Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.
Оценка 4.6

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
05.03.2018
Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.
создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика, его школьной мотивации, прогноз вектора образовательного маршрута. Программа позволит установить факторы и условия успешного обучения, показать взаимосвязь развития психических функций и успеваемости, прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, оказывать эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога.
психолого-педагогическое сопровождение будущих первоклассников.doc
Психолого­педагогическое   сопровождение   как   условие   успешности   обучения учащихся. 1.Цели, задачи и ожидаемые результаты. Цель:   Разработка   и   внедрение   процедуры   комплексного   психолого­педагогического сопровождения,   способствующего   успешному   обучению   и   развитию   ученика   начальной школы.  создание   программы   психолого­педагогического Ожидаемые   результаты: сопровождения   учащихся   начальной   школы,   которая  включает   в   себя   психолого­ педагогическую диагностику, анализ динамики успеваемости и познавательного развития ученика,   его   школьной   мотивации,   прогноз   вектора   образовательного   маршрута. Программа   позволит   установить   факторы   и   условия   успешного   обучения,   показать взаимосвязь   развития   психических   функций   и   успеваемости,   прогнозировать   и предупреждать   школьные   проблемы   и   трудности,   оказывать   эффективную   психолого­ педагогическую помощь и поддержку ученикам начальной школы. Одним из важнейших условий достижения данного результата является равноправное сотрудничество педагога и психолога. Задачи: 1. Установить содержание диагностических срезов, периоды их проведения с учетом  возрастных особенностей и ситуации обучения. 2. Разработать «сквозные» (с первого по четвертый классы) критерии оценивания  результатов выполнения психологических и педагогических тестов, анкетирования. 3. Организовать взаимодействие психолога и учителей, определить актуальные для  каждого аспекты сопровождения. 4. Определить формы представления результатов сопровождения, требования к  ведению документации. 5. Определить необходимый объем и содержание аналитической работы по  результатам сопровождения, руководствуясь принципом необходимости и  востребованности. 6. Построить систему работы психолого­педагогического сопровождения,  участниками которой станут учителя и психолог, включающую просвещение,  консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных. 2 Основная проблема, ее актуальность. Психолого­педагогическое сопровождение учебно­воспитательного процесса в условиях  общеобразовательной школы – достаточно молодое направление в образовании. Первая  книга в помощь школьному психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного  психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В,  Фридмана Л.М. также рассматривались вопросы психологического мониторинга в школе.  Изучение указанных и других источников позволило определить основные цели и задачи  школьного психолога, направления и содержание его работы. При этом все же отдельные  стороны процесса сопровождения оказались не достаточно разработанными. Среди  выделенных нами проблем и противоречий укажем наиболее важные и значимые:    литературные источники показывают основные направления и содержание  психологического сопровождения школьника. При этом психолог в единственном  числе в школе не может обеспечить полноценное сопровождение процесса обучения  и развития учащихся, необходимо создание психологической службы, в составе  которой могут работать как психологи, так и педагоги, прошедшие специальное  обучение и подготовку; работа психолога в школе часто представляет автономный вектор, взаимодействие с педагогами происходит нерегулярно, результаты диагностики познавательных  процессов не соотносятся с успеваемостью учащихся, успехи обучения не   прогнозируются; в начальной школе закладываются структуры познавательной деятельности,  формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения, а учитель  управляет умственным развитием учеников. При этом педагог не всегда может  определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного  материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь;  развивающие и коррекционные занятия с психологом не всегда являются  результативными, так как приобретенный на них опыт не переносится на учебную  сферу, не применяется на уроках. С одной стороны – ученик не понимает, как это  сделать, с другой – учитель не актуализирует полученный школьником навык в силу собственной некомпетентности в области психологических причин школьных  трудностей.  Рекомендуемые в литературе диагностические процедуры часто представляют  собой «поперечные срезы», они проводятся в переходные моменты школьного  обучения, тогда как более востребованными для успешного обучения являются  лонгитюдные исследования – «продольные срезы». Результаты обучения во многом  обусловлены познавательным развитием ученика. Непрерывный «сквозной»  мониторинг развития позволяет прогнозировать как успехи, так и проблемы в  обучении. Вовремя оказанная квалифицированная помощь – условие качественного  освоения школьных знаний.  Отметим, что предыдущий (с 1992 г. по 2000г.) опыт работы, основанный на технологиях  сопровождения отечественных психологов, позволил нам построить основу, базу для  дальнейшего развития содержания и структуры психолого­педагогического сопровождения учащихся. 3. Содержание и структура инновационной разработки. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того  чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать.  Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого  потенциала – главное направление работы психологической службы гимназии.  Психолого­педагогический мониторинг осуществляется психологами школы в  сотрудничестве с педагогами. На каждой ступени обучения мониторинг личностного роста  имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями и учебными. В своей работе мы раскроем содержание, структуру, методы психолого­педагогического  сопровождения учащихся начальной школы. Определение Психолого­педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная  деятельность, в процессе которой создаются социально­психологические и педагогические  условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. Задачи сопровождения: 1. Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника 2. Создание социально­психологических условий для развития познавательных  возможностей учащегося и его успешного обучения 3. Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и  обучении. Этапы сопровождения ученика начальной школы: • Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе • Психолого­педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации • Изучение динамики развития учащихся начальной школы • Диагностика готовности к переходу в среднюю школу • Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации Программа «Дошкольник» На дошкольном этапе главное – определить готов ли ребенок к обучению, какие проблемы  необходимо решить еще до поступления в первый класс. Специалисты школьного  психолого­педагогического консилиума (психолог, логопед, педагог) проводят  собеседование, анализируют познавательные способности, развитие речи, эмоционально­ волевой сферы, физическую и физиологическую зрелость, коммуникативные умения и  главное – желание ребенка идти в школу, школьную мотивацию.  Рис. 1. Цель: определение «школьной зрелости» детей 6,5 – 7 лет, то есть определение уровня  морфологического, функционального и психического развития при котором они готовы к  систематическому обучению в школе. Задачи: 1. Выявление уровня готовности к школьному обучению. 2. Прогнозирование трудностей, которые могут возникнуть из­за недостаточного  развития тех или иных функций. 3. Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов  и т. п. до школы. 4. Определение оптимального для детей уровня сложности образовательных  программ.  5. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка. Изучение возможностей умственного развития будущих первоклассников проводилось в Кингисеппской гимназии на протяжении нескольких лет. Мы анализировали результаты диагностики школьной готовности детей, соотносили их с результатами обучения в первом классе. Это позволило нам определить наиболее важные, значимые показатели школьной готовности   и   включить   в   обследование   определенные   методики.   На   сегодняшний   день программа   обследования   небольшая   по   объему,   но   информативна   по   результатам. Показатели,   которые   требуют   особого   внимания:  речевые   нарушения,   гиперактивность, трудности   в   общении   со   сверстниками   и   взрослыми.   Нередко   о   проблемах   в   развитии родители   узнают   непосредственно   на   собеседовании   от   специалистов   консилиума.  При значительных  отклонениях от возрастных норм родителям выписывается  направление к врачу  психоневрологу   для   проведения   углубленной   диагностики.   Результатом   является отсутствие   детей­первоклассников,   которые   направляются   на   медико­педагогическую комиссию.   Специалистами   консилиума   были   разработаны   протоколы   обследования   и индивидуальные карты развития учащихся. (приложение 1). Подготовка к школе. Будущих первоклассников, по рекомендации специалистов консилиума, мы приглашаем в  нашу подготовительную группу «Дошкольник», которая уже 11 лет подряд открывает свои двери для маленьких учеников. Занятия разработаны и ведутся учителями гимназии и  психологом. Каждый курс имеет свои цели и задачи. Их объединяет то, что занятия  содержат и развивающие, и коррекционные аспекты работы. Детям, нуждающимся в  дополнительной помощи, предлагаются дополнительные задания, родителям  дополнительная консультация. Необходимо отметить, что занятия не являются «калькой»  уроков, как по содержанию, так и по организации (чем нередко грешат курсы по  подготовке детей к школе). Педагоги развивают речь детей, готовят руку к письму,  развивают фонематический слух и представления, учат анализировать количественный  состав чисел. Осуществляется компьютерная поддержка этих умений. Дети знакомятся  друг с другом и педагогами, узнают о правилах поведения и общения в школе. Цели и  задачи каждого курса представлены в электронном приложении «Дошкольник».  Для родителей будущих первоклассников проводится родительские лектории, на котором  выступают педагоги и психолог. На них предоставляется информация о психологических особенностях развития шести­семи летних детей, о показателях школьной готовности, об  основных программах и учебниках, по которым проводится обучение в начальной школе.  Если лекторий проводится в условиях школы (может быть и в детском саду), то в конце  родители и дети приглашаются на экскурсию по школе. Как правило, все ребята, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник»,  быстрее привыкают к условиям обучения, более осознанно принимают школьные правила,  учебные ситуации, собственные успехи и неудачи. Педагоги тратят меньше времени на  организационные вопросы, больше успевают сделать за урок. Для того чтобы учитель смог заранее спланировать (спрогнозировать) процесс вхождения детей в условия обучения, специалисты консилиума знакомят педагогов первых классов с индивидуальными   картами   развития,   которые   содержат   материал   о   результатах собеседования   и   обучения   в   дошкольной   гимназии.   Таким   образом,   можно   заранее определить   группу   детей,   которым   возможно   понадобится   педагогическая   или психологическая помощь. Ведется просветительская деятельность через средства массовой информации: газету, телевидение (см. приложение 2).  Программа психолого­педагогического сопровождения учащихся начальной школы «ИСТОК» Рис. 2. В начальной школе работа по сопровождению проводится в рамках программы «ИСТОК»,  где психологи и педагоги осуществляют анализ и прогноз образовательного маршрута  ученика. Ценностные приоритеты программы заключены в названии ИСТОК: Интеллект,  Сотрудничество, Творчество, Общение, Компетенции (см. электронное приложение  «ИСТОК»). Старт обучения определяет дальнейшие успехи, умение преодолевать  трудности, идти к поставленной цели. Предметом анализа является развитие  познавательной способности, приемов учебной деятельности, самостоятельности,  школьной мотивации, коммуникативной культуры гимназиста.  Ученики 1­4 классов Психологическое   и   педагогическое   сопровождение   учащихся   1­4   классов   проводится совместно   с   педагогами­кураторами,   которые   работают   в   психолого­педагогической службе.   Вместе   с   ними   были   определены   направления   и   содержание   диагностической деятельности по изучению интеллектуального и личностного развития учащихся. Содержание психолого­педагогической диагностики в школе начальной ступени. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе проводится психолого­ педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты  психологического развития младшего школьника. Перечислим основные преимущества  психолого­педагогического сопровождения, основанные на данной диагностической  программе: Во­первых, программу отличает небольшой объем диагностических процедур. В ней  выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Трудоемкая, большая  по объему диагностика отбирает время и силы, которые лучше потратить на помощь  школьникам, на создание условий эффективного обучения и развития. Данная программа – результат анализа многих методик и выбора наиболее адекватных целям сопровождения. Во­вторых, установлено наиболее благоприятное время проведения той или иной  диагностики в контексте становления учебных навыков и развития познавательных  процессов. То есть, выявлены сензитивные периоды освоения тех или иных учебных знаний, умений, навыков, в основе которых лежат определенные психические функции. Это  позволяет вовремя предупредить проблемы обучения, организовать помощь детям, внести  корректировку в программу и т.д. В­третьих,   практически   каждый   диагностируемый   параметр   измеряется   на   протяжении обучения   в   начальной   школе   дважды.   Это   необходимо   для   того,   чтобы   установить динамику развития, переход из одного уровня в другой. Мы используем методики, которые можно применять в разные периоды обучения, а результаты соотносить друг с другом. В­четвертых,   результаты   исследований   позволяют   диагностировать   биологические факторы развития, прогнозировать успешность учебной и познавательной  деятельности, предупреждать перегрузки и утомление, эмоциональные нарушения. В­пятых,   большинство   методик   могут   использоваться   и   психологом,   и   педагогами начальной школы. Это позволяет проводить психолого­педагогический анализ результатов, планировать процесс обучения с учетом полученных данных. По результатам диагностики предусмотрены совместные действия педагога и психолога, проводить консультирование, коррекцию, просвещение. В­шестых,   в   ходе   овладения   методами   и   методиками   психолого­педагогической диагностики   психологические   знания   включаются   в   личный   опыт   педагогов   начальных классов и используются ими в своей работе. Психолого­педагогическая диагностика необходима для достижения цели  психологического мониторинга ­ создание условий, необходимых для успешного решения  образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.  Задачи мониторинга 1. 2. 3. 4. 5. Создание педагогических и социально­психологических условий для  школьной адаптации первоклассников. Изучение динамики развития учащихся начальной школы. Оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии. Построение вектора образовательного маршрута. Диагностика готовности к переходу в среднюю школу. Психолого­педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации Основные   проблемы   этого   периода   обучения   –   адаптация   к   школе   в   первом   классе. Основное   значение   придается   профилактике   дезадаптации.   Проводится   фронтальная   и индивидуальная   диагностика.   Ее   результаты   заносятся   в   «Карты   учета   познавательных способностей учащихся младших классов» (см. приложение 1). Таким образом, создается банк   данных   об   интеллектуальном   и   личностном   развитии,   о   становлении   учебной деятельности учащихся. Индивидуальная  диагностика проводится по запросу педагогов или   родителей   первоклассников.   Комплекс   методик   обследования   школьной   адаптации первоклассников   включает   в   себя   наиболее   показательные   для   адаптации   процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.  Таблица 1 месяц 1 сентябрь Тема 2 диагностика  школьной мотивации,  чувствительности,  тревожности диагностика  самочувствия,  работоспособности Диагностика школьной мотивации цель 3 Выявление эмоционального восприятия школы Выявление физиологической адаптации Цветовой тест Люшера Методика участники 4 Интервью 5 психолог, педагог­ координатор Психолог В   самый   первый   школьный   день   после   занятий   детям   первоклассникам   предлагается рассказать о своих впечатлениях, а родителям записать их. Изучение эмоций в первый школьный день позволяет установить степень готовности ребенка к изменениям, связанных с переходом из статуса дошкольника в статус ученика, проанализировать роль родителей в формировании представлений ребенка о школе, школьной мотивации. Объем и содержание сочинений   помогает   выделить   тревожных,   чувствительных   детей,   наблюдательных, общительных и не очень (см. приложение 1). Уже с первых дней педагог может ближе узнать ребенка и оказать ему поддержку в период школьной адаптации.  Оказание помощи детям проблема 1 Низкая школьная мотивация  на начало обучения Высокая тревожность Низкий уровень  произвольности организация помощи 2 1. Консультирование родителей 1. консультирование родителей, педагога 2. Психокоррекция 1. Консультирование родителей 2. Проведение коррекционных занятий Речевая патология Устойчивая дезадаптация 1. Занятия с логопедом 1. Консультирование родителей 2. Направление к психоневрологу Таблица 2 Участники 3 Психолог, педагог Психолог Психолог Педагог­ корректор логопед Специалисты консилиума Психолог В Кингисеппской гимназии ведет работу родительский лекторий. Самая первая лекция  организуется для родителей первоклассников по теме: «Школьная адаптация  первоклассников». Психолого­педагогическое диагностика  учащихся 1­х классов месяц 1 Сентябрь Тема 2 цель 3 методика 4 диагностика зрительно­ моторной координации прогноз трудностей на Гештальт­тест  Л. Бендер диагностика общеучебных умений на письме   Октябрь диагностика внимания письме выявление детей с СДВГ диагностика слуховой и выявление зрительной памяти ведущего вида памяти наблюдение Корректурная проба тест Тулуз­Пьерона тест  Л. Ясюковой Таблица 3 участники 5 Психолог педагог­ координатор  педагог Психолог Педагог­ координатор Психолог педагог координатор Важным для первоклассника показателем готовности в самом начале обучения является уровень развития зрительно­моторной координации.  Психолого­педагогический анализ заключается в сопоставлении  результатов выполнения теста с начальными работами по письму, а также с данными наблюдений педагога за посадкой, расположением тетради на парте,   умением   держать   ручку   на   уроках   письма   (см.   приложение   3).   Разные психологические проблемы порождают разные трудности, требуется их дифференциация.  Диагностика внимания, памяти позволяет выявить группу детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (здесь и далее СДВГ).  Оказание помощи детям проблема 1 Слабый уровень зрительно­ моторной координации Слабый  уровень  внимания  (объема и  устойчивости) Слабый уровень памяти  организация помощи 2 1. Консультирование педагога и родителей, проведение  лектория «Как хорошо уметь писать» 2. Дополнительные занятия по программе  «Дошкольник» ­ курс «Подготовка руки к письму» 3. Направление на консультацию к невропатологу 1. Консультация педагога и родителей 2. Направление на консультацию и диагностику в  медицинский центр «Прогноз» 3. Организация щадящего режима обучения с  дополнительным выходным днем 4. Индивидуальные дополнительные занятия по  освоению учебной программы  Если слабый уровень памяти (и зрительной и слуховой)  совпадает со слабым уровнем внимания, то помощь  оказывается аналогично, так как причина одна – у  школьника СДВГ Таблица 4 Участники 3 Психолог педагог­ координатор Педагог­ корректор Психолог,  логопед Психолог Психолог Завуч, педагог Педагог­ корректор В  приложении   3  представлены   материалы,   иллюстрирующие   содержание   работы психолого­педагогического сопровождения первоклассников. Психолого­педагогическое сопровождение учащихся 2­х классов. месяц 1 декабрь январь Тема 3 Диагностика коммуникативных способностей диагностика умения применять изученные нормы орфографии и пунктуации  (приложение 6) Диагностика пространственного мышления цель 4 выявление детей  с низким уровнем Выявление детей с трудностями усвоения правописания прогноз трудностей усвоения табличного умножения и деления Таблица 5 методика участники 5 методика социометрия Тематические срезы по изученному материалу 6 Психолог педагог координатор Завуч, педагог­ координатор прогрессивные  матрицы    Д. Равена Психолог педагог координатор Во   вторых   классах   актуальными   становятся  диагностика   коммуникативных способностей.   Применение   математических   методов   анализа   полученных   данных (статистическая   обработка,   корреляционный   анализ)   позволило   установить,   что успеваемость на уроках письма тесно взаимосвязана с социометрическим статусом ребенка в   классе.   Конфликтные,   гиперактивные   дети   хуже   усваивают   орфограммы,   часто допускают ошибки на пропуск и замену букв. Одна из причин – неумение контролировать не только во время учебной деятельности на уроке, но и на перемене, в общении с детьми. Диагностика умения применять изученные нормы правописания необходима во втором классе   в   связи   с   возрастанием   объема   письма   в   тетрадях,   появлением   творческих письменных   работ.   Проведение   тематических   срезов   педагогами   позволяет   установить, насколько соответствует навык письма тем видам заданий, которые выполняют школьники, как происходит процесс усвоения законов языка.  Диагностика   пространственного   мышления.   Очень   часто   в   первых   –   вторых   классах наблюдается высокая активность у детей «вербалов» с развитой речью, в то время как «визуалы» остаются в тени. Педагогу важно знать о потенциальных возможностях ребенка, которые по разным причинам не всегда  раскрываются во время учебной деятельности. Результаты   выполнения   заданий   позволяют   прогнозировать   успешность   освоения табличного умножения и деления. Оказание помощи детям проблема Низкий уровень  коммуникативных  способностей Низкий уровень  умения применять  изученные нормы  правописания Низкий уровень  пространственного мышления организация помощи 1. Проведение тренингов по программе «Уроки  общения»  1. Консультирование педагога класса и  родителей 2. Направление на консультацию к логопеду 3. Индивидуальные занятия по ликвидации  пробелов 1. Консультация педагога. Прогноз трудностей  усвоения табличного умножения и деления  2. Проведение семинара для педагогов  «Особенности пространственного мышления  младшего школьника, связь с успеваемостью» 3. Занятия по развитию пространственного  мышления Таблица 6 участники Психолог,  педагог­ воспитатель Педагог­ координатор,  психолог Педагог Педагог­ корректор Психолог, Педагог­ корректор Психолог Психолог Курс игровых занятий «Уроки общения», которые проводятся психологом и педагогом­ воспитателем класса.  Этот курс – результат совместной творческой работы педагога и психолога,   поэтому   он   решает   задачи   психолого­педагогического   сопровождения. Психолог и педагог вместе ведут наблюдение за динамикой отношений между детьми не только на занятиях, но и на уроках, переменах, прогулках. Совместное проведение занятий повышает   их   эффективность   (см. коммуникативных умений проводится в 4­м классе. Это позволяет провести сравнительный   Повторная   диагностика   приложение   4). анализ, увидеть динамику. Со   второго   класса   школьники   занимаются   изданием   журнала   «Речецветик»,   где помещаются   стихи,   отзывы   о   прочитанных   книгах,   о   поездках   в   музеи,   театры   и   др. Отдельные   произведения   публикуются   в   школьной   газете   «Гимназия».   Таким   образом, формируется основа гуманитарных способностей (приложение 5).  Психолого­педагогическая диагностика навыка чтения учащихся 3­4 ­ х классов. месяц 1 класс 2 ноябрь 3 класс Тема 3 диагностика понимания прочитанного цель 4 методика 5 определение читательских возможностей тест Эббингауза  реконструкция предложений (в Таблица 7 участники 6 Психолог, педагог­ координатор 4 класс диагностика понимания прочитанного определение читательских возможностей интерпретации Л.А. Ясюковой) Психолог, педагог­ координатор  Диагностика   понимания   прочитанного  является   одним   из   компонентов   диагностики навыка чтения. Психолого­педагогическая диагностика включает в себя оценку способа чтения, скорости, правильности и понимания прочитанного. Актуальность диагностики в этот период обусловлена активным становлением познавательного чтения. Третьеклассник уже   научился   читать,   для   него   главное   понимать   и   осознавать   прочитанное.   Мы обнаружили, что наибольшую динамику в понимании  прочитанного можно наблюдать в период обучения с третьего по четвертый класс (см. приложение 6). Отсутствие динамики – повод для создания условий развития навыка чтения.  Оказание помощи детям Работа по совершенствованию навыка чтения учащихся организуется в рамках программы ИСТОК   через   различные   игры.   Их   содержание   способствует   повышению   интереса   к содержанию   заданий,   повышению   активности,   лучшего   переключения   внимания.   Более того, в работе предусмотрена система оценки ребенком собственных усилий и достижений, а также настроения.  Название игры Вид игры цель 3 Таблица 8 Условия проведения 4 1 Молния Словесная лесенка Разбуди букву Отвечай скорее всем:  почему, когда, зачем? Лучший читатель «Речецветик» Эрудит Палочка ­ отмечалочка Улыбка 2 Коррекционные игры Коррекция техники На коррекционных Развивающая игра чтения  Развитие познавательного чтения занятиях  На уроках Игры­конкурсы Формирование Во внеурочное время мотивации успешности Игры диагностические На коррекционных занятиях и уроках Предупреждение проблемы в третьем ­ четвертом классе позволяет избежать трудности перехода среднюю школу и освоения учебных программ предметов гуманитарного цикла. Для   родителей   учащихся   3­4   классов   проводится   лекторий   по   теме   «Как   преодолеть трудности чтения» (см. приложение 6). Опыт работы по данной проблеме был обобщен и опубликован в книгах «Как преодолеть трудности чтения». М.: Ось­89, 2001г., «Эта книга поможет   вашему   ребенку  учиться   на  пятерки   по   чтению».   СПб.:   прайм   ­  ЕВРОЗНАК, 2004г. (см. приложение 8) Психолого­педагогическое сопровождение учащихся 3 ­ х классов. месяц 1 февраль Тема 3 диагностика пространственного мышления Диагностика вычислительных навыков табличного умножения и деления  цель 4 анализ динамики методика 5 тест прогрессивные матрицы Д. Равена Проведение тематических срезов  Таблица 9 участники 6 психолог педагог координатор Завуч, педагог Целью  диагностики   пространственного   мышления  является   выявление   динамики развития   ученика   за   период   обучения   со   второго   по   третий   классы.   Это   позволяет установить, насколько активно развивается мыслительная деятельность третьеклассников в условиях   обучения,   выявить   причины,   тормозящие   школьные   успехи,   использовать   эти данные для повышения эффективности обучения. Результаты диагностики соотносятся с результатами   усвоения   табличного   умножения   и   деления.   Нами   установлена   тесная взаимосвязь между этими показателями.  Оказание помощи детям Для преодоления трудностей усвоения табличного умножения и деления педагогами на уроках   используется   игра   «Волшебное   поле»,   которая   направлена   на   формирование   у школьников представлений о числовом пространстве таблицы Пифагора. Это способствует осмысленному   запоминанию   таблицы   умножения,   а   не   механическому   ее   заучиванию. Запоминанию таблицы умножения способствует развивающая игра «Шифровальщик» (см. приложение 6).  Психолого­педагогическое сопровождение учащихся 4 ­ х классов месяц 1 Февраль Март Тема 2 диагностика коммуникативных способностей диагностика памяти диагностика внимания Цель 3 анализ динамики анализ динамики Таблица 10 методика участники 5 психолог  педагог­ координатор  Психолог 4 методика ДКИШ методика   Амтхауэра тест Тулуз­ Пьерона апрель диагностика математических лингвистических, способностей (аналогии, абстрагирование) диагностика гуманитарных, способностей (анализ)  Диагностика школьной мотивации 2 Диагностика усвоения базовых знаний май 1 май прогноз обучения в средней школе методика   Амтхауэра Педагог координатор психолог Анализ динамики Методика Лускановой 3 Анализ готовности к обучению в основной школе 4 Проведение администра тивных контрольных работ Педагог координатор психолог 5 Завуч, педагог В   4­х   классах   психолого­педагогическое   сопровождение   решает   задачи   определения готовности школьников к переходу в среднюю школу и вектора познавательного маршрута, выявления математических, лингвистических и гуманитарных способностей. В третьей и четвертой четвертях проводится диагностика по методике Р.Амтхауэра (в интерпретации Л.А. Ясюковой). Несмотря на то, что в этом возрасте (9­10 лет) школьники не показывают явного предпочтения к какой­либо области знаний, все же результаты показывают общую тенденцию по классу в целом и по классу и по каждому ученику. Так одни ученики могут проявлять   математические   способности   (хороший   уровень   математической   интуиции, владения   основными   вычислительными   алгоритмами).   Показателями   гуманитарных способностей   являются   хороший   и   средний   уровень   логической   памяти,   понятийного интуитивного   мышления,   понимания   прочитанного.   Также   по   результатам   диагностики выявляются дети, которым потребуется психолого­педагогическая поддержка в средней школе. По результатам диагностики в 4­х классах составляется итоговая справка. Учителя, работающие   в   4   –   5­х   классах,   знакомятся   с   полученными   данными,   родители приглашаются на консультации (см. приложение 7). Продолжается   занесение   диагностических   данных   в   индивидуальные   карты   развития учащихся. Здесь же указываются показатели учебной деятельности – умение принимать и анализировать   учебную   задачу,   планировать   ход   ее   решения,   контролировать   свои действия, оценивать результаты. Ученик начальной школы за годы обучения формирует папку ­ «портфолио». Творческие  работы, грамоты, дипломы,  сертификаты,  в которых отражаются не только учебные, но и другие достижения позволяют наполнить портрет ученика индивидуальным,  личностным содержанием,  иллюстрируют  развитие интересов, активности. За   десятилетний   период   работы   психологической   службы   уровень   психологической компетености   учителей   начальной   школы   повысился,   поэтому   многие   проблемы предупреждаются, решаются педагогами самостоятельно. Они прослушали курс лекций по педагогической   психологии,   знают   возрастные   и   индивидуальные   особенности   своих учеников,   работают  с  картами   развития,  применяют  педагогические  и   психологические знания в работе с детьми.  Родительский лекторий является уже традиционным. Содержание лекций обновляется, при этом существуют и постоянные темы. 1. Как подготовить ребенка к школе 2. Что такое школьная адаптация 3. Домашняя учебная работа младшего школьника 4. Как преодолеть трудности чтения 5. Проблемы перехода в среднюю школу 6. В первый раз в пятый класс 7. Школьная мотивация младшего школьника и др. В зависимости от ситуации, запроса лекции могут проводиться, как в отдельных классах, так и для родителей одной параллели, начальной школы. Как правило, после проведенной лекции потребность у родителей в индивидуальной консультации возрастает. Психолого­педагогическое сопровождение учащихся 5 ­ х классов месяц октябрь Тема диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках Цель анализ адаптации октябрь Диагностика интересов и склонностей Анализ интересов, прогноз обучения (см. приложение 7) методика методика «Эмоции на уроках»  Н.А. Кузьминой Цветовой тест Люшера Карта проф. направленности Таблица 11 участники Психолог Педагог­ координатор  Психолог Педагог­ воспитатель В   5­х   классах   основной  целью  психолого­педагогического   сопровождения   является обеспечение благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода. Для создания условий адаптации решаются следующие задачи:  Ознакомление   преподавателей   и   классных   руководителей   пятиклассников   с результатами   развития   и   обучения.   Рекомендации   по   дальнейшему   развитию ученика,   его   потенциальных   возможностей.   Это   важно,   поскольку   учитель начальной школы, выпустив детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый   ребенок,   и   какой   образовательный   потенциал   накопил   для   дальнейшего роста.   В   средней   школе   противоречие   между   возможностями   ученика   и требованиями,   предъявляемыми,   к   нему   возникает   из­за   того,   что   содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится у  10­11  летних  школьников   на  начальном   этапе  своего  развития.   И это  хорошо иллюстрируют   результаты   диагностики   структуры   интеллекта   по   методике Р.Амтхауэра. Другая причина – высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности ученика.  Просвещение   педагогов,   родителей   через   тематические   лектории,   семинары, консультации   по   проблеме   возрастных   изменений,   которые   начинаются   в подростковый период в связи с началом полового созревания.  Изучение эмоций, активности, работоспособности на уроках и оказание психолого­ педагогической поддержки.  Дальнейшее   развитие   индивидуальных   познавательных   способностей,   активности, интересов, творчества на основе данных «Карты развития» и «портфолио». Дальнейшая   работа   с   учащимися   содержится   в   программе   психолого­педагогического сопровождения   «Самоопределение».   Для   старшей   ступени   обучения   педагогами   и психологами гимназии разработана программа «Выбор». Итак, в ходе психолого­педагогического сопровождения учащихся начальной школы были установлены   периоды   обучения,   во   время   которых   наблюдается   наибольшая   динамика развития тех или иных психических процессов, ее соотношение с успеваемостью. Выявлены факторы и условия, значимые для развития и обучения. С учетом этого были определены приоритетные направления  психолого­педагогического сопровождения,  направленные  на раскрытие   потенциальных   возможностей   ребенка   на   разных   этапах   обучения.   Стало необходимым и возможным посторенние вектора образовательного маршрута, основанного на прогнозе дальнейшего обучения, создания условий для его реализации. 4. Научная новизна и практическая значимость работы:  Определены   наиболее   значимые   для   обучения   в   первом,   втором,   третьем   и четвертом классах показатели психического развития.  Установлены   периоды   проведения   для   диагностики   тех   или   иных   показателей психического развития, разработаны критерии оценки уровня развития и динамики изменений.  Успешность выполнения психологических  тестов соотнесена с успеваемостью  по предметам, что позволяет установить взаимосвязь между обучением и развитием.  Доказано, что совместная работа психолога и педагога в осуществлении психолого­ педагогического сопровождения является условием его результативности.  Разработана   схема   взаимодействия   участников   сопровождения   –   педагогов   и психолога, определены содержание и объем работы каждого. 5. Уровень проработанности:  Этап работы (подготовительный, проектировочный, экспериментальный, иной); На   сегодняшний   день   происходит   плавный   переход   от   экспериментального   этапа   к аналитическому.   Проведенная   работа   по   психолого­педагогическому   сопровождению ученика   начальной   школы   анализируется   и   планируется   ее   продолжение   в   основной   и старшей   школе.   Работа   по   осуществлению   психолого­педагогического   сопровождения ведется   с   2001   года.   До   этого   сопровождение   являлось   в   большей   степени психологическим,   и   было   скорей   автономным   вектором   работы   с   учащимися. Рекомендации   психолога   выполнялись,   но   без   глубокого   понимания   психологических особенностей развития ребенка. На протяжении четырех лет – с 2001 по 2005 годы работа ведется в тесном сотрудничестве психолога   с   педагогами.   Психологическая   диагностика   познавательного   развития постепенно   включается   в   сферу   деятельности   педагога  (см.   электронное   приложение «Сопровождение»).   Объем   и   глубина   психологического   исследования   при   этом регламентируется с учетом психологической компетентности каждого учителя начальной школы. Результаты психолого­педагогического сопровождения, представленные в аналитических справках   и   диаграммах,   показывают   стабильные   результаты   успеваемости,   при   этом динамика развития каждого ученика имеет индивидуальные различия как по темпу, так и по качеству. Неравномерность развития становится видимой, прозрачной для педагога, и это позволяет ему вместе с психологом влиять на динамику оптимальными методами в оптимальные сроки. По результатам совместной деятельности опубликованы книги, статьи с рекомендациями для педагогов и родителей (см. приложение 8). Об отдельных направлениях работы по психолого­педагогическому сопровождению докладывалось на конференциях и семинарах в   Ленинградском   областном   институте   развития   образования,   Российском государственном   педагогическом   университете   им.   А.И.   Герцена,   Ленинградском государственном   университете   им. государственном университете.   А.С.   Пушкина   и   Санкт­Петербургском  Выполненный   объем   работ,   полученные   результаты   с   указаникм   их количественных и качественных показателей; 1. В   гимназии   разработана   организационная   структура   группы,   осуществляющей психолого­педагогическое   сопровождение,   которая   состоит   из   семи   человек: заместитель   директора   по   учебно­воспитательной   работе   в   начальной   школе, педагог­психолог, логопед, педагоги­координаторы модулей.  2. Работа   сопровождения   осуществляется   по   установленному   алгоритму.   Это последовательная, регламентированная, обоснованная деятельность, направленная на   создание   условий   успешного   обучения   и   развития   младшего   школьника   и установления причин, тормозящих это процесс. 3. результативность   психолого­педагогического   сопровождения   прослеживается   на каждом его этапе: а) Диагностика школьной зрелости, подготовка к школе. Результативностью   работы   школьного   психолого­педагогического   консилиума   (здесь   и далее   ППК)   можно   считать   всестороннюю   качественную   оценку   школьной   зрелости дошкольников,   поступающих   в   первый   класс.   За   последние   девять   лет   только   один первоклассник  не  справился  с  программой  первого   года  обучения   и  был  направлен   на МППК   (районная   медико­психолого­педагогическая   комиссия).   Причина   –   раннее обучение.   Несмотря   на   прогноз   школьных   проблем   и   трудностей,   сделанный специалистами школьного ППК, родители ребенка изъявили желание обучать девочку с 6 лет. Прогноз, таким образом,  оказался объективным. Первоклассники, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник», лучше адаптируются   в   школе,   показывают   высокий   уровень   школьной   мотивации,   низкий   – тревожности, быстрее овладевают навыками чтения и письма. Выпускники «Дошкольника» хорошо включаются в коллективные формы деятельности, меньше конфликтуют, умеют уступать и договариваться друг с другом. б) Психологическая поддержка учащихся первых классов на этапе адаптации. Психолого­педагогическое сопровождение первоклассников во многом зависит от качества проведенных мероприятий на предыдущем этапе. Рекомендации и прогноз специалистов ППК имеют профилактическое значение. Дети с речевыми нарушениями, гиперактивные и медлительные, с трудностями в установлении контактов с взрослыми и сверстниками и т.д. по направлению логопеда или психолога могут до школы получить помощь в районном центре «Семья», «Центре коррекции и развития», медицинском центре «Прогноз». Многим дошкольникам   предлагаются   занятия   в   подготовительной   группе   «Дошкольник». Результативность работы проявляется в том, что за последние четыре года работы было выявлено только два случая дезадаптации. Причина – раннее обучение с 5,5 – 6 лет (по желанию родителей) детей, имеющих различные проблемы в психологическом, физическом и   физиологическом   развитии.   Эта   проблема   вызвала   необходимость   в   проведении родительских   лекториев   для   родителей   дошкольников   в   детских   садах,   на   страницах местной газеты «Восточный берег».  в) Изучение динамики развития учащихся начальной школы. Изучение динамики развития ведется по разработанной циклограмме, где диагностируемые параметры развития соотнесены с возрастными особенностями и возможностями учащихся, а периоды проведения психологической диагностики соотнесены с периодами овладения тех   или   иных   учебных   умений   и   навыков.   Показателем   результативности   этой   работы является отсутствие второгодников за последние девять лет. Психолого­педагогическая диагностика позволяет заблаговременно выявлять «группу риска» и оказывать помощь до появления   серьезных   проблем   обучения.   Диагностика   внимания   (скорости   и   точности переработки информации) позволяет организовать сопровождение учащихся с проблемами в обучении, связанными с темпами созревания мозговых структур и др.  Разработанные психологами гимназии карты развития отражают развитие познавательной, учебной и личностной сфер, а также успеваемость в динамике, позволяют прогнозировать образовательный маршрут.    г) Диагностика готовности к переходу в среднюю школу. Психолого­педагогическое сопровождение ученика начальной школы позволяет установить не только уровень обученности, но и причины его обусловившие, помогает прогнозировать дальнейший ход развития.  Результативностью   работы   можно   считать   высокие   результаты   обучения   в   начальной школе.   Так,   например,   в   2003­2004   учебном   году   81%   четвероклассников   закончили учебный   год   на   «4»   и   «5»,   из   них   17%   ­   на   «отлично».   Школьные   трудности   были спрогнозированы и обоснованы не только специалистами школьного ППК, но и педагогом­ координатором модуля 4­х классов. Психолого­педагогическое сопровождение в средней школе   требует   учета   этих   данных   и   помощи   не   только   в   период   адаптации,   но   и   в последующий период обучения. д) Психологическая поддержка учащихся пятых классов на этапе адаптации. Алгоритм психолого­педагогического сопровождения пятиклассников является наиболее отработанным   в   основной   ступени   обучения.   Предыдущие   этапы   работы   в   начальной школе, просветительская и консультативная работа с родителями и педагогами обусловили благополучную   адаптацию.   Учащиеся,   с   показателями   дезадаптации   (с   повышенной утомляемостью, тревожностью) ­ новички, они прибыли из других школ. Последние три года в психолого­педагогическом сопровождении отрабатывается направление поддержки вновь прибывших учащихся (не только в 5 класс).   Определенность перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых для этого условий; Психолого­педагогическое   сопровождение,   разработанное   для   начальной   школы Кингисеппской гимназии является «сквозным», где ход развития ученика на предыдущем этапе,   обусловливает   последующий,   где   отсутствует   хаотичность   проводимых мероприятий.   Логика   построения   работы   сопровождения   показывает   необходимость   и возможность выделения большего времени прогностической и профилактической работе, предупреждающей   школьные   проблемы   и   трудности.   Безусловно,   этот   же   принцип «сквозного»   сопровождения,   учитывающего   условия   и   факторы   обучения   и   развития требует сохранения в основной и старшей школе. Ценность такого подхода заключается в решении   следующих   проблем:   во­первых,     проблема   прогноза   дальнейшего   хода психологического развития и его обоснования. Во­вторых, проблема установления связей между фазами развития. В реальном ходе развития определяется вес каждого показателя познавательного, учебного, личностного, влияющего на успешность обучения. В­третьих, появляется возможность в организации преемственности не только в работе психолого­ педагогического сопровождения, но и всего педагогического коллектива. При этом работа будет происходить на основе данных психолого­педагогической диагностики. В основной школе программа сопровождения проходит под названием «Самоопределение». Состав   группы   сопровождения   меняется,   большое   значение   приобретает   работа воспитателей­координаторов, так как особенность подросткового возраста определяется ведущей   деятельностью,   направленностью   на   общение.   Как   правило,   в   этом   возрасте снижается мотивация учения, результаты успеваемости. На сегодняшний день установлены приоритетные направления работы, определены сроки проведения диагностики тех или иных показателей развития. Проводится консультативно­ просветительская   работа   психолога   с   воспитателями­координаторами   и   педагогами­ предметниками   по   ознакомлению   с   возрастными   и   индивидуальными   особенностями учащихся. Разработана и внедряется программа личностного развития учащихся 5, 6, 7, 8­х классов.   Вводится   индивидуальная   «Карта   достижений»   ученика,   основанная   на рейтинговой оценке успеваемости, кругозора, участия в общественно­полезном труде. Для   старшей   ступени   обучения   приоритетным   направлением   является   профильное   и профессиональное   самоопределение   старшеклассников.   Данный   этап   сопровождения реализуется специалистами «Профцентра», в котором работают психолог и специалист по компьютерной   диагностике».   В   дальнейшем   предусмотрено   включение   в   работу   по сопровождению педагогов­координаторов профильной школы. Большое внимание в работе со   старшеклассниками   уделяется   формированию   у   них   активности   и конкурентоспособности.   Проводятся   психологические   уроки,   тренинги,   игры,   где формируется   умение   самостоятельно   делать   выбор   дальнейшего   образования старшеклассниками   с   учетом   интересов,   склонностей,   способностей   и   потребностей современного   рынка  труда.   В   профцентре   существуют   данные,   позволяющие   соотнести показатели   структуры   интеллекта   (по   Р.   Амтхауэру)   с   успеваемостью   по   различным предметам, прогнозировать профильную и профессиональную направленность. Важнейшим   условием   внедрения   психолого­педагогического   сопровождения   учащихся гимназии   на   всех   этапах   является   включение   в   группу   сопровождения   педагогов­   Психологическая   подготовка координаторов   и   воспитателей­координаторов. координаторов возможна на семинарах­практикумах, проводимых психологами гимназии и курсах   повышения   квалификации.   В   современных   школах   работу   по   сопровождению осуществляют один, реже два психолога. Силами двух специалистов решаются проблемы отдельных   учеников,   испытывающих   трудности   в   школе. Сотрудничество   психологов   и   педагогов   позволит   эффективно   и   качественно   групп   учащихся, сопровождать процесс обучения и развития каждого ученика.  Сформированность ресурсной базы (помещение, оборудование и т.д.) Ресурсная база психолого­педагогического сопровождения школьников формировалась и развивалась со дня основания гимназии – с 1992 года. На сегодняшний день аналитическая и   практическая   деятельность   специалистов   осуществляется   на   базе   методического кабинета   начальной   школы   и   кабинетов   психологической   разгрузки   и   психологической диагностики. Методический   кабинет   начальной   школы   используется   для   проведения   семинаров, конференций, заседаний методического объединения учителей и пр. В кабинете имеется современная   мебель:   столы,   стулья,   шкафы.   Заседания   психолого­педагогического консилиума, коррекционные занятий с детьми проходят в логопедическом кабинете. Для просмотра   видеозаписей   с   уроков,   фильмов,   передач   используется   лекционный   зал гимназии, который оснащен необходимой техникой. В методическом кабинете накоплено   которая большое   количество   учебно­методической   и   справочной   литературы, систематизирована по учебным предметам. Ежегодно оформляется подписка на журнал «Начальная   школа»   и   газету   «Первое   сентября».   Педагоги   своими   руками   изготовили свыше   двадцати   видов   наглядных   пособий   (перфокарт,   таблиц,   карточек   и   др.).   На информационном   стенде   показаны   основные   направления   работы   начальной   школы,   ее структура,   состав,   а   также   методические   рекомендации,   новинки   передового   опыта.   В кабинете   хранятся   документы   по   психолого­педагогическому   сопровождению.   Они систематизированы   по   направлениям   сопровождения   и   позволяют   изучать   результаты деятельности на каждом этапе, в параллели и отдельном классе. Для   работы   психологической   службы   в   гимназии   отведено   два   кабинета   –   кабинет психологической разгрузки и кабинет диагностики и консультирования. Для проведения индивидуального   или   группового   семейного   консультирования   в   кабинете психологической   разгрузки   имеются   удобные   мягкие   кресла.   Интерьер   располагает   к расслаблению, способствует открытому, доверительному общению. Данное пространство также   используется   для   проведения   коррекционных   занятий   и   тренингов.   Кабинет психологической   диагностики   и   консультирования   разделен   на  диагностическую,  Диагностическая   зона   не информационную,   библиотечную   и   архивную   зону.   Компьютерная   диагностика   учащихся ограничивается   пространством   кабинета. осуществляется  в кабинете информатики и вычислительной  техники, где одновременно могут пройти тестирование 13 человек. Психологическая служба гимназии имеет свыше ста   диагностических   методик,   тестов,   которые   позволяют   исследовать   различные психологические процессы, свойства личности, профессиональные интересы и склонности школьников.   Методики   систематизированы   по   направлениям   работы   и возрастнымпериодам. В библиотечной зоне хранится свыше 150 книг. Они используются как   психологами,   так   и   педагогами   гимназии.   Это   словари,   литература   по   общей, возрастной,   справочники   профессий, коррекционные   и   развивающие   упражнения,   игры,   занятия.   Информационная   зона   социальной   психологии,   педагогической, представлена   на   стенде   и   знакомит   с   нормативными   документами,   функциональными обязанностями   педагога­психолога,   планом   и   режимом   работы,   содержанием психологических программ, правилами техники безопасности. В кабинете также имеется зона хранения архива, карт развития учащихся гимназии, бланков, которые размещаются в книжном шкафу.  В 2003 году кабинеты психологической разгрузки и диагностики заняли первое место в районном   конкурсе   кабинетов,   методический   кабинет   начальной   школы   в   этом   же конкурсе занял второе место (см. приложение 8).  Наличие специалистов необходимого профессионального уровня. Руководство   психолого­педагогическим   сопровождением   осуществляют   заместитель директора по учебно­воспитательной работе, учитель высшей категории, обладатель звания «Отличник   народного   образования»   Егорова   А.П.   и   заместитель   директора   по   научно­ методической   работе,   кандидат   психологических   наук,   лауреат   областного   конкурса «Учитель   года­   98»   Нагаева   Л.Г.   В   состав   группы   сопровождения   вошли   педагоги­ координаторы модулей (по одному на каждую параллель).  Все учителя  имеют высшую квалификационную   категорию.   Педагоги   Корнилова   А.А.,   Писмарева   Н.В.   являются победителями районных конкурсов «Учитель года» в 1997 и 2001 годах. Корнилова А.А имеет   грамоту   Министерства   Российской   Федерации,   Писмарева   Н.В   удостоена   знака «Почетный работник общего образования РФ» (см приложение 8). Педагоги   начальной   школы   активно   овладевают   психологическими   знаниями   на факультете повышения квалификации при Ленинградском Государственном Университете им.   А.С.   Пушкина.   Писмарева   Н.В.   и   Кононова   Н.Д.   заканчивают   обучение   на дистанционных курсах, организованных на факультете педагогического образования МГУ им.   М.В.   Ломоносова.   Темы   курсов   «Психологические   особенности   детей   младшего школьного возраста» и «Проблемы обучения» отражают психологическую направленность их содержания.   Творческий   коллектив   обладает  достаточными  профессиональными   возможностями  для реализации данного проекта.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018