«Путешествие в теплые края»
Оценка 4.8

«Путешествие в теплые края»

Оценка 4.8
docx
11.06.2024
«Путешествие в теплые края»
Конспект урока по окружающему миру _Путешествие в тёплые края_.docx

Тема урока: «Путешествие в теплые края»

Цель урока (для учителя): Расширить  представлений детей о природой жаркого тропического пояса, его особенностях и обитателях, климате.

Задачи: подготовка сообщения по заданным условиям; актуализация знания о изученных природных зонах; формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.

развитие умения работать в группе; развитие умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами); развитие речи, памяти, логического мышления учащихся, умения аргументировать свои ответы.

           привитие навыков культурного поведения при общении в группе.

Планируемые результаты:

Предметные : знать географическое положение жаркого пояса, животных и растений саванны, тропических пустынь и тропических лесов.

Метапредметные:

·         Регулятивные:

 - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

 - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

·         Познавательные:

 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

·         Коммуникативные:

 - задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе.

Личностные:

 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- смыслообразование; способность к самооценке своих действий, поступков;

.

Методы и приемы: Доклад, метод беседы, метод демонстрации, иллюстрации, игра-путешествие, метод самоконтроля.

Понятия, формируемые на уроке: доклад, географическое общество, зоны жаркого пояса

 

План урока

Название этапа

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

3 мин

3

Совместное «открытие» новых знаний

 

1)      Подготовка к предстоящей деятельности на уроке

2)      Разделение класса на группы. Выбор командира группы

3)      Ознакомление с заданием

4)      Самостоятельная подготовка сообщений и выполнение заданий в группах

14 мин

 

Физкультминутка

2 мин

 

5)Проверка подготовленных сообщений. Оценивание работы групп

15 мин

4

Закрепление изученного. Итог урока

5 мин

5

Домашнее задание

1 мин

6

Рефлексия

2 мин

 

Ход урока:

Этапы урока

 

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Планируемые результаты этапа урока

 

 

ЦОР

1.Организа-ционный момент

Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Создание положительного эмоционального настроения

Здравствуйте!

 

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

 

-Дети садятся на места и слушаю стихотворение

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания

 

2.Актуализа-ция знаний и постановка учебной проблемы

 

 

 

 

 

 

Актуализировать знания о изученных природных зонах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Ребята, давайте вспомним, какие зоны мы с вами уже изучали, для этого посмотрите на доску, вам нужно правильно соотнести понятие с  его определением.

-В каких тепловых поясах находятся эти природные зоны?

- Ребята, а кто такой путешественник? Чем он занимается?

 

-Да, счастливые люди – путешественники. Столько интересного могут увидеть

- Сегодня мы тоже совершим путешествие в теплые края и расскажем о нём.

-А сейчас давайте откроем учебник на странице 104, посмотрите на карту.

- Как вы думаете, в каком тепловом поясе находятся тёплые края?

- Посмотрите, какие линии на карте ограничивают жаркий пояс?

- Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ледяная пустыня, тундра – в холодном,  степи, пустыня, леса – в умеренном

                                                    -Путешественник – это человек, который посещает разные страны, места

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Жарком

 

-Северный тропик, Южный тропик

 

 

- Узнать как можно больше о природных зонах жаркого климата

Регулятивные:

 - определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

Познавательные:

 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

3.Совместное  «Открытие» новых знаний. Сбор информации для докладов

 

 

1)      Подготовка к предстоящей деятельности на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)      Разделение класса на группы. Выбор командира группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)      Ознакомление с заданием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)      Самостоятельная подготовка сообщений и выполнение заданий в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научить детей подготавливать сообщения по заданным условиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умения работать в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами).

 

 

 

 

- Великий писатель Жюль Верн говорил, что путешествовать можно не выходя из дома. Вы согласны с ним?

-С помощью чего можно путешествовать дома?

-Как настоящие путешественники, вы будете рассказывать о своих открытиях.

- Давайте представим, что мы с вами настоящие путешественники. Нам нужно научиться передавать информацию своим одноклассникам.

-Что мы можем подготовить, чтобы передать эту информацию?

-Вот и сейчас мы с вами будем готовить сообщение.

(На доске выводится план подготовки сообщения)

1.       Выбор темы

2.       Сбор информации

3.       Оформление

4.       Выступление

-С чего мы начинаем сообщение, посмотрите на доску?

-Давайте и мы определим темы наших сообщений. Открываем учебник на 105 странице.

-Найдите на карте условные обозначения природных зон жаркого пояса. ( 105 стр. учебника)

- У каждого из вас на парте лежит жетон, возьмите его

-Что заметили?

-Кто отправится в саванну, поднимите руку?

-В тропические пустыни?

-В тропические леса?

 

-Но наши группы  у нас будут делиться на 3 объединения:

·          Объединение географов

·         Объединение ботаников

·         Объединение зоологов

Для того, чтобы распределиться по сообществам в группе, переверните жетон.

-Если написана буква Г, то вы общество географов, садитесь рядом друг с другом в  группе.

-Если написана буква Б, то вы попали в общество ботаников, объединяемся в группе .

-Если буква З, то вы объединение зоологов, также садимся вместе.

-Для того, чтобы представить одноклассникам ваше сообщение, от каждого объединения в группе выбираете рассказчика и помощника.

-Чтобы отправиться в путешествие вам понадобится ручка и листок

-Прежде чем занять свои места по группам, давайте вспомним правила работы в группах (на доске выводятся). Кто хочет прочитать?

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

-Умница. А теперь прошу путешественников занять свои места.

 

-А сейчас выберите в каждой группе командира, который будет организовывать работу в группе и назначать выступающего.

 

-С первым пунктом мы справились. Посмотрите на доску, что мы делаем далее?

- Как вы думаете, откуда мы будем брать сегодня информацию для докладов?

-Правильно. Сегодня нашим помощником будет учебник. А также у каждой группы есть свой конверт с заданием и картинками, характеризующими их зону.

-Перед тем как приступать к работе, внимательно прочитайте задание, только после этого начинаем выполнять. Если кому- то будет непонятно задание, то поднимайте руку, я подойду и объясню.

 

-И так, у нас с вами есть все , что понадобится нам в путешествии. Но перед отправлением, давайте договоримся, что во время работы должна сохраняться тишина и порядок, разговаривать нужно шепотом, если же группа будет плохо соблюдать дисциплину, то будем снижать балл за ответ. На подготовку дается 8 мин. Договорились, ребята?

-А теперь отправляйтесь в путешествия и выполняем задания.

(засекаю время)

-Ребята, заканчиваем работу .

 

 

 

 

-да/нет

 

 

-Путешествовать можно с  помощью карт, телевизора, интернета, книг

 

 

 

 

 

-Доклад, сообщение, отчёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-сообщение мы начинаем с выбора темы.

 

-открывают учебник.

 

 

-Учащиеся на карте в учебнике ищут обозначения природных зон жаркого пояса.

 

 

 

 

 

- Цвет жетона соответствует условному значку природной зоны.

-Учащиеся, у кого зеленый жетон, поднимают руку

 

-Те, у кого жетон песочного цвета поднимают руку.

-Те, у кого жетон фиолетового цвета поднимают руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Один из учащихся поднимает руку и читает с доски правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята рассаживаются по группам, где установлена карточка с названием этой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Второй пункт плана- сбор информации.

 

-Из учебников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-да/нет

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

 - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

 - задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Физкультми-нутка

Создать условия для снятия утомляемости  у учащихся.

 - Долго мы с вами путешествовали. Немного устали. Давайте остановимся передохнуть.

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

 

Повторяют слова и движения

Личностные: готовность поддерживать свое здоровье

 

5)      Проверка подготовленных сообщений. Оценивание работы групп

Развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.

- Вот мы с вами немного отдохнули, теперь давайте продолжим наше путешествие. Давайте послушаем, что же вам удалось узнать в ходе путешествия.

-Но так как мы  настоящие путешественники, то будем оценивать работу каждой группы сами. У вас на парте лежат красный, зеленый и желтый кружок, если вам все было понятно, после того, как группа выступила, то поднимаем зеленый кружок, если вам что- то было непонятно – красный, а если же  у вас появился вопрос, то поднимаем желтый кружок и задаем умный вопрос.

То есть  если я спрошу: «Понравилось ли вам путешествовать по саваннам?», то это будет неумный вопрос. А если же я спрошу так : «А когда чаще всего бывают пожары в саванне?», то это будет умный вопрос, так как мы увидим знает ли наш путешественник о своей зоне жаркого пояса, или нет. Но для этого вам нужно внимательно друг друга слушать.

-Давайте начнем, к доске приглашается первая группа «Саванны»

-Ребята, теперь давайте оценим выступление группы, поднимаем кружки.

-Кто хочет задать вопрос?

-Если у ребят нет вопросов, то я немного помогу. Мне очень понравилось ваше выступление, но у меня есть вопрос. Какой из двух периодов в году в саваннах самый жаркий?

-Приглашаем к доске вторую группу «Тропические пустыни»

-Теперь давайте оценим выступление второй группы. 

-Кто хочет задать умный вопрос второй группе?

-Если у вас нет вопросов, то  давайте  попробую я. Ребята, какая природа господствует в зоне тропических пустынь и почему?

 

-На выступление с докладом приглашаем третью группу «Тропические леса»

-Ребята, оцениваем выступление третьей группы.

-Кто хочет задать умный вопрос третьей группе?

-А у меня к вам вопрос. Какая погода преобладает в тропических лесах?

-А теперь давайте  в  конце выступлений всех  групп каждая группа  оценит друг друга по схеме, которая изображена на доске. То есть «Тропические пустыни» оценивают  «Саванны», «Саванны» оценивают «Тропические леса», а «Тропические леса» оценивают «Тропические пустыни». Критерии для оценки вы видите на доске. Все ли понятно, ребята?

«Критерии оценки работы группы»:

·         Полнота ответа

·         Новизна представленной информации

·         Интерес

-Приступим к оценке.

-Какие же вы молодцы! Хорошее у нас получилось путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да/нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выходит к доске 1-ая группа, и представляют свой доклад.

 

 

-Остальные учащиеся оценивают работу группы.

 

-По желанию дети задают вопросы.

- Самый жаркий период в году в саваннах - зима

 

 

 

 

-Выходит к доске 2-ая группа, и представляют свой доклад.

 

-Учащиеся оценивают работу выступающих.

 

-По желанию дети задают вопросы

 

-В тропических пустынях господствует неживая природа, так как круглый год очень жарко и нет дождя.

 

 

 

-Выходит к доске 3-ая группа, и представляют свой доклад.

 

-Оценивается выступление третьей группы

 

 

-Дети по желанию задают вопросы.

-В тропических лесах постоянные дожди.

 

-Каждая группа оценивает друг друга.

Познавательные:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

4. Закрепление изученного. Итог урока.

Отработка навыков, включение новых знаний в систему знаний. Подведение итогов занятия

- Наше путешествие заканчивается .Давайте подведем итоги.

-Какова была цель нашего путешествия?

 

 

-О каких природных зонах мы сегодня с вами узнали?

-Как вы думаете, похожи ли  зоны жаркого климата на пустыни, степи, леса умеренного пояса? Почему?

-Почему у них разный климат?

 

-А какой факт для вас запомнился больше всего и наиболее был интересен?

 

 

-А чему мы сегодня с вами научились?

-Понравилось ли вам путешествовать?

 

 

Узнать как можно больше о природных зонах жаркого климата

-Саванны, тропические пустыни, тропические леса

 

-Нет, потому что у них разный климат.

-Лучи солнца падают на пояса под разным углом.

-Меня больше всего заинтересовало то, что в тропических пустынях совсем нет дождей.

-Выступать с сообщением.

-Да/нет

 

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 

5.Домашнее задание

 

-А теперь давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. На странице 64-65 в рабочей тетради выполните дома 2 любых задания, которые вам понравятся.

-Все записали домашнее задание?

-Закрываем дневники и кладем их на край парты.

 

 

 

 

-да

 

 

6. Рефлексия деятельности

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

-Мне очень понравилось наше путешествие. И я думаю, что у нас с вами все получилось.

-А вы как думаете? У вас на столах лежат смайлики, если вам все понравилось и у вас всё получилось, то поднимите улыбающийся смайлик, если нет, то грустный.

-Спасибо за занятие!

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке и показывают смайлик.

 

Познавательные: рефлексия;

Личностные:  смыслооб-разование; способность к самооценке своих действий, поступков;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саванны

 

а) Объединение географов.

Задание: Прочитайте текст в учебнике на стр.37. Вставь в текст пропущенные слова, подготовьте рассказ:

Саванны – это тропические_____________ . Трава здесь____________, деревья,______________. Год в саваннах делится на два периода:________________ и ______________ . Зима - _____________ период. Многие деревья в этот период сбрасывают листву. И очень часто вспыхивают ___________________ .

б) Объединение ботаников

Задание: Подготовить рассказ, но также читаете текст со страницы 37, Отберите из предложенных картинок те, которые относятся к вашей информации. Рассказ сопровождайте картинками.

Растения саванн приспособились к периодическим засухам. А во время дождей они растут, цветут и дают плоды. Здесь растут баобабы, акации, пальмы.

в) Объединение зоологов

Задание: расскажи о животных саваны, отберите из предложенных картинок те, которые относятся к вашему объединению. Сообщение сопровождайте картинками.

Животные саванны разнообразны. Среди них есть те, кто питается травой: жирафы, зебры, слоны, носороги. Есть хищники: львы, гепарды, гиены. Когда становится сухо, животные переходят с одного места на другое, чтобы найти еду. А вот мелкие животные – ящерицы, змеи в это время активны.

 

Тропические пустыни.

Задание: Вам предлагается текст. Из него каждое объединение выбирает свой материал. И по нему готовит рассказ.

Это самые засушливые места на земле. Дождей здесь не бывает. Круглый год – жара. Различают пустыни: песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые. Каменистые похожи на булыжную мостовую. Глинистые – на растрескавшийся асфальт. Песчаная – на пляж, только без воды. С барханами – огромными с человеческий рост волнами. В понижениях – солончаки. Вода от жары испаряется, а соль остаётся в виде подушек, похожих на иней.

Животные пустыни: верблюды, тушканчики, шакалы, гиены, ящерицы, песчанки. По-разному приспосабливаются они к жизни в пустыне. Многим хватает воды, которая содержится в пище. А вот верблюд и тушканчик могут долго обходиться без воды, потому что она у них образуется из жира. У верблюдов это жир с горбов, у тушканчика – с хвоста. И если верблюд давно не пил – горбы у него маленькие.

Растений в пустыне не много. В тех местах, где вода ближе к поверхности – растений больше, чем дальше – тем меньше. Здесь растут кусты, солянка, верблюжья колючка. У них длинные корни, вместо листьев – колючки, чтобы не испарять воду.

 

 

 

Тропический лес

Задание: Прочитайте статью «Тропические леса» в учебнике на стр. 38-41. Заполните таблицу, выбрав из списка слова. Впишите слова в нужный столбец. Полученную таблицу вам нужно будет рассказать.

а) Погода:

Утром

 

Днем

 

Вечером

 

Слова:      Орхидеи,   анаконда – змея,   солнце высоко,   раффлезия,   лианы,   прохлада сменяется жарой,  становится душно,   попугаи,   шимпанзе,  крокодил,  гроза с ливнем,   дождь стихает,  небо светлеет, солнце заходит,   сырость, полумрак,  летучие мыши,   крысы,   лягушки,   ящерицы,   рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи,   кувшинки,  бабочки,   хищники,   деревья (эвкалипты).

 

 

 

 

 

б) Растения:

На земле

 

 

На деревьях

 

 

В воде

 

Слова:      Орхидеи,   анаконда – змея,   солнце высоко,   раффлезия,   лианы,   прохлада сменяется жарой,  становится душно,   попугаи,   шимпанзе,  крокодил,  гроза с ливнем,   дождь стихает,  небо светлеет, солнце заходит,   сырость, полумрак,  летучие мыши,   крысы,   лягушки,   ящерицы,   рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи,   кувшинки,  бабочки,   хищники,   деревья (эвкалипты).

 

 

 

 

 

 

в) Животные:

В кронах деревьев и на деревьях

 

На земле

 

В воде

 

Слова:      Орхидеи,   анаконда – змея,   солнце высоко,   раффлезия,   лианы,   прохлада сменяется жарой,  становится душно,   попугаи,   шимпанзе,  крокодил,  гроза с ливнем,   дождь стихает,  небо светлеет, солнце заходит,   сырость, полумрак,  летучие мыши,   крысы,   лягушки,   ящерицы,   рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи,   кувшинки,  бабочки,   хищники,   деревья (эвкалипты).


 

Тема урока: «Путешествие в теплые края»

Тема урока: «Путешествие в теплые края»

Разделение класса на группы. Выбор командира группы 2)

Разделение класса на группы. Выбор командира группы 2)

Формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности

Формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности

Ребята, давайте вспомним, какие зоны мы с вами уже изучали, для этого посмотрите на доску, вам нужно правильно соотнести понятие с его определением

Ребята, давайте вспомним, какие зоны мы с вами уже изучали, для этого посмотрите на доску, вам нужно правильно соотнести понятие с его определением

Разделение класса на группы. Выбор командира группы 2)

Разделение класса на группы. Выбор командира группы 2)

Ознакомление с заданием 2)

Ознакомление с заданием 2)

Ознакомление с заданием 2)

Ознакомление с заданием 2)

Научить детей подготавливать сообщения по заданным условиям

Научить детей подготавливать сообщения по заданным условиям

А если же я спрошу так : «А когда чаще всего бывают пожары в саванне?», то это будет умный вопрос, так как мы увидим знает…

А если же я спрошу так : «А когда чаще всего бывают пожары в саванне?», то это будет умный вопрос, так как мы увидим знает…

На выступление с докладом приглашаем третью группу «Тропические леса» -Ребята, оцениваем выступление третьей группы

На выступление с докладом приглашаем третью группу «Тропические леса» -Ребята, оцениваем выступление третьей группы

Да/нет -Выходит к доске 1-ая группа, и представляют свой доклад

Да/нет -Выходит к доске 1-ая группа, и представляют свой доклад

Рефлексия деятельности Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности -

Рефлексия деятельности Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности -

Саванны а) Объединение географов

Саванны а) Объединение географов

Тропические пустыни . Задание :

Тропические пустыни . Задание :

Тропический лес Задание : Прочитайте статью «Тропические леса» в учебнике на стр

Тропический лес Задание : Прочитайте статью «Тропические леса» в учебнике на стр

Растения: На земле

Растения: На земле

Животные: В кронах деревьев и на деревьях

Животные: В кронах деревьев и на деревьях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024