Путешествие в природу зимой: урок-экскурсия. Наблюдение за зимними изменениями в природе.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

учащиеся должны осознать необходимость беречь и охранять природу; правильно вести себя на улице зимой; учиться обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.
Иконка файла материала Окр.мир 1 класс путешествие в природу.docx

 

ГБОУ «Седовская школа Новоазовского м.о.»

 

 

 

 

Окружающий мир

в 1 классе

 

 

 

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=128645ebc592983c4523d23608d2024d-69-144&n=21

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

учитель  начальных классов

Чекунаева Е.Г.

Тема.  Путешествие в природу зимой: урок-экскурсия. Наблюдение за зимними изменениями в природе.

Цель:обобщить наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии; на основании наблюдений расширить представление учащихся об изменениях в природе зимой (состояние почек на деревьях и кустах, снежный покров, высота солнца, цвет неба, температура воздуха); развивать познавательную активность; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны осознать  необходимость беречь и охранять природу; правильно вести себя на улице зимой; учиться обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Оборудование: термометр, блокноты, карандаши, кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда; корм для птиц.

Подготовка к экскурсии: определить объекты для наблюдения.

Ход экскурсии

І  Организация класса.

Настрой на работу

Стали ровно, подтянулись,

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=161852117-42-72&n=21И друг другу улыбнулись.

 - Давайте улыбнемся друг другу, ведь наша улыбка делает нас не только добрее, но и настраивает на хорошую творческую работу, и сохраним хорошее настроение до конца урока.

 

 

ІІ Мотивация учебной деятельности

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=181615924-17-72&n=21-Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку: 
Дел у меня немало – 
Я белым одеялом
Всю землю покрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня… (зима)


– Догадались? Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима.

1. «Мозговой штурм». Подумай и ответь.

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Назовите признаки зимы.

- Какая погода сегодня?

- А почему люди стали теплее одеваться?

- А что происходит с растениями зимой?

- Чем покрылась земля и растения?

- Ребята, как называется явление, когда падает снег?

ІІІ Сообщение темы и цели урока

http://im2-tub-ua.yandex.net/i?id=214381290-41-72&n=21Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем.

 

 

 

- Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания над зимними природными явлениями, которые получим во время экскурсии.

ІІІ Инструктаж о правилах поведения в природе.

1. Не шуметь.

2. Не срывать растения.

3. Не ломать ветки.

4. Беречь красоту окружающего мира, чтобы каждый мог любоваться ею.

5.  Не отходить от группы .

ІV   Переход к месту проведения экскурсии

1 Наблюдения за неживой природой

(По приходу в парк, детям предлагаются вопросы и задания).

 Технология «Микрофон»

-       http://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=273234567-11-72&n=21Посмотрите, остановитесь, послушайте тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

-       Что вы слышите?

-       Какое ощущение от зимного парка?

-       Какие стихи приходять на память?

-       Какие загадки, пословицы, поговорки вы знаете?

-       Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?

-       Какое солнце?

-       Чем покрыта земля зимой?

-       Что падает с неба?

-       Какая температура воздуха?

-       Выше или ниже нуля?

2. Практическая работа.

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=85222584-29-72&n=21

-Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее,

а теперь на ладонь.

-Что произошло со снежинкой?

Попробуйте зарисовать ее. (Зарисовывают в блокноте).

 

 

 

3. Работа в группах.

1 группа – линейкой измерить толщину снега на открытом пространстве и у дерева.

 2 группа – рассмотреть сугробы, где их намело и почему?

3 группа – градусником измерить температуру воздуха

4. Физкультминутка «Снежинки»

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=245435282-09-72&n=21Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили, землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

4. Отгадайте загадки

http://im5-tub-ua.yandex.net/i?id=345286130-07-72&n=21

 

1) Не зверь, а воет. (Вьюга)

 

 

http://im1-tub-ua.yandex.net/i?id=415101772-08-72&n=21

 

 

 

2) Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель)

 

 

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=228987197-37-72&n=21    3) Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

 


5. Игра: «Зимняя прогулка»

http://im3-tub-ua.yandex.net/i?id=179056728-51-72&n=21 Очень холодно зимой - Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой - «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку - Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку - Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик и еще платок.

 - Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые, Теплые, пушистые,

Крошки-рукавички на ручки натяну.

 - Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы

И хотя я маленькая у меня есть валенки .

- Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую.

6. Игра «Угадай с какого дерева листок»

Содержание игры:

Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: “ Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?” Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

7. Наблюдения за травянистыми растениями

1 группа - разгрести снег под деревьями, рассказать, что там увидели.

2 группа – наблюдения за деревьями и кустами.(сравнить их вид с тем, который они наблюдали осенью)

3 группа – собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.  

8. Беседа учителя

Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах.

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=512519777-43-72&n=21-Как вы думаете, что для них самое страшное зимой? Нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен.

-Каких зимующих птиц нашего края вы знаете? Птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее.

- Как мы можем помочь птицам?

-Давайте повесим кормушки, которые принесли с собою в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки)

- Сейчас мы с вами сделали  доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм и подкармливать птичек. Они обязательно скажут вам свое «Птичье спасибо»

V Подведение итогов экскурсии

1.     Технология «Микрофон»

-Что мы сегодня наблюдали?

-Что нового узнали?

-Какие изменения в природе заметили?

2. Рефлексия

http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=330392027-58-72&n=21На снегу нарисовать картинки, которые бы отражали ваше настроение.

http://im4-tub-ua.yandex.net/i?id=134554114-38-72&n=21    http://im6-tub-ua.yandex.net/i?id=71476959-11-72&n=21