Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
16.09.2019
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчи-вость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выра-жается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружа-ющем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмеча-ются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формирует-ся в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида вос-приятия затрудняют обучение чтению и письму.
Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ.docx
Психолого­педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ Лебедева Антонина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Краснокутская Виолетта Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская  СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Стребкова Марина Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ  №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Красникова Лилия Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ  №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Учебная   деятельность  –   основная   нормативная   деятельность   в   учреждениях образования;   особая   форма   активности   личности,   направленная   на   усвоение   (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами   внешних   предметных   и   умственных   действий1.   [Большой   психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4­е изд., расширен­ное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.] Философско­педагогическое   понятие   «деятельность»   означает   творческое преобразование  людьми  окружающей   действительности.   Важная  особенность  деятельности состоит   в   том,   что   она   всегда   носит   явный   или   не   явный   предметный   характер,   все   ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта. В   педагогическом   словаре   деятельность   понимается   как   «динамическая   связь   субъекта   с объектами   окружающего   мира,   специфическая   форма   общественно­исторического   бытия людей,   целенаправленное   преобразование   ими   природной   и   социальной   действительности, реализация знаний, реализация разума»2. [Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.] Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе его философского и психологического   понимания.   Это   деятельность,   в   процессе   которой   человек   не   только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. Таким образом, «любая деятельность ­ это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности». Термин   «учебная   деятельность» понимается  исследователями  в   узком   и   широком значении. В  широком   смысле  учебная  деятельность   ­   это   процесс   (деятельность)   по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями).  Узкое понимание данного   термина   раскрывается  в   теории   учебной   деятельности  (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин   и др.), в которой учение ­ это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения.   Сама   учебная   деятельность  осуществляется  в  условиях  целенаправленного 1 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4­е изд.,  расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с. 2 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001. –  928 с. 1 обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.  Однако,   как   показывает   практика,   при   равных   условиях   обучения   учащиеся   дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»3, принципами  гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения,  выделяется категория обучающихся с ОВЗ.  [Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации». ­ 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ. ­ URL: http  :минобнауки.рф/документы/2974] Это   –   физическое   лицо,   имеющее   недостатки   в   физическом   и   (или) психологическом   развитии,   подтвержденные   психолого­медико­педагогической комиссией   и   препятствующие   получению   образования   без   создания   специальных условий  (Глава   1,   ст.   2,   п.16).  Образование   данной   категории   обучающихся   может   быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа   в   здания   организаций,   осуществляющих   образовательную   деятельность,   и   другие условия,   без   которых   невозможно   или   затруднено   освоение   образовательных   программ обучающимися  с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется  по   2   основным   формам:   инклюзивное   образование   (франц.   inclusif   – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка)   и   интегрированное   обучение   (от   лат.   integratio   –   соединение,   восстановление   – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).  Таким образом, в ОУ зачисляются дети  с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет  формирование   познавательных   процессов,   снижает   познавательную   активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная   сфера   младших   школьников   с   ОВЗ   характеризуется   незрелостью.   Данные особенности развития эмоционально­волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к   школе,   формирование   учебных   умений   и   навыков,   усвоение   программного   материала   в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.  Конечно,   следует   отметить,   что   у   школьников   общеобразовательного   класса   и школьников   с   ОВЗ  общие   закономерности   развития   учебной   деятельности.   Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе   данной   категории   учащихся   на   среднюю   ступень   ОУ,   так   как   происходит 3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. - URL: http :минобнауки.рф/документы/2974 2 рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.  Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ: 1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно­учебной действительности.  2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов,   несформированность   произвольных   форм   деятельности,   психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах: ­ восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия; ­   мнемической   деятельности,   что   выражается   в   повышенной   тормозимости мнемических   следов   под   воздействием   помех,   уменьшение   объема   памяти,   скорости запоминания; ­ мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно­логическое мышление; дети не владеют   иерархией   понятий;   недостаточно   выражен   ориентировочный   этап   при   решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания; ­ речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи:   звуков,   слогов,   слов;   трудности   в   понимании   лексико­грамматических   структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер; ­   внимания,   при   этом   снижение   его   устойчивости   носит   разный   характер: максимальное   напряжение   внимания   в   начале   выполнения   задания   и   последующее   его снижение,   сосредоточение   после   некоторого   периода   работы,   периодические   смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы. 3. Низкая   познавательная   активность,   отсутствие   интереса   к   учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях ­ остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность   к   решению   познавательных   задач,   отсутствие   направленности   на   решение интеллектуальных   задач,   интерес   к   внешней   стороне   учебного   процесса   (выйти   к   доске, посмотреть картинки, поднять руку). 4. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не   соотносит   цель   деятельности   с   этапами   планирования   и   контроля,   они   не   могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.  5. Заниженный   уровень   притязаний.   Так,   на   оценивание   учителем   учащиеся реагируют   неадекватно,   не   принимая   при   этом   негативную   оценку   и   не   стремясь   что­то изменить.   Они   не   могут   оценивать   выполненную   ими   работу,   не   обращают   внимания   на 3 исправленные   учителем   в   тетрадях   ошибки.   Некоторые   дети,   несмотря   на   низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо. 6. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход   от   игровой   ведущей   деятельности   к   учебной.   То   есть   такой   ученик   продолжает оставаться   в   кругу   дошкольных   интересов.   В   своей   деятельности   он,   как   правило, руководствуется эмоцией удовольствия.  7. Незрелость   личностных   компонентов   учебной   деятельности.   При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную   ситуацию,   не   могут   самостоятельно   выполнять   задания,   так   как   не   удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу.  Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям. Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности. Анализ психолого­педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного   восприятия,   Пространственное   восприятие   формируется   в   процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму. У   всех   детей   наблюдаются   недостатки   памяти,   причем   они   касаются   всех   видов запоминания:   непроизвольного   и   произвольного,   кратковременного   и   долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного   мышления.   Для   этих   школьников   характерны   неумение   организовать   свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.  Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической   науке   и   практике   особого   внимания   заслуживает   проблема   развития познавательной  сферы  данной категории  учащихся,  как стратегии  повышения  успешности учебной деятельности. 4 Литература 1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков,  В. П. Зинченко. – 4­е изд., расширенное. – М. : АСТ, 2009. – 811 с.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с. https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost­ soznyanie­lichnost.pdf 3. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск :  Современное слово, 2001. – 928 с. https://knigirossii.ru/? menu=show_book&book=845212 http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT­001­.htm#$p1 4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». ­ 29  декабря 2012 г. N 273­ФЗ http://base.garant.ru/70291362/ 5

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности   детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019