Тема урока: «Путешествие в теплые края»
Цель урока (для учителя): Расширить представлений детей о природой жаркого тропического пояса, его особенностях и обитателях, климате.
Задачи: подготовка сообщения по заданным условиям; актуализация знания о изученных природных зонах; формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.
развитие умения работать в группе; развитие умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами); развитие речи, памяти, логического мышления учащихся, умения аргументировать свои ответы.
привитие навыков культурного поведения при общении в группе.
Планируемые результаты:
Предметные : знать географическое положение жаркого пояса, животных и растений саванны, тропических пустынь и тропических лесов.
Метапредметные:
· Регулятивные:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
· Познавательные:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
· Коммуникативные:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- смыслообразование; способность к самооценке своих действий, поступков;
.
Методы и приемы: Доклад, метод беседы, метод демонстрации, иллюстрации, игра-путешествие, метод самоконтроля.
Понятия, формируемые на уроке: доклад, географическое общество, зоны жаркого пояса
План урока
№ |
Название этапа |
Время |
1 |
Организационный момент |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы |
3 мин |
3 |
Совместное «открытие» новых знаний
1) Подготовка к предстоящей деятельности на уроке 2) Разделение класса на группы. Выбор командира группы 3) Ознакомление с заданием 4) Самостоятельная подготовка сообщений и выполнение заданий в группах |
14 мин |
|
Физкультминутка |
2 мин |
|
5)Проверка подготовленных сообщений. Оценивание работы групп |
15 мин |
4 |
Закрепление изученного. Итог урока |
5 мин |
5 |
Домашнее задание |
1 мин |
6 |
Рефлексия |
2 мин |
Ход урока:
Этапы урока
|
Дидактическая задача каждого этапа урока |
Содержание этапа |
|
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты этапа урока
|
ЦОР |
||
1.Организа-ционный момент |
Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Создание положительного эмоционального настроения |
Здравствуйте!
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.
|
-Дети садятся на места и слушаю стихотворение |
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания |
|
2.Актуализа-ция знаний и постановка учебной проблемы |
Актуализировать знания о изученных природных зонах.
Формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.
|
- Ребята, давайте вспомним, какие зоны мы с вами уже изучали, для этого посмотрите на доску, вам нужно правильно соотнести понятие с его определением.
-В каких тепловых поясах находятся эти природные зоны? - Ребята, а кто такой путешественник? Чем он занимается?
-Да, счастливые люди – путешественники. Столько интересного могут увидеть - Сегодня мы тоже совершим путешествие в теплые края и расскажем о нём. -А сейчас давайте откроем учебник на странице 104, посмотрите на карту. - Как вы думаете, в каком тепловом поясе находятся тёплые края? - Посмотрите, какие линии на карте ограничивают жаркий пояс? - Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?
|
-Ледяная пустыня, тундра – в холодном, степи, пустыня, леса – в умеренном -Путешественник – это человек, который посещает разные страны, места
-Жарком
-Северный тропик, Южный тропик
- Узнать как можно больше о природных зонах жаркого климата |
Регулятивные: - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; Познавательные: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
|
Слайд 2
|
3.Совместное «Открытие» новых знаний. Сбор информации для докладов
1) Подготовка к предстоящей деятельности на уроке
2) Разделение класса на группы. Выбор командира группы
3) Ознакомление с заданием
4) Самостоятельная подготовка сообщений и выполнение заданий в группах |
Научить детей подготавливать сообщения по заданным условиям
Развивать умения работать в группе.
Развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами). |
- Великий писатель Жюль Верн говорил, что путешествовать можно не выходя из дома. Вы согласны с ним? -С помощью чего можно путешествовать дома? -Как настоящие путешественники, вы будете рассказывать о своих открытиях. - Давайте представим, что мы с вами настоящие путешественники. Нам нужно научиться передавать информацию своим одноклассникам. -Что мы можем подготовить, чтобы передать эту информацию? -Вот и сейчас мы с вами будем готовить сообщение. (На доске выводится план подготовки сообщения) 1. Выбор темы 2. Сбор информации 3. Оформление 4. Выступление -С чего мы начинаем сообщение, посмотрите на доску? -Давайте и мы определим темы наших сообщений. Открываем учебник на 105 странице. -Найдите на карте условные обозначения природных зон жаркого пояса. ( 105 стр. учебника) - У каждого из вас на парте лежит жетон, возьмите его -Что заметили? -Кто отправится в саванну, поднимите руку? -В тропические пустыни? -В тропические леса?
-Но наши группы у нас будут делиться на 3 объединения: · Объединение географов · Объединение ботаников · Объединение зоологов Для того, чтобы распределиться по сообществам в группе, переверните жетон. -Если написана буква Г, то вы общество географов, садитесь рядом друг с другом в группе. -Если написана буква Б, то вы попали в общество ботаников, объединяемся в группе . -Если буква З, то вы объединение зоологов, также садимся вместе. -Для того, чтобы представить одноклассникам ваше сообщение, от каждого объединения в группе выбираете рассказчика и помощника. -Чтобы отправиться в путешествие вам понадобится ручка и листок -Прежде чем занять свои места по группам, давайте вспомним правила работы в группах (на доске выводятся). Кто хочет прочитать? «Правила работы в группе»
-Умница. А теперь прошу путешественников занять свои места.
-А сейчас выберите в каждой группе командира, который будет организовывать работу в группе и назначать выступающего.
-С первым пунктом мы справились. Посмотрите на доску, что мы делаем далее? - Как вы думаете, откуда мы будем брать сегодня информацию для докладов? -Правильно. Сегодня нашим помощником будет учебник. А также у каждой группы есть свой конверт с заданием и картинками, характеризующими их зону. -Перед тем как приступать к работе, внимательно прочитайте задание, только после этого начинаем выполнять. Если кому- то будет непонятно задание, то поднимайте руку, я подойду и объясню.
-И так, у нас с вами есть все , что понадобится нам в путешествии. Но перед отправлением, давайте договоримся, что во время работы должна сохраняться тишина и порядок, разговаривать нужно шепотом, если же группа будет плохо соблюдать дисциплину, то будем снижать балл за ответ. На подготовку дается 8 мин. Договорились, ребята? -А теперь отправляйтесь в путешествия и выполняем задания. (засекаю время) -Ребята, заканчиваем работу . |
-да/нет
-Путешествовать можно с помощью карт, телевизора, интернета, книг
-Доклад, сообщение, отчёт
-сообщение мы начинаем с выбора темы.
-открывают учебник.
-Учащиеся на карте в учебнике ищут обозначения природных зон жаркого пояса.
- Цвет жетона соответствует условному значку природной зоны. -Учащиеся, у кого зеленый жетон, поднимают руку
-Те, у кого жетон песочного цвета поднимают руку. -Те, у кого жетон фиолетового цвета поднимают руку.
-Один из учащихся поднимает руку и читает с доски правила работы в группе.
-Ребята рассаживаются по группам, где установлена карточка с названием этой группы
-Второй пункт плана- сбор информации.
-Из учебников.
-да/нет
|
Регулятивные: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе.
|
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
Физкультми-нутка |
Создать условия для снятия утомляемости у учащихся. |
- Долго мы с вами путешествовали. Немного устали. Давайте остановимся передохнуть. Мы весёлые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щёчки, Скачем на носочках И друг другу даже Язычки покажем.
|
Повторяют слова и движения |
Личностные: готовность поддерживать свое здоровье |
|
5) Проверка подготовленных сообщений. Оценивание работы групп |
Развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы. |
- Вот мы с вами немного отдохнули, теперь давайте продолжим наше путешествие. Давайте послушаем, что же вам удалось узнать в ходе путешествия. -Но так как мы настоящие путешественники, то будем оценивать работу каждой группы сами. У вас на парте лежат красный, зеленый и желтый кружок, если вам все было понятно, после того, как группа выступила, то поднимаем зеленый кружок, если вам что- то было непонятно – красный, а если же у вас появился вопрос, то поднимаем желтый кружок и задаем умный вопрос. То есть если я спрошу: «Понравилось ли вам путешествовать по саваннам?», то это будет неумный вопрос. А если же я спрошу так : «А когда чаще всего бывают пожары в саванне?», то это будет умный вопрос, так как мы увидим знает ли наш путешественник о своей зоне жаркого пояса, или нет. Но для этого вам нужно внимательно друг друга слушать. -Давайте начнем, к доске приглашается первая группа «Саванны» -Ребята, теперь давайте оценим выступление группы, поднимаем кружки. -Кто хочет задать вопрос? -Если у ребят нет вопросов, то я немного помогу. Мне очень понравилось ваше выступление, но у меня есть вопрос. Какой из двух периодов в году в саваннах самый жаркий? -Приглашаем к доске вторую группу «Тропические пустыни» -Теперь давайте оценим выступление второй группы. -Кто хочет задать умный вопрос второй группе? -Если у вас нет вопросов, то давайте попробую я. Ребята, какая природа господствует в зоне тропических пустынь и почему?
-На выступление с докладом приглашаем третью группу «Тропические леса» -Ребята, оцениваем выступление третьей группы. -Кто хочет задать умный вопрос третьей группе? -А у меня к вам вопрос. Какая погода преобладает в тропических лесах? -А теперь давайте в конце выступлений всех групп каждая группа оценит друг друга по схеме, которая изображена на доске. То есть «Тропические пустыни» оценивают «Саванны», «Саванны» оценивают «Тропические леса», а «Тропические леса» оценивают «Тропические пустыни». Критерии для оценки вы видите на доске. Все ли понятно, ребята? «Критерии оценки работы группы»: · Полнота ответа · Новизна представленной информации · Интерес -Приступим к оценке. -Какие же вы молодцы! Хорошее у нас получилось путешествие. |
-Да/нет
-Выходит к доске 1-ая группа, и представляют свой доклад.
-Остальные учащиеся оценивают работу группы.
-По желанию дети задают вопросы. - Самый жаркий период в году в саваннах - зима
-Выходит к доске 2-ая группа, и представляют свой доклад.
-Учащиеся оценивают работу выступающих.
-По желанию дети задают вопросы
-В тропических пустынях господствует неживая природа, так как круглый год очень жарко и нет дождя.
-Выходит к доске 3-ая группа, и представляют свой доклад.
-Оценивается выступление третьей группы
-Дети по желанию задают вопросы. -В тропических лесах постоянные дожди.
-Каждая группа оценивает друг друга. |
Познавательные: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Слайд 6
Слайд 7
|
4. Закрепление изученного. Итог урока. |
Отработка навыков, включение новых знаний в систему знаний. Подведение итогов занятия |
- Наше путешествие заканчивается .Давайте подведем итоги. -Какова была цель нашего путешествия?
-О каких природных зонах мы сегодня с вами узнали? -Как вы думаете, похожи ли зоны жаркого климата на пустыни, степи, леса умеренного пояса? Почему? -Почему у них разный климат?
-А какой факт для вас запомнился больше всего и наиболее был интересен?
-А чему мы сегодня с вами научились? -Понравилось ли вам путешествовать? |
Узнать как можно больше о природных зонах жаркого климата -Саванны, тропические пустыни, тропические леса
-Нет, потому что у них разный климат. -Лучи солнца падают на пояса под разным углом. -Меня больше всего заинтересовало то, что в тропических пустынях совсем нет дождей. -Выступать с сообщением. -Да/нет
|
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
|
5.Домашнее задание |
|
-А теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. На странице 64-65 в рабочей тетради выполните дома 2 любых задания, которые вам понравятся. -Все записали домашнее задание? -Закрываем дневники и кладем их на край парты. |
-да |
|
|
6. Рефлексия деятельности |
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
-Мне очень понравилось наше путешествие. И я думаю, что у нас с вами все получилось. -А вы как думаете? У вас на столах лежат смайлики, если вам все понравилось и у вас всё получилось, то поднимите улыбающийся смайлик, если нет, то грустный. -Спасибо за занятие! |
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке и показывают смайлик.
|
Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслооб-разование; способность к самооценке своих действий, поступков;
|
|
Саванны
а) Объединение географов.
Задание: Прочитайте текст в учебнике на стр.37. Вставь в текст пропущенные слова, подготовьте рассказ:
Саванны – это тропические_____________ . Трава здесь____________, деревья,______________. Год в саваннах делится на два периода:________________ и ______________ . Зима - _____________ период. Многие деревья в этот период сбрасывают листву. И очень часто вспыхивают ___________________ .
б) Объединение ботаников
Задание: Подготовить рассказ, но также читаете текст со страницы 37, Отберите из предложенных картинок те, которые относятся к вашей информации. Рассказ сопровождайте картинками.
Растения саванн приспособились к периодическим засухам. А во время дождей они растут, цветут и дают плоды. Здесь растут баобабы, акации, пальмы.
в) Объединение зоологов
Задание: расскажи о животных саваны, отберите из предложенных картинок те, которые относятся к вашему объединению. Сообщение сопровождайте картинками.
Животные саванны разнообразны. Среди них есть те, кто питается травой: жирафы, зебры, слоны, носороги. Есть хищники: львы, гепарды, гиены. Когда становится сухо, животные переходят с одного места на другое, чтобы найти еду. А вот мелкие животные – ящерицы, змеи в это время активны.
Тропические пустыни.
Задание: Вам предлагается текст. Из него каждое объединение выбирает свой материал. И по нему готовит рассказ.
Это самые засушливые места на земле. Дождей здесь не бывает. Круглый год – жара. Различают пустыни: песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые. Каменистые похожи на булыжную мостовую. Глинистые – на растрескавшийся асфальт. Песчаная – на пляж, только без воды. С барханами – огромными с человеческий рост волнами. В понижениях – солончаки. Вода от жары испаряется, а соль остаётся в виде подушек, похожих на иней.
Животные пустыни: верблюды, тушканчики, шакалы, гиены, ящерицы, песчанки. По-разному приспосабливаются они к жизни в пустыне. Многим хватает воды, которая содержится в пище. А вот верблюд и тушканчик могут долго обходиться без воды, потому что она у них образуется из жира. У верблюдов это жир с горбов, у тушканчика – с хвоста. И если верблюд давно не пил – горбы у него маленькие.
Растений в пустыне не много. В тех местах, где вода ближе к поверхности – растений больше, чем дальше – тем меньше. Здесь растут кусты, солянка, верблюжья колючка. У них длинные корни, вместо листьев – колючки, чтобы не испарять воду.
Тропический лес
Задание: Прочитайте статью «Тропические леса» в учебнике на стр. 38-41. Заполните таблицу, выбрав из списка слова. Впишите слова в нужный столбец. Полученную таблицу вам нужно будет рассказать.
а) Погода:
Утром |
|
Днем |
|
Вечером |
|
Слова: Орхидеи, анаконда – змея, солнце высоко, раффлезия, лианы, прохлада сменяется жарой, становится душно, попугаи, шимпанзе, крокодил, гроза с ливнем, дождь стихает, небо светлеет, солнце заходит, сырость, полумрак, летучие мыши, крысы, лягушки, ящерицы, рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи, кувшинки, бабочки, хищники, деревья (эвкалипты).
б) Растения:
На земле
|
|
На деревьях
|
|
В воде |
|
Слова: Орхидеи, анаконда – змея, солнце высоко, раффлезия, лианы, прохлада сменяется жарой, становится душно, попугаи, шимпанзе, крокодил, гроза с ливнем, дождь стихает, небо светлеет, солнце заходит, сырость, полумрак, летучие мыши, крысы, лягушки, ящерицы, рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи, кувшинки, бабочки, хищники, деревья (эвкалипты).
в) Животные:
В кронах деревьев и на деревьях |
|
На земле |
|
В воде |
|
Слова: Орхидеи, анаконда – змея, солнце высоко, раффлезия, лианы, прохлада сменяется жарой, становится душно, попугаи, шимпанзе, крокодил, гроза с ливнем, дождь стихает, небо светлеет, солнце заходит, сырость, полумрак, летучие мыши, крысы, лягушки, ящерицы, рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи, кувшинки, бабочки, хищники, деревья (эвкалипты).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.