Путешествие по Периодической системе
Оценка 4.7

Путешествие по Периодической системе

Оценка 4.7
docx
13.05.2022
Путешествие по Периодической системе
Путешествие по Периодической системе.docx

Путешествие по Периодической системе

(внеклассное мероприятие по химии)

 

«ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – КОМПАС ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» -

Уильям Рамзай  ( английский химик и физик, лауреат Нобелевской премии)

Цели   мероприятия:

Обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”; стимулировать познавательную деятельность учащихся,  развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию,  логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;  воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.

Оборудование.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса.

Предлагаемая методическая разработка-игра для учащихся VIII класса. Игру можно провести после изучения тем: «Предмет химии», «Химический элемент», «Количественные отношения в химии».

         В марафоне участвуют две команды. В начале соревнования команды приветствуют друг друга и представляют себя зрителям. У каждой команды есть группы болельщиков, которым тоже предоставится возможность участвовать в соревнованиях. Цель игры первым добраться до финиша, выиграв максимальное количество конкурсов, за каждый правильный ответ и выполненное задание команда получает жетон.

Ход мероприятия:

Станция «географическая»

Какие химические элементы названы  в  честь стран, городов, островов и материков?

 В названии  каких  химических элементов можно встретить представителей живой природы?

Станция «Историческая»

1.При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из какого металла она изготавливалась и где хранилась?

2.Какой металл  по праву считается одним из самых древних и ценных металлов, а в  представлении алхимиков считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы.

3. Какие химические элементы названы  именами героев древних мифов и сказаний ?

4. Какие элементы названы в честь ученых?

Станция «Математическая»

1.Какой элемент зашифрован?

Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.

Строение атома

Положение химического элемента в периодической системе

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

Заряд ядра

Г

Д

Ж

Число электронов в атоме

Е

З

К

Число протонов в ядре атома

Л

М

Н

Число нейтронов в ядре атома

Ю

У

С

Число электронов на внешнем уровне

О

П

И

Число энергетических уровней

Ч

Й

Я

 

Станция «Народная»

О каких элементах ПСХЭ Д. И. Менделеева идет речь?   Заполните пропуски.

1. Куй ……                         пока горячо!

2. Слово - …….              , а молчание ……

3. Не человек, а ……                !

4.  ……          в огне закаляется, человек – в нужде.

5.  Правда дороже ……                    !

6.  Кто живет в добре, тот ходит в …….       

Станция «Таинственная»

Внимание:   черный ящик!

Что здесь:

В холод прячется в нору,
поднимается в жару.
(Ртуть в термометре)

И как на любом уроке химии нам нельзя обойтись без техники безопасности. Эти градусники не должны применяться в быту. Их место прочно заняли электронные и другие безопасные виды термометров.

Станция «Химический кроссворд»

Описание: Описание: http://festival.1september.ru/articles/613300/img1.gif

1. Элемент, входящий в состав поваренной соли (Натрий).
2. Основной элемент земной мантии (Кремний).
3. Химический элемент, образующий известковые породы (Кальций).
4.  Металл, извлекаемый из руд с помощью бактерий (Молибден).
5. Металл,  также извлекаемый из руд с помощью бактерий (Сурьма).
6. Элемент, входящий в состав океанических базальтов (Марганец).

 

Станция «поэтическая»

Домашнее задание .  Обе команды читают стихи:
С. Щипачев."Другого ничего природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы стройной,
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вздыхай, руками трогай"

(Н. Глазков)- Пусть зимний день с метелями
НЕ навевает грусть –
Таблицу Менделеева

 я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать – зачем
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.

Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть!

 

Станция «Уникум Менделеева»


- Конечно, открытие ПЗ – это научный подвиг, но это не единственное, что сделал для науки Менделеев. Он обогатил теоретическую и экспериментальную химию рядом первоклассных работ по исследованию растворов, газов; написал прекрасный учебник "Основы химии". Кроме того, он был первоклассным практиком, часто посещал заводы, на месте оказывая конкретную помощь, особенно интересовался нефтеперерабатывающими предприятиями.

Менделеева с полным правом можно назвать прекрасным агрономом. В своём имении Боблово он проводил с/х опыты для изучения возможностей повышения урожая. Менделеев был прекрасным педагогом. Его лекции всегда вызывали большой интерес, слушать его собирались студенты всего университета. Он был гордостью Петербургского университета.
      Велики заслуги Менделеева в аэростатике. Как-то он полетел на воздушном шаре, чтобы лучше увидеть солнечное затмение, не в шутку перепугав местных крестьян – вообразив, что сам бог спускается к ним с небес.

      Он любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы, кто-то спросил: "Кто это такой?" – "Неужели вы не знаете?" – ответил продавец. "Их все знают – это известный чемоданных дел мастер, господин…".
 Кого имел в виду продавец?

Станция « Угадайкино»

По-античному наивно,
Откровенно простовато
Совершенно "неделимым"
Называли греки атом.
Но теперь твердит наука:
Атом - непростая штука
И устроен он хитро.
В центре - плотное ядро,
А вокруг, как роем мошки,
Пляшут электроны-крошки…
В электронных облаках,
Как кораблик на волнах,
Плыть стремится каждый атом
По своим координатам
В Менделеевской таблице.
Дочитаем всю страницу…


Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола, от школьного,
"П" между этими фрагментами…
Все вместе - столбик с элементами!

Птичий мех, но не пух, и без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин, что сажают дети за день;
Вместе - ряд горизонтальный получаем моментально.

Больше, чем его, друзья,
В природе нету элемента.
В его присутствии железо
Горит, как магниевая лента.
Ещё сказать уместно:
Всем он нужен и во сне.
Что за элемент чудесный?
Кто узнал, скажите мне?

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнём,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нём.
Он как кумир, он свержен нами,
Уж блеск его не так манит:
Ведь хорошо мы знаем с вами-
Не всё так ценно, что блестит.

 

 

Станция «Найди соответствие»

Фосфор

от греческого “лоитос” - камень

Фтор

от латинского “рубидос” - тёмно-красный

Бром

от греческого названия “Магнии” - местность в Фессалии,                                      где     добывали магнезию- окись магния;

Йод

от греческого “хромос” - краска, цвет и т. д.

Астат

от древнегреческого “бромос” - зловонный

Литий

в переводе с греческого –   “светоносец”

Рубидий

 

от греческого “фторос” - разрушение, гибель

Магний

с греческого – “фиолетовый”, “тёмно-синий”

Хром

от греческого “астатос” - неустойчивый

Подведение итогов.

№ станции

                                             

1 команда (баллы)

2 команда (баллы)

1  Историческая

 

 

 

2  Географическая

 

 

 

 

3 Математическая

 

 

 

4  Таинственная

(«Черный  ящик»)

 

 

 

5. Народная.

 

 

 

6. Уникум Менделеева

 

 

7. Угадайкино

 

 

 

 

 

8.  Кроссвордная

 

 

9. Найди соответствие

 

 

 

 

 

Возвращение из путешествия 

Объявление результатов

 

 

 


 

Путешествие по Периодической системе (внеклассное мероприятие по химии) «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ

Путешествие по Периодической системе (внеклассное мероприятие по химии) «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ

Путешествие по Периодической системе (внеклассное мероприятие по химии) «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ

Путешествие по Периодической системе (внеклассное мероприятие по химии) «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ

Элемент, входящий в состав поваренной соли (Натрий)

Элемент, входящий в состав поваренной соли (Натрий)

Он любил переплетать книги и делать чемоданы

Он любил переплетать книги и делать чемоданы

Астат от древнегреческого “бромос” - зловонный

Астат от древнегреческого “бромос” - зловонный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022