Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Открытая задача

  • docx
  • 22.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Открытая задача.docx

Учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Бабстово:

СЕФЕРОВА ЗУБАЙДАТ АГАМИРЗАЕВНА

МАСТЕР-КЛАСС   «ОТКРЫТАЯ ЗАДАЧА»

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемое жюри,  коллеги  и гости.

Зовут меня Зубайдат Агамирзаевна.

Свой мастер-класс хотела бы начать с эксперимента. Для этого у вас есть листы, карандаши и линейки.  У кого нет набора, можете мысленно выполнить.

Пожалуйста, начертите отрезок длиной 10 см. Второй отрезок – 5 см., и третий – 2 см.

Прошу моих помощников собрать листочки и принести мне. У кого остался листок, сами делайте выводы.

                     (Рассматриваю отрезки на листочках)

Я могу всех поздравить. Эксперимент удался. Все справились с работой.

Отрезки изображены очень аккуратно, линии ровные, горизонтально расположены друг под другом.

Отметка в школе  у вас была бы 5.

Но, несмотря на это, можно сделать и другой вывод. 

Ув. взрослые, ваше мышление стереотипное, т. е. стандартное, шаблонное, трафаретное. Вы не блещете оригинальностью!!!

Только единицы из вас попытались изменить положение отрезков на площади этого листочка. Да и сам листочек расположили вертикально, как и привыкли писать в тетради. Хотя никаких ограничений  у вас и не было.

Поднимите руку те, кто красиво друг под другом начертил отрезки. Т.е. нас много. Получается, мы те люди, которым навязывали определенный порядок, алгоритм, инструкцию, правила выполнения задания.

 Передо мной, как учителем,  стоит задача способствовать развитию логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания. Также мы должны вырастить человека, умеющего принимать не только в школе, но и в жизни, после окончания школы.

«Не сравнивайте себя с другими, иначе вы будете страдать или от зависти, или от гордости», - говорили мудрецы.

Чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к себе и другим, надо научить его ценить себя как личность и тогда он сможет поверить в себя.

Как важно, во время успеть помочь ребенку поверить в себя, в свои силы. Ведь успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. Быть хорошим учителем, значит, ежедневно создавать ситуацию успеха на уроке.

Сегодня я Вас приглашаю на уроки  в начальную школу.

 

Послушайте задачу.   СЛАЙД 2

Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, 200 км. Первая машина двигается со скоростью 60 км/ч, вторая – 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через 1 час.

Прошу решить задачу.

- Я вижу, что решили задачу, но почему-то ответы все разные. В чем же дело?

- ваш ответ 60 км. Объясните, как вы решали задачу? (машины едут навстречу друг другу). СЛАЙД 3

- ваш ответ 180 км. Объясните, как вы решали задачу? (вторая машина догоняет первую). СЛАЙД 4

- ваш ответ 220 км. Объясните, как вы решали задачу? (вторая машина впереди). СЛАЙД 5

- ваш ответ 340 км. Объясните, как вы решали задачу? (машины едут в разные стороны). СЛАЙД 6

- Что в этой задаче необычного? СЛАЙД 7

(правильно - у этой задачи нет четко поставленного условия и единственно правильного ответа).

Как же называются такие задачи?

Такие задачи называют открытыми и мы с одной из них успешно справились.

- Тема моего мастер-класса: «Открытая задача». СЛАЙД 8

    Применение открытых задач в обучении младших школьников обеспечивает педагогу возможность не только давать знания, но и сталкивать ученика с проблемами, которые развивают творческое мышление, готовят учащихся к решению жизненных задач, формируют у них умение делать выбор.    

Обучение решению открытых задач практически невозможно без применения деятельностного подхода.                     

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Что содержится в задаче?  

Условие, пути решения, ответ     СЛАЙД 9

Какие задачи решаем мы в школе?

Ответ прост — мы решаем те задачи, решению которых нас научили.

А школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения (а значит, и мышления!) — снижение оценки. Закрытые задачи встречаются только в школе, в жизни им места почти не осталось. С закрытыми задачами успешно справляются   компьютеры, телефоны и прочие полезные приспособления.

Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. Выбрать специальность и место учебы, поменять место жительства или найти новую работу, даже просто сделать покупку – все это становиться открытой задачей. Потому, что появилось огромное пространство выбора. В этом пространстве нужно учиться жить.

СЛАЙД 10      

 

 Закрытая  Задача 1.  Выделите части слова  «настроение»?

Анализ. Вспоминаем необходимые определения, применяем их - и ответ готов. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа.

Задачи открытого типа

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.

Задача 2.  Найдите «спрятанные» слова в   слове  «настроение».

Наст, трое, нас, ор и т.д.

Открытые задачи - это задачи, решение которых не может быть однозначным, привязанным к тем или иным известным правилам, алгоритмам. По степени самостоятельности и креативности, необходимых для решения, они могут быть различными. В одних задачах не существует подсказок даже на отрасль знаний, к которой они относятся.  

 

 

Ситуация «Кот и скворец».

Как только в скворечнике, висящем на дереве, запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал, как закрыть доступ к скворечнику. Как же?

Решение: мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.

Как видим, найдено весьма неожиданное решение, напрямую не привязанное к скворечнику.

Результат: На самом же деле нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач.
В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей… 

 

Нельзя птицу учить летать в клетке. Нельзя вырастить “творческий мускул”, не вылетев на простор заданий “открытых” - допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные варианты ответов.

Боксеру ставят удар, певцу голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Поэтому я большое внимание уделяю творческим, открытым задачам. Вот еще задачи, которую мы решаем на занятиях.

1-ая: На день рождения к Лике пришли15 гостей. Четырнадцать из них учатся в 3-м классе, а 7-девочки. Сколько среди гостей девочек-третьеклассниц?

2-ая: Представьте, что вы охотник.  У вас есть все снаряжение, оборудование. Расскажите, пожалуйста, как поймать тигра в клетку?

3-я: Представьте, что вы очень редко, почти никогда не ездите к бабушке в деревню. Как вы написали бы это?   Ре-е-е-е-е-едко…СЛАЙД 11

4-ая: Чему равен угол между часовой и минутной стрелками, если часы показывают 3 часа?

Подберите такое время, чтоб угол между часовой и минутной стрелкой был прямым. Сколько существует вариантов.
Решение таких задач помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи,  регулярная тренировка творческого мышления;

на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

В учебниках математики для начальной школы, особенно по системе развивающего обучения, есть открытые задачи. Появились они и в учебниках традиционной системы, но их явно не достаточно, чтобы систематически включать в обучение младших школьников. Учитель начальных классов должен овладеть приемом переформулировки закрытых задач в открытые, учитывая специальные требования к формулировке открытой задачи.  

Многие задачи из курса математики можно легко переделать в открытые, переформулировав вопрос или условие.  СЛАЙД 12

Предлагаю закрытые задачи, переформулируйте в открытые.

Закрытые задачи

1.Найди признак, по которому можно разбить на две части числа: 35,44,45,531, 333,540,242

 

2.Прочитай выражение 15 * 3

 

3.Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м. Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Найди длину его третьей стороны

4.Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15 грибов мама  пожарила, а остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку?

 

5. Найди значение выражения

(БО: б) . 4

Открытые задачи

1.Подумай, можно ли разбить на две
части числа 35,44,45, 531, 333, 540, 242. Если да, то рассмотри возможные случаи

2.Предложи возможные варианты чтения выражения 15 * 3

3.Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м.
Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Какие вопросы можно поставить к данному условию?

4.Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15грибов мама пожарила, остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? Какими способами можно решить задачу? Реши и выбери лучший вариант

5.Какие задачи можно придумать к выражению

 (БО : б) . 4? Выбери лучший вариант

   Решению открытых задач следует учить школьников специально, соблюдая следующие этапы работы. СЛАЙД 13

Этап 1. Знакомство с открытыми задачами. Учащимся необходимо приобрести опыт «встречи» с открытыми задачами через решение типовой закрытой задачи и дальнейшую переформулировку ее условия и (или) требования в открытую.

Этап 2. Решение открытых задач соответствующего вида. 

Этап З. Освоение (по аналогии) решения других видов открытых задач.

Этап 4. Решение готовых открытых задач всех видов путем переноса методов и умений в знакомую ситуацию.

Итак, реализация деятельностного метода на «внутриурочном» уровне заключается в подборе учителем таких заданий, которые требуют не простого воспроизведения полученных знаний, а направлены на использование знаний в новой необычной ситуации.

- Как я уже говорила, нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач.

В технике, в науке, в искусстве, в отношениях людей... Хотите примеры?

Отправимся на   Урок окружающего мира.   СЛАЙД 13

После изучения темы «Кто такие звери».

 

Пример:  решение одной интересной задачи: «зачем ежу яблоки?» Маленький серый колючий ёжик кочует с румяным яблоком или грибом на спине по разным сказкам. Зачем ему яблоки и грибы?

 Может, это запас на зиму: грызёт у себя в норке промёрзшие яблоки (а выбирает он самые кислые) и засохшие грибы.  Однако продовольствие ежам зимой не нужно – они спят, спят сладким сном с ноября по апрель, как медведи, барсуки, лягушки и змеи. К тому же ежи насекомоядные. В естественной среде обитания рацион ежей составляют жуки, червяки и улитки.  Зачем тогда ёжик несёт яблоко? 

У этой задачи много вариантов возможных ответов.

 Вот некоторые из них:

 1.   ежи не едят яблоки, они едят насекомых, но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые в них размножаются?

 ежи так запасают еду для насекомых, а потом их едят.

2. ежи выбирают кислые яблоки, может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которые, возможно, выделяются через колючки.

3. яблоки гниют, при этом выделяют энергию,  возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки зимой, когда температура тела животных понижается, в норке поддерживалась плюсовая температура.

4. с помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.

5. ежи, насаживая достаточно большие и яркие предметы (например, яблоки) себе на иголки, своеобразно сигнализируют, что наступают холода и пора впадать в спячку.  6.так ежи маскируются, возможно, для своей защиты.

6. ежи используют яблоки как предмет подношения своему партнёру.

7. яблоки едят маленькие ежата. Или в яблоках разводятся насекомые, которых едят ежата, пока сами не могут охотиться.

8.ежи с помощью яблок подчёркивают своё превосходство для привлечения партнера, подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.

9.  ежи на время спячки затыкают проход в норку яблоком.

Это лишь небольшая часть тех ответов, которые можно дать при решении задачи. Любой из них принёс бы участнику эвристической олимпиады хорошие баллы.  По мнению же ученых, верный ответ заключается в том, что ежи натыкают на иглы кислые и едкие продукты, чтобы продезинфицировать иглы. Хотя и в любой из выдвинутых гипотез есть доля истины. 

Урок математики. СЛАЙД 14

После изучения темы «Равенство и неравенство»

Задание в учебнике:

7        *  10 – 1        

Задача «закрытая». Изменяем условие и вопрос.

   7    <      10 –

Задание: «Назовите все цифры, при подстановке  которых, вместо  п   получится верное неравенство. Как это  сделать?      («открытая» задача, предполагающая многовариантность ответов, методов)

При первом знакомстве с заданием данного типа необходимо показать детям возможные пути решения данной проблемы через подводящий диалог с применением деятельностного подхода:
а) Метод проб и ошибок.
б) Метод рассуждения

Физика. СЛАЙД 15

Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие получится не круглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но отверстие получиться неаккуратное – обгорелые края. Как быть?

(Ответ: сделать трубку временно твердой, залив в нее воду и заморозив. Трубку, заполненную льдом, можно просверлить – получиться аккуратное круглое отверстие.)

Геометрия. СЛАЙД 16

Основание древних египетских пирамид – строго горизонтальна поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники добиваться такой горизонтальности?

(Ответ: поверхность воды всегда горизонтальна.(продемонстрировать на стакане с водой) Египтяне заливали строительную площадку водой. По мере уменьшения слоя воды из – под нее показывались вершинки – неровности, которые тут же срывали.)

Экономика СЛАЙД 17

Американская фирм “Рибок”, выпускающая спортивную обувь, построила филиалы в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Качество обуви хорошее, основное место сбыто – крупные европейские и американские магазины. Как быть? Самое плохое решение - применить репрессивные методы

(Ответ: руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят один только правый ботинок, а в Таиланде – левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи.)

Педагогика  СЛАЙД 18

Вот такой случай произошел в 20-годах прошлого века в Туркмении после установления советской власти. В поисках учеников для туркменской школы Ерошенко наткнулся на слепого сироту по имени Дурды. Удивительно, как вообще выжил этот малыш. Все, что он знал в свои шесть лет, - это голод и непрерывные избиения за попрошайничество. Он был свято убежден, что все люди – звери и что сам он в это мире никому не нужен. Ерошенко привез его в школу, накормил, напоил. Педагогические нормы советуют в таких случаях несколько лет постепенно завоевывать доверие. Но Ерошенко не мог ждать и дня. Что он сделал?

(Ответ: педагог повел Дурды в горы. Вдвоем они зашли на одну из вершин, и Ерошенко попросил малыша крикнуть свое имя. “Я- Дурды!” - крикнул тот. И эхо несколько раз повторило его имя. “Вот видишь, - сказал  Василий Яковлевич, даже здесь, в горах, тебя все знают и любят...” Дурды Питкулаев много лет после смерти Ерошенко был директором той самой школы в Туркмении.)

 

 

СЛАЙД 19

Я думаю, что умение решать нестандартные, открытые задачи необходимо не только для овладения тем или иным предметом, но и для того, что бы стать успешным человеком.

«Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле».                               

                                                                               Р. Бах 

В заключение хочу сказать: творческий человек видит открытые задачи там, где другой увидит только неудачу или “божью кару”. Смотрите на мир открытыми глазами, и тогда он предстанет перед вами как одна бесконечная открытая задача, в которой физик увидит свои подзадачи, биолог – свои, педагог – свои.

. Цель мастер-класса будет считаться выполненной, если хоть одному сидящему в зале учителю захотелось придумывать открытые задачи и решать их с учениками.

ПРИТЧА О ГАЛЬКЕ

Трое кочевников устраивались на ночлег в пустыне, как вдруг небо озарилось волшебным светом, и раздался голос Бога:

- Идите в пустыню. Соберите столько гальки и камешков, сколько сможете. И завтра вы будете восхищены.

И все. Свет померк, и наступила полная тишина. Кочевники были в ярости.

- Что это за бог? – говорили они. – Он предлагает нам собирать мусор?! Настоящий бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он дал бы нам ключ к успеху и научил, как предотвратить войны. Он открыл бы нам великие тайны.

Но все же кочевники отправились в пустыню и собрали несколько камешков. Небрежно бросив их на дно дорожных сумок. А потом отправились спать. Утром они двинулись в путь. Не сразу один из них заметил что-то странное в своей сумке. Он запустил туда руку, и в ладони его оказался – нет, не бесполезный камень! – великолепный бриллиант. Кочевники стали доставать другие камешки и обнаружили. Что все они превратились в бриллианты. Они были в восторге – пока не осознали, как мало камней они насобирали прошлым вечером.

Давайте подведем итоги мастер-класса.

Мы учителя в своей работе стараемся освоить новые методы работы, надеемся, что они принесут свои плоды.

Вы тоже в свои мешки положите камешки под названием «открытые задачи» и пусть в конце они превратятся в бриллианты.

Я предлагаю оценить нашу работу. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Появилось ли у вас желание включать решение открытых задач в своей работе? Пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.

- Неплохо было. не знаю, пусть прилетят бабочки белого цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.

         СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВСЕМ!


 

Скачано с www.znanio.ru