Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня
Оценка 4.8

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня

Оценка 4.8
docx
18.08.2020
Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня
Публичное представление собственного инновационного опыты Ларькиной А.В..docx

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г.о. Саранск

Ларькиной Анны Владимировны

 

Тема опыта.   Использование  здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня.

Сведения об авторе:

Ф.И.О. автора Ларькина Анна Владимировна

Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Занимаемая должность   воспитатель группы продлённого дня

Общий стаж работы   31год .

Педагогический стаж работы  31 год

в должности  15 лет

1. Актуальность и перспективы опыта.

           Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что главной задачей образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизация образования невозможна без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и здоровьесберегающих технологий. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей − одна из ключевых в построении и развитии системы образования.

       На сегодняшний момент в соответствии с Федеральными государственными требованиями большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Не только педагоги и воспитатели группы продлённого дня, но и родители должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения  На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства здравоохранения и социального развития РФ, можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается: 1) физически здоровыми рождаются не более 14 % детей; 2) к 6 − 7 годам, т. е. ко времени поступления в школу лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым; 3) количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3 − 4 раза.

       Здоровье как функция успешной жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.

Ведущая педагогическая идея опыта.

        Ведущая педагогическая идея опыта – создание в группе продлённого дня условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитию интеллектуальных способностей, повышению качества знаний. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной технологией. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления деятельности начальной школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

       Основополагающие приоритеты здоровьесберегающей педагогики:

-здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития;

-оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;

-индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с младшими школьниками.

       Систематическое и методически правильное применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе укрепляет не только здоровье детей, но и повышает качество образования.

 

Теоретическая база

    Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал понятие «школьные болезни». Для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Основные концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Но, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В работах педагогов – валеологов и физиологов Зайцева Г. К. и Казина Э. М. указывается на то, что школьное образование сегодня характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением физического и психического развития, несоответствием предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся, ухудшением здоровья детей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической терминологии относительно недавно.

Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса занимаются ведущие отечественные педагоги А. М. Амосов, В. Ф. Базарный, Н. К. Смирнов. Академик В. Ф. Базарный говорит, что «…здоровье − категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая». Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости формирования здорового образа жизни. В законе РФ «Об образовании» сказано, что « обязанность образовательного учреждения – создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».

     Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

 - глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

- дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленными целями, определены следующие задачи, стоящие перед педагогической общественностью:

- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в  азартных играх;

- дать представление с учётом принципа информационной  безопасности о негативных факторах риска здоровью детей  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах  возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков  и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; 

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-  индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Здоровьесберегающие технологии — что это?

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

·      Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

·      Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

·      Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

·      Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

·      "Не навреди"

·      Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

·      Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

·      Соответствие содержания обучения возрасту.

·      Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

·      Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

·      Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

·      Технологии обучения здоровому образу жизни.

·      Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

·      Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

    Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

- Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

- Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

- Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

- Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

- Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

- Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

- Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

- Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

- Технологии, создающие положительный психологический климат. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

- Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

- Беседы о здоровье. Помимо  классных часов ОБЖ и уроков физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

- Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

- Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

     Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

      Здоровьесберегающие технологии по ГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя и воспитателя группы продлённого дня — не просто вести занятия в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов

Технология опыта

В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны  сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры. По данным Российских учёных 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы,73% не устраивают перерыв  между  приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес. Наша школа имеет достаточный опыт работы

в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

- внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

- с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся; режимные моменты ГПД

- созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;

- работает спортивный зал.

         Систематическое использование здоровьесберегающих  технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

      Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей  во время их пребывания в ГПД  являются:

- здоровье и здоровый образ жизни;

- соблюдение режима дня;

- соблюдение правил личной гигиены;

- санитарно-просветительные мероприятия (беседы);

- питание – завтрак, комплексный обед,

- различные формы физического воспитания:( спортивные  часы, подвижные  игры, подвижные  перемены, физминутки.)

- изучение основ безопасности  жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

- обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с двигательной активностью.

       Моя работа как воспитателя в направлении сохранения и укрепления здоровья детей начинается задолго до того, как они придут в группу 1 сентября. Я анализирую медицинские карты учащихся, беседую с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы, на основе полученной информации делаю выводы о характере общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей, намечаю план работы на год, составляю календарно-тематическое планирование, разрабатываю режим дня, готовлю кабинет к предстоящему году, учитывая санитарно-гигиенические нормы. Приоритетные направления здоровья детей во время

пребывания в ГПД: соблюдение режима дня; соблюдение правил личной гигиены; оздоровительно-просветительные мероприятия (беседы); питание,

спортивные праздники, разнообразные формы физического воспитания,

подвижные игры, физкультминутки, экскурсии, прогулки.  Режим работы в ГПД мною разрабатывается в соответствии с конкретными условиями школы, с учётом возрастных особенностей учащихся. Тщательно продумываю чередование умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой. Режим соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям.  Режим выполняю следующим образом: прием детей, беседую с учителями, узнаю о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Сообщаю план работы на день, провожу индивидуальные и групповые беседы.

    Особой заботы является организация питания детей. В обязанности воспитателя входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приёма пищи. Провожу беседы о значении личной гигиены, красивой сервировки стола, о роли витаминов в овощах и фруктах и пищеварении. Перед приемом пищи иногда проводим краткую беседу о пользе определенных продуктов, важности своевременного и здорового питания. Всего несколько слов перед каждым обедом - и дети получат полезную информацию о витаминах, белках и жирах, узнают, почему надо есть овощи, чем вредны чипсы, какой продукт может заменить любимые конфеты, зачем человек пьет воду. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.   Не все дети с удовольствием едят каши или салаты. В этом может помочь беседа, разъяснение, личный пример, взаимовлияние детей, соревновательный элемент, поощрение, игровые приемы. Здоровому питанию может быть посвящено и отдельное занятие. С успехом прошел у нас клубный час на тему «Как полюбить полезную пищу». Ребята сами предложили интересные способы, которые могут помочь сделать нелюбимую кашу вкусной и красивой, а скучную морковку – веселой.

 Во время самоподготовки провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковый игротренинг. Использую игровые ситуации, что даёт возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо». Между подготовкой разных предметов делаем перерыв на 10 - 15 минут. Кто выполнит раньше задания, тот может порисовать, полепить, поиграть в настольные игры. Очень важно поощрить слабоуспевающих учащихся для стимулирования качества знаний, привития интереса к учёбе. Моя задача как воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально, используя различные средства здоровьесберегающих технологий.  При формировании творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Волшебный пластилин»  я широко применяю игровую, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии. Добиваюсь эффективной реализации задач воспитателя в каждом моменте режима ГПД. Веду постоянную работу по воспитанию самостоятельности у воспитанников, учитывая возрастные, психологические и индивидуальные особенности. Большую роль отвожу организации двигательной активности как на прогулке, так и в помещении. Провожу разъяснительную работу среди родителей о важности оздоровительных мероприятий для детей. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

Структура прогулки может быть следующей:

1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.

2. Труд на участке.

3. Коллективные игры.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Индивидуальная работа с детьми.

Я регулярно провожу

- природоведческие экскурсии («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых»);

- обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);

- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

- творческие прогулки («Есть в осени первоначальной…», «Удивительное - рядом»;

- следопытские прогулки: («Найди клад») и др.

Нравятся детям спортивные часы, подвижные игры, соревнования и спортивные праздники. Выделяются дети, обладающие высокими физическими возможностями. Моя задача – заметить такого ребенка и содействовать раскрытию его способностей. Но к конкурсам и соревнованиям важно привлекать и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая им равные шансы на победу. Полезна гимнастика на свежем воздухе.

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.

Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих. Часть информации они получают на уроках, а в ГПД мы расширяем их познания в этой области. Например, в занимательной форме рассказываем о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания, обучаем оказанию первой помощи.

        Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, чтобы в холодное время года у всех имелись шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.

Я считаю важной профилактику переутомления зрительной системы. Мы проводим зрительно-координаторные тренажи, зарядку для глаз. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

     В ГПД уделяется внимание предупреждению вредных привычек и формированию полезных. Навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.

Ребенок, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Девочка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то дети должны быть информированы в соответствии с возрастом о непоправимом вреде, наносимом курением, алкоголизмом, наркоманией. Я стараюсь формировать у своих воспитанников стойкое негативное отношение к подобным привычкам, активно пропагандирую ЗОЖ. Когда говорят о вредных привычках, то имеют в виду именно эти явления, но есть и другие привычки, называемые вредными: привычка грызть ногти, выщипывать волосы и т.п. Они имеют несколько другую природу. В некоторых случаях воспитателю требуется помощь психолога, социального педагога.

Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья.

По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья.

Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.

 

Результативность опыта

   Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам.

Я провела диагностику и мониторинг состояния здоровья учащихся.

Проанализировав заболевания учащихся нашей школы, можно сделать вывод: количество учащихся, имеющих I группу здоровья, составляет всего лишь 28% обучающихся. Вторая группа – 52%, третья группа здоровья – 14% ,четвертая - 6%. На первом месте – заболевания нервной системы и органов зрения; на втором – болезни костно-мышечной системы; на третьем месте – заболевания органов дыхания. Такие факты заставляют подумать.

В результате анализа и на основе школьной программы я разработала собственную программу здоровьесбережения школьника в группе продленного дня: «Здоровым быть - здорово». Она включает следующие компоненты:

1.     Соблюдение режима дня.

2.     Рациональное питание.

3.     Оптимальная двигательная активность.

4.     Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

5.     Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.

6.     Профилактика заболеваний, закаливание.

7.     Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

8.     Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Занятия с учащимися по данной программе дали следующие результаты:

1) дети с желанием посещают группу продлённого дня;

 2) коллектив стал дружнее, активнее, привилось уважительное отношение друг к другу;

3) наблюдается развитие самоконтроля и самооценки при проведении занятий или мероприятий;

 4) улучшается психоэмоциональное состояние детей.

 5) снизилось количество учащихся, пропускающих занятия в группе продлённого дня по болезни.

      Чтобы успешно решать задачи по здоровьесбережению, необходимо знать и выполнять 10 великих секретов по здоровьесберегающей технологии:

1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается.

2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим.

3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства – в профессионализме всех работающих в школе педагогов.

4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).

5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны».

6. Секрет технологичности – в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

7. Секрет надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация

 

 

материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.

8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.

9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.

10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, − это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

 

 Список литературы

1. Бусловская, Л. К. Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании / Л. К. Бусловская.  Белгород : ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 75 с.

2. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 − 5 классы / Н. И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2004. – 67 с.

3. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А. М. Митяева. – М. : Академия, 2008. – 75 с.

4. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни / Е. Н. Назарова – М. : Академия, 2008. – 121 с.

5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 152 с

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003 г.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:Academia АПК и ПРО, 2002 г.

8. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2003 г.

9. Яковенко Г.В. Группа продленного дня как феномен педагогической практики современной начальной школы // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2005 г.

10. http://www.syl.ru/article/203522/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-shkole-po-fgos.

 

 

 

 

 

 

 

  

     

 

 

 

 

     

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня

Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей − одна из ключевых в построении и развитии системы образования

Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей − одна из ключевых в построении и развитии системы образования

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления деятельности начальной школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет все направления деятельности начальной школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса занимаются ведущие отечественные педагоги

Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса занимаются ведущие отечественные педагоги

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога

Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку)

Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку)

Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности

Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности

Игры . Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи

Игры . Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках

И теперь задача учителя и воспитателя группы продлённого дня — не просто вести занятия в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки

И теперь задача учителя и воспитателя группы продлённого дня — не просто вести занятия в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей

Режим работы в ГПД мною разрабатывается в соответствии с конкретными условиями школы, с учётом возрастных особенностей учащихся

Режим работы в ГПД мною разрабатывается в соответствии с конкретными условиями школы, с учётом возрастных особенностей учащихся

Кто выполнит раньше задания, тот может порисовать, полепить, поиграть в настольные игры

Кто выполнит раньше задания, тот может порисовать, полепить, поиграть в настольные игры

Наблюдение за природой, погодными явлениями

Наблюдение за природой, погодными явлениями

Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих

Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны

Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны

Я провела диагностику и мониторинг состояния здоровья учащихся

Я провела диагностику и мониторинг состояния здоровья учащихся

Чтобы успешно решать задачи по здоровьесбережению, необходимо знать и выполнять 10 великих секретов по здоровьесберегающей технологии: 1

Чтобы успешно решать задачи по здоровьесбережению, необходимо знать и выполнять 10 великих секретов по здоровьесберегающей технологии: 1

Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически

Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе

Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня

Публичное представление собственного инновационного опыта воспитателя группы продленного дня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020