Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
дефектология
Детсад
12.11.2018
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
• создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
• предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
• чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
• игровой характер заданий;
• учет уровня развития познавательной деятельности.
Диагностика развития детей дош.воз..docx
Психологопедагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд
условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
создание в ходе обследования комфортности, установление
эмоционального контакта;
ситуации успеха,
экспериментатором;
предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания
вызывающей желание дальнейшей работы с
чередование словесных и наглядных методик для
предупреждения утомления;
игровой характер заданий;
учет уровня развития познавательной деятельности.
Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком,
которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время
беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об
окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные
особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.
При отборе методик для диагностического обследования детей
дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные
новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно
образного мышления, ведущей деятельности игровой, а также типичных
видов деятельности конструирования и рисования.
Важной задачей обследования детей 4 5го года жизни является
изучение уровня развития их ориентировочнопознавательной деятельности.
Именно ориентировочнопознавательное действие становится основной
структурной единицей познания.
В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно
познавательных действий:
хаотические действия;
перебор вариантов;
целенаправленные пробы;
практическое примеривание;
зрительная ориентировка.
Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 5 лет
решают практические и проблемнопрактические задачи методом
целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и
появляется сюжетноролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к
продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
При обследовании детей 6го года жизни необходимо учитывать
следующие психологические новообразования: сюжетноролевая игра;
отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение
имеют также такие показатели развития, как решение задач методом
практического примеривания, а в некоторых случаях методом зрительной
ориентировки.
Главная цель обследования детей 7го года жизни целенаправленное
изучение их психологической готовности к школьному обучению. Понятие "психологическая готовность к школе" включает в себя
несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально
волевую и коммуникативную готовность (т.е. умение ребенка строить свои
отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно
считать:
принятие задания;
понимание условий задания;
способы выполнения (хаотические действия, примеривание,
зрительная
практическое примеривание,
целенаправленные пробы,
ориентировка);
обучаемость в процессе обследования;
отношение к результату деятельности.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей
дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в
форме "обучающего эксперимента", а также задания, позволяющие выявить
уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению
познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной
литературе.) Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер
деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как
проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и
использовать вспомогательные предметы для достижения цели.
Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не
только "актуальный" уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону
ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить
индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.
Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в
школе используются различные методы: наблюдение во время различных
видов детской деятельности, беседа.
Основными показателями состояния эмоциональноволевой сферы
дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно
реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу,
умение преодолевать трудности.
Важным условием психологической готовности к школе является также
владение некоторыми элементарными учебными навыками звуковым
анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также
готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об
окружающем мире.
Обязательным компонентом психологопедагогического изучения
ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.
Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в
логопедической практике методами и включает в себя изучение основных
компонентов, составляющих речевую систему.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его
игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических
критериев. Для детей дошкольного возраста игра ведущая деятельность, так
как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:
внутри игры возникают и дифференцируются новые виды
деятельности, например учения;
в ней перестраиваются частные психические процессы;
от нее зависят основные изменения личности в данный период.
В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения
наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует
возрастному уровню,
либо приобретает своеобразный характер.
Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного
усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение
инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность,
монотонность,
отсутствие или снижение эмоциональной реакции,
сопровождающей изменение характера игры. Несформированность игровой
деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.
У детей характер игры может быть представлен манипуляцией,
процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.
При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий.
Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постукивает, перекладывает с
места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или
заменяющего ее предмета (например, "пересыпает" кубики, постукивает
одной матрешкой о другую и т.д.).
В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не
направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребенку
удовлетворение и может повторяться многократно (катание машины,
нагромождение кубиков без цели чтолибо построить и т.д.).
Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной большей
осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий,
появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится
методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского
сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной
игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое
сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку
предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними.
Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подходит к игрушкам.
Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к
ним, желание поиграть и целенаправленность действий.
Оцениваются:
проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и
высказывания, просьбы);
выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать
какуюто игру или случайный, с целью взять игрушек побольше,
безотносительно к их назначению);
адекватность использования игрушек, т.е. соответствие
использования предмета его назначению (неадекватное использование:
ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот;
нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой
игры);
возможность организации и уровень самостоятельности игры
(манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);
характер игры (однообразная, творческая);
поведение во время игровой деятельности (эмоциональные
реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры,
реакция на участие взрослого).
Отсутствие игры в ситуации обследования не является показателем
отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна.
Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка
отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не
способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет
действия, можно думать о снижении умственного развития. Отсутствие
возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об
отклонении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возрасте
свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих
особенностей при учете других показателей может указывать на снижение
интеллекта.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и
сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные
действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка
следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется
оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в
том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития,
показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших
успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности
становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.