Публикация
Оценка 4.6

Публикация

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
экология
11 кл
29.03.2018
Публикация
Занятие кружка по теме «Типы экологических взаимодействия в 9 - 11-хклассах Цель: продолжить формирование знаний о типах экологических взаимодействий между организмами Дидактические задачи: Образовательные: расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;в ходе урока раскрыть сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние). Развивающие: продолжить формирование логического мышления, памяти; умения устанавливать связи между понятиями и проявлениями их в природе, составлять трофические цепи, анализировать и делать выводы. Воспитательные: воспитание экологической культуры. Оборудование: Таблицы по общей биологии; таблицы по ботанике: «Строение лишайников», «Семейство бобовые»; гербарии насекомоопыляемых растений, бобовых растений, растений, обладающих фитонцидными свойствами, слайд-презентация.Занятие кружка по теме «Типы экологических взаимодействия в 9 - 11-хклассах Цель: продолжить формирование знаний о типах экологических взаимодействий между организмами Дидактические задачи: Образовательные: расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;в ходе урока раскрыть сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние). Развивающие: продолжить формирование логического мышления, памяти; умения устанавливать связи между понятиями и проявлениями их в природе, составлять трофические цепи, анализировать и делать выводы. Воспитательные: воспитание экологической культуры. Оборудование: Таблицы по общей биологии; таблицы по ботанике: «Строение лишайников», «Семейство бобовые»; гербарии насекомоопыляемых растений, бобовых растений, растений, обладающих фитонцидными свойствами, слайд-презентация.
конспект урока.docx
Занятие кружка по теме «Типы экологических взаимодействия в 9 ­ 11­х классах Цель: продолжить формирование знаний о типах экологических взаимодействий между организмами Дидактические задачи: Образовательные:  расширить   и   углубить   знания   обучающихся   о   типах   взаимоотношений   между   организмами; в   ходе   урока   раскрыть   сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние). Развивающие: продолжить формирование логического мышления, памяти; умения устанавливать связи между понятиями и проявлениями их в природе, составлять трофические цепи, анализировать и делать выводы. Воспитательные: воспитание экологической культуры. Оборудование:  Таблицы по общей биологии; таблицы по ботанике: «Строение лишайников», «Семейство бобовые»; гербарии насекомоопыляемых растений, бобовых растений, растений, обладающих фитонцидными свойствами, слайд­презентация. Ход урока I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте. Я рад вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии кружка «Юные экологи». Послушайте стихотворение Марии Левитман, и попробуйте определить, о чем сегодня на уроке пойдет речь. Мы все снимаем угол свой У матушки­Природы. И крыша нам над головой­ Суть купол небосвода. А ведь большой и старый дом Битком набит жильцами, И уживаться надо в нем, Хоть мы «с усами сами». Ответ: О взаимоотношениях между организмами. Мыслью нашего урока является: Как ужиться всем видам в огромном доме Природы, в одной экологической нише? Связаны ли между собой организмы? Предположите тему сегодняшнего занятия (ответы учащихся). ­ Жизнь любого  живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «Все связано со всем». В конце урока мы должны будем с вами подтвердить или опровергнуть это высказывание эколога Барри Коммонера. Целеполагание. Давайте наметим цели, которых мы должны достичь по окончанию изучения данного материала. Цели урока (для учеников): Познакомиться с группами биотических взаимодействий. Узнать разновидности основных типов экологических взаимодействий Познакомиться на конкретных примерах с экологическими взаимодействиями. ­ Мы с вами сегодня на уроке продолжим говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания  Задание №1 ­ Кроссворд по теме «Основные типы экологических взаимодействий». 1. Место, где живёт организм (ниша). 2. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида в течение определённого времени (паразитизм). 3. Форма   взаимоотношений,   при   которой   один   вид   получает   какое­либо   преимущество,   выгоду,   не   принося   другому   ни   вреда,   ни   пользы (комменсализм). 4. Разновидность комменсализма, заключающаяся в потреблении остатков пищи хозяина (нахлебничество). 5. Тип экологического взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают представителей другого (хищничество). 6. Форма совместного существования выгодное для обоих видов, но не обязательно для них (протокооперация). 7. Разновидность комменсализма, заключающаяся в потреблении разных веществ или частей из одного и того же ресурса (сотрапезничество). 8. Тип экологического взаимодействия, когда для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно, в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы (аменсализм). 9. Разновидность комменсализма, заключающееся в использовании одними видами других в качестве убежища или жилища (квартиранство). 10. Совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе (ниша). 11. Взаимоотношения отрицательного типа (конкуренция). 12. Биотическое взаимодействие, когда организмы не влияют друг на друга (нейтрализм). 13. Неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма (симбиоз). 14. Симбиотические отношения, при которых наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов (мутуализм). Задние   №2   –  «Горячий   стул»:  один   ученик   садится   на   стул   перед   классом,   учащиеся   по   очереди   дают   названия   биотических   взаимодействий, обозначенных символами на доске, ученик, сидящий на «горячем стуле» должен показать соответствующие ему символы.  (0 0) – организмы не оказывают влияния друг на друга; (+ +) – между организмами существуют взаимовыгодные полезные связи – так называемые симбиотические взаимоотношения; (­ ­) – отношения, вредные для обоих организмов; (+ ­) – один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение; (+ 0) – один вид получает пользу, другой не испытывает вреда; (­ 0) – один вид угнетается, другой не извлекает пользу. Задние №3 – соотнеси определение и понятие (работа с интерактивной доской) III. Изучение нового материала. Учитель:  Жизнь отдельно взятого организма невозможна без других, его благополучие зависит, так или иначе, от видов, с ним взаимодействующих. Примеров таких взаимодействий огромное множество. Они могут быть прямые и косвенные, односторонние или двусторонние. В курсах ботаники, зоологии,   общей   биологии   мы   говорили   об   этих   связях,   приводили   примеры.   А   сегодня   обобщим   имеющиеся   факты   и   познакомимся   с   новыми понятиями. Таким образом, биотические отношения можно разделить на 7 групп. Я вам по парам раздаю задание ­ один из типов взаимоотношений между живыми организмами. Ваша задача найти про них информацию в учебнике, заполнить таблицу и рассказать всем. Остальные, слушают товарищей, заполнять таблицу самостоятельно дома. Начертите таблицу из 3 колонок.   Типы взаимоотношений 1. Нейтрализм Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом. Характеристика Примеры 2. Аменсализм 3. Комменсализм А) Нахлебничество Б) Сотрапезничество В) Квартиранство 4. Симбиотические отношения А) Протокооперация Б) Мутуализм В) Симбиоз 5. Хищничество 6. Паразитизм 7. Конкуренция Для   одного   из   совместно   обитающих   видов   влияние   другого отрицательно   (он   испытывает   угнетение),   в   то   время   как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы. Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы. Потребление остатков пищи хозяина. Оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи. Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Совместное   существование   выгодно,   но   не   обязательно   для сожителей. Отношения,   при   которых   присутствие   каждого   из   двух   видом становится обязательным для другого партнёра. Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов. Отношения   между   организмами,   при   которых   один   из   них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела. Паразит   использует   хозяина   как   источник   питания,   среду обитания. Взаимоотношения   между   организмами   одного   и   того   же   или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения. Светолюбивые травы, растущие под елью. Акула и рыбы прилипалы. Антилопа, зебра и слон. Лишайники и деревья. Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует. Птицы   кормятся   насекомыми   –   паразитами   на   теле   носорога,   а   их   взлет   –   сигнал   об опасности. Термиты   и   живущие   в   их   кишечнике   одноклеточные   жгутиковые   –   перерабатывают клетчатку   а   сахара.   Термиты   не   имеют   собственных   ферментов   для   переваривания целлюлозы   и   без   симбионтов   погибли   бы.   А   жгутиковые   получают   в   кишечнике   среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются. Росянка, животные – хищники. Спорынья, трутовик, паразиты животных. Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки). Таковы  типы  взаимоотношений  в   природе.  Необходимо   помнить,   что  тип  взаимодействия   конкретной   пары  может   измениться  в  различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов. Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость I. Закрепление изученного материала Работа по группам или парам. Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос. 1. Что может быть хуже змей? Одна местность «славилась» обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители «собрались с духом» и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему? Ответ.  Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто­то догадался и привез из соседнего района несколько змеек… 2. Волк оленю друг? В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей. Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков. 3. Яблонька садовая, чем ты не лесная? В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему? Ответ.  В естественных условиях растения окружены «защитниками». Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на насекомых­вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет. Применение полученных знаний в новой учебной ситуации. (Межгрупповая дискуссия). Задание №1.  Можно ли рассматривать отсутствие каких­либо реальных контактов между особями или популяциями двух видов одним из типов их экологического взаимодействия? Что такое нейтрализм? Возможные ответы­рассуждения: – Взаимодействия могут не проявляться достаточно явно. . . – Ученым, в некоторых случаях, может просто не хватать знаний для выявления этих взаимодействий. . . – В природе истинный нейтрализм редок. . . – Нейтрализм­ альтернативная взаимодействию форма существования видов. . . Задание №2. Решение экологической задачи. В свое время Ч. Дарвин задал такой вопрос: «Какая связь между старыми девами и удоями молока у коров? Постройте логическую цепочку, используя ключевые слова: «старые девы, кошки, клевер, коровы, шмели, мыши, молоко» Ответ:  Построим логическую и пищевую цепочки: увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы. Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их становится меньше, значит шмели не погибают! Увеличение количества шмелей приводит к увеличению урожайности клевера. Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности. Оценка полученных знаний:  Из предложенных вариантов выберите верный. 1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия  называется: а) нейтрализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация. 2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется: а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация. 3.   Если   в   экологической   системе   два   или   более   вида   со   сходными   экологическими   требованиями   обитают   совместно,   между   ними   возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется: а) конкуренция; б) аменсализм; в) хищничество; г) паразитизм. 4.   Форма  взаимоотношений,   при   которой   один   вид   получает   какое   –либо   преимущество,   но  не   принося   другому  ни   вреда,   ни   пользы,   например, взаимоотношение между акулой и рыбой­прилипалой, ­ такая форма взаимоотношений называется: а) протокооперация; б) мутуализм; в) комменсализм; г) аменсализм. 5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким­то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется: а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация. 6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется: а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация. 7. Квартиранство  – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную  полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется: а) комменсализм; б) аменсализм; в) мутуализм; г) протокооперация. 8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим: а) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии; б) белки и лоси; в) щука и судак; г) человек и вирус гриппа. 9. Как называются отношения между аскаридой и человеком: а) симбиоз; б) паразитизм; в) конкуренция; г) хищничество. 10. Рак­отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов. а) паразитизм; б) конкуренция; в) симбиоз; г) хищничество. Осуществляется взаимопроверка в парах и выставление баллов Рефлексия будет представлена в виде «Ромашки впечатлений». Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? «А напоследок я скажу». Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса: ­ Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)? ­ Что не оправдалось и почему? ­ Мои и наши перспективы? Домашнее задание по выбору: 1. Составьте схему «Взаимосвязи бабочки капустницы», «…гороха посевного»; 2. Подготовьте сообщение «Симбионты человека», «Паразиты человека»; 3. Рассказ «Необычные взаимоотношения» (например, дружба кошки и собаки). Учитель: Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь к нашему эпиграфу, объясните, как вы понимаете эпиграф «Все связано  совсем»? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке. А теремок? Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер. «Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд, Плохи дела у кошки без мышки У мышки без кошки не лучше делишки Нельзя обойтись и без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых».

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация

Публикация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018