Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился,
что как бы человек успешно не закончил педагогический
вуз, как бы он не был талантлив, но если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам
учился у более старых педагогов.
Антон Семенович Макаренко.
Я, абсолютно согласна с тем, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит путь профессионального становления. Только прейдя на работу и погрузившись в школьную жизнь, понимаешь весь смысл, что значит быть настоящим Педагогом.
Несомненно, современной школе необходимы молодые учителя, способные адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. Настоящее становление учителя как профессионала проходит именно в школе, а не в университете: только в классе, среди учеников начинающий педагог поймет, призван ли он быть учителем, и хочет ли быть им. Даже при довольно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация педагога, начинающего свою карьеру в школе, может протекать сложно и длительно. Знаний, полученных в вузе, обычно достаточно, но начинающим педагогам, несомненно, не хватает педагогического опыта, что порождает ряд проблем на пути профессионального становления вчерашних дипломников.
Рассмотрим ряд проблем с которыми сталкиваются молодые специалисты, конкретно и я, на первых этапах своей педагогической деятельности:
1) некомпетентность в некоторых вопросах ( ведение документации: заполнение журналов, составление тематического планирования)
2) отсутствие необходимых знаний для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
3) выстраивание межличностных отношений (Учитель –ученик; Учитель – родитель; Учитель – учитель)
4) мотивации школьников
Первая проблема – некомпетентность в некоторых вопросах, например, в ведении школьной документации. Вузы не всегда готовят своих выпускников к грамотному заполнению журналов, заявок на конкурсы, отчетам и т.д. А в связи с развитием современного образования объем документации в школах увеличивается с каждым годом. Здесь на помощь молодому специалисту должна прийти грамотная администрация школы, чтобы адаптационный период новоявленного педагога прошел легче. Ведение документации является сопутствующей работой учителя-предметника, приоритетным направлением его деятельности остается, разумеется, подготовка к урокам и их проведение. Очень важно на пути профессионального становления начинающего учителя не дать ему «закопаться» в бумагах, вовремя взять под опеку, оставив ему физические и эмоциональные силы для успешного продолжения работы с детьми. Если говорить конкретно про меня, то в моей школе на протяжении всего периода работы, мне всегда помогает администрация, объясняет как и что надо делать. Если бывают затруднения всегда подскажут.
Еще одна проблема, с которой все чаще сталкиваются вчерашние выпускники педагогических вузов, - отсутствие необходимых знаний для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Опытные коллеги уходят на заслуженный отдых, и перед молодым учителем возникает задача подготовить учащихся к экзаменам в новой форме. Ему необходимо изучить дополнительную литературу, документацию, связанную с ГИА и ЕГЭ, познакомиться с порядком проведения экзамена, правилами заполнения бланков, критериями оценивания работ, специфичных для отдельного предмета. Осваивать новую информацию и доносить ее до учащихся молодому специалисту приходится самостоятельно. Всё это, в условиях больших нагрузок, становится подчас непосильным молодому учителю.
Недостаточные знания в области психологии, конфликтологии, основ семейного воспитания и просто-напросто жизненного опыта порождают у начинающего педагога проблемы в общении с детьми и родителями. Сегодня, как правило, молодой учитель с первого года работы в школе становится классным руководителем. Некомпетентность становится причиной проблем общения с трудными подростками, неумения решать конфликтные ситуации и строить грамотные, с точки зрения педагогики и психологии, беседы с родителями и учащимися. Молодому учителю необходимо освоить навыки этой работы, изучить состав учащихся класса, их индивидуальные особенности, составить психолого-педагогическую характеристику класса, подготовить несколько тематических классных собраний — ученических и родительских и т.д. Мне по данной помогло ознакомление с новой литературой по теме, советы опытных коллег, информация, полученная с сайтов и блогов учителей. Так, по крупицам, начинающий учитель приобретает бесценный опыт педагогической деятельности. Но даже в начале своего пути молодой специалист должен помнить: любой педагог, независимо от стажа работы и квалификации, всегда продолжает учиться и совершенствоваться.
К наиболее сложным проблемам я бы отнесла трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. К слову сказать, это действительно самые трудные проблемы в педагогике.
Это далеко не все проблемы с которыми сталкиваются молодые
специалисты, я выделила только наиболее значимые для меня. В конце хочется
привести некоторые сведения статистики: по исследованиям, у 15% молодых
педагогов укрепилось желание работать учителем; у 52% оно сохранилось, у
остальных 33% первоначальная привлекательность педагогической профессии
претерпела негативные изменения, у 12% появилось желание сменить её.
Наибольшее положительное влияние на 41% опрошенных учителей оказало
взаимодействие с администрацией.
А вот на отрицательное отношение к профессии, на пересмотр своего выбора
повлияли общение со школьными учителями, старшими коллегами, общение с
родителями учащихся, наиболее отрицательное влияние оказало общение с
учащимися.
Около 15-14% молодых учителей разочаровались в профессии из-за недостатка
знаний и навыков практической работы, а также из-за низкого престижа профессии,
из-за перегруженности работой, обусловливает в значительной степени их
неудовлетворённость профессиональной педагогической деятельностью.
Заключение
Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен
обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом,
слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные
качества. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно
вырабатывать.
Учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину –
литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и
формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый
предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана,
внеучебной воспитательной работы. Сможет он это сделать только обладая высоким
уровнем профессионализма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.