«Путешествие по стране Натуральных чисел»
Урок - морское путешествие по теме
«Умножение и деление натуральных чисел»
Автор: Бисева Ольга Сергеевна, учитель математики.
Тема учебного раздела: Натуральные числа.
Продолжительность: 45 минут.
Уровень учащихся: базовый.
Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Форма проведения: урок - морское путешествие.
Формы организации труда: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Связь с другими предметами: ИКТ.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, система тестирования ActivЕхpression, сигнальные карточки, раздаточный материал для выполнения заданий, награды- монеты (можно и без них, т. к. всё есть во флипчарте)
Пояснительная записка: при подготовке урока в 5 классе я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике.
Цели урока
1. Образовательная:
- обобщить, систематизировать знания, закрепить навыки учащихся по теме «Умножение и деление натуральных чисел» ( умение умножать и делить многозначные числа столбиком, применять свойства умножения для решения задач и уравнений, решать задачи на составление уравнений; знание свойств умножения, правил нахождения неизвестных компонентов.)
2. Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи, взаимопонимания;
- воспитывать чувство ответственности за командный успех, уверенности в себе;
Развивающие:
- развивать умение видеть связь математики с историей;
- продолжить работу по формированию навыков решения уравнений;
- формировать умение учащихся работать в группе;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету посредством решения нестандартных задач с применением информационных технологий;
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания,
логического мышления.
Здоровьесберегающий аспект урока:
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- создание ситуации успеха на уроке;
- чёткая организация урока;
- подвижная физкультминутка для снятия усталости.
Предварительное домашнее задание
для всего класса:
- повторить алгоритмы умножения и деления натуральных чисел;
- правила о натуральных числах (свойства умножения, компоненты деления и умножения и как их найти);
- поискать информацию о первом учебнике арифметики.
Предварительная работа с классом: формирование 3 команд по 6 человек по уровню подготовленности (все команды с одинаковым уровнем способностей).
Мотивация учащихся
Этапы формирования мотивации:
Этап вызывания исходной мотивации. С помощью яркой и эмоциональной вводной беседы учитель усиливает мотивы ориентации учеников на предстоящую работу, усиливает непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Используются чередования разных форм и видов деятельности (индивидуальной групповой и фронтальной, устной и письменной, легкой и трудной и т.п.).
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение.
Структура (план) урока:
I. Мотивированно-ориентировочный этап:
разъяснение целей учебной деятельности и правил путешествия.
II. Подготовительный этап: актуализация опорных знаний .
III. Основной: выполнение специально подобранных заданий на разных
этапах путешествия.
IV. Заключительный: подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА.
Технологии, применяемые на уроке |
Решаемые проблемы |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Планируемые результаты |
||
предметные |
УУД |
личностные |
|||
Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающего обучения. |
Как применять умножение и деление при решении примеров и задач? |
Фронтальный опрос, работа ус доски, групповая и индивидуальная работа. |
ПРЕДМЕТНЫЕ Знать: - свойства умножения; правило нахождения делимого при делении с остатком; - названия всех компонентов умножения и деления; -алгоритм нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений. Уметь: - делить и умножать натуральные числа; - решать текстовые задачи на деление и умножение величин; - находить неизвестные компоненты действий деления и умножения; -применять свойства деления и умножения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ -уметь самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
|
Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других. Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения, работать по плану. Познавательные: - извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать, группировать факты, явления, определять причины явлений, событий;
|
-формирование навыков самоанализа и самоконтроля; - развитие логического мышления, аккуратности, внимательности при решении задач, умения общаться в коллективе;
|
1 |
Титульная страница урока
|
Гиперссылки со слова «Урок 3» (открывается первая страница урока) и изображения «Книги» (откроется конспект урока). Переход на следующую страницу осуществляется при помощи синей стрелки внизу страницы.
|
|
|
||
№ стр. |
Этап урока, страницы флипчарта |
Действия учителя (ДУ) Формы организации работы учителя
|
Действия учащихся
|
Формы организации их работы |
||
2 |
1. Организационный этап. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели. Целеполагание.
|
Формирование положительного настроя учащихся. -Здравствуйте, ребята! Создадим хорошее и дружелюбное настроение! Улыбнитесь друг другу, садитесь. Учитель: -Руки? Ученики: - На месте! Учитель: -Ноги? Ученики: - На месте! Учитель: -Локти? Ученики: - У края! Учитель: -Спина? Ученики: - Прямая! - Работа с изображением на доске. -Посмотрите внимательно на доску, подумайте и скажите: -Над какой большой темой работаем?
-Что знаем? Что умеем? -Сообщение темы урока.
- В какой форме пройдёт сегодня урок? -Как он связан с предыдущими уроками? ДУ: кликает на «знак вопроса» - открывается тема урока. - А как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в путешествие по стране Натуральных чисел? ДУ: обобщает ответы учеников. - Мы сегодня обобщим знания по теме «Умножение и деление натуральных чисел», повторим приемы деления и умножения натуральных чисел, потренируемся в решении уравнений и задач.
|
Отвечают на вопросы учителя. - Натуральные числа. - Какие числа называются нату-ральными, выпол-нять действия с числами.
Ученики высказывают свои мнения, определяют форму урока и формулируют его тему. - путешествия.
РАБОТА НА ИД: если затрудняются, то используя ластик, стирают синие кружки появляются подсказки. -повторить действия с натуральными числами. |
Фронталь-ная работа. |
||
3 |
2. Этап погружения.
|
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по островам математики. Наше путешествие мы будем совершать под девизом: “Математики острова, одолеем без труда”. Но в дорогу всегда что-нибудь берут. Как вы думаете, что мы с собой возьмем в путешествие? Молодцы! Мы возьмем в путешествие смекалку, дружбу, а еще нам понадобятся в пути знания по теме “Умножение и деление натуральных чисел”. - А на чём мы отправимся в путешествие? С кем? - Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поиграем в мозаику. ДУ: проводит устный счёт.( самый активный ученик становится капитаном корабля) РАБОТА НА ИД: читает пример и после ответа ученика кликает на клавишу с примером по порядку открывается картинка. - Посмотрите, на каком корабле мы с вами отправимся в путешествие. А нашими попутчиками снова будут Волк и Заяц, которым очень понравилось гостить у вас на уроках. - Как у настоящих моряков, у нас есть свои бортовые журналы(тетради). Запишите в них дату отплытия (…), место отплытия (классная работа). Капитан поведёт свой корабль к далёкому острову, на котором живут лесные жители. Нам предстоит покорять морскую стихию своими знаниями, помогать друг другу в трудную минуту. -Я желаю вам счастливого плавания! Попутного всем ветра!
|
Внимательно слушают, отвечают. - дружбу, знания…
- на лодке, теплоходе, корабле и т.д.
С помощью сигнальных карточек устно решают примеры.
Записывают число, тему урока. |
Фронталь-ная работа |
||
4 |
Экипажи корабля.
|
ДУ: включает музыку (на фоне музыки говорит слова) - Чтоб до города доплыть- очень умным надо быть. Одолеем все преграды, и заслужим мы награды… … А наградой за ваш труд будут монеты. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать такие монеты (показывает)и складывать их в ваши сундуки ( у каждого экипажа свой). РАБОТА НА ИД: кликает на синюю стрелку, осуществляется переход на следующую страницу. Каждое задание оценивается в одну монету. ДУ: показывает способ размещения монет в сундук. - После каждого задания мы будем возвращаться на эту страницу и помещать заработанную монету в сундук. Те, кто набрал 12 монет, получают «5», 9-получают «4», 7 – получают «3».
|
Внимательно слушают.
|
|
||
5 |
|
-Путешествовать мы будем по карте. ДУ: знакомит с картой путешествия. - Открывать путь (острова математики) будет капитан нашего корабля.(представляет капитана) ДУ: вызывает к доске капитана корабля, объясняет, какие действия необходимо выполнять.
|
Внимательно слушают учителя.
|
|
||
6 |
3. Этап обобщения, систематизации и закрепления знаний.
1 пункт отправления
|
- Команды готовы? Тогда давайте проверим своё снаряжение в пункте отправления «Городе Правил». - Вспомним правила, которые мы с вами изучали на предыдущих уроках.
- Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет… - Посмотрите: впереди виднеется какой-то залив. ДУ: просит капитана корабля посмотреть… |
Ответы учеников. - Да.
Учащиеся поднимают сигнальные карточки и дают ответы.
РАБОТА НА ИД: Ученик (капитан) с помощью инструмента «Волшебные чернила» или лупы «спасательный круг» стирает синие тучки с знаком вопроса по порядку и передвигает корабль в нужный пункт. (на него наложено ограничение движения «по пути») |
Фронталь-ная работа.
|
||
7 |
2 пункт Залив «Отвечай-ка»
|
- Перед нами залив «Отвечай-ка». Посмотрим, что хотят нам предложить морские обитатели, для этого нырнём вместе с Волком на дно моря.
ДУ: выдаёт командам раздаточный материал, РАБОТА НА ИД: затем кликает на изображение «Волка», появляется ответ С помощью щелчка по синей стрелке -переходим на следующую страницу. |
Читают задание. Выполняют его на раздаточном материале, а затем по сигнальной карточке ( чья команда первая справилась) показывают ответы на доске. РАБОТА НА ИД: два ученика с помощью инструмента «соединитель» соединяют верные выражения. Капитан ведёт учёт монет.
|
Работа в группах. |
||
8
|
|
ДУ: читает следующее задание. РАБОТА НА ИД: после ответа команд кликает на слово «проверка», осуществляет совместную проверку. Затем кликает на "сундук" -переходит на страницу с сундуками , складываем нужное количество монет в сундуки экипажей.
|
РАБОТА НА ИД: Цепочкой, по одному от каждой команды, выходят к доске и с помощью инструмента «перо» записывают ответы. Остальные записывают выражения в бортовых журналах (тетрадях) Капитан ведёт учёт монет.
|
Работа у доски и в тетрадях |
||
9
10 |
3 пункт остров «Исторический»
Страница закрыта шторкой.
|
- Наши корабли, вперёд летите И нас на новый остров приведите! А впереди остров «Исторический». -На этом острове мы узнаем новые интересные факты из истории математики и про учебник арифметики, который с прошлого урока остался для нас загадкой. -Кто из вас узнал автора учебника «Арифметика»? (если нет то работаем с этой страницей) РАБОТА НА ИД: : передвигает шторку – открывается страница с заданием. ДУ: объясняет ход выполнения задания (см. примечания на странице флипчарта) Историческая справка. - Он был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с Леонтием Телятиным , Пётр I сказал: «Да ты братец силён в науках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе посему Магницким».Так, Леонтий Филлипович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим учебником. В этом году ей исполнилось 300 лет. В школах по его учебнику занимались долгое время и обучались сложению, умножению, вычитанию, делению и устному счёту.) -Занимаясь по учебнику Магницкого, дети решали не только примеры, но и задачи. (показывает). Давайте и мы решим одну из них. РАБОТА НА ИД: : работу со страницей (см примечания на стр. флипчарта). -После выполнения заданий кликает на сундук, осуществляется переход на страницу с сундуками, награждает команды монетами, переходит на страницу с картой. |
Ответы детей. ( если называют Леонтий Магницкий, то переходим на следующую страницу, а если нет то работаем с этой страницей)
Работа у доски.
Внимательно слушают учителя.
Решают задачу по группам в тетради, затем проверяют.
|
Фронталь-ная работа
Групповая работа. |
||
11 |
4 пункт «Мыс Задач»
|
- Наши корабли снова в открытом море, а перед нами «Мыс Задач».
- Посмотрите Винни-Пух просит вас вместе с Зайцем помочь ему пройти в гости к Пятачку. Вы должны решить задачу. ДУ: читает задачу: «Винни- Пух вышел на прогулку, взял с собой карту (обращает внимание на экран). Числа на рисунке обозначают время движения (в минутах) от пункта до пункта. Помогите Винни-Пуху найти кратчайший путь от своего домика (т.А) до дома Пятачка (т. К). Перечислите пункты, через которые он должен пройти, и подсчитайте время, которое он затратит на весь путь». Работаем всем экипажем в парах. Сначала на листах (раздаточный материал), а затем проверяем на доске. За это задание команда получает 2 монеты. ДУ РАБОТА НА ИД: проверяет ответ с помощью инструмента «Выбор», показывает учащимся движение Винни-Пуха( наложен ограничитель движения «по пути»), который будет двигаться по пути АБЕЖЗК (его путь 65 минут). После этого кликает на сундук - возвращается на страницу с сундуками, награждает команды монетами, переходит на страницу с картой.
|
Внимательно слушают условие задачи. Выполнят задание на раздаточном материале. Затем при помощи пера или маркера показывают путь движения Винни-Пуха.
|
Работа в парах.
|
||
12 |
5 пункт Физкультминутка
|
- Плещет тёплая вода В берега, в берега. Кораблик очень смелый, Бури не боится, В море - океане не хочет заблудиться! Перед нами остров «Физкультминутка». ДУ: РАБОТА НА ИД: кликает на значок
Откроется видеофайл с физкультминуткой. кликает на звёздочку - происходит возвращение к карте путешествия.
|
Выполняют физкультминутку. |
|
||
13
|
6 пункт Остров «Посчитай-ка»
|
- Посмотрите перед нами новый остров. -Ваша задача: у себя в бортовых журналах вычислить значение выражения по действиям. Кто быстрее справится, тот покажет решение на доске, а в своей команде принесёт ещё монеты.( можно спросить несколько учеников, каждого по действию) РАБОТА НА ИД : проверяет ответы, кликая по изображению рыбок на картинке.(начиная с самой большой) -После этого кликает на синюю стрелку, осуществляется переход к следующему заданию.
|
РАБОТА НА ИД капитан стирает «тучку», читает его название.
Отвечающий у доски, определяется по быстроте поднятой сигнальной карточки. Класс и учитель в это время контролируют ответы ученика. |
Индиви-дуальная работа.
|
||
14 |
|
ДУ: читает задание. -Каждый экипаж решает все три уравнения в парах. Чья команда первой поднимет сигнальную карточку, то получи право выбрать одно из уравнений и записать своё решение уравнения на доске, а затем по очереди две другие команды показывают на доске по одному решению. По окончании решения ответ проверяется с помощью волшебной лупы. РАБОТА НА ИД: кликает на синюю стрелку - переходит на другую страницу.
|
Записывают решение уравнений в тетрадях.
РАБОТА НА ИД: Ученик от команды, используя ручку пишет решение уравнения, затем проверяет ответ используя «волшебную лупу» (наводит её на прямоугольник, внизу данного уравнения). Капитан считает монеты. |
Работа в парах.
|
||
15 |
|
- Вблизи острова «Посчитай-ка» водится много рыбы, предлагаю вам совершить математическую рыбалку. ДУ: объясняет правила.
РАБОТА НА ИД: осуществляет проверку, кликая на каждую рыбку появляется ответ.
РАБОТА НА ИД: кликает на сундук - переходит на страницу с сундуками, награждает команды монетами, переходит на страницу с картой.
|
Выходят 3 человека к доске ( по 1 от команды). По очереди (определяется с помощью карточек с цифрами 1,2,3) РАБОТА НА ИД учащиеся с помощью инструмента «выбор» вытаскивают рыбки. ( экипажи решают задания в бортовых журналах) |
Фронталь-ная работа |
||
16 |
7 пункт «Остров Чудес»
|
- Остров снова позади, а что же ждёт нас впереди? - «Остров Чудес» Здесь у ворот нас встречают его жители два брата ежа, они приглашают вас пройти внутрь замка. РАБОТА НА ИД : кличет на дверь замка - появляется страница с заданием. |
Внимательно слушают. |
|
||
17 |
|
- Здесь вас ожидает новое задание на повторение единиц измерения длины, массы. - Братья ежи забыли, где, чьи величины и просят вас помочь им. Сравните величины, большие из них сложите в большую корзинку, а меньшие - в маленькую. -Давайте попросим выполнить это задание нашего капитана… РАБОТА НА ИД : после выполнения заданий кликает на синюю стрелку.. |
РАБОТА НА ИД: Капитан перемещает с помощью стрелки «выбор» объекты в корзины.(остальные учащиеся внимательно проверяют правильность выполнения) |
Фронталь-ная работа |
||
18 |
|
- Перед нами последнее задание (если будет оставаться время на уроке, а если нет, тоэту страницу пропускаем и переходим к подведению итогов). ДУ: Читает задачу, коллективно обсуждают, затем каждый член команды самостоятельно её решает. Кто справляется первым, поднимает сигнальную карточку.
РАБОТА НА ИД : учитель проверяет решение с помощью щелчка по изображению «ежа». |
Коллективное обсуждение задачи. Самостоятельное решение в тетрадях (бортовых журналах). РАБОТА НА ИД : после выполнения задания ученик записывает решение с помощью инструмента «перо» на доске.
|
Самостоя-тельная работа |
||
19
19 |
Подведение итогов.
|
- Посмотрите у Ежа, такой же сундук как и у нас, он хочет чтобы мы посмотрели, что внутри… РАБОТА НА ИД : Учитель кликает на сундук, он открывается, затем выбирает звёздочки «кликает», появляется текст задания.
-Вот и закончилось наше путешествие по островам математики. - Вспомните, какова была цель нашего путешествия?
- Достигли ли мы её? - Что нового вы узнали, чему научились, что вспомнили, повторили?….
Всё верно, мы повторили материал по теме “Умножение и деление натуральных чисел”, решая примеры, уравнения и задачи. И еще раз убедились, что математика интересная наука. - Давайте подведём итоги, посчитаем монеты в сундуках, упакуем сундуки и выставим отметки. РАБОТА НА ИД : кликает на сундук, осуществляется переход на страницу с сундуками, считает вместе с детьми монеты, выставляет отметки, кликает на сундуки - они закрываются, затем кликает на «ежа» для возврата на страницу.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики отвечают.
- повторить и обобщить знания по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
-Да.
- вспомнили как умножать натуральные числа, узнали об учебнике «Арифметика» интересные факты и т.д. (разные варианты) |
Фронталь-ная беседа, в ходе которой подводится итог урока, происходит коррекция знаний учащихся. |
||
20 |
Самооценка. Шкала успеха.
|
-В конце изучения темы учитель просит детей оценить свои знания по теме на шкале успеха.
РАБОТА НА ИД : кликает на красную стрелку, осуществляется переход на страницу с сундуком с секретом, кликаем на «домашнее задание» |
Представители групп выставляют общую оценку на шкале успеха.
|
Сначала ученики работают в группах устно. |
||
21
22 |
Домашнее задание.
Рефлексия.
|
-Откройте дневники и запишите д/з. РАБОТА НА ИД : кликает на звёздочки по очереди, комментирует домашнее задание.
Затем кликает на синюю стрелку., осуществляется переход на страницу с рефлексией. Кликает на красную стрелку.
ДУ: предлагает выбрать рыбку, которая соответствует настроению детей к концу урока. Кратко анализирует эмоциональный фон урока.
- Спасибо за урок!!!!! |
Открывают дневники, записывают д/з, если не понятно задают вопросы.
По очереди выходят к доске и выбирают по желанию рыбку, которая соответствует их настроению, с помощью стрелки «Выбор». |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.