ПУЛЬСОМЕТРИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в общеобразовательной школе. На основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки». Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособноПроведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в общеобразовательной школе. На основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки». Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособно
Иконка файла материала pulsometriya_na_uroke_fk_0.doc
. ПУЛЬСОМЕТРИЯ НА  УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Проведение пульсометрии на уроке физической культуры Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает   оценить   соответствие   нагрузки   возрасту,   индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию  и условиям проведения занятий. Пульсометрия   играет   вспомогательную   роль   в   контроле   за   уроком физического   воспитания   в   общеобразовательной   школе.   На   основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно­сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет   оценить   эффективность   регулирования   нагрузки   с   учетом возрастных   особенностей   занимающихся.   Для   этого   вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки». Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию   работоспособности   организма.   При   дозировании   нагрузок   в целях   повышения   функциональных   возможностей   сердечно­сосудистой системы их величина по показателям ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому   величина   нагрузок   при   ЧСС,   равной   130   уд/мин,   соответствует порогу   тренирующей   нагрузки.   В   оздоровительных   целях   оптимальный диапазон физических нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до   170   уд/мин.   Верхняя   граница   ЧСС   после   интенсивной   нагрузки   дляучащихся   основной   медицинской   группы   не   должна   превышать   170   –180 уд/мин. Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161 – 175 уд/мин, средней интенсивности – 130 – 160 уд/мин и низкой – 110 – 130 уд/мин. В каждый   урок   рекомендуется   включать   2   ­   3   пика   нагрузки продолжительностью до 2­х минут при ЧСС 90 – 100 % от максимальной. При   проведении   пульсометрии   на   уроке   ФК   частота   сердечных сокращений   подсчитывается   в   течение   10   секунд   в   наиболее   характерные моменты   урока.   За   5   минут   до   звонка,   на   первой   минуте   урока,   после подготовительной части, 2­3 раза в процессе основной части урока (до и после основных упражнений или серии упражнений не чаще, чем через 3­5 минут) и после заключительной части урока. Оценка   пульсовых   данных   и   кривой   ЧСС   должна   сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Измеряют   же,   как   правило,   частоту   сердечных   сокращений   лишь   одного занимающегося.   Кроме   того,   следует   иметь   в   виду,   что   эти   изменения происходят   не   только   в   зависимости   от   характера   и   величины   мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко   достигают   значительной   силы.   Поэтому   относительно   правильная оценка   показателей   пульсометрии   возможна   лишь   при   учете   данных педагогического   наблюдения,   которые   фиксируются   частично   в   графе «Примечания». Содержание   и   порядок   записей   ясен   из   названия   отдельных   граф протокола.   Для   обеспечения   информативности   данных   важно   соблюдать следующее: 1. Своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки). 2. Подготовить протокол для черновой записи показателей пульса. 3. Заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть средний ученик, характеризующий основную   массу   учащихся   данного   класса.   Студент   выбирает   мальчика, студентка  –   девочку.   Характеристику   намеченного   ученика   может   дать учитель физического воспитания. По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей   класса   (и   подсчитать   у   них   пульс):   девочки   и   мальчика; сильного   и   слабого   по   подготовленности   учеников;   старательного   и нерадивого   и   т.   п.   В   этом   случае   каждого   ученика   наблюдают   разные студенты.   Анализ   и   обобщение   всех   данных   можно   поручить   одному   из студентов, который оформляет соответствующие материалы и сообщает о них при обсуждении урока в бригаде. 2Намеченного   для   наблюдения   ученика   необходимо   заблаговременно предупредить,   поставив   его   в   известность   о   цели,   содержании   и   порядке предстоящей   процедуры.   Подсчитывается   пульс   перед   выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист   должен   своевременно   подойти   к   испытуемому,   чтобы   не отвлекать   его   от   работы.   Желательно   все   измерения   производить,   когда занимающиеся находятся в одной  и той же свободной стойке. 4. После окончания урока, полученные десятисекундные измерения пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока. При   анализе   полученных   данных   учитывается   тип   урока   и запланированное   в   конспекте   содержание.   По   высоте   «кривой»   условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса об объеме. Записи наблюдений в примечании дают ответы на возникшие вопросы.  Для   того,   чтобы   анализ   полученных   данных   был   достаточно убедительным,   необходимо   изучить   специальную   литературу   о функциональных   особенностях   сердечной   деятельности   учащихся соответствующего возраста. Протокол наблюдения за пульсом  Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося Фомичева Д.  в процессе урока Ф. К. в 5 «В»  классе проведенного 24 ноября 2012 в     спортивном зале  МОУ   ЛИЦЕЙ  №  9   Задачи урока:   1. Обучать броску мяча в кольцо с 2­х шагов.   2.   Совершенствовать   передачу   мяча   от   груди   двумя   руками   в движении.            3. Развивать координационные способности.  Запись наблюдения № Наименование действий предшествующих подсчету пульса Частота СС за  10 с. 1 мин. Примечание Время подсчета пульса от начала урока 31. Перед входом в зал 2. В начале урока 3. Окончание   подготовительной части 4. Выполнение упражнения №1 5. Выполнение упражнения №2 6. Выполнение упражнения №3 7. Выполнение упражнения №4 8. Выполнение упражнения №5 9. После   заключительной   части 8.55 9.00 9.10 9.15 9.20 9.25 9.30 9.35 9.40 урока 10. Через   5   минут   после 9.45 окончания урока Возбужден  после урока Бегал во время перемены Изучение  нового  материала Активно  участвовал в игре 14 18 18 16 21 27 28 23 19 17 84 108 108 96 126 162 168 138 114 102 ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ПУЛЬСА ЧСС  220 200 180 160 140 120 100 80 60 40 0' 5' 10' 15' 20' 25' 30' 35' 40' 45' Время подсчета пульса от начала урока ЧСС за 10’’ 1’ 10’’ 1’ 54 21 126 9 10 60 22 132 11 66 23 138 12 72 24 144 13 78 25 150 14 84 26 156 15 90 27 162 16 96 28 168 17 102 29 174 18 108 30 180 19 114 31 188 20 120 32 192 Оценка объема и интенсивности нагрузок в уроке Анализ   полученных   данных   и   графическое   изображение   динамики показателей пульса свидетельствует о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке. Подготовительная часть урока способствовала постепенной подготовке   организма   к   выполнению   нагрузки   в   основной   части   урока   и 4решению   поставленных   в   уроке   задач,   хотя   следует   отметить,   что интенсивность   упражнений   могла   быть   более   высокой   при   выполнении заданий   поточным   методом   и   выполнении   упражнений   в   движении. Недостаточно высокой была нагрузка и в начале основной части урока, что объясняется изучением нового материала. Наибольший пик показателей ЧСС пришелся   на   25­30   минуты,   на   время   проведения   учебной   игры.   После которой   наблюдается   планомерное   снижение   интенсивности   физической нагрузки за счет выполнения бросков в свободном темпе. Урок закончился своевременно, но снижения показателей ЧСС до первоначального значения не произошло,   т.   к.   времени   на   проведение   заключительной   части   урока практически не осталось. Таким образом, задача восстановления организма была не решена. Рекомендации проводящему урок Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она   призвана   обеспечивать   целесообразное   восстановление   функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление, что отсутствовало в данном уроке. ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПУЛЬСОМ Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося (йся) _________________ в процессе урока ФК в _______ классе, проведенного «_____» ______________ в ____________________ студентом (кой) _______________________________           спорт/зал школы №                                                                              Ф. И. О. Задачи урока: ________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Запись наблюдения 5Частота СС за 10 с. 1 мин. Примечание Время подсчета пульса от начала урока № Наименование действий, предшествующих подсчету пульса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Перед входом в зал В начале урока После подготовительной части урока Выполнение упражнения № 1: до                                                     после Выполнение упражнения № 2: до                                                     после Выполнение упражнения № 3: до                                                     после Выполнение упражнения № 4: до                                                     после Выполнение упражнения № 5: до                                                     после После заключительной части урока Через 5 минут после окончания урока 9. 10. Графическое изображение динамики пульса ЧСС ЗА 1, 10,, 9 54 60 10 66 11 72 12 13 78 84 14 90 15 96 16 17 102 108 18 114 19 20 120 10,, 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1, 126 132 138 144 150 156 162 168 174 180 188 192 ЧСС ЧСС 220 200 180 160 140 120 100 80 60 220 200 180 160 140 120 100 80 60 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Мин Время подсчета пульса от начала урока 6 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45Оценка объема и интенсивности нагрузок в уроке Рекомендации проводящему урок 7