«Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

  • docx
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметные УУД:  закреплять знания нумерации от 1 до 10;  совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;  отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;  формировать навыки составления и решения простых задач;  закреплять умения сравнивать числа и математические выражения. Коммуникативные УУД  Прививать слушать и понимать других.  Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе. Познавательные УУД  Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. Регулятивные УУД  Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Совершенствовать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя Личностные УУД  Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.  Формировать чувство сострадания и сопереживания.  Формировать интерес к устному народному творчеству.  Развивать общее представление о моральных нормах поведения. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, колобки грустный и весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.
Иконка файла материала puteshestvie_po_skazkam_integr_urok_avtosokhranennyy.docx

Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

«Путешествие по русским народным сказкам»

Числа  от  1  до  10.  Сложение  и  вычитание.

(урок – обобщение  в  1  классе)

 

Предметные УУД: 

-       закреплять знания нумерации от 1 до 10;

-       совершенствовать  навыки сложения и вычитания в пределах 10;

-       отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;

-       формировать навыки составления и  решения простых задач;

-       закреплять умения сравнивать числа и математические выражения. 

 

Коммуникативные УУД

-          Прививать слушать и понимать других.

-          Формировать  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-          Отрабатывать  умение согласованно работать в группах и в коллективе.

 

Познавательные УУД

-          Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

-          Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-          Совершенствовать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

 

Личностные УУД

-          Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.

-          Формировать чувство сострадания и сопереживания.

-          Формировать интерес к устному народному творчеству.

-          Развивать общее представление о моральных нормах поведения.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,  колобки грустный и весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.

 

Ход урока:

I. Объявление темы урока.

Здравствуйте, дорогие друзья!

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем.

И решать и отвечать?

Не судите гости строго,

Ведь учились мы немного.

 

II. Психологический настрой.

- У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение,  желтый – вы спокойны и уверены.

 

– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.

III. Вступительное слово учителя Слайд 1. (титульный)

- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».

На урок я к вам спешила,

Любимые сказки с собой пригласила.

Ребята, а вы любите сказки?

- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.  В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

 

Слайд 2. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.  Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.

- Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

 Готовы?  Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

Слайд 3.

Сказки мы любим за то,

Что в них побеждает добро,

Что звери лесные, болотные

Оказываются очень добрые,

Что лягушка царевною станет,

Лиса заюшку хоть и обманет,

Петушок всем на помощь придет.

Сивка – Бурка Ванюшку спасет.

Слайд 4.

Только вдруг приключилась беда,

Всё перепутала Баба – Яга.

В сказки зло напустила она

И сказала:  «Так будет всегда».

Только мы сможем сказкам помочь,

Разогнать колдовство её прочь.

Слайд 5. Бросаем волшебный клубочек…. Волшебный клубочек катится между деревьев и зовёт нас в сказку. Побежали за ним.

IV. Определение темы урока, постановка целей урока

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это? Колобок! 
Слайд 6.

– Ребята, я как-то перечитала эту сказку и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.

– Что обычно побеждает в сказках?   ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»?   ( Зло.)
– Как вы думаете, почему? (ответы детей)
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей. Поможем ему?

Слайд 7. Колобок записал числа, но некоторые из них пропустил. Помогите ему выполнить задание.

- Назови пропущенные числа:

-Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

- Скажите это новая тема или мы уже изучали числа от 0 до 10?

- Поэтому мы сегодня на уроке будем закреплять знания об изученных числах от 0 до 10.

- Что вы хотели бы повторить, закрепить?

 

V. Работа по теме урока.

1.                 Устная работа.

 - Посмотрите, наш клубочек куда-то укатился… Слайд 8. Ой, а кто это на дорожке?

Давайте соединим цифры по порядку и узнаем (дети соединяют цифры).

http://goroddetei.ru/wp-content/uploads/ras/soedini/19.jpg

- Кто же это?

- А из какой он сказки?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10- Петушок предлагает нам выполнить задание. (учащимся выдаются полоски с числами от 1 до 10, они выполняют задания закрашивая ответ) Слайд 9.

 

 

Ø Закрасьте самое маленькое число (1)

Ø Закрасьте самое большое однозначное число (9)

Ø Закрасьте соседей числа 5 (4,6)

Ø Закрасьте число, которое при счете идет за числом 2. (3)

Ø Закрасьте число, которое при счете идет перед числом 8. (7)

 

По тропинке Колобок бежит,
Рыжая лисичка на тропе сидит.

Слайд 10.
Колобка лиса поймала,  
Облизнулась и сказала:
«Съем тебя сейчас я,
Будет лисе счастье.

Но, если выполнишь заданья,

Я отсрочу наказанье».

Игра «Заселяем домики. Слайд 11.

- Молодцы, спасли колобка. И покатился колобок дальше. И мы с вами отправляемся дальше в наше сказочное путешествие.

 

Слайд 12.

Вы на доску скорей посмотрите!

               Что же это за сказка, скажите? («Волк и семеро козлят».)

 

Чтобы волка обхитрить,

Задачи нужно вам решить.

 

Игра «Веселые задачи»

1.     Вышла козочка гулять,

С козлятами поиграть.

Пять бежали впереди,

Два остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех козлят? ( 7)

 

2.     Коза на грядке

Капусту собирала.

Шесть сорвала,

Пока в дом донесла,

Одна упала.

Коза капусту сосчитать не может,

Кто из вас, ребята, поможет? ( 5)

 

3.     Четыре козлёнка шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два козлика спаслись едва,
А сколько не успело? …(2)

 

4.     К речке бежали трое козлят-

Свежей водицы все напиться хотят.

Козочка – мама за ними спешит.

Сколько их вместе?  Скорее скажи? (4)

 

5.     Чтоб вернуть козлят в дома,

Нужно знать состав числа.

 

Игра «Заселяем домики» Слайд 13.

 

Вы отлично отвечали

И козлятам помогали.

Вас они благодарят,

Расслабляться не велят.

 

Давайте на минутку закроем глаза и произнесём волшебное заклинание: крекс, пекс, фекс! И снова перенесёмся в сказку…

Наловил дед рыбы полный воз. Едет и видит: лисичка лежит на дороге, свернулась калачиком. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит как мёртвая.

-       Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.

Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл вперёд.

-       Вы узнали сказку?

Слайд 14. Лиса потихоньку всю рыбу с воза скинула, сама слезла, сидит, считает. Поможем её?

-       Отсчитайте от 4 до 10, от 9 до 3.

-       Назовите предыдущее число 5. На сколько предыдущее число меньше следующего?

-       Назовите последующее число 6. На сколько следующее число больше предыдущего?

-       Какое число стоит между числами 3 и 5?

-       Назовите соседей числа 8.

-       Молодцы, помогли лисичке.

А дед едет домой и мечтает: «Как приеду, обрадую старуху».

Приехал дед домой, ни рыбы, ни лисы. Расстроился. Опять о рыбалке мечтает, даже во сне видит...

Сеть тяну, рыбу ловлю

Попало немало: 2 окунька, 3 карася,

1 ершок – полный горшок….

Уху сварю, старуху угощу.

Сколько рыб я сварю?

-       Каким по счёту оказался ёрш? (шестым)

 

2.                 Работа в парах.

Решил дед со старухой в домино вместе сыграть. Слайд 15.

-       Найдите закономерность и вставьте пропущенные цифры.

 

3.                 Работа с геометрическим материалом.

-       Молодцы! А кто это там бежит? Отгадайте загадку:

 

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

- Верно, это лиса. Хитрая лисица решила задать нам непростую задачу. Слайд 16.  

-Из каких геометрических фигур она составила свой портрет?

 

Слайд 17.

Ответьте мне, ребята, сами:

Что за сказка перед вами?

Стоял у лисы дом ледяной,

Который от солнца растаял весной.

Лисичка-сестричка хитрой была,

К зайке попросилась,

Его ж и выгнала.

(«Заюшкина избушка»)

 

Давайте поможем зайчишке. Чтобы справиться с лисой, мы должны пройти  по геометрической дорожке. Слайд 18.

   На доске вывешены  геометрические фигуры,  соединенные между собой линиями так, чтобы получилась дорожка. Учащиеся, выходя к доске, показывают и называют фигуры, линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ученики называют характерные свойства геометрических фигур (у прямоугольника противоположные стороны равны и углы прямые; у треугольника три угла, три вершины и три стороны; у круга нет начала и конца и нет углов  и  т. д)

 

Ах, хитрющая лиса,

Не коси на нас глаза.

Мы задачи все решили,

Домик для заюшки освободили.

 

VI. Физкультминутка. Слайд 19.

Нас ждет другая сказка впереди,

Но чтобы справиться с заданьем,

Отдохнуть мы все должны.

 

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдем.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

 

VII. Продолжение работы по теме.

4.                 Решение выражений.

 

Ответьте мне, ребята, сами:

Что за сказка перед вами?

Машенька в лес за грибами пошла,

От подружек отстала, заблудилась она.

Михайло Потапыч бедняжку нашел,

Пожалел, приютил, пустил ее в дом.

Маша печку топила, пекла пироги,

Но очень скучала от дома вдали.

По дедушке-бабушке тосковала,

Сбежать от медведя втайне мечтала.

 («Маша и медведь») Слайд 20.

 

 

Вы, ребята, помогите,

Тропку Маше укажите,

И примеры все решите.

(примеры с окошками)

 

Слайд 21. Маша придумала испытание. Кто вперед дойдет до финиша – Маша или медведь. Команда девочек будет за Машу, команда мальчиков – за медведя. Надо быстро решить примеры – вставляя в окошки нужное число. Кто победит?  Итак, на старт, внимание, марш.  

Слайд 22. А теперь давайте проверим – правильно ли вы решили примеры. И кто победил?

Вы, ребята, молодцы,

Машу к дому привели.

 

 

6.     Самостоятельная работа на листочках.

Но помощи ждет еще сказка одна,

В которой всем навредила Баба Яга.

Что это за сказка?

(«Гуси-лебеди») Слайд 23.

 

 

- Гуси-гуси?!

- Га-га-га!

- А летите вы куда?

Вы Иванушку украли,

Злой Бабе Яге отдали?

Чтоб Аленушке помочь

Братца милого найти,

Вам в листочках ваших нужно

Все в порядок привести.

 

Слайд 24.

Вставьте в окошки знаки «больше», «меньше» или «равно».

 

8        5          6 + 2        6         9 + 1       9

               6        9          8 – 1        8          9 – 1       9

 

Слайд 25.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

 

Вы отлично посчитали,

Аленушке помогали:

Гусей-лебедей прогнали долой.

Аленушку с братцем вернули домой.

 

 

VIII.         Итог урока.

И вот наш волшебный клубочек привел нас обратно в класс, и это значит, что наше сказочное путешествие закончилось.

 

Скоро прозвенит звонок.

Пора заканчивать нам урок.

 

- Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть?

- Ребята, каким сказочным героям мы сегодня помогли? Слайд 26.

 

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сказочные герои остались вами довольны. Спасибо за урок! Слайд 27.

 

За отличную работу

Сказки всех благодарят

И в подарок все ребятам

Раскраски подарить велят.

 

- Что вам понравилось во время путешествия? Что запомнилось больше всего? Чем вы остались довольны?

Вы, друзья мои, старались.

Все прилежно занимались.

Хочу я вас благодарить

И медальки всем вручить.

 

IX.       Рефлексия

- А теперь оцените свою работу во время путешествия. Ребята, посмотрите, вот  Колобки. Один грустный, а другой веселый. Если вы хорошо работали на уроке, нарисуйте радостного Колобка, а если не очень – грустного. Мне тоже очень приятно было общаться с вами. Я также хочу показать вам радостного Колобка. Слайд 28.

 

Урок окончен.