Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации
Оценка 4.7

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
9 кл
13.07.2019
Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации
Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации сегодня актуально и востребовано. В статье описан опыт работы педагога-психолога совместно с классным руководителем по сопровождению развития детско-родительских отношений на уровне основного общего образования в образовательной организации. Анализируется отношение родителей к данному процессу.
статья Сафроновой Н.А..docx
Н.А.Сафронова Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чулымский лицей г.Чулым Психолого­педагогическое сопровождение развития детско­родительских отношений в условиях образовательной организации              Аннотация:  статья   посвящена   психолого‐педагогическому   сопровождению детско­родительских   отношений   в   условиях   образовательной   организации,     требующего особого   подхода.   Представленная   модель   –   это   звено,   которое   реализует   комплексное сопровождение.            Ключевые слова: психолого‐педагогическое сопровождение, взаимодействие с семьей, детско­родительские отношения, психокоррекционное воздействие.                А нужен ли педагог­психолог для развития детско­родительских отношений в условиях образовательной организации? Давайте найдем ответ из той информации, которую мне представили педагоги: 1. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения: «Мне кажется, что родители сами порою не понимают, что происходит с их детьми и как ребенку помочь, если он плохо проходит период адаптации в детском саду». 2. Учитель начальных классов: «Очень часто при разговоре родителя и ребенка вижу растерянность   родителей,   когда   они   в   ответ   получают   от   своих   детей   негативную информацию о  своем родительстве».            Таким образом, анализируя высказывания педагогов, мы понимаем, что развитие детско­родительских отношений желательно сопровождать педагогу­психологу.        Почему желательно? Как показывает практика, некоторые семьи имеют семейного психолога для коррекции своих детско­родительских отношений.               Но сегодня я готова поделиться опытом работы    психолого­педагогического сопровождения   процесса   развития   детско­родительских   отношений   в   условиях образовательной организации.              Организация проектно­исследовательской работы с обучающимися по темам о семейных отношений, темы запроса для консультирования детей и их родителей привели меня к некоторым выводам:   ­ растет   напряженность в отношениях «родитель + ребенок», которая выражается в увеличении   претензий   родителей   к   своим   детям,   в   их   непонимании   детских   чувств   и настроения, в неспособности  сопереживать,  эмоционально поддержать ребенка, в дефиците родительского тепла и ласки; ­ увеличивается количество детей с эмоциональными нарушениями в развитии.            Например,   в   ходе   проведенного   исследования   в   проекте   «Возможно   ли   мое трудоустройство в качестве семейного психолога в городе Чулыме?» Гусева Ксения узнала, что 47% опрошенных ею одноклассников отправили бы своих родителей на консультирование к семейному психологу из­за возникновения конфликта «ребенок­родитель».               Лукьяненко   Ангелина   в   опросе   старшеклассников   в   рамках   своего   проекта «Психологическое значение семейной трапезы» выяснила, что 53% семей в городе Чулыме не видят   важности   семейной   трапезы   в   установлении   позитивных   детско­родительских отношений.                Как   педагогу­психологу   помочь   родителям   преодолеть   в   своих   семьях противоречия детско­родительских отношений? Как это сделать в условиях образовательной организации?         Анализ литературы показал, что специалисты выделяют три компонента детско­ родительского   взаимодействия:   когнитивный,   социально­бытовой   и   эмоциональный   [4]. Остановлюсь на  эмоциональном компоненте детско­родительского взаимодействия.         Приведу примеры фраз родителей и детей из своей педагогической практики:  1.«Я  люблю сына, он же мой ребенок»; «За что тебя любить? Подумай» ­ эмоциональное принятие и непринятие ребенка . 2.«Дома нам всем хорошо», «Лучше бы домой не приходить» ­ наличие эмоциональной атмосферы в семье: благоприятная и неблагоприятная. 3.«У тебя все получится»,­ так каждый день мне говорит мама», «Я не помню, когда меня мама обнимала», ­ эмоциональная близость детей и родителей и ее отсутствие.        На родительских собраниях я анализировала услышанные фразы, видела недоумение и равнодушие на лицах некоторых родителей. Позднее осознала необходимость иметь такую форму работы с семьей, когда знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.              Родительское собрание «Поход в прекрасное далеко» в 9 «а» классе.     Семья классного руководителя имеет опыт, когда трудности воспитания  решались самостоятельно, и   их   решение     проходило   при   помощи   консультирования   специалиста­психолога.   Сын, ровесник ее воспитанникам, успешно адаптировался и уже второй год учится в   кадетском корпусе   лицея  в   Бердске.   Как  никто  другой,  она  понимает,  что  взаимоотношения   между членами семьи играют огромную роль в духовно­нравственном воспитании ребенка.               Интерактивная  форма проведения собрания, присутствие педагога­психолога, собрание с приглашением детей  не являлись новыми для всех участников. Это самое главное условие эффективности  встречи участников образовательного процесса.              В основу родительского собрания  «Поход в прекрасное далеко» положена игра «Чулымский   рынок».   Это   своего   рода  репетиция   будущей   самостоятельной   жизни девятиклассников после окончания основной школы. Конечно, жизнь внесет свои коррективы, но   если   сегодня   увидеть   то,   как   будут   вершить   они   свою   судьбу,   можно   многое предусмотреть. Игра­путешествие в прекрасное далеко покажет стиль поведения ребенка, его умение использовать ресурс родителей, возможность слышать и слушать друг друга. Это игра, но серьезная игра.              Девятиклассники   на   рынке,   имея   «бонусы­деньги»   на   приобретение   товаров, родители, наблюдающие за поведением своих детей, поставлены в равные условия. И тем, и другим  необходимо развивать свои способности наблюдать и понимать своеобразие других людей,   интерпретировать   и   прогнозировать   их   поведение;   формировать   умение   убеждать собеседника,   занимать   активную,   конструктивную   позицию   в   общении,   противостоять давлению группы, выявлять манипуляторов; расширять сферы самопознания.       Продавцы раскладывают товар, цыганка и люди «Х» готовятся к встрече со своими «жертвами»,   чтобы   усыпить   их   бдительность   и   добиться   желания   добровольно   отдать «бонусы­деньги»   для   нанесения   пометки   фальшивости.   Родители   этих   детей   более напряжены, они понимают, что сейчас здесь  увидят то, что ими было вложено за несколько лет.   Как   они   справятся?   Дома   после   родительского   собрания   мама   Бреева   Артема рассказывала ему, как выбирать жетоны: если одного цвета больше, то и рядом с тобой будет больше людей с таким же функционалом. Артем великолепно справился с игрой цыганки, но при обсуждении выразил мнение, что ему не хотелось бы в жизни быть в такой роли: на обмане строить свои отношения с другими.        Один продавец  в ходе игры уменьшал цену на свой товар – сладости, аргументируя это тем, что не смог бы его реализовать из­за невыгодного расположения торгового места. Другой   рекламировал   свой   товар   так,  что   приятно  было   смотреть  со   стороны:   тактично, вежливо,   убеждая   покупателей.   Третий   продавец,   имея   в   продаже   книги,   бижутерию, терпеливо ждал своего покупателя, увы, не сегодня. Четвертый продавец на детские игрушки сразу же сбросил цену, считая, что у него товара больше всех, поэтому нужно что­то было делать для его реализации.         Покупатели в большинстве выполнили свою задачу – приобрели товар, истратили деньги.   Только   один   из   покупателей   объяснил,   почему   он   осознанно   не   потратил   свои «деньги» ­ не было на рынке, с его точки зрения, нужного товара. У 15% девятиклассников остались   деньги   в   связи   с   тем,   что   их   пометили     цыганка   или   люди   «Х»,   собиравшие пожертвования на очищение воды  из  соленого  озера,  поэтому или не хватило средств на покупку, или остались после приобретения подешевевшего товара.            Игра показала, что если на цыганку у многих есть «иммунитет», то относительно людей «Х» картина другая: подростки готовы отдать свои деньги на очищение соленой воды.            Известно,   что   психологическим   признаком   игры   является   одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Участники игры   знают, что играют, и в то же время ведут и чувствуют себя так, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра является не только средством обучения,  тренировки, но и коррекции.            При обсуждении результатов игры родители активно задавали вопросы, просили уточнения выявленных проблем («как другие сделали, так и я»; «не сразу понял, что нужно делать»; «решил за обман наказать цыганку» и т.д.), дополняли друг друга наблюдениями. Конечно,   не   все   были   готовы   говорить   об   увиденном,   но   время   показало,   что   работа продолжилась дома. Обсуждение дало участникам игры информацию о себе, ценный опыт успешного ­ неуспешного итога. Каждый    девятиклассник  говорил  о своих  впечатлениях, чувствах, открытиях, избегая оценочных суждений относительно других участников.        Среди родителей есть такие, кто  владеет навыками  развития позитивных детско­ родительских   отношений.   Они   помогали   организовать   процесс   рефлексии   игры.  Позднее представитель   родительской   общественности   9   «А»   Бреева   Е.В.   обобщила   опыт взаимодействия родителей и педагогов в течение пяти лет на муниципальной родительской конференции.            На опыте работы мы с классным руководителем убедились, что нужно искать эффективную и результативную форму сопровождения родителей. На день пятиклассника упражнение «Стенка на стенку» предоставило педагогам возможность увидеть со стороны  и оценить неэффективность родительской стратегии взаимодействия с подростками. В 5 классе для родителей проведен психологический тренинг «Развитие жизнестойкости» и мастер­класс на   родительской   ассамблее   «Формирование   и   развитие   стрессовой   устойчивости   у родителей». Тема мастер­класса вызвала интерес у большого количества родителей. Причина возникновения интереса мною определена по результатам анкетирования: у 80% родителей, посетивших мероприятие, стресс вызывает их неумение корректировать взаимоотношения с ребенком.       С родителями в 8 классе проведено родительское собрание с элементами тренинга «Быть   компетентным   родителем   подростка   –   это   можно!».  Здесь   отрабатывались   навыки общения,     преодолевались   страхи   родителей,   порою   со   слезами   на   глазах,   подбирались цивилизованные и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности. Не   секрет,   что   многим   родителям   из   благополучных   семей   необходимо   помогать формировать культуру общения и эмоциональной экспрессии[5].       Интерактивная форма проведения родительского собрания активизирует стремление его участников к познанию себя и самосовершенствованию,   дает возможность пережить на собственном   опыте   то,   о   чем   лекция   говорит   вообще,   например,   по   теме   «Кто   такие шестиклассники»   или   в   7   классе   «Организация   предпрофильного   обучения   в   лицее».   В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности   и   психофизических   возможностях   ребенка   [4].   Важно   вовремя   и   правильно организовать   психокоррекционное   воздействие   (групповая   дискуссия,   индивидуальная беседа,   анализ   конфликтных   ситуаций   и   т.п.),   что   способствует   позитивной   перестройке отношений родителей к ребенку, улучшает семейные отношения в целом.       Наблюдая за происходящим на собрании, каждый родитель мог идентифицировать себя с другими и использовать это при оценке собственных чувств и поведения.  В  процессе практикума     родители       моделировали   и   апробировали     различные   навыки,   которые   в дальнейшем, по их утверждению, они перенесли в семейную жизнь.           Чем   старше   ребенок,   тем   меньше   его   понимают   родители[1].   Они мало наблюдают за ним. Игра позволила увидеть те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от   внимания родителей. Они учатся сотрудничать с ребенком и вместе   что­то   создавать.   От   родителей,   например,     поступило   предложение   классному руководителю организовать встречу со специалистом, который проконсультирует их о том, как провести диалог с подростком о  выборе профессии.            На   родительском   собрании   «Поход   в   прекрасное   далеко»   ни   один   из девятиклассников   не   воспользовался   ресурсом   своего   родителя   для   определения   тактики поведения на рынке. По моему мнению, причина в том, что не все родители могут относиться к детям безоценочно, с пониманием, создавать атмосферу принятия, в которой они могут чувствовать себя в достаточной безопасности. Совместное решение родителей в оценивании психолого­педагогического   сопровождения   развития   детско­родительских   отношений   в условиях   лицея   подтвердило,   что   полученные   8   баллов   в   технике   шкальных   оценок свидетельствуют о достаточном уровне восприятия тематики встреч с педагогом­психологом.       В течение пяти лет наблюдаю за организацией  просвещения родителей в коллективе 9 «А» класса и убеждаюсь, что активность классного руководителя в познании психологии подростка,   расширении   своей   психологической   компетентности   становится   примером   для родителей. Разве не является результатом такой работы явка всех родителей на встречу с педагогами.    Родители   этого   класса   первыми   поддержали   предложение   педагогов реализовать в лицее проект «Повышение качества образования через взаимодействие лицея с родителями». Замеры результатов сопровождения процесса формирования детско­родительских отношений  осуществляются методиками «Моя семья» и «Опросник личностного роста». На конец   реализации   педагогического   проекта   благоприятный   уровень   взаимоотношений определен   в   24%   семей,   менее   благоприятный   уровень     в   58%   семей   девятиклассников. Удовлетворительный   уровень   взаимоотношений   в   18%   семей   –   это   неплохой   результат   с учетом того, что в этих семьях были постоянные конфликты:  ссоры   между родителями, которые   не   могли   управлять   своими   эмоциями   и   часто   срывались   на   детях.   Устойчиво­ позитивное отношение подростков к семье свидетельствует о высокой   ценности семьи для подростка.   Он   дорожит   семейными   традициями   и   устоями,   помнит   о   разных   мелочах, приятных кому­то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке.        Результаты работы по психолого­педагогическому сопровождению развития детско­ родительских   отношений   в   условиях     нашего   лицея   позволяют   утверждать,   что психологическая   поддержка,     повышают   эффективность взаимодействия   родителей   и   образовательной   организации.   У   педагогического   коллектива сложилось мнение, что отсутствие своевременной психологической поддержки и помощи в семье в дальнейшем потребует вмешательства психолога, когда  перестраивать отношения со взрослыми детьми будет уже сложнее.   помощь   детям   и   взрослым   Список литературы 1. Александрова,   Ю.В.   Психологическая   помощь   в   преодолении   семейных проблем/ Ю.В. Александрова  – М.: Совр. Гум. Университет, 2000. 2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский ­ М.: Изд­во Эксмо, 2005. 3. Карабанова,   О.А.   Психология   семейных   отношений   и   основы   семейного консультирования/ О.А. Карабанова — М.: Гардарики, 2005. 4. Липский,   И.А. теоретические   основания.// воспитания: Сборник научных трудов. ­ Волгоград, Перемена, 2004.   Педагогическое   сопровождение   развития   личности:   Теоретико­методологические   проблемы   современного 5. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства/ Р. В. Овчарова ­ М.: Изд­во Института Психотерапии, 2003. 6. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений/ Л.Б. Шнейдер – М.: Апрель­ Пресс, Изд­во ЭКСМО­Пресс, 2000.

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение развития детско-родительских отношений в условиях образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2019