Открытый урок по географии в 7 классе .Тема "Антарктида.Особенности географического положения"
Оценка 5

Открытый урок по географии в 7 классе .Тема "Антарктида.Особенности географического положения"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
СCУЗ, ВУЗ
10.12.2021
Открытый урок по географии в 7 классе .Тема "Антарктида.Особенности географического положения"
Конспект урока по географии в 7 классе в школах Республики Беларусь
Конспект урока № 18- 7 кл..docx

Класс- 7

Тема: Особенности  географического  положения Антарктиды и Антарктики. Открытие и исследование  материка. Основные  черты природы

Цели : Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Антарктиды; ознакомить с историей исследования материка; организовать самостоятельную  деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Антарктиды;

Развивающие: совершенствовать умения применять  теоретические знания для приобретения новых знаний;  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь.

Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности  за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся: совершенствовать  рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес  к путешествиям  и открытиям.

Тип  урока : Урок изучения   нового  материала

Оборудование:  глобус, физическая и климатическая  карта Антарктиды, атласы, учебник, презентация «Антарктида», компьютер,  контурные карты, физическая карта  полушарий, дополнительная литература

Методы: эвристическая  беседа, частично-поисковый, исследовательский

Ход  урока :

I) Оргмомент

- Учитель  приветствует  детей, проверяет  их  готовность  к уроку, готовность рабочего места, создаёт  ситуацию  успеха.

II) Актуализация  опорных  знаний

- В этом  году мы  с вами  изучаем  природу  материков  и  океанов, вспомните, а сколько  материков  на Земле?

-Какие из  них  мы  уже  изучили?

-Давайте  попробуем, используя слово «самый», одним словом  описать каждый изученный материк и показать его на карте:

(Слайд 1- Африка- самый… ,  Австралия- самый… )

III) Тема, её  мотивация

- Какой  материк  нам  предстоит  изучить  сегодня? Для  этого послушайте высказывание  « На краю  нашей  планеты лежит, как спящая  принцесса, земля, закованная в голубое . Зловещая и прекрасная  она  лежит в своей  морозной  дремоте, в складках  мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и её горизонты  окрашены розовыми, голубыми, золотистыми  и  зелёными  тонами…»

Так написал  в 1947  году  английский учёный, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с которым  мы  познакомимся на  уроке.

(Слайд- 2- Высказывание  А.Ричард Бэра)

- А что же  это  за материк?

(Слайд 3- Антарктида)

- Мы  сегодня  начнём путешествие на  один  из  самых удивительных  материков нашей  планеты- Антарктиду.

IV) Изучение  нового материала

Запишите   в тетрадях тему нашего урока

(Слайд 4- Тема: Особенности  географического  положения Антарктиды и Антарктики. Открытие и исследование  материка. Основные  черты природы)

- Люди  отправляются  в путешествие по разным  причинам. Одних побуждает  любовь к приключениям, других неутомимая  жажда открытий, третьих неизвестность и очарование таинственностью.

- Сейчас  мне хочется  привести  цитату из  одной старой  песни:

(Слайд 5- Хочу  сказать тебе, мой друг,

                  Ты  только  не  таи  обиду.

                  Хороших  много  мест вокруг,

                Зачем ты  едешь в Антарктиду?)

-  В конце  урока мы  с  вами  ответим  на вопрос  из песни «Зачем  люди  едут в Антарктиду?»

- А чтобы  попасть на данный  материк  нам  нужно  взять с собой  вещи  первой  необходимости.

- На столе  учителя  лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, зонтик, резиновые  сапоги, машина.

-Учащимся  нужно  выбрать предметы, которые  необходимо  взять  с  собой при  поездке  в Антарктиду, при  этом  ученик  объясняет  свой  выбор.

-После каждого  высказанного мнения показывать  соответствующий  слайд.

- Таким  образом:

-1-й ученик берёт  тёплую  одежду и высказывает, почему он это берёт. Потом учитель показывает слайд.

Слайд 6- (Тёплая одежда-  Антарктида самый  холодный  материк. От  морозов может  даже  лопаться  роговица  глаз. А от  чистого  холодного воздуха  случаются  обморожения  лёгких.)

 - 2-й ученик берёт верёвку и тоже  поясняет причину отбора предмета. Потом следует демонстрация  слайда7.

В Антарктиде  господствуют самые сильные  ветра. К нашему уроку я в интернете скачала сообщение о погоде (ветре) из метеорологической  службы:

-Слайд 7.(. «Всем  нам  привычное с детства  слово «ветер» мало  подходит  для определения этого беснующегося  воздушного  потока, насыщенного  снегом , в котором  воздух  кажется  плотным  как вода. Два человека не связанные  верёвкой, разойдясь  на пять шагов, могут  больше не  найти  друг  друга. Кричать бесполезно, так как рёв  урагана  заглушает  всё. Огни  карманных  фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над  входами в дома  видны  только  на  расстоянии  нескольких  метров»)

3-й ученик  берёт  компас …

Слайд 8 (Это  самый  снежный  материк и чтобы  не потеряться в пургу нужен компас)

-4-й ученик  берёт  очки и даёт  мотивацию. После идёт  демонстрация слайда 9.

Слайд 9( В Антарктиде  самое  высокое  отражение  солнечных  лучей  снегом. Здесь  может  возникнуть  снежная  слепота).

-Спросить : «А как вы  думаете, почему на  материке поставлен  вопросительный знак?», на карту  наклеить  большой вопросительный знак.  (ответы  учащихся)

-Да,  правильно, потому что мы  пока ещё не знаем почти  ничего об этом  материке. А с чего  обычно  начинается  знакомство? (С  имени)

- Имя  изучаемого  материка –Антарктида. Состоит из  двух слов: «АНТИ»- против и «АРКТОС»- созвездие  Большой  Медведицы, под  которым  лежит  северная  область. Антарктида- противоположность Арктике.

-Ребята, а  в чём отличие Антарктиды и Антарктики? (ответы  )

- А как вы  думаете, у материка Антарктида  есть свой адрес?(ответы)

- Да, это  его  географическое положение.

 Слайд 11 ( задания группам)-

«1-ая группа- как расположен  материк  согласно  экватора, тропиков, нулевого  меридиана, полярных кругов?»

«2-ая группа- найдите  крайние  точки  материка, определите  их координаты»

«3-я группа- как расположен  материк  относительно  других  материков?»

«4-ая группа- какие  океаны  и  моря  омывают  Антарктиду? Назовите особенности береговой  линии»

«5-ая группа- в каких  климатических  поясах  расположена  Антарктида?»

У вас есть план описания ГП материка. По группам( или ученикам) дать  задание сделать  описание по  определённому  пункту плана. (Самостоятельная  работа )

 Затем  зачитать результаты, записанные  в  тетради.

- А теперь закрепим знания по ГП материка  при  помощи  контурной  карты.

- Работа с контурной  картой ( нанесение  крайних  точек  материка, полуостров Антарктический, моря, пролив Дрейка, острова).

- Над  исследованием  материка  работало много учё ных и путешественников. Сейчас  в Антарктиде проводят экскурсии для  туристов. И у нас  в  классе есть экскурсоводы, которые нам расскажут о путешественниках  ( ученики получившие опережающие  задания).Пока нам  экскурсоводы  будут рассказывать, то  вы  в  это  время  заполните  таблицу «Путешественники и открытия»

Дата

Путешественник

Открытия

 

 

 

-Слайд  12 «Первый ученик- Сообщение « Джеймс  Кук »

-Слайд 13 « Второй  ученик- Сообщение « Белинсгаузен  и Лазарев»

-Слайд 14- Третий ученик – Сообщение «Р.Амундсен  и Р.Скотт»

- Какие  вопросы  будут к экскурсантам?  (проверка заполнения  таблицы)

Слайд  15    - Физкультминутка

«Антарктида – белый край!

Ты  за  мною  повторяй!

Руки  вверх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а  теперь  глаза закрой!

Помечтаем о пингвинах, о  холодных  белых  льдинах!

О тюленях, о  китах, о  суровых  холодах!

А теперь  глаза  открой, возвращаемся  домой!»

- Скажите, а  без  чего  нельзя  построить дом? ( ответы)

-Без  фундамента нельзя  построить дом, а  фундаментом для  любого  материка служит его тектоническое  строение. Вам  надо определить фундамент Восточной Антарктиды и Западной Антарктиды. Для  этого вы используете текст учебника  и называете платформу и рельеф, характерный  для  каждой  части материка. (деление  класса на  группы, варианты или отдельных  учеников).

- Проверяем  полученные  данные.

-Дополняем  на  доске  схему «Рельеф»

              /                                                                                /

Запад                                                                             Восток

/                                                                                              /

Горные массивы                                                                Равнинная

чередуются с впадинами

/                                                                                                     /

Складчатая область                                                       Преобладает  платформа

(вулкан Эребус)

/                                                                                         /

Разнообразие  полезных  ископаемых.

- Слайд 16- Климат  Антарктиды

- Определить  по  климатическим  картам атмосферное  давление в Антарктике и Антарктиде ( Над  Антарктидой постоянное высокое атмосферное  давление, а над  Арктикой область низкого атмосферного  давления).

- Какие  ветра  преобладают над  Антарктидой? (Сточные  ветры)

-Давайте  прочитаем понятие «сточные  ветры» и проанализируем  его.

-В каких климатических  поясах  размещена Антарктида? (В антарктическом и субантарктическом).

-По  картах атласа и по  тексту учебника- определите температуру воздуха зимой и летом, а  также  количество осадков для  каждого  пояса.

-Проверяем  данные (ответы  учеников).

V) Закрепление изученного  материала

-Для  закрепления  знаний, полученных  на  уроке, предлагаю  сыграть в географический  брейн-ринг( по группам): Слайд 17 «Брейн-ринг»

1.Верно ли  утверждение, что  Антарктида- самый  южный  материк?

2.Верно ли утверждение, что Антарктида ближе  всего  находится  к Южной Америке?

3.Верно  ли  утверждение, что Антарктида- единственный  материк, лежащий  в  пределах Южного полярного  круга?

4.Кому  принадлежит  заслуга   открытия Южного  полюса?

5.Кто  вёл  борьбу за  открытие  Южного  полюса?

6.Антарктида  была  открыта в….  Году.

7.Почему  Антарктиду  называют холодильником Земли?

VI) Подведение  итогов.  Рефлексия

-Зачем же  люди  едут  в Антарктиду? Почему Антарктиду  необходимо  изучать и в наше  время?

- Слайд 18 «Рефлексия. Продолжи  фразу:

- Сегодня  на  уроке  мне  понравилось…..

- Мне  сегодня  трудно  удавалось…

- На следующем  я  уроке  хотел бы ….

Слайд  19 «Молодцы! Вы  сегодня  все хорошо  работали. Я желаю вам  удачи!»

VII) Домашнее  задание ( §16). По  желанию  написать  мини-сочинение «Три  дня в Антарктиде»

 


 

Класс- 7 Тема: Особенности географического положения

Класс- 7 Тема: Особенности географического положения

Она спит, и её горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелёными тонами…»

Она спит, и её горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелёными тонами…»

Слайд 7.( . «Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом , в котором воздух кажется…

Слайд 7.( . «Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом , в котором воздух кажется…

Пока нам экскурсоводы будут рассказывать, то вы в это время заполните таблицу «Путешественники и открытия»

Пока нам экскурсоводы будут рассказывать, то вы в это время заполните таблицу «Путешественники и открытия»

В каких климатических поясах размещена

В каких климатических поясах размещена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021