Интегрированный урок математики и внеклассного чтения
«Путешествие по русским народным сказкам»
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
(урок – обобщение в 1 классе)
Предметные УУД:
- закреплять знания нумерации от 1 до 10;
- совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;
- отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;
- формировать навыки составления и решения простых задач;
- закреплять умения сравнивать числа и математические выражения.
Коммуникативные УУД
- Прививать слушать и понимать других.
- Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД
- Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Регулятивные УУД
- Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Совершенствовать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя
Личностные УУД
- Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.
- Формировать чувство сострадания и сопереживания.
- Формировать интерес к устному народному творчеству.
- Развивать общее представление о моральных нормах поведения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, колобки грустный и весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.
Ход урока:
I. Объявление темы урока.
Здравствуйте, дорогие друзья!
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И решать и отвечать?
Не судите гости строго,
Ведь учились мы немного.
II. Психологический настрой.
- У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены.
– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.
III. Вступительное слово учителя Слайд 1. (титульный)
- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».
На урок я к вам спешила,
Любимые сказки с собой пригласила.
Ребята, а вы любите сказки?
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
Слайд 2. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
- Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
Слайд 3.
Сказки мы любим за то,
Что в них побеждает добро,
Что звери лесные, болотные
Оказываются очень добрые,
Что лягушка царевною станет,
Лиса заюшку хоть и обманет,
Петушок всем на помощь придет.
Сивка – Бурка Ванюшку спасет.
Слайд 4.
Только вдруг приключилась беда,
Всё перепутала Баба – Яга.
В сказки зло напустила она
И сказала: «Так будет всегда».
Только мы сможем сказкам помочь,
Разогнать колдовство её прочь.
Слайд 5. Бросаем волшебный клубочек…. Волшебный клубочек катится между деревьев и зовёт нас в сказку. Побежали за ним.
IV. Определение темы урока, постановка целей урока
Из
муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это? Колобок! Слайд 6.
– Ребята, я как-то перечитала эту сказку и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.
–
Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)
– Как вы думаете, почему? (ответы детей)
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел
завести себе друзей. Поможем ему?
Слайд 7. Колобок записал числа, но некоторые из них пропустил. Помогите ему выполнить задание.
- Назови пропущенные числа:
-Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
- Скажите это новая тема или мы уже изучали числа от 0 до 10?
- Поэтому мы сегодня на уроке будем закреплять знания об изученных числах от 0 до 10.
- Что вы хотели бы повторить, закрепить?
V. Работа по теме урока.
1. Устная работа.
- Посмотрите, наш клубочек куда-то укатился… Слайд 8. Ой, а кто это на дорожке?
Давайте соединим цифры по порядку и узнаем (дети соединяют цифры).
- Кто же это?
- А из какой он сказки?
- Петушок предлагает нам выполнить задание. (учащимся выдаются полоски с числами от 1 до 10, они выполняют задания закрашивая ответ) Слайд 9.
Ø Закрасьте самое маленькое число (1)
Ø Закрасьте самое большое однозначное число (9)
Ø Закрасьте соседей числа 5 (4,6)
Ø Закрасьте число, которое при счете идет за числом 2. (3)
Ø Закрасьте число, которое при счете идет перед числом 8. (7)
По тропинке
Колобок бежит,
Рыжая лисичка на тропе сидит.
Слайд
10.
Колобка лиса поймала,
Облизнулась и сказала:
«Съем тебя сейчас я,
Будет лисе счастье.
Но, если выполнишь заданья,
Я отсрочу наказанье».
Игра «Заселяем домики. Слайд 11.
- Молодцы, спасли колобка. И покатился колобок дальше. И мы с вами отправляемся дальше в наше сказочное путешествие.
Слайд 12.
Вы на доску скорей посмотрите!
Что же это за сказка, скажите? («Волк и семеро козлят».)
Чтобы волка обхитрить,
Задачи нужно вам решить.
Игра «Веселые задачи»
1. Вышла козочка гулять,
С козлятами поиграть.
Пять бежали впереди,
Два остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех козлят? ( 7)
2. Коза на грядке
Капусту собирала.
Шесть сорвала,
Пока в дом донесла,
Одна упала.
Коза капусту сосчитать не может,
Кто из вас, ребята, поможет? ( 5)
3. Четыре козлёнка
шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два козлика спаслись едва,
А сколько не успело? …(2)
4. К речке бежали трое козлят-
Свежей водицы все напиться хотят.
Козочка – мама за ними спешит.
Сколько их вместе? Скорее скажи? (4)
5. Чтоб вернуть козлят в дома,
Нужно знать состав числа.
Игра «Заселяем домики» Слайд 13.
Вы отлично отвечали
И козлятам помогали.
Вас они благодарят,
Расслабляться не велят.
Давайте на минутку закроем глаза и произнесём волшебное заклинание: крекс, пекс, фекс! И снова перенесёмся в сказку…
Наловил дед рыбы полный воз. Едет и видит: лисичка лежит на дороге, свернулась калачиком. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит как мёртвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл вперёд.
- Вы узнали сказку?
Слайд 14. Лиса потихоньку всю рыбу с воза скинула, сама слезла, сидит, считает. Поможем её?
- Отсчитайте от 4 до 10, от 9 до 3.
- Назовите предыдущее число 5. На сколько предыдущее число меньше следующего?
- Назовите последующее число 6. На сколько следующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между числами 3 и 5?
- Назовите соседей числа 8.
- Молодцы, помогли лисичке.
А дед едет домой и мечтает: «Как приеду, обрадую старуху».
Приехал дед домой, ни рыбы, ни лисы. Расстроился. Опять о рыбалке мечтает, даже во сне видит...
Сеть тяну, рыбу ловлю
Попало немало: 2 окунька, 3 карася,
1 ершок – полный горшок….
Уху сварю, старуху угощу.
Сколько рыб я сварю?
- Каким по счёту оказался ёрш? (шестым)
2. Работа в парах.
Решил дед со старухой в домино вместе сыграть. Слайд 15.
- Найдите закономерность и вставьте пропущенные цифры.
3. Работа с геометрическим материалом.
- Молодцы! А кто это там бежит? Отгадайте загадку:
За деревьями,
кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
- Верно, это лиса. Хитрая лисица решила задать нам непростую задачу. Слайд 16.
-Из каких геометрических фигур она составила свой портрет?
Слайд 17.
Ответьте мне, ребята, сами:
Что за сказка перед вами?
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной.
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась,
Его ж и выгнала.
(«Заюшкина избушка»)
Давайте поможем зайчишке. Чтобы справиться с лисой, мы должны пройти по геометрической дорожке. Слайд 18.
На доске вывешены геометрические фигуры, соединенные между собой линиями так, чтобы получилась дорожка. Учащиеся, выходя к доске, показывают и называют фигуры, линии.
Ученики называют характерные свойства геометрических фигур (у прямоугольника противоположные стороны равны и углы прямые; у треугольника три угла, три вершины и три стороны; у круга нет начала и конца и нет углов и т. д)
Ах, хитрющая лиса,
Не коси на нас глаза.
Мы задачи все решили,
Домик для заюшки освободили.
VI. Физкультминутка. Слайд 19.
Нас ждет другая сказка впереди,
Но чтобы справиться с заданьем,
Отдохнуть мы все должны.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдем.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
VII. Продолжение работы по теме.
4. Решение выражений.
Ответьте мне, ребята, сами:
Что за сказка перед вами?
Машенька в лес за грибами пошла,
От подружек отстала, заблудилась она.
Михайло Потапыч бедняжку нашел,
Пожалел, приютил, пустил ее в дом.
Маша печку топила, пекла пироги,
Но очень скучала от дома вдали.
По дедушке-бабушке тосковала,
Сбежать от медведя втайне мечтала.
(«Маша и медведь») Слайд 20.
Вы, ребята, помогите,
Тропку Маше укажите,
И примеры все решите.
(примеры с окошками)
Слайд 21. Маша придумала испытание. Кто вперед дойдет до финиша – Маша или медведь. Команда девочек будет за Машу, команда мальчиков – за медведя. Надо быстро решить примеры – вставляя в окошки нужное число. Кто победит? Итак, на старт, внимание, марш.
Слайд 22. А теперь давайте проверим – правильно ли вы решили примеры. И кто победил?
Вы, ребята, молодцы,
Машу к дому привели.
6. Самостоятельная работа на листочках.
Но помощи ждет еще сказка одна,
В которой всем навредила Баба Яга.
Что это за сказка?
(«Гуси-лебеди») Слайд 23.
- Гуси-гуси?!
- Га-га-га!
- А летите вы куда?
Вы Иванушку украли,
Злой Бабе Яге отдали?
Чтоб Аленушке помочь
Братца милого найти,
Вам в листочках ваших нужно
Все в порядок привести.
Слайд 24.
Вставьте в окошки знаки «больше», «меньше» или «равно».
8 5 6 + 2 6 9 + 1 9
6 9 8 – 1 8 9 – 1 9
Слайд 25.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Вы отлично посчитали,
Аленушке помогали:
Гусей-лебедей прогнали долой.
Аленушку с братцем вернули домой.
VIII. Итог урока.
И вот наш волшебный клубочек привел нас обратно в класс, и это значит, что наше сказочное путешествие закончилось.
Скоро прозвенит звонок.
Пора заканчивать нам урок.
- Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть?
- Ребята, каким сказочным героям мы сегодня помогли? Слайд 26.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сказочные герои остались вами довольны. Спасибо за урок! Слайд 27.
За отличную работу
Сказки всех благодарят
И в подарок все ребятам
Раскраски подарить велят.
- Что вам понравилось во время путешествия? Что запомнилось больше всего? Чем вы остались довольны?
Вы, друзья мои, старались.
Все прилежно занимались.
Хочу я вас благодарить
И медальки всем вручить.
IX. Рефлексия
- А теперь оцените свою работу во время путешествия. Ребята, посмотрите, вот Колобки. Один грустный, а другой веселый. Если вы хорошо работали на уроке, нарисуйте радостного Колобка, а если не очень – грустного. Мне тоже очень приятно было общаться с вами. Я также хочу показать вам радостного Колобка. Слайд 28.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.