Психолого-педагогические и методические аспекты проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2017
Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Очевидно, что процесс познания (исследования) должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Должен быть представлен метод, с помощью которого школьник под руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, числа и т.д.Психолого-педагогические и методические аспекты проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Путь.doc
Перепечина Галина Ивановна
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с. ХоботБогоявленское Первомайского района Тамбовской области
Email: perepechinagalina
@ mail
. ru
Психологопедагогические и методические аспекты проектно
исследовательской деятельности в начальной школе
Формирование
исследовательской деятельности в младшем
школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания.
Очевидно, что процесс познания (исследования) должен осуществляться в
единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика.
Должен быть представлен метод, с помощью которого школьник под
руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и
существования языка и слова, числа и т.д.
Важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в
начальной школе – овладение научным методом. Этот метод позволит
ученику увидеть явление, мир целостно, с разных позиций.
Расширение и обогащение чувственного опыта ученика
представлениями о мире, человеке, самом себе является составляющей
исследовательской деятельности младшего школьника. Наблюдение
явлений окружающего мира, природы, событий и жизни людей, собственных
душевных проявлений становится необходимой предпосылкой
формирования целостного представления о жизни и мире. Таким образом,
исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте приобретает смыслы только в контексте формирования целостной личности
ребёнка.
Конкретное педагогическое и методического воплощение данного
подхода нашло отражение в ряде развивающих программ для младших
школьников, которые реализуются в образовательном процессе школ
Первомайского района. В нашей школе в 2006 году создано научное
общество обучающихся «Эксперимент», в котором работает секция
младших школьников «Я – исследователь». Учащиеся начальных классов
активно участвуют в проектноисследовательской деятельности,
разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты. Практическая
реализация проектноисследовательской деятельности основана на
следующих психологопедагогических и методических аспектах.
Вопервых, мы считаем, что правильный выбор темы проекта – это
начало успеха. Тема проекта должна не только соответствовать возрасту,
интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры,
духовных ценностей.
Школьникам предлагаются темы, связанные с
историей села и школы. Наибольший интерес вызвали темы « История мой
улицы», «История моей семьи», «Возрождение храма» и др.
Вовторых, нами осуществляется стимулирование положительной
мотивации. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация
становятся проблемными для конкретного ученика, вызывают личную
заинтересованность.
Втретьих, ученик должен владеть средствами познавательной,
исследовательской деятельности. С этой целью организуется (под
руководством учителя) совместная деятельность. Школьники составляют
план проектаисследования, определяют цель и задачи и т.д. В рамках кружковой работы школьники учатся работать с различными
информационными источниками, отбирать нужный материал. Проводят
наблюдения, беседуют с различными людьми, совершают экскурсии в
музеи.
Вчетвёртых, проектноисследовательская работа включает умение
описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его
перед классом. В нашем опыте используются следующие формы
представления результатов проекта: книжкираскладушки, тематические
стенды, стенгазеты, компьютерные презентации, дидактические материалы
для уроков, сценарии праздников.
Приведём примеры. Результатом индивидуального проекта «История
моей семьи» стала компьютерная презентация, а результатом коллективной
работы учащихся на тему «Главные составляющие здоровья» стала
постановка спектакля «Репка на новый лад».
Введение проектноисследовательской работы в начальных классах ,
безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность
захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только
умственные, практические умения, но и культурные и духовные
способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно
исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые
возможности, раскрываются их личностные качества, повышается
самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные
умения, самостоятельность, самоконтроль.
Список литературы 1. Лифинцева Н.И. Смыслы и формы организации проектно
исследовательской деятельности в начальных классах //
Начальная школа. 2009. № 9. С. 66 – 71.
2. Стасько А.В. Личностноориентированное обучение – средство
формирования познавательной активности учащихся //
Начальная школа. 2011. № 1. С. 42 – 44.
Психолого-педагогические и методические аспекты проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Психолого-педагогические и методические аспекты проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Психолого-педагогические и методические аспекты проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Психолого-педагогические и методические аспекты проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.