Дидактический материал по литературе в 9 классе
Пушкин - лицеист
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
формировать знания учащихся об истории образования Царскосельского Императорского лицея,
проанализировать распорядок дня лицеистов,
познакомить с жизнью и творчеством Александра Пушкина в лицейский период,
помочь понять, что лицей – это образ одухотворённой юности, рождение идеалов и верность идеалам чести, совести и мужества
Цель:
День образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России днем лицеев и, конечно же, лицеистов.
Лицей – это образ одухотворенной юности, рождение идеалов и верность идеалам чести, совести и мужества.
19 октября
Царскосельский лицей
начало 19 века
начало 21 века
История создания лицея
На учёбу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет после предварительных тестирований в начальных знаниях по русскому языку , французскому языку и немецкому языку,
арифметике, физике, географии и истории.
19 октября 1811 года недалеко от столицы, в Царском Селе, с целью подготовки дворянских детей для государственной службы был открыт Императорский Лицей.
Инициатива создания вуза для привилегированного сословия принадлежала министру народного просвещения А.К.Разумовскому и заместителю министра юстиции М.М.Сперанскому.
Утверждённое императором Александром I постановление о Лицее с 12 августа 1810 г. уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами.
Это было привилегированное
учебное заведение для
мальчиков из дворянских семей
Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением.
Однако первый директор Лицея В.Ф.Малиновский пытался оградить своё учебное заведение от влияния двора путём строгой замкнутости. Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы но вряд ли у кого из них был девиз более гуманный и благородный чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора Лицея –
Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели
В.Ф. Малиновский
Е.А. Энгельгардт
Для общей пользы
Е.А. Энгельгардт положил
основание не только гербу Лицея,
лицейской медали,
но и обычаю при выпуске
разбивать лицейский колокол, звон которого призывал воспитанников к занятиям, обеду. Каждый из лицеистов брал себе на память кусочек разбитого колокола.
Пушкинскому курсу Энгельгардт из осколков колокола заказал чугунные кольца в виде рук, сомкнувшихся в пожатье.
В Александровском лицее в помещении I класса (старшего) была так называемая «каменка» – в ней хранился камень из фундамента Царскосельского лицея.
На этом камне разбивался колокол.
Память о лицее
Подросток Пушкин…
Мечтательный, задумчивый, кудрявый,
с толстыми «африканскими» губами, уже не ребёнок, но еще не юноша – таков
Пушкин – лицеист…
Пушкин - лицеист
Пушкин провел в лицее шесть лет
(с 19 октября 1811 г. по 9 июня 1817 г.)
Куда бы нас не бросила судьбина, И счастие куда ни повело, Всё те же мы: нам целый мир – чужбина, Отечество нам – Царское село.
А.С.Пушкин
На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка),
комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Лицеисты занимали верхний этаж,
где располагались их спальни
Программа в лицее была обширной
Первые три года посвящались изучению языков (российского, латинского, французского, немецкого), математики, словесности и риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию.
На старших курсах занятия велись без строгой программы - утверждённый устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и языкам.
Каждому воспитаннику была выдана форма одежды:
тёмно-синий двубортный сюртук со стоячим воротником , с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами,
синий суконный жилет,
синие длинные прямые панталоны, полусапожки.
Лицейская форма
Расписание дня в лицее
6 ч. подъем, молитва в зале7-9 ч. класс (учебные занятия)9 ч. чай с белой булкой. до 10 ч. первая прогулка
10-12 ч. класс
12-13 ч. вторая прогулка 13 ч. обед из трех блюд 14-15 ч. чистописанье или рисованье 15-17 ч. класс
17 ч. чай. до 18 ч. третья прогулка 18-20 ч. повторенье уроков 20.30 ч. ужин из двух блюд
до 22 ч. отдых, развлечения
22 ч. вечерняя молитва, сон
В неделю: 8 ч. на французский язык. 8 ч. на немецкий язык. 6 ч. на латынь. по 3 ч. на русский язык, историю, географию, математику. по 1 ч. на логику, правоученье, закон божий.
Воспитанники Лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему философов по духу писателей.
Воспитанники много читали.
«Мы мало учились в классах, но
много в чтении и в беседе при
беспрестанном трении умов», –
вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданную тему.
Умственное развитие
Александр Пушкин сразу же выделился среди всех своих соучеников широтой познания, недосягаемой для других начитанностью и феноменальной памятью.
Но при этом он отличался скромностью, какая возникает лишь тогда, когда знания и дарования человека истинны и глубоки.
И.И.Пущин подчёркивал: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать…»
В свободное от учебы время лицеисты издавали рукописные журналы.
Душою литературного кружка был Пушкин, а около него группировались лицейские поэты: Дельвиг, Илличевский, Корсаков, Кюхельбекер, Яковлев и др.
Рукописные журналы носили названия:
«Вестник», «Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы»,
«Юные пловцы»,«Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт».
Умственное развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.