ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»
Окружающий мир
в 1 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Чекунаева Е.Г.
Тема. Путешествие в природу зимой: урок-экскурсия. Наблюдение за зимними изменениями в природе.
Цель:обобщить наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии; на основании наблюдений расширить представление учащихся об изменениях в природе зимой (состояние почек на деревьях и кустах, снежный покров, высота солнца, цвет неба, температура воздуха); развивать познавательную активность; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны осознать необходимость беречь и охранять природу; правильно вести себя на улице зимой; учиться обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.
Оборудование: термометр, блокноты, карандаши, кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда; корм для птиц.
Подготовка к экскурсии: определить объекты для наблюдения.
Ход экскурсии
І Организация класса.
Настрой на работу
Стали ровно, подтянулись,
И
друг другу улыбнулись.
- Давайте улыбнемся друг другу, ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошую творческую работу, и сохраним хорошее настроение до конца урока.
ІІ Мотивация учебной деятельности
-Сегодня у нас
необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени
года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня… (зима)
– Догадались? Правильно: сейчас повсюду творит
чудеса снежная Зима.
1. «Мозговой штурм». Подумай и ответь.
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите признаки зимы.
- Какая погода сегодня?
- А почему люди стали теплее одеваться?
- А что происходит с растениями зимой?
- Чем покрылась земля и растения?
- Ребята, как называется явление, когда падает снег?
ІІІ Сообщение темы и цели урока
Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем.
- Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания над зимними природными явлениями, которые получим во время экскурсии.
ІІІ Инструктаж о правилах поведения в природе.
1. Не шуметь.
2. Не срывать растения.
3. Не ломать ветки.
4. Беречь красоту окружающего мира, чтобы каждый мог любоваться ею.
5. Не отходить от группы .
ІV Переход к месту проведения экскурсии
1 Наблюдения за неживой природой
(По приходу в парк, детям предлагаются вопросы и задания).
Технология «Микрофон»
- Посмотрите,
остановитесь, послушайте тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
- Что вы слышите?
- Какое ощущение от зимного парка?
- Какие стихи приходять на память?
- Какие загадки, пословицы, поговорки вы знаете?
- Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?
- Какое солнце?
- Чем покрыта земля зимой?
- Что падает с неба?
- Какая температура воздуха?
- Выше или ниже нуля?
2. Практическая работа.
-Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее,
а теперь на ладонь.
-Что произошло со снежинкой?
Попробуйте зарисовать ее. (Зарисовывают в блокноте).
3. Работа в группах.
1 группа – линейкой измерить толщину снега на открытом пространстве и у дерева.
2 группа – рассмотреть сугробы, где их намело и почему?
3 группа – градусником измерить температуру воздуха
4. Физкультминутка «Снежинки»
Мы
снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили, землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
4. Отгадайте загадки
1) Не зверь, а воет. (Вьюга)
2) Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель)
3)
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
5. Игра: «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой - Дети скрещивают
руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам
Но мы пойдем гулять с тобой - «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам
Я надену шубку - Проводят ладонями от плеч по груди вниз
Я надену шапку - Двумя руками поглаживает голову
Я надену шарфик и еще платок.
- Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью
А потом красивые, Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички на ручки натяну.
- Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы
И хотя я маленькая у меня есть валенки .
- Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую.
6. Игра «Угадай с какого дерева листок»
Содержание игры:
Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.
7. Наблюдения за травянистыми растениями
1 группа - разгрести снег под деревьями, рассказать, что там увидели.
2 группа – наблюдения за деревьями и кустами.(сравнить их вид с тем, который они наблюдали осенью)
3 группа – собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.
8. Беседа учителя
Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах.
-Как вы
думаете, что для них самое страшное зимой? Нет ничего страшнее голода
для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен.
-Каких зимующих птиц нашего края вы знаете? Птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее.
- Как мы можем помочь птицам?
-Давайте повесим кормушки, которые принесли с собою в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки)
- Сейчас мы с вами сделали доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм и подкармливать птичек. Они обязательно скажут вам свое «Птичье спасибо»
V Подведение итогов экскурсии
1. Технология «Микрофон»
-Что мы сегодня наблюдали?
-Что нового узнали?
-Какие изменения в природе заметили?
2. Рефлексия
На снегу
нарисовать картинки, которые бы отражали ваше настроение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.