формировать знания учащихся об истории образования Царскосельского Императорского лицея, проанализировать распорядок дня лицеистов,
![]() |
помочь понять, что лицей – это образ одухотворённой юности, рождение идеалов и верность идеалам чести, совести и мужества
День образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России днем лицеев и, конечно же, лицеистов.
![]() |
![]() |
||
начало 19 века начало 21 века
1811 года недалеко от целью для
сословия народного и юстиции императором его в
университетами.
На учёбу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет после предварительных тестирований в начальных знаниях по русскому языку , французскому языку и немецкому языку, арифметике, физике, географии и истории.
путём строгой замкнутости. Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы но вряд ли у кого из них был девиз более гуманный и благородный чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса – «Для Общей
![]() |
В.Ф. Малиновский Е.А. Энгельгардт
разбивать лицейский колокол, звон которого призывал
воспитанников к занятиям, обеду. Каждый из лицеистов брал себе на память кусочек разбитого колокола.
Пушкинскому
курсу Энгельгардт из осколков колокола заказал чугунные кольца в виде рук,
сомкнувшихся в пожатье.
В Александровском лицее в помещении I класса (старшего) была так называемая «каменка» – в ней хранился камень из фундамента Царскосельского лицея.
На этом камне разбивался колокол.
Подросток
Пушкин…
Мечтательный, задумчивый, кудрявый,
с толстыми «африканскими» губами, уже не ребёнок, но
еще не юноша – таков
Пушкин – лицеист…
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир – чужбина, Отечество нам – Царское село.
А.С.Пушкин
На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Первые три года посвящались изучению языков (российского, латинского, французского, немецкого), математики, словесности и риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию.
На старших курсах занятия велись без строгой программы утверждённый устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и языкам.
Каждому
воспитаннику была выдана форма одежды: тёмно-синий двубортный сюртук со стоячим
воротником , с красным кантом на манжетах,
блестящими гладкими пуговицами,
синий суконный жилет, синие длинные прямые панталоны, полусапожки.
6 ч. на латынь.
по 3 ч. на русский язык, историю, географию, математику.
по 1 ч. на логику, правоученье, закон божий.
Модест
Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских
профессоров. Профессор российской и латинской словесности Николай
Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать,
сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников.
Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданную тему.
В свободное от учебы время лицеисты издавали рукописные журналы.
Душою литературного кружка был Пушкин, а около него группировались лицейские поэты: Дельвиг, Илличевский, Корсаков, Кюхельбекер, Яковлев и др.
Рукописные журналы носили названия:
«Вестник», «Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы»,«Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт».
В лицее
Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил
прозвище «Француз". Среди лицеистов проводились пассивные соревнования,
где Пушкин долгое время одерживал первенство.
Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг
Карамзина.
С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в неё.
15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои стихи «Воспоминания в Царском Селе» перед старым поэтом Г.Р.Державиным
(репродукция картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»)
Знакомство Александра Пушкина и Ивана Пущина
Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Александр Пушкин, Антон Дельвиг
До конца своих дней Пушкин хранил верность лицейским друзьям, «святому лицейскому братству».
«Мой брат родной по музе, по судьбам», – обратится поэт к Вильгельму Кюхельбекеру.
«Мой первый друг, мой друг бесценный!» – это о Иване Пущине.
«… Никто на свете не был мне ближе Дельвига», – напишет Пушкин о своём лицейском друге.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен – Непоколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
А.С.Пушкин «19 октября»
Обучение Пушкина в Царскосельском лицее оказало на писателя и поэта особое влияние. Именно там он узнал, что такое дружба.
![]() |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мясожоров |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Воспитанник Императорского Царскосельского лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи:
в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ; в российской и французской словесности, а также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ.
Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком, во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.
Царское Село июня 9 дня 1817 года»
За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 чел.,
в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской.
Наиболее известные выпускники Лицея:
А.С.Пушкин
А.А.Дельвиг
В.К.Кюхельбекер
И.И.Пущин
М.Е.Салтыков-Щедрин
Н.А.Корсаков
М.А.Корф
С.Г.Ломоносов
Д.А.Толстой
К.С.Веселовский Я.К.Грот
Н.Я.Данилевский
о
что
был
Назовите лицейские годы А.С.Пушкина:
НЕПРАВИЛЬНО1810 – 1816 ПРАВИЛЬНО1811 – 1817 НЕПРАВИЛЬНО1812 – 1818
Какая дата навсегда стала символом Царскосельского лицея:
ПРАВИЛЬНО19 октября НЕПРАВИЛЬНО25 октября НЕПРАВИЛЬНО29
октября
Какое лицейское стихотворение высоко оценил Г.Р.Державин:
«Другу - «Воспоминания в
НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
«Вновь
я посетил»НЕПРАВИЛЬНО стихотворцу» Царском Селе»
Какая тема творчества поэта стала следствием обучения в лицее:
НЕПРАВИЛЬНОтема природы НЕПРАВИЛЬНОтема
родины ПРАВИЛЬНОтема дружбы
Какое название получил памятник Пушкину в Царском Селе:
«Бронзовый «Лицейский
«Бронзовый поэт»НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО
мечтатель» мечтатель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.