Конспект урока "Многозначность и омонимия"
Оценка 4.8

Конспект урока "Многозначность и омонимия"

Оценка 4.8
docx
11.12.2021
Конспект урока "Многозначность и омонимия"
конспект Многозначность и омонимия.docx

Многозначные слова и их употребление. Омонимы

Цели урока:

·         Повторить и углубить знания о полисемии и омонимии

·         Научиться  употреблять  омонимы  в речи

·         Совершенствовать орфографическую зоркость и культуру речи

 

По наличию значений слова делятся на однозначные и многозначные.

Однозначное слово имеет одно значение: повар, гуляш, гурман др.

Многозначное слово имеет несколько значений: Варить:

1) получать, приготавливать посредством термической обработки. Варить картофель

2) Соединять с помощью сварки. Варить баки

            3) Перерабатывать пищу, функционировать. Желудок варит плохо

 

Большинство слов в русском языке многозначны. Явление многозначности называется ПОЛИСЕМИЕЕЙ.

Многозначные слова отличаются от слов-омонимов.

У многозначного слова имеется несколько связанных между собой лексических значений. У этих лексических значений есть общая смысловая часть. Например: номер: дома, журнала, цирковой номер, номер лотерейного билета. Прослеживается смысловая часть всех значений- порядковый номер.

Или вот пример: СЛАЙД 4

1) вилка- столовый прибор

2) Ви́лка мерная (также пахиметрскобатолстомер) — инструмент, служащий для измерения диаметра поперечного сечения стволов деревьев, брёвен и тому подобного, а также высоты дерева.

3) Вилка — часть электрического соединителя со штыревыми контактами.

Общая здесь смысловая часть какая? (место объединения предмета)

4) велосипедная вилка

Омонимы – это слова, имеющие одинаковую форму (звучание, написание), но разное значение:                            

  гранат – «южное дерево, а также его круглый плод кисло-сладкого вкуса»;   (сок  граната)

 гранат – «полудрагоценный камень, преимущественно тёмно-красного цвета» (кольцо с гранатом)

 

Виды омонимов

Омонимы бывают

1. лексическими

Пример:

Зеленый лук-стрельба из лука

Сушка белья – сушка к чаю

Мешать спать –мешать кашу

Морской гребешок-чистый гребешок

Гладь- ровная поверхность воды (озера)

Гладь – род вышивки (вышивать гладью)

2. Омографы  - слова, которые пишутся одинаково, но ударение и смысл разный.

В устной речи можно отличить по интонации говорящего, в письменной можно понять из контекста.

Пример

Мука –мука

Ирис-ирис

пла́чу — плачу́
хло́пок — хлопо́к

 

3. Омоформы - слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых их формах.

У двух слов может совпасть написание и звучание, а грамматическая форма является различной. 

Примеры:

В форточке нет стекла. — Вода еще не стекла до конца

Бабушка затопила печь. - Бабушка собиралась печь  пирог.

Лошадь вели к ветеринару. — Вели ему готовить ужин.

 

4. Омофоны -  слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

 

Примеры:

 

· стоит сосна — он протер глаза со сна;

· отвОрила дверь — отвАрила грибы;

· детский плач — не плачь.

 

Закрепление

 

Орфографическая разминка.

Вставить пропущенные буквы, определяя лексическое значение слов. Подберите проверочные слова.

Ст...рожил нашего села – ст...рожил склад

Флаг разв...вается – ребенок разв...вается

Осв...тить комнату – осв...тить храм

Скр...пя сердце – скр...пя зубами во сне

Рекламная к….мпания- к…мпания друзей

Пр…дать дружбу- пр…дать огласке (омофоны)

 

Задание Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии

Крем косметический – крем для торта (многозн.)
Иглы ели – иглы ежа (многозн.)
Соломенная шляпка – шляпка гвоздя (многозн.)
Девичья коса – острая коса (омонимы)
Хвост самолета – хвост птицы (многозн.)
Лесной ключ – ключ от замка (омонимы)
Губа (уста) – губа (гауптвахта) – омонимы
Рубка леса – рубка радиста (омонимы)
Посол огурцов – посол страны (омонимы)

Задание: Укажите, какие недочёты имеются в использовании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления.

1) Несомненно, что Молчалин останется в доме Фамусова.

 2) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей освещались улыбками.

3) Чацкий отмечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных».

4) При цитировании стихотворений в сочинениях допускаются некоторые неточности.

5) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял баллы.

6)   Как известно, декламация Гоголя никого из его современников не оставляла равнодушным.

 

Игра «Крестики нолики»

1. Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Окуни́ – о́куни – омографы.

 

2 Чем заняты таланты? Возвести! – Да продолжают славный воз везти! (ОМОФОНЫ)

 

3.серебряный подстаканник-серебряный иней (многозначное)

 

4.Ясным заревом алея,

Уводила вдоль пруда

Эта узкая аллея. (А.Блок) (ОМОФОРМЫ)

 

5. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.» (Козьма Прутков ) (омофон)

 

6)Бархатное платье — бархатный голос. (многозначное)

 

7) Железнодорожный мост— воздушный мост. (многозначное)

 

8. А что такое Атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас»,

Но есть ведь и атлАс. (омограф)

 

9. Заводской клуб — клуб дыма. (лексический омоним)

 

Подведение итогов. Выставление оценок.

Д/З в прикрепленном файле в ШП. Выполнить все по заданию.

С/р.  Выполнение задания из ЦКП
Ответы:


1.мудрый старец

Напряженная работа

Взрывные согласные

Мутная вода

Вечерняя заря

2. край дороги

Внешний вид

Издавать звук

Расторгнуть брак

Тоническое стихосложение

3. блок, разрядить, глава



 

Скачано с www.znanio.ru

Многозначные слова и их употребление

Многозначные слова и их употребление

Гладь – род вышивки (вышивать гладью) 2

Гладь – род вышивки (вышивать гладью) 2

Задание: Укажите, какие недочёты имеются в использовании многозначных слов и омонимов

Задание: Укажите, какие недочёты имеются в использовании многозначных слов и омонимов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021