Путешествие по стране Геральдике

  • Мероприятия
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.docx
Петрова Татьяна Николаевна МОУ СШ№2 п. Селижарово Учитель начальных классов Тема: Путешествие по стране Геральдике. Москва 1Тверь Селижарово Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса Цель и задачи мероприятия. 1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать символику государства,   символику своей малой родины.                                                                                            2. Закрепить, расширить знания о науке геральдике, о символах нашей страны,  повышать интерес к русской истории, к истории Тверской области и   Селижаровского района                                3 Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение. 4. Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, родному поселку.    5. Познакомить со школьной символикой, начать создавать символику    классного  коллектива. Наглядные пособия и материалы:  рисунки герба и флага России; Тверской области, Селижаровского района,   презентация  «Геральдика моей Родины»  музыкальное сопровождение.                                                    Ход мероприятия.  2 слайд Учитель И поля цветут,  И леса шумят,  И лежат в земле груды золота.  И во всех концах Света белого  Про тебя идет Слава громкая.  И уж есть за что, Русь могучая,  Полюбить тебя, Назвать матерью.  2Почему поэт называет Русь, нашу страну, матерью? [1] 3 слайд  Учитель ­ Народная мудрость гласит: «Одна у человека мать, одна у него и Родина» ­ Как вы понимаете эти слова? Учащиеся читают стихи. 1. Нет нигде привольней Родины моей,      Ласково сияет солнышко над ней.      Нет нигде красивей Родины моей,      Белая березка шепчет мне о ней.  2. Льется солнышко веселое      Золотыми ручейками      Над полями и над селами,      Над лесами и лугами.   3. Здесь идут грибные дождики,      Светят радуги цветные.      И простые подорожники      С детства самые родные.  4. И опять захороводили     Стайки ласточек над домом,     Чтобы снова петь о Родине     Колокольчикам знакомым. [1] 3Учитель ­Как называется наша Родина? (Россия)  4 слайд ­Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.  ­ Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о ней много   песен   и   сказок.   Русские   сказки   начинаются   так:   «В   некотором   царстве,   в некотором государстве…» Ведь страна – это не просто поле, лес, города и села, где живут   люди.   Это   государство.   У   каждого   государства   есть   свои   отличительные признаки, символы. ­ Какие символы вы знаете? (ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН ) ­ Они рассказывают о самом главном в судьбе народа, его внешнем облике, обычаях жителей.   Рассказ   герба   и   флага   ведется   на   языке   символов   –   предметов, расположенных   с   особым   смыслом.   Расположение   и   цвет   символов   объясняет специальная наука – ГЕРАЛЬДИКА.  ­ Давайте совершим путешествие по стране Геральдике и  познакомимся поближе с символами нашего государства. 5 слайд Ученик   ­   Герб   России   представляет   собой   темно­красный   щит,   на   котором   изображен двуглавый орел. Орел – царь птиц, его сила и зоркость служили символом мужества и проницательности. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом  и драгоценными  камнями.  Держава   представляет  собой  золотой шар с крестом наверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла – герб Москвы – красный щит с изображением всадника святого Георгия Победоносца. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.  6 слайд 4Ученик   ­  Флаг,   как   и   герб,   отличительный   знак,   символ   государства.   Наличие   флага показывает   полную   независимость   государства   от   других   государств,   его самостоятельность. Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Красный цвет символизирует огонь,   отвагу,   защиту,   веру,   героизм   и   великодушие.   Синий   –   небо,   верность   и правду. Белый цвет означает мир и чистоту совести. Такой флаг впервые появился в эпоху Петра 1. Третье рождение флага было в 1991 году.  7 слайд                  Ученик   ­ Гимн – это торжественная песня, славящая нашу Родину. Гимн исполняют в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей в международных спортивных соревнованиях. Музыку гимна написал композитор Александров, а стихи текста – поэт Сергей Михалков. Гимн слушают стоя.  Учитель ­Давайте, ребята, послушаем гимн. Встали. Можно подпевать (звучит гимн)  ­Что хочется делать под музыку гимна? (встать, слушать, думать о нашей Родине)  ­Что означает слово держава? (государство) могучая? (сильная, крепкая) великая? (очень большая)  Величаво и спокойно гимн России прозвучал,  Каждый слушал тихо стоя, затаил дыханье зал.  С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем.  Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесем.           Учитель ­ Свои символы есть не только у государства. Есть символы у областей, районов. Государственные, региональные и муниципальные символы — наше культурное достояние.   Это   «визитные   карточки»   стран,   областей,   районов,   городов.   Знать их, уметь объяснить значение — важная черта гражданина и патриота, 5любящего свой край и уважающего его культурные и исторические традиции. Герб и флаг нашей области напоминают нам о великой роли Тверской земли в истории Отечества.                            8 слайд   Учитель ­ Герб Тверской области принят 28 ноября 1996 года. Описание: Герб Тверской области: "В червленом (красном) щите на золотом двухступенчатом подножии (ступени) такого же цвета трон (княжеский стол) без   подлокотников   с   высокой   спинкой;   на   сидении   на   зеленой   с   золотыми украшениями и кистями подушке ­ шапка Мономаха". Основа герба — исторический герб Тверской губернии, утверждённый 8 декабря 1856 г.: «В червлёном поле золотой трон, на нём царская корона на зелёной подушке». Корона на престоле — древнейший символ Вседержителя — Христа, сидящего на троне. Изображение Христа Вседержителя  известно по древним печатям тверских князей, миниатюрам рукописей и памятникам декоративно­ прикладного   искусства.   Греческая   надпись   под   аналогичным   изображением переводится   как   «престол   уготованный».   Шапка   Мономаха   —   один   из вариантов короны тверского герба и, помешенная в 1856 г. именно для герба Тверской   губернии,   является   древнейшей   коронационной   регалией   русских государей. [2]    9 слайд    Учитель ­ Флаг Тверской области тоже принят 28 ноября 1996 года. Описание:   Флаг   Тверской   области   представляет   собой   прямоугольное полотнище;   на   центральной   части   полотна,   составляющей   2/4   общей   длины флага,   помещается   двустороннее   изображение   основного   элемента   герба Тверской области ­ трона (княжеского стола) с высокой спинкой и лежащей на зеленой   подушке   шапки   Мономаха.   Две   вертикальные   полосы   желтого (золотого)   цвета   полотнища   флага   располагаются   по   обеим   сторонам центральной части красного цвета и составляют соответственно по 1/4 общей длины   флага.   Габаритная   ширина   изображения   основного   элемента   герба   на 6флаге Тверской области должна составлять 1/4 части длины полотнища флага. Отношение ширины флага к его длине. 2:3. [2] Золотой   цвет   в   геральдике   означает   благородство,   правду,   мудрость   и   величие. Красный­ символ жизни, мужества, силы и храбрости. Учитель ­ Каждый район Тверской области  имеет свои герб и флаг. Они украшают здания, помещаются   на   печатях,   знаменах,   упоминаются   в   песнях,   стихах.   История   их появления,   подчас   удивительная,   всегда   интересна   и   поучительна,   ибо   помогает лучше понять историю своей малой родины. Официальные символы ярко и образно представляют район, делая его узнаваемым не только в области, но и в России. Мы  ­ жители Селижаровского района, поэтому обязаны знать свой герб и флаг. Давайте вспомним как они выглядят. 10 слайд    Ученик.  ­ Мы живем в Селижаровском районе. У нас тоже есть свой герб и флаг. Описание герба Селижаровского района:  "В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный волнистый столб, соединенный с тонким   пониженным   стропилом   и   мост   в   виде   золотой,   мурованной   черным стены   с   четырьмя   зубцами   и   тремя   просветами,   о   трех   арках,   положенный поверх прочих фигур так, что столб и половины стропила по его бокам проходят под разными арками моста". На   гербе   Селижаровского   района   представлены   реки   Селижаровка   и   Песочня, впадающие   в   Волгу   там,   где   расположен   поселок.   Автор   герба   ­   В.И.Лавренов (г.Тверь) [3] 11 слайд Ученик ­ Флаг утверждён 11 октября 2006 года. 7Описание:  Голубое   прямоугольное   полотнище,   воспроизводящее   композицию гербового щита с вертикальной полосой у древка с изображением в верхней её части шапки Мономаха на зелёной подушке. На   флаге   Селижаровского   района   представлены   реки  Селижаровка  и  Песочня, впадающие в Волгу там, где расположен посёлок Селижарово. [3] Учитель ­ Школа – это свой маленький мир, своя страна, свое государство, и у нас тоже есть своя   символика.  Свидетельства   о   регистрации   официальных   геральдических символов (гербов) получили 14 февраля 2013 года пять общеобразовательных школ нашего   Селижаровского   района.   Церемонию     вручения   гербов   провел   губернатор Тверской   области     Андрей   Владимирович   Шевелев.   Она   проходила   в   районном краеведческом музее. ­ К созданию школьных гербов селижаровских школьников и учителей подтолкнул в 2010   году   член   Геральдического   совета   при   президенте   РФ   и   тверской   ученый Владимир Лавренов. Он провел в Селижарове курс лекций о геральдике. Идея была воспринята   с   интересом,   молодежь   района   активно   откликнулась,   был   проведен конкурс   эскизов   гербов,   а   рисунки­победители   в   итоге   и   стали   официальными символами школ. ­ Любой герб (города, рода, фирмы, династии) создается по строжайшим правилам. Поэтому "художественное творчество" школьников ученый Лавренов контролировал лично,   давая   советы   и   подсказывая,   где   что   необходимо   подправить. Художественные свидетельства о постановке гербов на федеральный геральдический учет изготовил отдел по делам молодежи местной администрации. 12 слайд Учитель ­Так выглядит гербовая эмблема нашей школы. Описание   гербовой   эмблемы:   В  лазурном   поле   золотой   мурованный   одноарочный мост, сопровождаемый внизу золотым ключом в пояс бородкой с двумя рисками влево, а сверху семью серебряными с красной сердцевиной цветами, положенными дугообразно, и пониженной раскрытой серебряной книгой между ними. Обоснование: 8Голубой цвет поля символизирует надежду молодого поколения; золотой арочный мост является элементом, указующим на территориальную принадлежность школы и перекликается с основной фигурой Селижаровского герба; кроме того, мост образно обозначает то, что обучение – есть «мост в будущее», а «кирпичики» моста – это знания, опора этого моста. Серебряные цветы – символ юности, («дети – цветы жизни»). Серебряный цвет – символ чистоты. Раскрытая книга – общий символ образовательного учреждения. Золотой ключ – это ключ к знаниям; золото – символ богатства, а две риски на бородке ключа намекают на номер школы. [3] Автор концепции Лавренов Владимир Ильич Художник  Шпунтов  Для   того,   чтобы   вы   лучше   запомнили   школьную   символику,   старшие   ребята приготовили вам на память открытки с гербом школы. ­ А сейчас я предлагаю вам придумать наш классный герб. Давайте подумаем, что может быть на нём изображено. Работа в группах. Представление своих работ. Учитель ­ Дома я предлагаю вам придумать и нарисовать герб своей семьи. И следующий классный час посвятить этой символике.  ­ Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Вы хорошо потрудились, показали хорошее знание символов.  ­ Большое вам спасибо за активное участие в путешествии.  13 слайд 91.http://edu.of.ru/aramschool/default.asp?ob_no=55085 Использованная литература 2.www.geraldika.ru, Лавренов В.И. Гербы городов и районов Тверской области, 2004  3. http://www.gerbocenter.ru/   10