Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"
Оценка 4.6

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Оценка 4.6
Семинары
doc
математика +1
Взрослым
19.11.2018
Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"
О формировании самооценки, самоконтроля у учащихся на уроках математики на различных этапах урока: при введении нового знания, при закреплении и подведении итога урока через систему заданий, вопросов. При подготовке сценария урока продумывать не только содержание, но и формы работы на уроке
Мамыкина В.Н..doc
Мамыкина В.Н., учитель  математики МБОУ «Лицей №1» Особенности формирования ключевых компетенций на уроках математики Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не  затронуть и образовательную среду. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и  обширны не были знания ученика, он кажется беспомощным в жизни перед лавиной  обрушившихся на него задач и проблем, если у него не будут сформированы  компетенции. Список этих ключевых компетенций диктует время, но красной нитью  на любой стадии развития системы образования должны проходить такие важные  моменты, как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность  обучаемого. Как это воспитывать и развивать на уроке учителю­предметнику? На этапе  изучения новой темы (ее введения) не давать готовых знаний, а оттолкнуться от опыта  детей и сформулировать учебную задачу. Выводы и новые определения, теоремы  составляются, корректируются самими детьми или с помощью учителя, и только  потом фиксируются в тетрадях учащихся, что не позволяет ученику на уроке «делать  вид», что он слушает или работает. Если ученик пассивен, не вникает в суть  изучаемого, то он самостоятельно не сможет воспроизвести все, что формулировали одноклассники. Ребята побуждаются к поиску вариантов решения учебной задачи и  включаются тем самым в поисковый и творческий этап деятельности. («Предложи  свои способы решения задачи…»).       На этапе исследования нового полезен прием сотрудничества педагога и  школьника, помогающий активизировать весь класс. Следует поощрять разные  вопросы: по пройденному материалу; по конкретной теме; вопросы, которые помогли  бы отвечающему ученику расширить свой ответ; вопросы, которые помогают в  материале выявить главное, сравнить факты и т.д. Ученика необходимо научить задавать вопросы и педагогу, и однокласснику. Если он будет уметь это делать, тогда  он сможет задавать их и себе на этапе самостоятельной практической работы, на этапе рефлексии.          На этапе рефлексии формируется внутренняя обратная связь. Педагогу следует  поощрять ученика к высказыванию собственного мнения по поводу отдельных сторон  образовательного процесса, но лучше, если эти суждения не будут носить прямого  оценочного характера. Проинициировать, простимулировать ученика к высказыванию  опосредованных оценок можно с помощью вопросов типа: что ты запомнил в ходе  урока? какие темы из данного раздела ты запомнил? (Такие вопросы помогают  ученику отслеживать, какая учебная информация перешла в его пассивное  оперативное запоминание); что ты понял в процессе урока? В чем разобрался? Что для тебя на уроке было сложным, вызывало наибольшие трудности? (Такие вопросы  позволяют обратить внимание учителя и ученика на то, какая учебная информация  активизировала мыслительные процессы обучаемого); что тебе больше всего  понравилось в ходе урока? Какие обсуждаемые на уроке вопросы вызвали у тебя  наибольший интерес?            Достоинством этих вопросов является то, что они стимулируют внутреннюю  саморегуляцию учащихся, самостоятельное получение ими информации о характере  усвоения содержания урока, формируют навыки самоконтроля и самооценки  успешности учебной деятельности. Такой организацией взаимодействия на уроке  учитель учит учеников самоанализу отдельных сторон образовательного процесса,  помогает акцентировать внимание на значимых для ребенка аспектах и осознавать  возможные причины возникающих в обучении трудностей.  Особенно важным видом оценочных способностей является самооценка. На этапе рефлексии очень важно научить задавать вопросы и педагогу и  однокласснику. Если учитель в диалоге (один из вариантов сотрудничества)  обращается к ученикам с вопросами «Почему мы ошиблись?», «Какой другой вариант  решения мы могли бы с вами выбрать?», «Что мы с вами делали, чтобы достичь  запланированного результата?» и т.д., то тем самым он поощряет их к активности, самостоятельности суждений, отслеживанию своих учебных действий и соотнесению  их с поставленными задачами.           Вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки способствует  развитию навыков самоконтроля и самооценки: взаимная проверка письменных ответов (математических диктантов); взаимопроверка итоговых самостоятельных работ, которые проводятся обычно после  изучения целой темы.             Следует признать, что внутренняя оценка формируется под влиянием внешней  и во многом от нее зависит. Принять внешнюю оценку учителя и опираться на нее при  выстраивании собственной внутренней оценки учащийся может лишь в том случае,  если испытывает к педагогу доверие, уважение, симпатию.    Необходимо помнить, что существует взаимосвязь между самооценкой школьника и оценкой учителя. Прежде  всего, это проявляется в том, что самооценка школьника в основном, к сожалению,  ориентирована на отметки, выставляемые в журнал (и учитель в этом играет далеко не последнюю роль). Поэтому отметка, выставляемая в журнал должна быть  аргументированной, ученик должен понимать, а за что ему снижена отметка? (Ребята,  вы согласны с выставленной отметкой за самостоятельную работу? Проанализируйте:  в чем ваша ошибка?)             В своей текущей работе использую, прежде всего, личностный способ  оценивания учебной работы ребят, исходя из главной задачи формирования учебной  деятельности, развития личности ученика, помогая им овладевать общими способами  действий, навыками самоконтроля и самооценки, поощряя их самостоятельность.

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"

Публикация по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018