Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка
Оценка 5

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +1
Все классы
23.08.2018
Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка
Методика Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.Методические рекомендации Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка
pomanova.docx
Психолого­педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка Проблема   изучения   психомоторных   качеств   у   детей   не   нова.   В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по   изучению   и   развитию   психомоторных   качеств   как   компонента психомоторики человека. Мелкая   моторика   —   совокупность   скоординированных   действий нервной,   мышечной   и   костной   систем,   часто   в   сочетании   со   зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К   области   мелкой   моторики   относится   большое   количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади   двигательной   проекции   коры   головного   мозга   занимает   проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь   пальцевой   моторики   и   речевой   функции   была   подтверждена исследователями   Института   физиологии   детей   и   подростков.   В   числе исследователей можно назвать А. В. Антакову­Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину . Анализ   работ,   посвященных   изучению   психомоторики   и   ее   качеств, показал, что отечественные авторы (Н. А. Бернштейн, Л. В. Гуровец, Н. И. Озерецкий,  И.  М.  Сеченов  и  др.)   предлагают   различные   классификации,  в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств . Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Как отмечают   исследователи   (A.В.   Запорожец   и   др.),   данные   психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики .  В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика». Мелкая моторика ­ совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет   значение   при   выполнении   мелких   и   точных   движений   кистями   и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное   созревание   двигательной   коры   происходит   в   первый   год   жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет. Мелкая моторика ­ психомоторное качество, развивающееся на основе формирования   оптимальной   статики   тела,   оптимального   двигательного стереотипа   локомоций   и   движений   конечностей,   музыкально­ритмических движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. В   психологических   исследованиях   наблюдается   несколько   подходов   к определению понятия «координация движений». Она понимается как: ­ преодоление избыточности движений, способ организации двигательных действий;  ­   способность   к   упорядочению   внутренних   и   внешних   сил,   к оптимальному регулированию двигательных действий. Координация движений ­ психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических   и   морфологических   особенностях   организма, являющееся   базой   для   других   физических   качеств   и   содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий. Рассматривая   мелкую   моторику   как   психомоторное   качество,   мы основывались на работах, посвященных исследованию двигательного акта, как иерархической   многоуровневой   системы   управления   произвольными движениями,   как   двигательного   стереотипа   моторного   развития   человека. Мелкая   моторика   является   составной   частью   моторных   способностей индивида   и   оптимального   двигательного   стереотипа   социализированных движений.   Ее   развитие   базируется   на   основе   формирования   оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально­ритмических движений. Впервые взаимосвязь психики и моторики была отражена в работах Н.И. Озерецкого,   которые   дали   начало   развитию   научных   представлений   о психомоторике и определили основные направления ее изучения. Им были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с   помощью   которых   исследуются   отдельные   компоненты   движения: статическая   координация,   динамическая   координация,   быстрота   движения, ритм и т.д. Н.И. Озерецкий сформулировал также положение о том, что при тесной   взаимосвязи   психической   и   двигательной   сфер   активизирующее воздействие   на   одну   сферу   может   оказывать   положительное   влияние   на развитие   другой.   Это   положение   составляет   основу   развития   современных подходов   к   решению   вопросов   изучения,   воспитания   и   обучения   детей дошкольного   возраста,   теории   и   практики   психотерапии,   реабилитации   и коррекционно­развивающей работы с детьми с проблемами в развитии.   В современной психологии психомоторика рассматривается широко как единство двигательного, познавательного и эмоционального компонентов. То есть,   если   сказать   кратко,   то   психомоторика   –   это   связь   движения   с психическими   процессами   (познавательными,   речевыми,   эмоционально­ волевыми).  В современной психологии нет сомнений относительно того, что процесс развития   человека   обусловлен   как   биологическими,   так   и   социальными факторами. Предпосылки, какими обладает ребенок, условия и социальное окружение, в которых он находится, определяют уровень его психомоторного развития. Наследственность «присутствует» в развитии всех психических и двигательных   функций   ребенка,  но   имеет   разный   удельный   вес.   При   этом биологический   фактор   в   большей   степени   определяет   ход   и   успешность развития двигательной сферы, чем познавательной и эмоционально­волевой. Вместе с тем, элементарные познавательные функции, начиная с ощущений и восприятия, больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память,   логическое   мышление,   речь),   являющиеся,   по   мнению   Л.С. Выготского, продуктом культурно­исторического развития человека.  В современной отечественной психологии, начиная с Л.С. Выготского, в качестве   основных   факторов   психического   развития   ребенка рассматриваются   обучение   и   его   собственная   деятельность.   Обучение,   по мнению   Л.С.   Выготского,   «представляет   собой   внутренне   необходимый   и всеобщий момент в процессе становления у ребенка культурно обусловленных особенностей   человека.   Оно   опирается   на   не   созревшие,   но   созревающие процессы,   а   вся   область   этих   процессов   охватывается   зоной   ближайшего развития   ребенка»   .   Обучение   и   деятельность   неразрывны,   и   вместе становятся   источником   развития   ребенка.   С   одной   стороны,   обучение выступает средством формирования деятельности, с другой ­ деятельность является основным средством обучения.  На первых этапах жизни ребенка в развитии психомоторики особую роль играет ее двигательный компонент. Любое движение, как бы случайно оно не возникло,   является   для   ребенка   живым   опытом.   Оно   сопровождается ощущениями,   которые   исходят   не   только   от   внешних   предметов,   но   и   от собственных   мышц,   связок   и   сухожилий,   снабженных   чувствительными нервами и, с другой стороны, нет восприятий, нет ощущений и представлений без   движений   и,   следовательно,   без   связанных   с   ними   двигательных ощущений.   Это   свидетельствует   о   тесной   связи   между   становлением двигательной   и   познавательной   сферы.   Не   только   первые   сознательные ощущения и мысли порождаются у ребенка движениями, но и в последующем двигательная   активность   способствует   работе   мозга.   Соответственно задержка в развитии двигательной  сферы сопровождается запаздыванием  в становлении высшей нервной деятельности.  Овладение  движениями  играет  огромную   роль  в  физическом   развитии ребенка,   т.к.   они   обеспечивают   становление   самостоятельности   и относительной независимости от взрослых. Даже простая возможность сидеть, стоять, ходить, необычайно важна, так как «она приводит к значительному расширению сферы действительности, доступной для познания ребенка».  Влияние моторики на развитие психики в онтогенезе отмечают многие исследователи.   Так,   двигательные   функции   обеспечивают   организацию различных видов восприятия, которое, в свою очередь, является регулятором разнообразных практических действий. При осуществлении даже простейших операций   с   помощью   зрения,   осязания   и   других   анализаторов   ребенку   особенности   используемых   предметов необходимо   учитывать (местоположение,   форму,   размеры),   ориентируя   на   эти   особенности   свои действия   и   регулируя   в   соответствии   с   ними   свои   мышечные   усилия. Первичное различение предметов происходит на основе того, что комплекс ощущений, получаемых от предмета, приводится в связь с тем или другим безусловным   рефлексом,   например,   ложка   ­   с   пищевым,   игрушка   ­   с хватательным и т.д. В   развитии   двигательной   сферы   большую   роль   играют   сенсорные системы, прежде всего, зрение. Сосредоточение на предмете, рассматривание его,   слежение   за   предметами,   движущимися   в   разных   направлениях   и   на разном расстоянии, развиваются раньше, чем возникают первые движения по направлению   к   предмету.   Дальнейшее   развитие   двигательной   сферы осуществляется с учетом и под контролем сенсорных систем. Вообще   роль   движений   в   повседневной   жизни   человека   и   особенно   в развитии   детей   трудно   переоценить.   Посредством   движений   ребенок   с раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним.   Движения   входят   составным   компонентом   в   различные   виды   являются   внешним   выразителем   и человеческой   деятельности, характеристикой   поведения   человека.   Двигательные   возможности   могут достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.  Как   отмечает   М.Д.   Маханева,   от   состояния   двигательной   сферы   и соответственно   возможностей   в   овладении   теми   или   иными   движениями, моторными   актами,   двигательной   деятельностью   в   целом   очень   многое зависит   в   жизни   человека:   от   развития   жизненно   необходимых   способов передвижения   и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем   школьном   детстве   до   овладения   учебно­трудовой   деятельностью   в школьном   возрасте   и,   наконец,   выбора   в   будущем   желаемой   профессии, требующей высокого уровня координации движений.  В   то   же   время   М.М.   Кольцова   указывает,   что   двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно   на   деятельность   мозга.   Автором   доказано,   что   двигательная активность   способствует   повышению   умственной   работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий,   лежащих   в   основе   двигательного   поведения   человека.   Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.  О   значении   развитой   моторики   в   жизнедеятельности   человека   есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.  Психологические   концепции   когнитивного   развития   Ж.   Пиаже   и онтогенетической концепции А. Валлона утверждают, что успешное развитие психомоторных   качеств,   процесса   контроля   движений   в   раннем   возрасте является   важным   показателем   развития   ребенка.   Психологические исследования,   которые   проводились   в   лаборатории   А.В.Запорожца   и   его   были   посвящены   изучению   процесса   формирования сотрудников, произвольного   движения,   роли   поисковых   действий   в   его   организации   и специфической роли слова в становлении произвольных движений. Признавая   важность   развития   психомоторики,   прогрессивные педагогические   системы   XIX   века   (М.   Монтессори,   Р.   Штайнер)   уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте. В   XX   веке   в   русле   советской,   а   позже   и   российской   педагогической системы   воспитания   и   развития   в   дошкольных   учреждениях   был   накоплен большой   запас   знаний   о   развитии   психомоторных   качеств   детей. Психологические   исследования   Л.А.   Венгера,   Д.Б.   Гальперина,   А.В. Запорожца, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова стали основой для разработки и внедрения   в   педагогическую   практику   воспитания,   а   также   использования музыкального   воспитания   с   применением   музыкально­ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств. Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер  и овладевающие письмом с  помощью  клавиатуры, перестали разговаривать.   Разбираясь   в   причинах   происходящего,   напуганные   всерьез ученые   выяснили   –   дело   в   том,   что   при   использовании   клавиатуры,   а   не обычной   ручки­карандаша   при   письме,   воздействие   приходится   на   точки руки,   не   имеющие   связи   с   головным   мозгом,   не   стимулирующие   развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека   центры,   отвечающие   за   речь   и   движение   пальцев   рук,   находятся совсем   рядом.   А   величина   проекции   кисти   руки,   расположенной   в   коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Обращаясь к истокам народной мудрости, можем отметить, что еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие   головного   мозга   человека.   Древние   китайцы   утверждали,   что упражнения   с   участием   рук   и   пальцев   гармонизируют   тело   и   разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут   импульсы   в   центральную   нервную   систему.   Но   не   только   восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием   мозга.   В.М.   Бехтерев   в   своих   работах   доказал,   что   простые   улучшают движения   рук   помогают   снять   умственную   усталость, произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А   Сухомлинский   утверждал,   что   «ум   ребенка   находится   на   кончике пальцев».  В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, что оказывает взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. Мелкая моторика играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде   всего   письмом,   чтением,   речью.   Нарушение,   которых   является причиной школьной дезадаптации, приводит к снижению учебной мотивации, а иногда возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Одним из ведущих факторов ребенка – активное взаимодействие его с окружающей средой, которая формирует систему восприятия. Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей этапов   формирования   поведенческого   акта   и   характера   ответной деятельности организма. Системное   развитие   позволяет   объяснить   многие   функции   и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие познавательной информации . Анализ   и   синтез   при   обработке   информации   в   центральной   нервной системе   обеспечивает   сознательный   отбор   наиболее   отточенных   моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторики он чувствует себя комфортно в любой ситуации, в любой среде.  Одной из особенностей развития ребенка является восприятие размера и пространственного   объема   предметов,   определение   его   структуры,   что способствует развитию тактильной чувствительности. Разные   виды   деятельности,   без   перегрузки,   с   учетом   индивидуальной особенности,   при   целенаправленном   их   применении   определяют   успешную работу   по   подготовке   детей   к   обучению   в   школе,   способствуют   развитию мелкой   моторики,   координации   движений   пальцев   рук,   мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. К   7­9   годам   дети   становятся   способны   достаточно   долго   сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. В   этом   возрасте   происходит   появление   и   другого   важного   Ребенок   становится новообразования   ­   произвольного   поведения. самостоятельным,   сам   выбирает,   как   ему   поступать   в   определенных ситуациях.   В   основе   этого   вида   поведения   лежат   нравственные   мотивы, формирующиеся в этом возрасте.  Далее   рассмотрим   особенности   физиологического   развития   младших школьников.   В   этом   возрасте   происходят   качественные   и   структурные изменения головного мозга ребенка. Происходят изменения и в протекании основных   нервных   процессов   —   возбуждения   и   торможения:   возрастает возможность   тормозных   реакций.   Это   составляет   физиологическую предпосылку   для   формирования   ряда   волевых   качеств   школьника:   проявлять повышается   способность   подчиняться   требованиям, самостоятельность,   сдерживать   импульсивные   действия,   сознательно удерживаться   от   нежелательных   поступков.   Большая   уравновешенность   и подвижность   нервных   процессов   помогают   ребенку   перестраивать   свое поведение   в   соответствии   с   изменившимися   условиями,   с   возросшими требованиями старших, что важно для нового этапа его жизни. Важнейшую   роль   в   развитии   личности   играет   правильная   организация детского   коллектива.   Участвуя   в   совместной   деятельности   детей,   неся определённые   трудовые   обязанности   в   семье   или   в   классе,   ребёнок постепенно   научается   руководствоваться   общественными   интересами, считаться   с   требованиями   коллектива.   Вместе   с   формированием   новых интересов идёт развитие знаний и умений, а также способностей ребёнка к различным видам деятельности. Школьник, развивая моторику, приобретая разнообразные   знания   об   окружающем,   развивая   речь,   приобретает   ряд умений, необходимых в практической жизни и при решении познавательных задач.   Развивая   мелкую   моторику,   совершенствуются   разнообразные способности   к   изобразительной   деятельности,   музыке,   конструированию, творческому воображению, к самостоятельной умственной работе. Наконец,   те   новые,   более   сложные   отношения,   в   которые   вступает школьник   к   окружающим   взрослым   и   детям,   те   новые   более   сложные требования,   которые   ему   приходится   выполнять   в   своей   деятельности, оказывают  влияние  на развитие  его воли, на формирование его  характера. Если   дошкольник   в   своих   действиях   руководствуется,   главным   образом, непосредственными желаниями, то школьник, выполняя поручения взрослых, неся   определённые   обязанности,   в   классе   участвуя   в   коллективных   играх, учебных   и   трудовых   занятиях,   приучается   постепенно   делать   то,   что требуется коллективом, то, что вытекает из правил урока, то, что необходимо для выполнения  задания.  Однако нужно учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей   младшего   школьного   возраста.   Ряд   исследований   отмечают   быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях. В 7 лет у детей происходят анатомические и функциональные изменения, которые   относятся   практически   ко   всем   органам.   Интеллектуальные возможности   ребенка   совершенствуются, развиваются.   физические   способности Можно   указать   и   еще   одну   очень   важную   причину,   во   многом объясняющую   снижение   уровня   общего   моторного   развития   детей.   Она состоит   в   практически   полной   утрате   культуры   детских   дворовых   игр. Современные   дошкольники   и   младшие   школьники   почти   не   играют   в подвижные коллективные игры, которыми был заполнен досуг их сверстников 20­30   лет   назад.   Между   тем   одно   из   предназначений   этих   игр   как   раз   и состоит в совершенствовании двигательных навыков. Вот   почему   так   важно   для   детей   развитие   тонкой   моторики   рук   и моторики в целом. Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное   внимание.   Необходимость   в   этом   испытывают   не   только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных   классов,   а   также   дети   других   возрастных   групп,   поскольку развитие   двигательной   сферы   выступает   важным   условием   общего психического развития. В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования   на   физкультурных   и   музыкальных   занятиях,   разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд  вопросов,  которые  нуждаются в дальнейшем   осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аксенова,   М.   Развитие   тонких   движений   рук     у   детей.   Дошкольное 1. воспитание / М. Аксенова; ­ 2000 ­ № 8. Антакова­Фомина,   Л.   В.  Стимуляция   развития   речи   у   детей   раннего 2. возраста   путём   тренировки   движений   пальцев   рук  (Тезисы   докладов  24­го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД) / Л. В. Антакова­Фомина; М., ­ 1974. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. 3. Ю. Афонькин, С. Ю. Афонькина; М.: Аким,  ­ 2007., 206 с.  4. 5. Бабаева, Н. У школьного порога / Н. Бабаева;  М., ­ 2002.  Беззубцева, В. Г., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская; М., Изд. «ГНОМ и Д» ­ 2003. 120 с. Бернштейн,   Н.   А.   Очерки   по   физиологии   движений   и   физиологии 6. активности / Н. А. Бернштейн; М., ­ 2006. Вавилова,   А.   В.   Развитие   мелкой   моторики   как   средство   улучшения 7. речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый, ­ 2014. ­ №5. ­ С. 495­497. Валявский, А. С. Как понять ребёнка / А. С. Валявский; СПб. ­ 2001, 8. 752 с. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский; СПб.: Союз, 9. ­ 1997. ­ 144 с.   Выготский, Л. С. Психология младших школьников / Под ред. В. В. 10. Давыдова; ­ 2005.   Глозман, Ж.  М.,  Кисельников,  А. А.,  Созинова, Е. В. Исследование 11. механизмов   речевой   и   моторной   готовности   /   Ж.   М.   Глозман,   А.   А. Кисельников,  Е. В. Созинова //  Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, ­ 2008. ­ N 1. ­ С. 49­58.  Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. М. Головин; Мн.: 12. Харвест, ­ 1998. Запорожец,     А.   В.   Психологическое   изучение   развития   моторики 13. ребенка­дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца; М., ­ 1995, 112­122 с. 14.  Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е. П. Ильин; СПб.: Питер, ­ 2003. ­ 384 с. 15.  Кайл, Р. Тайны психики ребенка / Р. Кайл; СПб. Прайм­Еврознак; М.: Олма­Пресс, ­ 2002. – 413 с. 16.   Козлова, Н. В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Н. В. Козлова; М., ­ 2005­2006. 17.   Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова; М., ­ 1973. 18.   Коржова,   Е.   Г.   Развитие   мелкой   моторики   –   путь   к   успешному овладению речью  / Е. Г. Коржова // Молодой ученый. ­ 2014. ­ №3. ­ С. 930­ 931.   Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / 19. Н. Н. Лобанова // Молодой ученый. ­ 2014. ­ №20. ­ С. 595­596.   Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / под ред. Е. Строгановой; 20. СПб.: Питер, ­ 2006. ­ 320 с.   Монтессори   Помоги   мне   это   сделать   самому   /   Сб.   Сост.   М.   В. 21. Богуславский, Г. Б. Корнетов; М.: ИД «Карапуз» ­ 2000.   Неверович,   Я.З.   Развитие   предметных   движений   у   ребенка­ 22. дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; ­ М., ­ 1995. 23.   Озерецкий,   Н.   И.,   Гуревич,   М.   О.   Психомоторика,   ч.   1­2   /   Н.   И. Озерецкий, М. О. Гуревич; М. ­ Л., ­ 1930.   24.   «Оригами   и   педагогика»,   материалы   I   Всероссийской   конференции преподавателей оригами / СПб., 23­24 апреля 2006 г., М.: Аким, ­ 2006, 160с. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М.  Теория и практика оценки психического 25. развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго; М., Речь, ­ 2005. 26.   Сержантова,  Т.  Б. «365  моделей   оригами» /   Т.  Б.  Сержантова;   М.: Айрис,      ­ 2000. 27.   Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский; М.: Знание, ­ 1978. ­ 96 с. 28.   Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко; М. Издательство ЭКСМО, ­ 2010. 29.   Ткаченко,   Т.   А.   Развиваем   мелкую   моторику   /   Т.   А.   Ткаченко;   М. Издательство ЭКСМО, ­ 2007. 30.  Толбанова, А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание / А. Толбанова; ­ 2008 ­ №9.   31.   Фадина,   Г.   В.   Специальная   дошкольная   педагогика:   Учебно­ методическое   пособие   для   студентов   педагогических   факультетов   /   Г.   В. Фадина, Балашов, Пепелаев, ­ 2004. ­ 80 с.  Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. Проблемы 32. речи и психолингвистики / Л. В. Фомина; М.: МГПИИЯ, ­ 1971. ­ С.36­40.  Шемякин, Н. Ф. Ориентация в пространстве. Психологическая наука в 33. СССР / Н. Ф. Шемякин; М., ­ 1959. Т. 1. С.140­192.   Эльконин,  Д.  Б.,  Венгер,  А. Л. Особенности  психического  развития 34. детей 5­7 летнего возраста / Д. В. Эльконин, А. Л. Венгер;  М.: Педагогика, ­ 1988.  35.   Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; М., «Педагогика», ­ 1989.

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка

Психолого-педагогические исследования мелкой моторики как психомоторного качества ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2018