Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"
Оценка 5

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Оценка 5
Руководства для учителя +1
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
27.03.2017
Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"
В публикация рассматриваю проблемы и пути их решения.Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ЗПР на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка.Как правильно составить индивидуальную программу для обучающихся, учитывая развитие познавательных процессов, а в дальнейшем реализовать индивидуальный образовательный маршрут для детей ЗПР на уроке и достичь планируемого результата. Может ли учитель оказать достаточную индивидуальную помощь учащимся ЗПР в классе (17-25 человек)?!Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи
ПУБЛИКАЦИЯ Софронова Людмила Васильевна.doc
Ф.И.О.                  Людмила Васильевна Софронова,  Должность           учитель начальных классов, заместитель директора по УВР,   Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной  образовательной   политики.   В  отечественной   системе   образования   складывается   особая культура   поддержки   и   помощи   ребенку   в   учебно­воспитательном   процессе   (психолого­ педагогическое сопровождение).  В  Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 5. говорится о праве граждан на  образование. В  пункте 5.1. мы читаем «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями  здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней  коррекционной   помощи   на   основе   специальных   педагогических   подходов   и   наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени   способствующие   получению   образования   определенного   уровня   и   определенной направленности,   а   также   социальному   развитию   этих   лиц,   в   том   числе   посредством организации   инклюзивного   образования   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья». Статья   34.1.2.   и   34.1.3.   закрепляет   право   обучающихся   на   «предоставление   условий   для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе   получение   социально­педагогической   и   психологической   помощи,   бесплатной психолого­медико­педагогической   коррекции;   обучение   по   индивидуальному   учебному плану,   установленном   локальными   нормативными   актами».   Основываясь   на   статью   42. «обучающимся,   испытывающим   трудности   в   освоении   основных   общеобразовательных программ,   развитии   и   социальной   адаптации   оказывается   психолого­педагогическая, медицинская и социальная помощь».  О необходимости создания в образовательных организациях условий для успешной  социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов, а также детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прописано и в государственной программе Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020   года»   пункте   26.,  и   в   законе   «Об  образовании»   Свердловской   области     в   статье17. Статистика   показывает,   что   год  от   года  увеличивается   количество   младших   школьников, которые  с   трудом   усваивают   учебные   предметы   и   неуспевающих   школьников,   не справляющихся с учебной программой. Особенно заметно в сельских школах. Я работаю в сельской школе вот уже 31 год. В 2012 году   в первом классе обучалось 17  детей, их них 40 %   обучающимся   необходим   специальный   индивидуальный   подход   в   обучении:   ребенок   – инвалид с детства ( паралич конечностей), с  ограниченными возможностями здоровья    (   мальчику   трудно   ходить,   писать,   речь   замедленна),   других   можно   отнести     к   разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии. Если же ребёнок приходит в школу без   багажа,   он   обречён   на   не   успешность   в   обучении.   Почему   это   происходит?   Что   это запущенность   в   развитии,   воспитании  ребенка   или   имеются   физические,   психические ограничения   или   функциональные   недостатки.   Причем   эти   недостатки   должны   быть зафиксированы   компетентной   комиссией.  И   кто   поможет   учителю   правильно   выстроить работу и с учеником. А с родителями?   В статье 44.3.1. Закона «Об образовании» родители (законные   представители)   несовершеннолетних   обучающихся   имеют   право:   выбирать   до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого­медико­педагогической комиссии (при их наличии) обратиться   формы   получения   образования   и   формы   обучения,   организации,   осуществляющие образовательную   деятельность.   Как   убедить   родителей   вовремя     за консультацией  к специалистам.  И это не  может не тревожить учителей начальных классов, т.к на них ложится ответственность за достижение  планируемых  результатов   начального образования обучающимся.   Как обучать детей, которые обнаруживают неспособность его усваивать в общеобразовательных классах? Одного индивидуально – дифференцированного подхода на уроке недостаточно. Да и осуществить ежедневно на каждом уроке просто нет возможности.Практическая потребность обсуждения проблемы и поиска путей эффективной организации процесса интеграции и инклюзии усиливается фактически ежедневно. Причина Увеличение  количества семей, принимающих решение воспользоваться своим правом выбора вида и типа образовательного учреждения, связано   в первую очередь с тем, что родители понимают, что их дети не получат должного развития и знаний в специальных школах, но  не мало­важную роль играет и социальный статус семьи. Приоритетным   направлением   деятельности   по   реализации   права   детей   с   ЗПР   на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их   развития   в   общеобразовательной   среде,   обучение   должно   быть   организовано   таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. У каждого отдельно взятого ребенка  замедленное психическое развитие проявляется по­разному и отличается и по   времени,   и   по   степени   проявления.    Главная   задача  –   выявить   индивидуальные положительные особенности в каждом ученике, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую зону и перспективу совершенствования приобретенных   навыков   и   умений   и   как   можно   больше   расширить   его   функциональные возможности. Важнейшим условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить   диагноз,   но   и   давать   заключение   для   школы   или   другого   образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом, содержащее рекомендации к индивидуальному плану обучения. Все эти задачи и условия выполнимы, если родители воспользуются услугами диагностической службы. Вот в этом и проблема  нашего учреждения.   Родители   детей,   имеющие   проблемы   в   освоении   результата   образования   по предметам, отрицательно относятся к советам педагогов, и успешность обучающихся ЗПР в освоении образовательных программ ложится на учителя. Как правильно составить индивидуальную программу для обучающихся, учитывая развитие познавательных   процессов,   а   в   дальнейшем   реализовать   индивидуальный   образовательный маршрут для детей   ЗПР на уроке и достичь планируемого результата.   Может ли учитель оказать   достаточную   индивидуальную   помощь   учащимся   ЗПР   в   классе   (17­25   человек)?! Конечно, нет.    Для   освоения   обучающимися     основного   результата   образования,   я   использую индивидуальную и   дифференцированную технологию обучения для учащихся, которые не усваивают программу по предметам. Почему не индивидуальный план ? Родители не хотят воспользоваться   услугами   МППК,   нет   заключения   специалистов     какие   познавательные процессы   развивать   у   ребенка.  В   процессе   работы   с   младшими   школьниками,   имеющими проблемы в интеллектуальном развитии,  мною был сделан вывод о том, что основной задачей в   обучении   его   русскому   языку   является   развитие   связной   письменной   речи.   Так   как   у ребёнка плохо развита связная речь, в разговоре он отвечает чаще всего одним словом, а фразу,   как   правило,   выстроить   не   может.   Мною   был   подобран   комплекс   следующих упражнений по развитию связной письменной речи: 1. Упражнения по восстановлению нарушенного порядка слов в предложении. Данные   упражнения   вызывали   наибольшую   трудность   у   ученика.   Также   использовались вопросы по картинке, которые также вызывали трудность у ученика. Составь из слов предложения:  Листья, растут, дереве, на.  Летят, небе, в, грачи.     2. Задания типа: «Ответь на вопрос».  Для того, чтобы ребёнку было легче ответить на вопрос, в задании была выстроена часть ответа. Учащемуся предлагалось закончить фразу – ответ. Использовались ответы: А) Обращённые лично к ребёнку: Что ты ел на завтрак?  Я ел  … …  …  . Что ты смотрел по телевизору вчера?  Я  …  … .   3. Допиши слово Данные упражнения помогали не только развить навыки связной речи, но и развить такие психические процессы, как внимание, мышление. Медведь живёт в … .   Собака живёт в …  .   Коля живёт в … . Белка живёт в … .   Пчёлы живут в … .    В столовой ребята … .  Коля поймал колючего  … .    4. Задания типа: А) Спиши, вставь пропущенные подлежащие или сказуемые: Растёт … на болоте.  В селе … собака. По небу … облака.  … дует в поле.  Слова для справок:  корова,  берёза, едет,  плывут, ходят, клюква, ветер, лает,   ворона.         2) Кошка охотится   … мышей.   Белка питается   … .   Вася решал дома … по математике.  Моряк плавает на  … .  Бабушка варит  малиновое  … .   Зимой  …  живёт в сарае.  5. Закончи предложения по образцу. (Назови одним словом):  Туфли и сапоги – это обувь.  Лиса и волк – это  …  .  Рубашка, футболка и куртка ­ … … 6. Измени слова, стоящие в скобках по смыслу. Мы пошли в (сад). В (сад) росли яблони. В конце (сад) росла вишня. Ребята долго ходили по (сад). Ребята остались довольны (сад). 7. Расставь предложения в правильном порядке: 1) Он  пошёл  искать еду. Наступила весна. Медведь проснулся и вылез из берлоги.      Ответ: Наступила весна. Медведь проснулся и вылез из берлоги. Он  пошёл  искать еду.       8. Составь описание животного по опорным словам и картинке:      Где живёт заяц?  Заяц …  …  Что ест заяц?  Заяц  …   …  Какие у зайца уши?  Уши у …   9.Прочти  текст и ответь на вопросы по нему.  А)  Прочитай текст. Ответь на вопросы по тексту.      Тихо в лесу зимой. Но если присмотреться, то можно многое увидеть.      Вот   скачет   от дерева к дереву осторожный   заяц­беляк.   Скрипит старая    осина. Белка вылезла из   дупла. Стучит   на берёзе   дятел в своей красной шапочке. Ворона каркает на старой сосне.  В чаще леса   затаилась  страшная рысь. Она ждёт свою добычу. А вот сова спит в своём дупле до ночи.   На  снегу видны  птичьи следы. Их оставили синички.   Что скрипит? …   Кто скачет?  …      Чьи следы видны на снегу? …     Учитывая  особенности речевого развития детей данного класса,  я решила вести работу в нескольких направлениях: ­ работу над звукопроизношением начинала с подготовительного периода обучения грамоте, я включала во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Это   занимало   не   более   3­5   минут.   Дети   с   удовольствием   выполняли   упражнения “Загнать мяч в ворота”, “Наказать непослушный язычок”, “Почистим зубки”, “Грибок”, “Вкусное варенье”. ­ работу над развитием фонематического слуха  начала с простейших упражнений типа: “Подними карточку, если услышишь заданный звук”, “Подбери картинки, в названии  которых есть заданный звук”, “Определи первый звук в слове”. ­ для работы по обогащению словарного запаса детей   использую различные упражнения и дидактические игры:“ Закончи предложения и назови слова­неприятели”, “Отгадай, что это за животные?”, “Какой? Что делают?”, “Овощи..» ­ работа над предложением и связной речью.  Говорить о завершении работы невозможно, так как процесс развития речи продолжается на протяжении всего обучения, но подвести предварительные итоги работы уже можно. К концу третьего класса обучающиеся   стали свободнее разговаривать на заданные темы, научились составлять грамотные предложения, оформлять их как в устной речи, так и в письменной. Но проблема не успешности остается у тех учащихся, где нет взаимодействия между педагогом и родителями(   социально­   неблагополучные   семьи),   это   ведет   к   появлению  чувства неполноценности, что иногда выражается в различных нарушениях поведения («выход­ ках») обучающихся..  Как   обеспечить  выполнение  условий  для получения  качественного образования    для детей  с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе, не нарушая права и обязанности всех участников образовательного процесса, прописанных в  статьях закона «Об образовании»  в практической деятельности остается много вопросов.

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"

Публикация на тему "Особенности создания специальных условий обучения детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017