения целей и условий труда, воспитанию уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.

В 9-10 классе реализуется программа «Шаги к профессии» (адаптированный вариант программы Рязапкиной Г.), которая помогает учащимся изучить свои личностные особенности, интересы и склонности, получить информацию о правилах выбора профессии, способствует осознанию своих личностных, физических, интеллектуальных  возможностей и умению соотнести их с требованиями будущей профессии.

Результаты реализации программы «Шаги к профессии» показывают, что все учащиеся, по итогам прошлого года,  в итоге были съориентированны в отношении дальнейшей своей судьбы, трудовой деятельности, сделали свой выбор; мнения родителей и детей стали совпадать.

Начиная с 8 класса, на каждого учащегося вводится Карта социальной зрелости, которая предназначена для осуществления индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его потенциальных возможностей,  для информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса. В ней отражаются физическая готовность, социально-педагогические особенности, профессионально-трудовая готовность, морально-волевая готовность.

Коррекционно-развивающая работа проводится и с учащимися, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта.

С учащимися начального звена реализуется программа коррекционно-развивающих занятий «Чувствуем, познаем, размышляем» (модификация Ильиной М.В.) , которая способствует обогащению сенсомоторного опыта через игровую деятельность.

Значение сенсорного развития переоценить трудно. Именно опора на развитие сенсомоторики считается наибо­лее благоприятным для совершенствования деятельности ор­ганов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Программа коррекционно-развивающих занятий «Мир вокруг нас» реализуется с учащимися среднего звена и способствует обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха, развитию коммуникативных навыков в различных жизненных ситуациях.

Одной из форм взаимодействия специалистов является проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по 6-м, и выпускным классам.

На школьном ПМПК  по 6-м классам обсуждается правильность выбора трудового направления учащегося. Все службы школы дают сведения о каждом учащемся относительно его психофизических, социальных возможностей.

Результатом этой работы является распределение учащихся по направлениям допрофессионального трудового обучения (слесарное дело, столярное, швейное, обувное, рабочий по обслуживанию здания).

На школьном ПМПК по выпускным классам уточняется уровень сформированности у учащихся личностной готовности к профессиональному  самоопределению, уточняются намерения учащегося относительно своего профессионального будущего после окончания школы.

 По итогам школьного консилиума определяется оптимальность выбора, намечаются пути по дальнейшему обучению каждого выпускника.

Затем, социальные педагоги оказывают активную помощь учащимся в сборе документов для поступления в ПУ, совместно с родителями и учащимися посещают информационно-разъяснительное собрание в ПУ, а также проходят, при необходимости,  собеседование при поступлении в ПУ.

В рамках  психолого-педагогического сопровождения   детей с ограниченными возможностями здоровья  организуется целенаправленная психолого-педагогическая  работа с  родителями.

Для решения данной цели ежегодно проводятся:

- дни открытых дверей в  начальной школе и среднем звене, которые способствуют расширению представлений о школе у родителей  и повышению статуса школы в их глазах.

-открытые занятия для родителей, проводимые специалистами школы, призваны развивать у них потребность собственного участия в коррекционно-развивающем процессе.

- В  системе проводятся индивидуальные консультации с целью формирования у родителей правильных и полноценных представлений об особенностях и перспективах развития их ребенка. Консультации позволяют  найти родителям ответы на волнующие вопросы.

- Кроме того, социальные педагоги, педагоги-психологи школы посещают вместе с родителями и детьми специалистов других социальных институтов города (ПУ, детского психоневролога и др.).

- организуются общешкольные род. собрания, где проводиться  большая разъяснительная работа  по  вопросам профориентации, с приглашением специалистов ПУ , биржи труда и др.

- занятия для родителей  в Семейном клубе, организуемое социальными педагогами.

Т.О. психолого - педагогическое сопровождение позволяет всесторонне изучить индивидуально - трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию, нацеливать ребёнка на оптимально доступный для него вид деятельности, готовить к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому  и  в  воспитательной  работе  труд  должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.

 

 

Психолого - педагогическое сопровождение трудового обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение  трудового обучения учащихся с ОВЗ  в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение трудового обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение  трудового обучения учащихся с ОВЗ  в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение трудового обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение  трудового обучения учащихся с ОВЗ  в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение трудового обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе

Психолого - педагогическое сопровождение  трудового обучения учащихся с ОВЗ  в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020