Психоррекционные сказки для дошкольников
Оценка 4.6

Психоррекционные сказки для дошкольников

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
психологическая работа +1
Детсад
04.03.2018
Психоррекционные сказки для дошкольников
Психокоррекционные сказки являются эффективным приемов работы с негативными проявлениями в работе с детьми. "Погружая" ребенка в мир сказки мы мягко и незаметно помогаем ребенку понять, что его поведение, поступки требуют пересмотра. Также, работая от лица героя сказки можно помочь ребенку найти выход из создавшейся ситуации.
Психокоррекционные сказки для дошкольников.doc
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ Психокоррекционные   сказки  создаются   для   мягкого   влияния   на   поведение   ребенка.   Под коррекцией   здесь   понимается   “замещение”   неэффективного   стиля   поведения   на   более   продук­ тивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11—13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще. Алгоритм психокоррекционной сказки: 1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка. 4.   Герой   начинает   искать   выход   из   создавшегося   положения.   Или   мы   начинаем   усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через  сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. “Увиденное в правильном свете, все является благом” — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений. Создавая   психокоррекционные   сказки,   важно   знать   скрытую   причину   “плохого”   поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если: 1. желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться  модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания; 2. желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной  сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть  связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях; 3. желает за что­то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание  на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения; 4. ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной  сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха; 5. у него не сформировано чувство меры. В этом случае пси­хокоррекционная сказка может  довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля  поведения за ним. В   создании   психокоррекционных   сказок   нам   поможет   наш   жизненный   опыт.   Ведь   многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме. Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто называют психотерапевтическими историями.   Далее,   мы   познакомимся   с   психотерапевтическими   сказками   и   почувствуем   их существенные различия. Психокоррекционную сказку можно Просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим  собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов   по   поводу   сказки,   она   все   равно   попала   в   его   душу,   и   через   некоторое   время   его поведение изменится. Нам остается только подождать. Если   ребенок   хочет,   можно   обсудить   с   ним   сказку,   сформулировать   “сказочный   урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. СТРАХ ТЕМНОТЫ Татьяна Зинкевич­Евстигнеева. Про Чебурашку Как­то   раз,   проводив   друзей,   Чебурашка   остался   дома   один.   Время   было   позднее.   Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто­то есть. Этот “кто­то” скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя, таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот “кто­то” даже чем­то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. “Надо покрепче закрыть дверь в спальню   и   срочно   звонить   Гене.   Неважно,   будут   надо   мной   смеяться   или   нет”,   —   подумал Чебурашка. “Алло”, — ответил на другом конце провода Крокодил Гена. “Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает”. “Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой — они и тикают”. “Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что­то опасное. Приезжай скорее”. — Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене. Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его насто­ роженность и тревога начали передаваться и Гене. “Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве”. И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты. — Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было. — Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?! — Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в  неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал,  злые они или добрые, навредят они мне или наоборот, будут помогать. Я ничего про них не знал, не  мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего­то или кого­то не знаешь, то ты начинаешь бояться. — Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями,  они давно бы вышли на свет или как­то дали о себе знать. — Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими друзьями, если бы действительно  существовали. — Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — воскликнул Чебурашка. — Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне  казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил  только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на  самом деле, сами боятся! —Чего же?! — Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал более внимательно прислушиваться к  звукам в доме, полном света, то обнаружил, что все эти звуки есть! — Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все­таки не боятся света! — Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково обнял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он  издает, очень тихие. Когда мы чем­то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие.  Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно  машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы можем слышать, как поскрипывает  пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки. — Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! — воскликнул Чебурашка. ­ Когда чего­то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и  бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовищ. ­ Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной. — Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях. — Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рассказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет... — Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда  я раскрою один волшебный секрет:  когда входишь  в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: “Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!” —   Спасибо   тебе,   дорогой   Гена!   А   почему   ты   мне   сразу   не   сказал   про   волшебный   круг   и заклинание? — Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой. Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по­новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери. “Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю   с  друзьями   и   учусь.  Согреваете   меня,  когда   холодно.   Пробуете  со   мной   разговаривать, издавая   звуки.   А   я,   не   зная   этого,   боялся.   Спасибо   вам”.   И   Чебурашке   показалось,   что   пол благодарно скрипнул. На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая  это, он уже совсем не чувствовал  страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны... ИЗГОЙ В КЛАССЕ ИЛИ ГРУППЕ Анна Смирнова. Ежик Маленький Ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но   с   каждым   шагом   только   углублялся   в   чащу   леса.   Стемнело,   пошел   дождь   и   вместе   с   его капельками из глаз Ежика падали слезинки. Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать. Рассчитывать на чью­либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали  только за то, что он не такой мягкий  и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что­то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться — ведь тогда не над кем будет посмеяться. Каждое утро в лесу пятеро друзей — Зайчик, Медвежонок. Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика. Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше. И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а   новые   никак   не   придумывались.   Что­то   странное   произошло   между   друзьями.   Они   стали ссориться и подшучивать друг над другом. — Что это вы меня дразните?! — возмутился Медвежонок. — Я же не еж какой­нибудь! — И тут Медвежонок удивился насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ежика. — Косолапый! Косолапый! — кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка. — Перестаньте! Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. “Вот и не стало у меня друзей, — грустил он, — никому­то я теперь не нужен”. Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся. — Ой, как больно! Помогите! Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно когда он упал в яму... А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто­то повстречался ему на пути. “Сейчас   он   начнет   надо   мной   смеяться”,   —   подумал   Медвежонок.   Но   вместо   этого   Ежик погладил бок, которым тот ударился, что­то пошептал, и боль сразу прошла. — Спасибо, — улыбнулся Медвежонок, — я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре? — Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, — ответил Ежик. И тут Медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику. — Я больше тебя не обижу, — сказал он. Ему   захотелось   сделать   для   Ежика   что­нибудь   хорошее.   Узнав,   что   тот   заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем­то. — Знаешь, — сказал он Ежику, — это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе  я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как  здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям. На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала: — Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой! —— Как же они смешно смотрятся! — поддержал ее Енот. — Не обижайте моего друга, — попытался остановить их | Медвежонок. — Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому­то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу. — Вот уж нет! — крикнул Заяц. — С предателями мы не водимся! — Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, — сказал Медвежонок. — Благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого­то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка — самая пушистая. Енот — самый маленький, я — большой. Заяц — быстрый, но это же не мешало нам быть вместе. — А ну их! — крикнул Барсук. — Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться. — Они так ничего и не поняли, — вздохнул Медвежонок. — Не расстраивайся,  — успокоил  его Ежик,  — пройдет время и они поймут, обязательно поймут... Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась: — Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный! — Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, — попросил Зайчик. — Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь? — У меня нет ничего! — Вот когда будет, тогда и позовешь! — весело сказала Белочка и побежала по тропинке. — Белочка! Постой! — закричал Зайчик. — У меня дома есть сочная морковка — бери, сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе! — А я не ем морковь! — раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями. — Барсук! Енот! — кричал Заяц, но никто не шел на помощь. Спустя какое­то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. “Вот и все”, — подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса  схватила его за уши, открыла рот... но вдруг... Вдруг что­то больно укололо ее в спину. — 0­о­ой! — закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. — Что это?! Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка. — Ладно, маленькая колючка, — прошипела Лиса, потирая спину. — Я до вас еще доберусь, — крикнула она, убегая. Медвежонок помог Зайцу выбраться. —— Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? — спросил Зайчик. — Просто давай играть вместе, — предложил Ежик. — А вы меня возьмете? — удивился Заяц. — Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц. — Ежик, я причинил тебе так много неприятностей... — Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял... Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали. Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Мишкой — самым сильным среди них, и Зайчиком — самым быстрым и ловким. — Вы как хотите, — сказал Барсук, — а я иду мириться. Мне надоело придумывать,  чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком... Может, они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело. Енот задумался. — Да пусть идет, —­ сказала Белочка, — нам и вдвоем будет не хуже! — Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, — ответил Енот. — Скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны. — Как хотите, — надулась Белочка, — проживу и без вас, — сказала она и взбежала вверх по  дереву к своему дуплу. Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на  помощь к тем, кому это нужно. — Иди к нам. Белочка, —­ звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике. Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. “А как же Ежик жил все это время?” — подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева. Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры. рассказал множество удивительных  историй.  Спасатели дружили  много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть. Если проблема стоит остро, такую сказку может прочитать на уроке педагог или психолог, обсудить ее с ребятами и предложить им письменное задание, например: “Что бы я посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись”. А после обсудить все это с детьми... Главный итог подобных занятий — связь с реальным миром: “Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если...” ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ Анна Смирнова. Королева капризов Эта история случилась в магазине игрушек, когда был выключен свет, закрыты двери и все продавцы разошлись по домам. Часы пробили полночь, и на полке что­то зашевелилось. — Охо­хо, — раздался чей­то вздох, — все бока себе отлежал. Стоящие у витрины куклы потянулись. — Вечно он чем­то недоволен, — проворчала самая красивая и дорогая кукла. С полки спустился плюшевый мишка, —Конечно, вам, куклам, не понять. Стоите себе целый день, ничего у вас не болит. Все на вас  смотрят, любуются. — Неправда, — обиделась дорогая кукла, — у меня затекли руки и ноги. Думаешь легко стоять  часами и не шевелиться? — Как же, часами, — поддержал мишку бегемотик, который во время разговора будил своего  друга слоника. — Вас постоянно берут в руки, крутят, заводят, чтоб посмотреть как вы ходите... — На нас давно уже не обращают внимания, — вздохнула кукла. — Как только привезли ее. —  Она кивнула на самую красивую куклу. — Не — “ее”, а Кэтрин. Кэтрин меня зовут. Все слышали? — Слышали, слышали, — пробурчал проснувшийся слоник. — Даже будет лучше если вы станете обращаться ко мне “Ваше величество” или еще лучше “Ваше королевское величество”. Да, да, именно, “Ваше королевское величество, Кэтрин”. — Делать нам больше нечего, — зевнул слоник. — То, что на тебе корона, еще не значит, что ты королева, — сказал робот. — А ты вообще помолчи, железка! — рассердилась кукла и надула губки. — Эй, вы —  обратилась она к игрушкам, — подайте­ка машину! Я поеду в отдел одежды, посмотрю себе что­ нибудь из новой коллекции. — Никуда я тебя не повезу, — сказала машинка. — Нет, повезешь! — Не повезу. — Нет, повезешь! Повезешь! — кукла затопала ножками. К машине подошел влюбленный в  Кэтрин солдатик и шепотом попросил: — Отвези ее, пожалуйста. — Ни за что! — Не упрямься, это же не трудно. — А почему я должна ее везти? До отдела одежды — несколько шагов. — Но она же просит. — Не просит, а требует. Я не хочу потакать ее капризам. — Сделай это ради меня. Я тебя почищу. Пожалуйста. — Эй, солдат! Ты же знаешь, я не люблю, когда при мне шепчутся. О чем вы разговариваете? — Все хорошо, моя принцесса, можешь ехать, — сказал солдатик и протянул кукле руку. —  Позволь я помогу тебе сесть в машину. — Я не принцесса, — рассердилась кукла, но руку все­таки дала. — Прости, королева. — То­то же. Но я еще подумаю — простить или нет, — сказала она, садясь в машину. —  Поехали! — Не понимаю, что он в ней нашел? — обратилась кукла к своей подружке. — Что у нее есть,  чего нет у нас? — Многое, — вздохнула кукла. — Посмотри какие у нее красивые волосы, какое платье,  туфельки. — И только? Разве это главное? —­ Конечно, нет, — вмешался в разговор мишка. — Вы мне нравитесь больше. — И мне, — присоединился к разговору бегемотик. — С того момента как Кэтрин появилась в магазине, только и слышно: “Какая красивая! Какая красивая!” По мне, так она самая обычная, только одета получше. — Я запрещаю вам обсуждать Кэтрин, — сказал солдатик. К нему подошел робот. — Хоть я по ее словам “железка” и не умею чувствовать так, как чувствуете вы, но даже мне кажется странным за что можно любить эту капризную пустышку. Ведь она тобой просто играет. — А я и есть игрушка, — печально произнес солдатик. —­ Мы все игрушки, ­ сказала кукла, — но только для людей. Для игр мы и существуем, но  между собой должны быть равны. Кто ей дал право нами командовать и распоряжаться? — Все равно, я не позволю вам говорить плохо о Кэтрин. —­ Да кто она такая, чтобы о ней, вообще, говорить?! — возмутился бегемотик, не заметив  подъехавшую машинку. —— Вот, значит, как! Пока меня нет, вы здесь заговор устраиваете? — Не сердись, королева, — попытался успокоить ее солдатик. — Мы просто разговариваем. — Слышала я ваши разговоры. Ну­ка, закрой бегемота в коробке и спрячь подальше. Пусть его  никогда не купят. — Но Ваше величество, он не сделал ничего плохого, за что же его так наказывать? —­ Мне виднее. — Я не могу, — сказал солдатик, — он мой друг. — Мне все равно. Я так хочу. Выполняй! — Ты этого не сделаешь! — закричали куклы. — Бегемотика должны купить. Он целый год  ждет, когда за ним придут. — Это правда, — поддержал кукол солдатик. — Каждый из нас мечтает быть кому­то нужным;  хочет, что бы с ним играли, купали, укладывали спать. — Что?! Бунт?! Солдат, не ты ли хотел быть рыцарем моего сердца? Зачем ты дарил мне цветы,  духи, читал стихи, говорил о любви? —­ Я и сейчас готов... — Так докажи свою любовь. Солдатик подошел к бегемотику. — Прости друг, но я должен это сделать. — Ты предаешь нашу дружбу, но почему? — Пожалуйста, посиди немного в коробке, а когда Кэтрин уснет, я тебя обязательно выпущу.  Пойми, я влюблен и готов на все, лишь бы ей было хорошо. —­ Делая плохо другим? Она же никого не любит, а просто использует. —­ Солдат, мне еще долго ждать?! — крикнула Кэтрин. Бегемотик залез в коробку. — Это что же творится? — стали перешептываться игрушки. — Неужели никто за него не  заступится? — Кто же захочет иметь дело с солдатом? У него ружье и сабля. Он из нас самый сильный, а  помятые и продырявленные его оружием, мы будем выброшены на свалку. — Хватит шептаться! — закричала кукла. — Отныне у вас будет другая жизнь. Ясно? Все  должны слушаться только меня и выполнять все, что я захочу и прикажу. — Это почему же? — спросил робот. — Потому что я ­ королева, а вы — мои подданные. —­ Это кто ж так решил? — не унимался робот. —­ Я. И все мои желания должны немедленно выполняться. — Тогда я буду королем, — усмехнулся слоник. — Очень смешно. Посмотри на себя в зеркало. Какой из тебя король? То ли дело я: красива,  умна. Все мной любуются и восхищаются. Еще ни один человек не прошел мимо... — И ни один человек не захотел тебя купить, — добавил робот. — А тебя я, вообще, прикажу солдату сдать в металлолом. Меня не покупают, потому что я слишком дорого стою. Думаю, что скоро с меня снимут ценник и поставят при входе в магазин. Я слишком красива, чтоб меня продавать, и создана для восхищения. — Тогда тебе место в музее, — сказал слоник. — Так, солдат, убери его тоже в коробку, а робота — на свалку. Они мне надоели. И этих кукол — туда же. И еще снеси в подвал медведя. Он меня раздражает. —— Но, королева, невозможно убрать всех. За ними же придут завтра дети с родителями. —   Меня   это   интересует   меньше   всего.   Когда   я   чего­то   хочу,   ничего   невозможного   нет. Выполняй! — Прости, Кэтрин, но я не могу. — Нет, не прощу, — закричала кукла и расплакалась. Солдатик растерялся. — Пожалуйста, не плачь. Пойми, они — мои друзья. Даже ради тебя я не могу их предать. Разве недостаточно одного бегемотика? Но Кэтрин уже не плакала, а рыдала. Она кричала, стучала ножками: — Убери!!! Убери!!! Видеть их не хочу! И сам убирайся! Все! Все убирайтесь! Куклы пожали плечами. — Что это с ней? — Ой, — удивилась одна, — вы только посмотрите. Посмотрите, что стало с нашей королевой. Как она изменилась. Видимо произошло какое­то колдовство. Куда исчезла ее красота? Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу и, увидев свое отражение, бросила его на пол. Вместо   привычной   красоты   в   зеркале   отразилось   что­то   страшное.   На   месте   маленького аккуратненького   носика   торчало   нечто   огромное   и   красное,   похожее   на   картофелину.   Прежде большие синие глаза превратились в блеклые, еле заметные крупинки. Кэтрин заплакала пуще прежнего. — Это все из­за вас! — кричала она куклам. — Выгони их, солдатик, выгони! Они с самого начала завидовали моей красоте. Но чем больше Кэтрин кричала и плакала, тем менее красивым становилось ее лицо. Оно все покрылось пятнами. Длинные пушистые реснички слиплись, губы распухли, напоминая лягушачий рот. Прическа растрепалась, и волосы спутались. — Что вы с ней сделали! — гневно воскликнул солдатик. —Она стала похожа на бабу Ягу. Видеть вас не хочу! Уходите прочь! И впервые в жизни расплакался вместе с Кэтрин. Но игрушки не шевелились. Они были настолько удивлены,что ноги их не слушались. — Смотрите, — сказал робот, — с солдатом происходит то же, что и с Кэтрин. Он теряет свою силу, уменьшается и лицо его становится очень неприятным. — Что со мной? Кэтрин взглянула на солдатика и отодвинулась. — Я тебя боюсь, — всхлипывала она. — Ты никогда таким не был. Солдатик посмотрел в осколок разбитого стекла. — Это не я! — Я, кажется, догадался, что это за колдовство, — сказал все это время молчавший плюшевый мишка. — И даже знаю одно волшебное средство. — Говори же его скорее, говори! — оживилась Кэтрин. Но мишка о чем­то задумался. —­ Не молчи! Я тебе приказываю! Какое средство? — Тебе оно не понравится, — вздохнул мишка, — и скорее всего не поможет. Солдату поможет, а тебе — нет. — Как же такое может быть?! Я готова выпить любое лекарство даже самое горькое. Столько,  сколько понадобится. Лишь бы вернуть прежнюю красоту. — Ничего пить не надо. Это волшебное средство находится в каждом из нас. Нужно только  научиться им пользоваться. — Так научи! Скоро откроется магазин. Как я покажусь детям?! — Прежде всего, перестань плакать. Успокойся. — Да говори же ты, наконец, не тяни! — Если ты хочешь снова стать красивой, то тебе нужно забыть о том, что ты королева. — Это и есть волшебное средство? —Да. — Нет, я никогда не стану обычной куклой. Я хочу быть королевой. Я и есть королева! — Я же предупреждал, что тебе не понравится мое средство. — Хорошо, если это единственное, что может помочь, я — больше не королева. Все довольны?  — сказала Кэтрин и, бросив корону, побежала смотреться в зеркало. — Ты обманул меня! Ничего не изменилось! — Правильно, потому что не изменилась ты сама. Даже сняв корону, ты продолжаешь  чувствовать себя королевой. Солдатик подошел к Кэтрин, — Не переживай, — сказал он ей. — Я не знаю волшебного средства, но кое­что для тебя сделать могу. опять доброе. И достав гребешок, причесал Кэтрин волосы, уложив их в красивую прическу. — Вы это видели? — спросил слоник. — Солдатик снова стал высоким, сильным и лицо у него  — А почему мне ничего не помогает? — воскликнула Кэтрин. — Тебе нужно пожалеть бегемотика и выпустить его из коробки, — подсказали куклы. — Извинись перед ним, — попросил солдатик. —— Вот еще. Кэтрин топнула ножкой. Наступило утро. В магазин вошли продавцы и, увидев Кэтрин, переглянулись. — Разве это наша кукла? — Не знаю. Вчера ее здесь не было. Хотя в таком платье я | видела куклу, но другую, красивую. — Странно. Получается, что ее подменили. — Поставь ее в самый дальний угол, а на ее место — вот этого солдатика. Смотри, какой  интересный, как живой. Лицо такое доброе. За целый день никто из проходящих не обратил на Кэтрин внимания. После перерыва на обед,  Кэтрин задумалась. О чем? Никто не знает. Думала она долго и ночью, когда магазин был закрыт,  подошла к коробке. — Прости меня, — сказала она выползающему бегемотику.  —­ За мной сегодня не приходили? — спросил он. — Сегодня — нет, но когда­нибудь тебя обязательно купят. Ты только верь. — А где мишка, робот, куклы? — оглядываясь вокруг и никого не увидев, поинтересовался  бегемотик. — Их всех купили, — вздохнула кукла. — Остались только мы. — Вдвоем? — Нет, еще слоник и солдатик. — А почему ты грустишь, королева? —— Я не королева, я обычная кукла. —­ Что же случилось, пока я сидел в коробке? — удивился бегемотик. — То, что я навсегда останусь некрасивой. Мишку подарили маленькому мальчику на день  рождения, а кроме него никто не знает волшебного средства. — О чем ты говоришь? — Это долгая история. — Но ты же очень красивая, даже лучше, чем раньше. Что произошло? Отчего ты так  изменилась? — Кэтрин, — улыбнулся солдатик, — твоя красота вернулась. Помнишь, мишка говорил, что  волшебство в нас самих. Нужно только научиться им пользоваться. Ты научилась, и чудо  произошло. — Ты разгадала самый главный секрет, — присоединился слоник. — Секрет? Какой? — Что все можно решить без слез. Когда начинаешь требовать, кричать, рыдать, то теряешь  красоту не только внешнюю, но и внутреннюю. — А что такое внутренняя красота? — Это то, что чувствуют люди и что их привлекает больше всего. Когда рождается каприз, то  теряется красота внутри тебя. Сама ты этого не замечаешь, но все окружающие ощущают эти  изменения. И даже если ты получаешь то, что хотел, перестаешь всем нравиться. — Что же это за красота такая? — Прежде всего — терпение. — Мне его всегда не хватает. — Не только тебе, многим. Но в отличие от них ты уже знаешь секрет, как оставаться красивой  и всем нравиться. — Спасибо тебе, слоник. Я всегда буду помнить этот секрет. И когда мне чего­нибудь сильно  захочется, я не буду кричать и плакать, а стану терпеливо ждать, когда то, чего я хочу, сможет исполниться. — Кэтрин, — улыбнулся солдатик, — ты — прекрасна. — Я перестала быть королевой капризов, — шепнула Кэтрин слонику, — еще и потому, что не  хочу, чтобы солдатик меня разлюбил. На следующий день, слоника, солдатика и куклу родители подарили своим детям, а в магазин поступила новая партия игрушек. Никитина Наталья. Слоненок с шариками Жил­был   маленький   слоненок.   Мама   и   папа   его  очень  любили.   Они   вместе   играли,   гуляли, купались в реке и пускали фонтаны из своих длинных хоботов. Маленький слоненок очень любил проводить время со своими родителями. Но однажды, гуляя с мамой и папой по парку, слоненок увидел у обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку он очень понравился и он захотел такой же. — Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите мне, пожалуйста! Мама и  папа очень любили  своего  сыночка и  решили  порадовать малыша.  Они купили  ему красивый желтый шар. Слоненок   был   счастлив,   он   повсюду   ходил   со   своим   шариком.   А   когда   ложился   спать, привязывал его к своей кроватке. Вскоре, гуляя по парку, слоненок увидел у медвежонка очень красивый зеленый шар и конечно же попросил родителей купить ему такой же. Мама и папа не хотели расстраивать своего любимого сына и купили ему зеленый шарик. Слоненку он очень понравился. Но вскоре малыш захотел иметь красный шар и синий тоже. И любящие родители снова не смогли ему отказать... Но слоненку хотелось еще и еще воздушных шариков, а у родителей уже не осталось денег. И тогда малыш стал капризничать и говорить: — Ну купите, купите мне этот шарик, ведь у меня такого еще нет! Тогда родителям слоненка пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать побольше денег на шарики. И чем больше сын просил у них шариков, тем дольше они стали задерживаться на работе. Они меньше стали бывать со слоненком, играть с ним, а совместные прогулки по парку совсем прекратились. Слоненку становилось грустно одному, и даже многочисленные воздушные шарики его уже не радовали. И вот настал день, когда в комнату к слоненку уже невозможно было войти. В ней было столько шаров, что малыш не мог даже пошевелиться. Тогда слоненок собрал все шары и вышел на улицу. Но шаров оказалось так много, что они стали поднимать слоненка высоко­высоко в небо. Малыш испугался, что навсегда улетит от родителей и стал звать на помощь. Он кричал: “Помогите! Помогите!” Прилетели воробьи и острыми клювами стали клевать шары — один за другим. Так постепенно слоненок опустился на землю. Он сел на травку и задумался. Как ты думаешь, о чем? Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота?.. Как ты думаешь, что может слоненок для этого сделать? Подскажи ему, пожалуйста. Анна Смирнова. Заяц с рюкзаком ПРОБЛЕМА “ДРАЧЛИВОСТИ” Итак,   в   магазин   поступила   новая   партия   игрушек,   среди   которых   было   несколько   кукол, пушистый котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и два зайчика: один — с бантом на шее, другой с рюкзаком за спиной. Когда стрелки часов приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак. — Ну все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, — сказал он  зайчику. — Моя? Почему? — Потому что я так сказал и давай без вопросов. Сказано­сделано. — Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне — бант. — Вот и поменяемся. Это будет справедливо. — Какая же это справедливость? — обиделся зайчик. — Ты в два раза больше и сильнее меня. — А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав. — Не ссорьтесь, — вступил в разговор тролль в синих штанишках. — Ты — не прав, —  обратился он к зайцу с рюкзаком. — Кто ты такой, чтоб мне указывать?! — Я — игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком. — Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, — засмеялся заяц. •— Я  таких страшненьких игрушек никогда и не видел. — Может быть мы и страшненькие, но дети нас любят, — заступился за друга тролль. — Ой, еще один уродец, откуда вы такие? С полки спрыгнули остальные тролли. — Ну ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь. — Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с  муравьями бороться. — Друзья мои, успокойтесь, — вмешался динозаврик. — Не стоит портить себе настроение из­ за какого­то рюкзака. — А это, что еще за чучело? — усмехнулся заяц. — Без тебя разберемся. — Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, — вздохнул котик. Заяц пнул его в бок: — Не лезь, куда не просят, — и, бросив в троллей рюкзак. добавил. — всех касается! Динозаврик спустился с полки. —— Ладно, не хочешь по­хорошему, поговорим по­плохому. Куклы закрыли глаза: — Ой, что сейчас будет. — Не надо, динозаврик, — закричал зайчик с бантиком. — Я надену рюкзак, только не деритесь. — Вот уж нет! Я этого грубияна проучу.                   \ —­ Остановись, — попросил тролль динозаврика. — Неужели мы будем уподобляться этому  задире и все решать, пуская в ход кулаки? — Он ударил моего друга. — Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. Правда,заяц? — Какая трогательная речь, — усмехнулся заяц. — Делать мне больше нечего. — Не вынуждай нас. Со всеми тебе одному не справиться. — Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают.  И не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня  боялись и уважали. ——Уважали? — удивился динозаврик,­— интересно, за что? —­ За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше. Динозаврик рассмеялся: — И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: “Сила есть, ума не надо”. Заяц толкнул динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой. — Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий? Одна из кукол подбежала к динозаврику, а тролли яростно налетели на зайца, но от одного взмаха его лапы, разлетелись в разные стороны. Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала динозаврику встать, в отчаянии закричала: — Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает! Заяц довольно потер лапы: — Еще бы! Обижать всех — это мое право. — Ни у кого нет права делать другим больно. — У меня есть, потому что я — самый сильный. — Но обижать тех, кто слабее — жестоко. — За волосы тебя оттаскать, что ли, — задумчиво произнес заяц. — Я тебе не сделала ничего плохого. —— Ну и что. Мне просто скучно, —­ сказал заяц, приближаясь к кукле, но котенок преградил  ему дорогу. — Опять ты? ­­ протянул заяц. — Мало получил? Сейчас добавлю. И ударил котика так, чтоиз него полетели клочья ваты. — Ну ты! Бандит! — крикнул зайчик с бантом. — Попробуй лучше сразиться со мной. — С тобой? Нашел с кем тягаться. На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал. И, взяв зайчика за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к кукле и схватил ее за волосы. — Не трогай ее, — попросил поднявшийся тролль, — она же кукла. — И что с того? — спросил заяц, но куклу все­таки отпустил. Вытирая слезы, она достала  иголку и стала зашивать котенка. — Ты думаешь, что кулаками чего­нибудь добьешься? — продолжал тролль. — Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное. — Нет, главного у тебя никогда не будет. — Чего же? —Друзей. — Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо. Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже — дети с родителями. Маленькой девочке папа с мамой подарили котика, мальчику — динозаврика. И еще,— за день раскупили всех кукол. Ночью тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью: — Друзья мои. я целый день наблюдал за детьми и мне открылась одна тайна. — Тайна? Какая? Расскажи. — оживились игрушки. — Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек.   Мы   ждем   этого   момента   с   трепетом   и   каждое   утро   думаем:   “Вот   сегодня­то   я обязательно кому­нибудь понравлюсь и у меня появится друг”. Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают. И, знаете, почему? — Почему? —   Причина   в   зайце.   Это   он   делает   нас   непривлекательными.   Посмотрите,   какими   злыми становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как побороть зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах. Разве можем мы в эту минуту кому­нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто­нибудь играть? Я вчера разговари­ вал с котиком и динозавром. Хотел договориться с ними, как| можно отомстить зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их. | вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют его. Потому что он оди­| нок. И сегодня их купили.                                 | — Я понял, — сказал тролль в желтых штанишках, — до тех | пор, пока в голове у нас будет место гневу, грубости, желанию| подраться, дети будут проходить мимо нас.                 ^ Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся заяц, рассмеялся: — В жизни не слышал более глупых слов. Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами. — Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто не хочет подраться? Розовая   пантера,   молчавшая   все   то   время,   что   шли   споры   и   драки   с   зайцем,   и   незаметно дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула: — Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро? — А это еще кто там мяукает? — поинтересовался заяц. Плавным прыжком пантера слетела с полки и, схватив зайца за уши, посадила в ведро и, закрыв крышкой, прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать: — Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно. — Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, — зевая сказала пантера и снова уснула. — Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда, я вам покажу! Без   зайца   игрушкам   стало   легко   и   свободно.   Они   дружно   провели   время,   вместе   играли, смеялись. Тролли почистили свои штанишки. готовясь к утру, зайчик погладил бантик, но, когда настало время для открытия магазина, тролли выпустили зайца из ведра. Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с троллями. Не известно ничего из того, что произошло с зайцем. Но в следующую ночь он надел рюкзак и больше никого не обижал. Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь? ПРОБЛЕМА “ВТОРОГО РЕБЕНКА” Татьяна Зинкевич­Евстигнеева.  Сказка про Медвежонка В   одном   сказочном   лесу   жила­была   семья   медведей:   Папа­медведь,   Мама­медведица   и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пче­ лами и те делились с ними лесным медом, загорали на солнышке, купались в речке, — словом, все делали вместе. И   вот   однажды   Мама­медведица   сообщила   всем   радостную   новость   —   скоро   в   семействе медведей будет пополнение. Действительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится? Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но самое неприятное было то, что она постоянно требовала к себе внимания. Особенно Мамы. Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягодами и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама оставляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень­очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашивали: “Как она?” Когда вся семья была в сборе, играли с малышкой, а не с ним. “А я, что же, больше им не нужен?” — спрашивал себя Медвежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома. И   однажды   так   и   случилось.   Медвежонок   шел   по   лесной   дорожке   и   думал   о   том,   как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем­то наказать: “Вот когда я умру, они поймут,   кого   потеряли,   но   будет   поздно!”   От   этих   мыслей   слезы   навернулись   на   глаза,   так Медвежонку стало жаль себя. Шел­шел   Медвежонок   и   пришел   к   домику   зайцев.   В   их   семье   тоже   было   пополнение. Медвежонок наблюдал, как старшие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть мор­ ковку. “Что с них возьмешь, — зайцы!” — продумал Медвежонок и пошел дальше. Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший ли­ j сенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, по­ | хоже он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. “Где | ему меня понять, — подумал Медвежонок. — Что с них взять, — 1 лисы!” И наш герой, махнув рукой, пошел прочь. Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок ви­ | дел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил | его охотится. “Да он притворяется, что ему нравится играть с j младшим братом!” — подумал Медвежонок и пошел дальше. Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголодался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хотелось домой. Но вернуться он не мог. Как ты думаешь, почему? Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.: — ух^ — удивилась Сова, ­­ что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?! — Да ничего, просто гуляю и все! Я ­­ самостоятельный. — Это верно, — согласилась Сова, ­— слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу. — Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют! — ответил Медвежонок. — Э­э­э, видно ты в обиде на родителей? — догадалась Сова. — Да нет, просто... — Медвежонок не знал что сказать. — Просто, да непросто... — глубокомысленно изрекла Сова | и, помолчав, добавила: — Похоже, мне   придется   открыть   тебе   один   секрет...   правда,   я   обещала   Папе­медведю   никому   не рассказывать... — Что это за секрет? ­Дело в том, что вскоре после того как ты родился, ко мне 1 приходил Папа­медведь. Он был очень расстроен тем, что его | жена­медведица больше его не любит. “Теперь у нее есть сын, j а я ей совсем не нужен”, — так говорил он — Не может быть! — воскликнул Медвежонок. — Папа так | не мог говорить! — Ты почему так думаешь? — Но не мог же он чувствовать то же, что и я! —— А разве ты чувствуешь то же самое?! Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала: — Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть преж ней.   В   маленькое   существо   нужно   вложить   много   любви,   терпения   и   добра,   прежде   чем   оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и нелюбимыми... — Так значит я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно. — Чувства, которые руководили тобой, может испытать каждый. Иногда не просто увидеть любовь, если тебе уделяют немного внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят... Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Мудрая Сова еще долго смотрела ему вслед. Как ты думаешь, о чем она думала?

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников

Психоррекционные сказки для дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018