РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 8 класса основного общего
образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
§ воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
§ совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
§ освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
§ формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 7 классе не рекомендованы к изучению переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как «Причастие»; «Причастный оборот», «Деепричастие», «Деепричастный оборот». При этом подбирается доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения причастий, использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях и причастий, а также все, что связано с орфографической грамотностью: правописание причастий, производных предлогов, наречий, ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи, совершенствованию фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
В пределах одного класса последовательность изучения тем, представленных в содержании каждого класса, может варьироваться.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры
и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста
(обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык
художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени
прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический анализ причастий.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий —висячий, горящий — горячий). Употребление причастий с суффиксом -ся. Согласование причастий в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Ударение в некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий.
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. Признаки глагола и наречия в
деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический анализ деепричастий.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Синтаксические свойства наречий.
Морфологический анализ наречий.
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.Общее
грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов
категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие
самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции
предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из — с, в — на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды
союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи
в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями. Использование союзов как средства
связи предложений и частей текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола.
Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни.
Использование частиц не и ни в письменной речи.
Различение приставки не- и частицы не. Слитное и
раздельное написание не с разными частями речи
(обобщение). Правописание частиц бы, ли,
жес другими словами. Дефисное написание частиц -то,-таки,
-ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных
слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии.
Интонационное и пунктуационное выделение междометий и
звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей
программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по
русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость
в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи; выявлять
причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных
критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании; формулировать вопросы,
фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости
от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты
с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта
перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации; делать выбор и
брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную
речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать
своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7
предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание,
монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных
публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение,
рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию
текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов
(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180
слов; для сжатого и выборочного изложения— не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия
основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного
членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись),
словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную
речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой),
язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический
анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова
(предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить
их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов.
Определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия. Различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий.
Склонять причастия.
Проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова. Конструировать причастные обороты. Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся. Правильно устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий;ниннв причастиях и отглагольных именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени; написания нес причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять
признаки глагола и наречия в деепричастии.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать деепричастный оборот. Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое
значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать
особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический анализ наречий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания ни нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ьна конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -ои -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания нес наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки
слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в
речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их
отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать
производные и непроизводные
предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из— с,в — на в составе словосочетаний; правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды
союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том
числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного
предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; различать
разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче
различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;
понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и
стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать
группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи.
Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в
разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий; применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количествочасов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ |
||||||||
1.1. |
Повторение пройденного материала |
6 |
|
|
01.09.2022 06.09.2022 |
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного). Иметь представление о русском литературном языке. |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу: |
6 |
|
||||||
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ |
||||||||
2.1. |
Язык как развивающееся явление |
1 |
|
|
07.09.2022 |
Характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках изученного); |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу |
1 |
|
||||||
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ |
||||||||
3.1. |
Монолог и его виды |
1 |
|
|
09.09.2022 |
Создавать различные виды монолога на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (в течение учебного года); |
Самооценка с |
https://resh.edu.ru/ задания на |
3.2. |
Диалог и его виды |
1 |
|
|
10.09.2022 |
Участвовать в диалогах разных видов: диалоге — запросе
информации (ставить и задавать вопрос; уместно использовать разнообразные
реплики- стимулы; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу |
2 |
|
||||||
Раздел 4. ТЕКСТ |
||||||||
4.1. |
Основные признаки текста (повторение) |
2 |
|
|
13.09.2022 |
Характеризовать текст в аспекте его соответствия требованиям цельности, связности, относительной законченности, композиционных особенностей; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
4.2. |
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи |
2 |
|
|
14.09.2022 |
Использовать знание требований, предъявляемых к образцовому
тексту, в процессе создания собственных относительно законченных устных и
письменных |
Тестирование; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
4.3. |
Информационная переработка текста |
2 |
|
|
15.09.2022 |
Выявлять роль языковых средств в создании рассуждения; |
Самооценка с |
https://resh.edu.ru/ задания на |
4.4. |
Смысловой анализ текста |
2 |
|
|
24.09.2022 |
Письменно подробно пересказывать текст-рассуждение с сохранением его композиционно-речевых особенностей; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу: |
8 |
|
||||||
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА |
||||||||
5.1. |
Публицистический стиль |
3 |
|
|
25.09.2022 28.09.2022 |
Распознавать тексты публицистического и официально-делового стилей, опираясь на анализ сферы применения, основной задачи, стилевых черт, характерных языковых средств, использованных в тексте; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
5.2. |
Официально деловой стиль |
3 |
|
|
03.10.2022 06.10.2022 |
Характеризовать жанрово-стилистические особенности интервью, репортажа, заметки, инструкции; |
Тестирование; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу: |
6 |
|
||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
||||||||
6.1. |
Морфология как раздел науки о языке (обобщение) |
1 |
|
|
10.10.2022 |
Различать слова самостоятельных и служебных частей речи; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.2. |
Причастие как особая группа слов |
24 |
|
|
12.10.2022 19.11.2022 |
Знать суффиксы причастий; |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.3. |
Деепричастие как особая группа слов |
18 |
|
|
21.11.2022 17.12.2022 |
Знать суффиксы деепричастий; |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.4. |
Наречие |
23 |
|
|
19.12.2022 31.01.2023 |
; |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.5. |
Слова категории состояния |
2 |
|
|
01.02.2023 02.02.2023 |
; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.6. |
Служебные части речи |
1 |
|
|
03.02.2023 |
Опознавать слова служебных частей речи; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.7. |
Предлог |
16 |
|
|
11.02.2023 24.02.2023 |
; |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.8. |
Союз |
16 |
|
|
27.02.2023 18.03.2023 |
Распознавать союзы, использованные как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения, характеризовать их функции;
|
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.9. |
Частица |
14 |
|
|
03.04.2023 29.04.2023 |
На основе анализа различать частицы разных разрядов; |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.10. |
Междометия |
4 |
|
|
03.05.2023 06.05.2023 |
; |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
6.11. |
Омонимия слов разных частей речи |
2 |
|
|
09.05.2023 11.05.2023 |
Распознавать омонимию слов разных частей речи; |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу: |
121 |
|
||||||
Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ |
7.1. |
Повторение пройденного материала |
12 |
|
|
15.05.2023 20.05.2023 |
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания. Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи. Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике. |
Устныйопрос; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу: |
12 |
|
||||||
Раздел 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
||||||||
8.1. |
Сочинения |
7 |
|
7 |
|
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
8.2. |
Изложения |
4 |
|
4 |
|
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
8.3. |
Контрольные и проверочные работы |
9 |
9 |
|
|
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания. |
Письменныйконтроль; |
https://resh.edu.ru/ задания на |
Итого по разделу: |
10 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
9 |
11 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Язык как развивающееся |
1 |
|
|
|
|
2. |
Повторение. Словообразование самостоятельных частей речи |
1 |
|
|
|
|
3. |
Повторение. Правописание корней, приставок |
1 |
|
|
|
|
4. |
Повторение. Правописание корней, приставок |
1 |
|
|
|
|
5. |
Повторение. Правописание суффиксов, окончаний |
1 |
|
|
|
|
6. |
Повторение. Правописание суффиксов, окончаний |
1 |
|
|
|
|
7. |
Повторение: грамматические (морфологические) нормы. Грамматические словари и справочники |
1 |
|
|
|
|
8. |
Монолог и его виды |
1 |
|
|
|
|
9. |
Диалог и его виды |
1 |
|
|
|
|
10. |
Повторение. Основные признаки текста |
1 |
|
|
|
|
11. |
Рассуждение как |
1 |
|
|
|
|
12. |
Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, |
1 |
|
|
|
|
13. |
Информационная переработка текста: план текста (простой, |
1 |
|
|
|
|
14. |
Главная и второстепенная информация текста |
1 |
|
|
|
|
15. |
Композиционные особенности текста; микротемы и абзацы |
1 |
|
|
|
|
16. |
Способы и средства связи предложений в тексте |
1 |
|
|
|
|
17. |
Языковые средства |
1 |
|
|
|
|
18. |
Входная контрольная работа |
1 |
1 |
|
|
|
19. |
Публицистический стиль. Языковые средства |
1 |
|
|
|
|
20. |
Основные жанры Статья. Очерк |
1 |
|
|
|
|
21. |
Основные жанры Интервью. Репортаж |
1 |
|
|
|
|
22. |
Создание текста |
1 |
|
|
|
|
23. |
ВПР |
1 |
1 |
|
|
|
24. |
Официально-деловой стиль Инструкция как жанр |
1 |
|
|
|
|
25. |
Морфология как раздел науки о языке (повторение и обобщение) |
1 |
|
|
|
|
26. |
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и имени
прилагательного в |
1 |
|
|
|
|
27. |
Роль причастий в предложении |
1 |
|
|
|
|
28. |
Склонение причастий, |
1 |
|
|
|
|
29. |
Нормы согласования причастий с существительными |
1 |
|
|
|
|
30. |
Причастный оборот. Знаки |
1 |
|
|
|
|
31. |
Сочинение - описание картины с использованием причастий и |
1 |
|
1 |
|
|
32. |
Действительные и страдательные причастия настоящего и |
1 |
|
|
|
|
33. |
Полные и краткие формы причастий |
1 |
|
|
|
|
34. |
Действительные причастия настоящего времени, их |
1 |
|
|
|
|
35. |
Действительные причастия прошедшего времени, их |
1 |
|
|
|
|
36. |
Страдательные причастия настоящего времени, их |
1 |
|
|
|
|
37. |
Страдательные причастия прошедшего времени, их |
1 |
|
|
|
|
38. |
Морфологический анализ причастий |
1 |
|
|
|
|
39. |
Правописание гласных перед Н в суффиксах страдательных |
1 |
|
|
|
|
40. |
Правописание гласных перед Н в суффиксах страдательных |
1 |
|
|
|
|
41. |
Выборочное изложение текста |
1 |
|
1 |
|
|
42. |
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий |
1 |
|
|
|
|
43. |
Уместное использование причастий в речи |
1 |
|
|
|
|
44. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
1 |
|
|
|
|
45. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
1 |
|
|
|
|
46. |
Буква Ё после шипящих в |
1 |
|
|
|
|
47. |
Буква Ё после шипящих в |
1 |
|
|
|
|
48. |
Правописание причастий. Практикум |
1 |
|
|
|
|
49. |
Правописание причастий. Практикум |
1 |
|
|
|
|
50. |
Контрольная работа №1 по теме "Причастие". |
1 |
1 |
|
|
|
51. |
Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и |
1 |
|
|
|
|
52. |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Суффиксы деепричастий |
1 |
|
|
|
|
53. |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Суффиксы деепричастий |
1 |
|
|
|
|
54. |
Нормы образования деепричастий |
1 |
|
|
|
|
55. |
Обособление одиночных деепричастий |
1 |
|
|
|
|
56. |
Обособление одиночных деепричастий |
1 |
|
|
|
|
57. |
Деепричастный оборот |
1 |
|
|
|
|
58. |
Деепричастный оборот |
1 |
|
|
|
|
59. |
Роль деепричастия в предложении |
1 |
|
|
|
|
60. |
Пунктуационное оформление предложений с одиночными
деепричастиями и |
1 |
|
|
|
|
61. |
Пунктуационное оформление предложений с одиночными
деепричастиями и |
1 |
|
|
|
|
62. |
Повествование с элементами рассуждения |
1 |
|
|
|
|
63. |
Морфологический анализ деепричастий |
1 |
|
|
|
|
64. |
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями |
1 |
|
|
|
|
65. |
Уместное использование |
1 |
|
|
|
|
66. |
Полугодовая контрольная работа |
1 |
1 |
|
|
|
67. |
Сочинение-рассуждение |
1 |
|
1 |
|
|
68. |
Контрольная работа №2 темы "Деепричастие". |
1 |
1 |
|
|
|
69. |
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи |
1 |
|
|
|
|
70. |
Разряды наречий по значению |
1 |
|
|
|
|
71. |
Разряды наречий по значению |
1 |
|
|
|
|
72. |
Словообразование наречий |
1 |
|
|
|
|
73. |
Словообразование наречий |
1 |
|
|
|
|
74. |
Роль наречий в тексте |
1 |
|
|
|
|
75. |
Выражение различных |
1 |
|
|
|
|
76. |
Сочинение-описание картины |
1 |
|
1 |
|
|
77. |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
|
|
|
78. |
Нормы произношения и |
1 |
|
|
|
|
79. |
Морфологический анализ наречия |
1 |
|
|
|
|
80. |
Устный пересказ текста с использованием наречий в различных функциях |
1 |
|
|
|
|
81. |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями |
1 |
|
|
|
|
82. |
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
|
|
|
|
83. |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от |
1 |
|
|
|
|
84. |
Правописание НЕ- и НИ- в наречиях |
1 |
|
|
|
|
85. |
Правописание Н и НН в суффиксах наречий |
1 |
|
|
|
|
86. |
Изложение с изменением лица рассказчика |
1 |
|
1 |
|
|
87. |
Наречие как средство |
1 |
|
|
|
|
88. |
Правописание О – Е после |
1 |
|
|
|
|
89. |
Правописание гласных О и А в суффиксах наречий с |
1 |
|
|
|
|
90. |
Употребление Ь на конце наречий после шипящих |
1 |
|
|
|
|
91. |
Правописание наречий. Практикум |
1 |
|
|
|
|
92. |
Контрольная работа №3 по теме "Наречие". |
1 |
1 |
|
|
|
93. |
Вопрос о словах категории |
1 |
|
|
|
|
94. |
Роль слов категории состояния в речи. Практикум |
1 |
|
|
|
|
95. |
Различение наречий и слов категории состояния. |
1 |
|
|
|
|
96. |
Служебные части речи и их отличия от самостоятельных частей речи |
1 |
|
|
|
|
97. |
Подробное изложение текста с сочетанием разных типов речи |
1 |
|
1 |
|
|
98. |
Предлог как служебная часть речи |
1 |
|
|
|
|
99. |
Грамматические функции предлогов |
1 |
|
|
|
|
100. |
Разряды предлогов по строению: простые, сложные, составные |
1 |
|
|
|
|
101. |
Правописание сложных предлогов |
1 |
|
|
|
|
102. |
Правописание сложных предлогов |
1 |
|
|
|
|
103. |
Правописание сложных предлогов |
1 |
|
|
|
|
104. |
Производные и непроизводные предлоги |
1 |
|
|
|
|
105. |
Правильное использование непроизводных предлогов. Практикум |
1 |
|
|
|
|
106. |
Правильное образование |
1 |
|
|
|
|
107. |
Слитное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
|
108. |
Слитное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
|
109. |
Раздельное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
|
110. |
Раздельное написание производных предлогов |
1 |
|
|
|
|
111. |
Употребление предлогов в речи |
1 |
|
|
|
|
112. |
Морфологический анализ предлога |
1 |
|
|
|
|
113. |
Контрольная работа №4 по теме "Предлог" |
1 |
1 |
|
|
|
114. |
Сочинение с сочетанием разных типов речи |
1 |
|
1 |
|
|
115. |
Союз как служебная часть речи |
1 |
|
|
|
|
116. |
Разряды союзов по строению (простые и составные) и |
1 |
|
|
|
|
117. |
Сочинительные |
1 |
|
|
|
|
118. |
Одиночные, двойные и |
1 |
|
|
|
|
119. |
Подчинительные союзы |
1 |
|
|
|
|
120. |
Подчинительные союзы |
1 |
|
|
|
|
121. |
Сжатое изложение |
1 |
|
1 |
|
|
122. |
Употребление союзов в тексте |
1 |
|
|
|
|
123. |
Употребление союзов в тексте |
1 |
|
|
|
|
124. |
Использование союзов как |
1 |
|
|
|
|
125. |
Слитное написание союзов |
1 |
|
|
|
|
126. |
Правописание составных союзов |
1 |
|
|
|
|
127. |
Правописание составных союзов |
1 |
|
|
|
|
128. |
Морфологический анализ союза |
1 |
|
|
|
|
129. |
Союзы и союзные слова |
1 |
|
|
|
|
130. |
Союзы и союзные слова |
1 |
|
|
|
|
131. |
Контрольная работа №5 по теме "Союз" |
1 |
1 |
|
|
|
132. |
Сочинение-описание с элементами рассуждения |
1 |
|
1 |
|
|
133. |
Частица как служебная часть речи |
1 |
|
|
|
|
134. |
Роль частиц в речи |
1 |
|
|
|
|
135. |
Разряды частиц по значению и употреблению. Формообразующиечастицы |
1 |
|
|
|
|
136. |
Смысловые частицы |
1 |
|
|
|
|
137. |
Интонационные особенности предложений с частицами |
1 |
|
|
|
|
138. |
Смысловые различия частиц НЕ и НИ |
1 |
|
|
|
|
139. |
Различение приставки НЕ- и частицы НЕ |
1 |
|
|
|
|
140. |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи |
1 |
|
|
|
|
141. |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи |
1 |
|
|
|
|
142. |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
|
|
|
143. |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
|
|
|
144. |
Морфологический анализ частицы |
1 |
|
|
|
|
145. |
Сочинение-рассуждение с использованием смысловых частиц |
1 |
|
1 |
|
|
146. |
Повторение темы "Частица" |
1 |
|
|
|
|
147. |
Контрольная работа№6 по теме "Служебные части речи". |
1 |
1 |
|
|
|
148. |
Междометия как особая группа слов. Разряды междометий. |
1 |
|
|
|
|
149. |
Роль междометий в речи |
1 |
|
|
|
|
150. |
Звукоподражательные слова. Морфологический анализ звукоподражательных слов. Употребление |
1 |
|
|
|
|
151. |
Интонационное и |
1 |
|
|
|
|
152. |
Сочинение-описание картины |
1 |
|
1 |
|
|
153. |
Грамматическая омонимия |
1 |
|
|
|
|
154. |
Повторение. Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
|
155. |
Повторение. Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
|
156. |
Повторение. Лексика и фразеология |
1 |
|
|
|
|
157. |
Повторение. Морфемика и словообразование |
1 |
|
|
|
|
158. |
Повторение. Морфемика и словообразование |
1 |
|
|
|
|
159. |
Повторение. Морфемика и словообразование |
1 |
|
|
|
|
160. |
ВПР |
1 |
1 |
|
|
|
161. |
Повторение. Морфология. Синтаксис |
1 |
|
|
|
|
162. |
Повторение. Морфология. Синтаксис |
1 |
|
|
|
|
163. |
Повторение. Морфология. Синтаксис |
1 |
|
|
|
|
164. |
Повторение. Морфология. Синтаксис |
1 |
|
|
|
|
165. |
Повторение. Основные разделы лингвистики |
1 |
|
|
|
|
166. |
Повторение. Основные разделы лингвистики |
1 |
|
|
|
|
167. |
Повторение. Основные разделы лингвистики |
1 |
|
|
|
|
168. |
Повторение. Основные разделы лингвистики |
1 |
|
|
|
|
169. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
|
|
|
170. |
Анализ контрольной работы |
1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
9 |
11 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский
язык (в 2 частях), 7 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Русский язык. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе М. Т. Баранова, Т.
А. Ладыженской, Н. М. Шанского
2. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику
М. Т. Баранова, Т. А.
Ладыженской, Л. А. Тростенцовой
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://onlinetestpad.com/ru/tests/english/8class
https://resh.edu.ru/
https://prosv.ru
https://edu.skysmart.ru/homework/new
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочее место учителя
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Дидактические материалы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.