ПУ_10 класс_Электрический ток в различных средах

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПУ_10 класс_Электрический ток в различных средах.docx

2 урока

Раздел долгосрочного плана:

10.3С Электрический ток в различных средах

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10 класс

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Электрический ток в металлах, полупроводниках, электролитах, жидкостях, газах, вакууме.

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.3.1 - сравнивать принципы возникновения электрического тока в различных средах

Цели урока

сравнивать принципы возникновения электрического тока в различных средах

Критерии оценивания

-          Знает что такое электрический ток

-          Знает при каких условиях возникает электрический ток

-          Знает в каких средах может возникнуть электрический ток

-          Знает виды носителей заряда в зависимости от среды

-          Знает закон Фарадея

-          Знает где применяют принципы протекания электрического тока в различных средах

-          Знает вольт-амперную характеристику

Языковые цели

 

Лексика и терминология:

Электрический ток

Electric current

Электролит

Electrolyte

Газ

Gas

Полупроводник

Semiconductor

Вакуум

Vacuum

Металл

Metal

Электроны

Electrons

Проводимость

Conductivity

Привитие ценностей

В результате усвоения физических знаний закладываются основы научного мировоззрения, которое предполагает глубокое понимание явлений природы, формируется умение самостоятельно объяснять и описывать эти явления академическим языком, ставить перед собой цели и планировать их достижение.

Межпредметные связи

Межпредметная связь с математикой

Навыки использования ИКТ

Работа с интерактивной доской

Предварительные знания

8 класс: электрический ток в металлах; принцип действия полупроводниковых диодов

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

0-5 мин

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний и умений.

Определение и формулировка темы обсуждения:

·                    Что такое электрический ток?

·                    При каких условиях он возникает и существует?

·                    В каких средах может существовать электрический ток?

Презентация

5-25 мин

Групповая работа

Для изучения темы урока, учащиеся работают в группах:
1.  электрический ток в металлах;

2. электрический ток в полупроводниках;

3. электрический ток в жидкости;

4. электрический ток в газе;

5. электрический ток в вакууме.

Презентация

 

25-50 мин

Выступление групп с презентацией по своей теме с постерами. Учащиеся оценивают презентации других групп и параллельно участники других групп заполняют таблицу:

 

Среда

Носители заряда

Основные формулы

Вольт-амперная характеристика

Применение в технике

Металлы

 

 

 

 

Электролиты

 

 

 

 

Газы

 

 

 

 

Вакуум

 

 

 

 

Полупроводники

 

 

 

 

Презентация, раздаточный материал

50-60 мин

Учитель совместно с учащимися подводит итоги и проверяют заполненные таблицы.

Презентация

60-78 мин

Решение заданий: тест + задачи (2 варианта)

Тест по теме: «Электрический ток в различных средах» и задачи

1 вариант

1)              Какие частицы являются носителями электрического тока в металлах?

А. Только электроны.

Б. Электроны и протоны.

В. Электроны и положительные ионы.

Г. Положительные и отрицательные ионы.

2)              Как и почему изменяется электрическое сопротивление полупроводников при увеличении температуры?

А. Уменьшается из-за увеличения скорости движения электронов.

Б. Увеличивается из-за увеличения амплитуды колебаний положительных ионов кристаллической решетки.

В. Уменьшается из-за увеличения концентрации свободных носителей электрического заряда.

Г. Увеличивается из-за увеличения концентрации свободных носителей электрического заряд.

3)              Чистая вода является диэлектриком. Почему водный раствор соли NaCl является проводником?

А. Соль в воде распадается на заряженные ионы Na+ и Cl-.

Б. После растворения соли молекулы NaCl переносят заряд

В. В растворе от молекулы NaCl отрываются электроны и переносят заряд.

Г. При взаимодействии с солью молекулы воды распадаются на ионы водорода и кислорода.

4)              Каким образом освобождаются из катода электроны, создающие изображение в электронно-лучевой трубке телевизора?

А. В результате действия электрического поля между катодом и анодом.

Б. В результате электролиза.

В. В результате термоэлектронной эмиссии.

Г. В результате ионизации атомов электронным ударом.

5)              Что из перечисленного ниже способно пропускать ток только в одном направлении, а, значит, служит для выпрямления переменного тока?

1. Электронная лампа.       2. Полупроводниковый диод.          3. Раствор электролита.    4. Резистор.

А. Только 2.

Б. Только 1 и 2.

В. Только 3.

Г. Только 4.

6)              Если цилиндрическую катушку с проводом с замкнутыми концами привести в быстрое вращение вокруг оси цилиндра и затем резко остановить, то в цепи обнаруживается электрический ток. Почему?

А. Под влиянием магнитного поля Земли.

Б. В результате электростатической индукции.

В. В результате электромагнитной индукции.

Г. В результате движения электронов по инерции.

7)              Какие эффекты из перечисленных ниже наблюдаются при протекании электрического тока в сверхпроводнике?

1.         Нагревание проводника.

2.              Медленное убывание силы тока со временем.

3.              Возникновение магнитного поля.

А. Только 1.

Б. Только 2.

В. Только 3.

Г. 1 и 3. 

8)              Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы с донорными примесями?

А. В основном электронной.

Б. В основном дырочной.

В. В равной степени электронной и дырочной.

Г. Ионной.

9)              В четырехвалентный германий добавили: 1) пятивалентный фосфор, 2) трехвалентный индий.

Каким типом проводимости будет обладать полупроводник в каждом случае?

А. 1- дырочной, 2- электронной.

Б. 1- электронной, 2- дырочной.

В. В обоих случаях электронной.

Г. В обоих случаях дырочной.

Решите задачи.

1)              Сопротивление вольфрамовой нити электрической лампы при 20ºС равно 35,8 Ом. Какова будет температура  нити  лампочки,  если  при  включении в сеть напряжением 120 В по нити идет ток  0,33 А? Температурный коэффициент сопротивления вольфрама 0,0046 К-1.

2)              При получении алюминия электролизом раствора Al2О3 в расплавленном веществе проходил ток 20 кА при напряжении на электродах в 5 В. Найти время, в течение которого будет выделена 1 т алюминия. Какая работа была при этом совершена электрическим током? Электрохимический эквивалент алюминия 0,093 мг/Кл.

 


2 вариант

1)              Какие частицы являются носителями электрического тока в электролитах?

А. Только электроны.

Б. Электроны и протоны.

В. Электроны и положительные ионы.

Г. Положительные и отрицательные ионы.

2)              Как и почему изменяется электрическое сопротивление металлов при увеличении температуры?

А. Увеличивается из-за увеличения скорости движения электронов.

Б. Уменьшается из-за увеличения скорости движения электронов.

В. Увеличивается из-за увеличения амплитуды колебаний положительных ионов кристаллической решетки.

Г. Уменьшается из-за увеличения амплитуды колебаний положительных ионов кристаллической решетки.

3)              Чистая вода является диэлектриком. Почему водный раствор соли CuSO4 является проводником?

А. Соль в воде распадается на заряженные ионы Cu2+  и SO-.

Б. После растворения соли молекулы CuSO4 переносят заряд

В. В растворе от молекулы CuSO4 отрываются электроны и переносят заряд.

Г. При взаимодействии с солью молекулы воды распадаются на ионы водорода и кислорода.

4)              В результате какого явления освобождаются из катода электроны, создающие ток в вакуумном диоде (электронной лампе)?

А. В результате действия электрического поля между катодом и анодом.

Б. В результате электролиза.

В. В результате термоэлектронной эмиссии.

Г. В результате ионизации атомов электронным ударом.

5)              В каком из ниже перечисленных устройств сила тока не зависит от полярности приложенного напряжения?

1. Электронная лампа.       2. Полупроводниковый диод.          3. Раствор электролита.    4. Резистор.

А. Только 1.

Б. Только 1 и 2.

В. Только 4.

Г. Только 3 и 4.

6)              Если два цилиндра, один из которых медный, а другой – алюминиевый, плотно прижать друг к другу, а затем на длительное время включить в цепь, то мы не обнаружим проникновения веществ цилиндров друг в друга. Почему?

А. Электрический ток в металлах образован молекулами вещества.

Б. Электрический ток в металлах образован положительными и отрицательными ионами.

В. Электрический ток в металлах образован свободными электронами.

Г. Электрический ток в металлах образован протонами.

7) Какие эффекты из перечисленных ниже не наблюдаются при протекании электрического тока в сверхпроводнике?

1.                                                           Нагревание проводника.

2.                                                           Медленное убывание силы тока со временем.

3.                                                           Возникновение магнитного поля

А. Только 1.

Б. Только 2.

В. Только 3.

Г. 1 и 3.

8)              Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы без примесей?

А. В основном электронной.

Б. В основном дырочной.

В. В равной степени электронной и дырочной.

Г. Ионной.

9)              В четырехвалентный кремний добавили: 1) трехвалентный индий, 2) пятивалентный фосфор.

Каким типом проводимости будет обладать полупроводник в каждом случае?

А. 1- дырочной, 2- электронной.

Б. 1- электронной, 2- дырочной.

В. В обоих случаях электронной.

Г. В обоих случаях дырочной.

Решите задачи.

1)              Реостат из железной проволоки включен в цепь постоянного тока. Сопротивление реостата при 0ºС равно 120 Ом. Сила тока в цепи составляла 22 мА. Какой станет сила тока в цепи, если реостат нагреется на 50º С? Температурный коэффициент сопротивления железа 6·10-3 К-1?

2)              Медная пластинка общей площадью 25 см2 служит катодом при электролизе медного купороса (CuSO4). После пропускания в течение некоторого времени тока, силой 0,5 А масса пластинки увеличилась на 99 мг. Найти: а) сколько времени пропускался ток. б) какой толщины образовался слой меди на пластинке. Электрохимический эквивалент меди 0,33 мг/Кл. Плотность меди 8900 кг/м3.

Презентация, раздаточный материал

78-80 мин

Рефлексия

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Все учащиеся: будут знать в каких средах и каким образом может возникнуть ток, виды носителей зарядов.

Большинство учащихся:

Смогут сделать вывод формулы для 1 и 2 закона Фарадея, описать вольт-амперную характеристику

Кейбір оқушылар:

Смогут привести примеры применения протекания электрического тока в различных средах в технике

Посредством фронтальных вопросов

Посредством заданий в течение всего урока: группвоая работа, индивидуальная работа (тест, задачи)

 

Здоровье и техника безопасности:Соблюдение правил поведения в кабинете.                                  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru