Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
дефектология
Детсад
12.11.2018
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния: • создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта; • предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором; • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления; • игровой характер заданий; • учет уровня развития познавательной деятельности.
Диагностика развития детей дош.воз..docx
Психолого­педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста При   проведении   обследования   дошкольников   следует   соблюдать   ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:    создание   в   ходе   обследования   комфортности,   установление   эмоционального контакта; ситуации   успеха, экспериментатором;  предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания   вызывающей   желание   дальнейшей   работы   с    чередование   словесных   и   наглядных   методик   для предупреждения утомления;  игровой характер заданий;  учет уровня развития познавательной деятельности.   Психологическое   обследование   начинается   с   беседы   с   ребенком, которая   направлена   на   установление   эмоционального   контакта.   Во   время беседы   выявляются   общий   запас   знаний   и   представлений   ребенка   об окружающем,   ориентировка   во   времени,   пространстве,   эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.  При   отборе   методик   для   диагностического   обследования   детей дошкольного   возраста   необходимо   учитывать   психологические   возрастные новообразования:   уровень   развития   перцептивных   действий,   наглядно­ образного   мышления,   ведущей   деятельности   ­   игровой,   а   также   типичных видов деятельности ­ конструирования и рисования.  Важной   задачей   обследования   детей   4   ­   5­го   года   жизни   является изучение уровня развития их ориентировочно­познавательной деятельности. Именно   ориентировочно­познавательное   действие   становится   основной структурной единицей познания.  В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно­ познавательных действий:   хаотические действия;  перебор вариантов;  целенаправленные пробы;  практическое примеривание;  зрительная ориентировка.      Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 ­ 5 лет решают   практические   и   проблемно­практические   задачи   методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно­ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).  При   обследовании   детей   6­го   года   жизни   необходимо   учитывать следующие   психологические   новообразования:   сюжетно­ролевая   игра; отражение   сюжета   в   продуктивных   видах   деятельности.   Важное   значение имеют   также   такие   показатели   развития,   как   решение   задач   методом практического примеривания, а в некоторых случаях ­ методом зрительной ориентировки.  Главная цель обследования детей 7­го года жизни ­ целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению. Понятие   "психологическая   готовность   к   школе"   включает   в   себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально­ волевую и коммуникативную готовность (т.е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).  Основными   параметрами   умственного   развития   дошкольника   можно считать:      принятие задания;  понимание условий задания;   способы   выполнения   (хаотические   действия,   примеривание,   зрительная   практическое   примеривание, целенаправленные   пробы, ориентировка);  обучаемость в процессе обследования;  отношение к результату деятельности.   При   диагностике   особенностей   познавательной   сферы   детей дошкольного   возраста   используются   специальные   задания,   проводимые   в форме "обучающего эксперимента", а также задания, позволяющие выявить уровень   сформированности   знаний   и   умений.   (Методики   по   изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе.)   Анализ   выполнения   заданий   позволяет   оценить   характер деятельности   ребенка:   понимает   ли   он   практическую   ситуацию   как проблемную,   анализирует   ли   условия,   может   ли   самостоятельно   найти   и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.  Такой   подход   к   оценке   действия   ребенка   позволяет   определить   не только   "актуальный"   уровень   развития,   но   и   потенциальный,   т.е.   зону ближайшего   развития.   Это,   в   свою   очередь,   дает   возможность   составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.  Для   обследования   мотивационной   готовности   ребенка   к   обучению   в школе   используются   различные   методы:   наблюдение   во   время   различных видов детской деятельности, беседа.  Основными   показателями   состояния   эмоционально­волевой   сферы дошкольника   служат:   владение   правилами   поведения,   умение   адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.  Важным условием психологической готовности к школе является также владение   некоторыми   элементарными   учебными   навыками   ­   звуковым анализом   слова,   чтением,   вычислительными   навыками.   Важна   также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.  Обязательным   компонентом   психолого­педагогического   изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.  Логопедическое   обследование   осуществляется   общепринятыми   в логопедической   практике   методами   и   включает   в   себя   изучение   основных компонентов, составляющих речевую систему.  Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая   деятельность,   а   ее   оценка   может   быть   одним   из   диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра ­ ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н. Леонтьева:    внутри   игры   возникают   и   дифференцируются   новые   виды деятельности, например учения;  в ней перестраиваются частные психические процессы;  от нее зависят основные изменения личности в данный период.   В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному   уровню,   либо   приобретает   своеобразный   характер. Характерными   показателями   при   этом   являются   отсутствие   постепенного усложнения   игры,   недостаточность   конструктивного   творчества,   снижение инициативности   в   игре,   а   также   ее   однообразие,   стереотипность, монотонность,   отсутствие   или   снижение   эмоциональной   реакции, сопровождающей   изменение   характера   игры.   Несформированность   игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.  У   детей   характер   игры   может   быть   представлен   манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета.  При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постукивает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего   ее   предмета   (например,   "пересыпает"   кубики,   постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).  В   процессуальной   игре   совершенствуются   игровые   действия,   не направленные на конечный результат. При этом действие доставляет ребенку удовлетворение   и   может   повторяться   многократно   (катание   машины, нагромождение кубиков без цели что­либо построить и т.д.).  Игра   с   элементами   сюжета   отличается   от   процессуальной   большей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стереотипность действий, появляется конечный результат. Изучение игровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры   оцениваются   ее   содержание,   характер,   поведение   ребенка   и   речевое сопровождение   игры.   В   ситуации   обследования   в   кабинете   ребенку предоставляется   возможность   выбрать   игрушки   и   действовать   с   ними. Наблюдение   начинается   с   момента,   когда   ребенок   подходит   к   игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной реакции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целенаправленность действий.  Оцениваются:     проявление   интереса   к   игрушкам   (эмоциональные   реакции   и высказывания, просьбы);     выбор   игрушек   (отбор   тематический,   с   целью   организовать какую­то   игру   или   случайный,   с   целью   взять   игрушек   побольше, безотносительно к их назначению);   адекватность   использования   игрушек,   т.е.   соответствие использования   предмета   его   назначению   (неадекватное   использование: ребенок   рвет,   ломает,   облизывает,   сосет,   пытается   взять   предмет   в   рот; нелепые   действия   с  предметами,  не   диктуемые   их   качеством   или   логикой игры);    возможность   организации   и   уровень   самостоятельности   игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);    характер игры (однообразная, творческая);   поведение   во   время   игровой   деятельности   (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого). Отсутствие   игры   в   ситуации   обследования   не   является   показателем отклонений   в   развитии,   так   как   эта   ситуация   для   ребенка   необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует   интерес   к   игрушкам   или   он   пользуется   ими   неадекватно,   не способен сам организовать игру, а при помощи взрослого только повторяет действия,   можно   думать   о   снижении   умственного   развития.   Отсутствие возможности   развернуть   сюжетную   игру   у   детей   старше  4  лет   говорит   об отклонении   в   развитии,   а   игра   на   уровне   манипуляции   в   том   же   возрасте свидетельствует   о   глубоком   отставании   в   развитии.   Наличие   этих особенностей  при  учете   других  показателей   может  указывать   на  снижение интеллекта.  Таким   образом,   полученная   в   результате диагностики информация   и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать  этому  ребенку   помощь.  Искусство педагога как   раз  заключается   в том,   чтобы   открыть   перед   каждым   ребенком   перспективы   его развития, показать   ему   те   сферы,   где   он   может   проявить   себя,   достичь   больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018