Публикация является частью публикации:
Путешествие в страну Колес
Цель: закрепить навыки поведения в транспорте, воспитывать чуткость, внимательность
Материал: образец проездного билета
Содержание занятия.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают правила поведения в театре.
Разминка «Хорошее дело»
Дети сидят в кругу и вспоминают о своих делах в школе и дома, которые им удалось хорошо сделать за прошлую неделю. Ведущий бросает мяч одному из участников, получивший мяч рассказывает о каком-либо хорошем деле или своем достижении, затем бросает мяч другому.
Беседа
Мы все пользуемся общественным транспортом: автобусом, троллейбусом. Вы, наверное, замечали, как нервничают пассажиры, когда замечают невоспитанность детей, да и взрослых, особенно в часы пик. Иногда от поездки в транспорте портится настроение на весь день.
Действительно, в нем мы тесно соприкасаемся с огромным количеством людей. Один пятиклассник сочинил загадку про автобус:
На колесах едет дом,
Не живут подолгу в нем
Очень удачно получилось. Во-первых, посмотрите, наш маршрут лежит в страну Колес, во-вторых, он подчеркнул главное: троллейбус, автобус, салон самолета, каюта теплохода, купе поезда – это хотя и временный, но все-таки дом. А наши попутчики – тоже временные, но соседи. Поэтому и вести себя надо, как у себя в доме. В самом деле, кто дома станет бросать на пол разный мусор, шелуху от семечек? Если кто-то к нам заходит, разве хорошо будет, если мы встанем в дверях и никому ни выйти, ни зайти. Или совсем невозможная картина: сидят в комнате ребята, все стулья заняты. Тут приходит ваша бабушка, сесть ей некуда, стоит она растерянная, коротает времечко, зато детки сидят. Поэтому, если у вас возникнет вопрос: как поступить? представьте, что это происходит у вас дома, и сразу найдется ответ.
Сегодня я прочитаю вам о том, как один класс поехал в театр, и что произошло по дороге.
Чтение и обсуждение рассказа
Уроки закончились. Елена Николаевна сказала: « Дети, завтра мы всем классом поедем в театр. Артисты нам покажут очень интересную сказку».
Ребята обрадовались, захлопали в ладоши, мальчики даже закричали: «Ура!»
На следующий день после уроков Елена Николаевна велела всем построиться парами. Впереди шла она сама, а в конце – Ирина мама. Все остановились у светофора. Елена Николаевна махнула флажком: «Внимание, переходим дорогу!» Ребята дружно двинулись к переходу.
- Хорошо, молодцы! Дойдем до угла и там сядем в троллейбус.
В это время Федя увидел своего приятеля Толю, который шел навстречу. Федя остановился.
- Эй, Толя, привет! А мы в театр идем. Выйдешь вечером гулять?
Тут подошла Ирина мама и сказала:
- Ты задерживаешь весь класс. Семеро одного не ждут».
- Как вы понимаете пословицу «Семеро одного не ждут»? Почему Ирина мама сделала Феде замечание? Какой свет горел, когда ребята начали переходить улицу? Читаем дальше.
«Подошел троллейбус. И тут ребята, толкая друг друга, стали забираться в вагон. Мальчики забежали первые и сразу бросились занимать места. Федя сел у окна, к нему на колени уселся Игорь, а к Игорю – Саша. Они стали громко смеяться. На площадке, перекликаясь, галдели девочки.
- Ох уж эти дети, - сказала пожилая женщина, стоявшая рядом с Федей. –Не умеют вести себя в транспорте. Надо бы научить их правилам поведения. Тут подошла Елена Николаевна и сказала:
- Вы очень меня огорчаете, мне стыдно за вас…»
- Почему Елена Николаевна огорчилась? Как вы думаете, что она еще сказала мальчикам? Назовите ошибки, которые допустили дети при посадке и в самом троллейбусе. (Можно прочитать отрывок еще раз). Нужно входить спокойно, не толкаясь. Мальчики, если они хотят стать настоящими мужчинами, должны пропустить вперед девочек и, конечно, не должны занимать места, если стоят пожилые люди. Кроме того, нельзя громко разговаривать и смеяться.
- А знаете ли вы, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на билет?
- Что вы знаете о проездных билетах? (Демонстрируются разные проездные документы. Билет, приобретенный в транспорте, нужно обязательно сохранять, если вы его потеряли, контролеры вправе потребовать оплаты за проезд. Ученический проездной гораздо дешевле обычного проездного).
Решение задач
Дети разбиваются на группы. Ведущий сообщает, что сейчас они будут решать задачи, но не математические. Это будет конкурс, какая группа лучше решит эти необычные задачи. Затем ведущий зачитывает ситуации, представитель группы дает решение задачи.
1. Вупсень и Пупсень сидят, а Баба Капа стоит. Хорошо ли это? Как должны поступить гусеницы, братья-близнецы, что они должны сказать?
2. Кузя и Мила стоят на площадке. Пора выходить. Кто выходит первым? (Кузя, он должен подать Миле руку)
3. Кузя стоит на площадке. Троллейбус останавливается. Баба Капа хочет войти в салон, но ей трудно поднять сумку. Как должен повести себя Кузя? (Протянуть руку и помочь внести сумку в троллейбус)
4. На следующей остановке Лунтику нужно выходить. Он хочет пройти к дверям, но путь ему загораживают другие пассажиры. Как ему быть?
5. Троллейбус остановился. Лунтик стал пробираться к двери, но нечаянно толкнул Милу и наступил кому- то на ногу. Как должен поступить воспитанный вежливый человек? (Нужно заранее готовиться к выходу, а в этой ситуации – извиниться).
6. На остановке «Пригородный вокзал» вошел дядюшка Шер с большим рюкзаком. Должен ли он снять рюкзак? (Должен, т. к. он причинит неудобства другим пассажирам)
7. На остановке стоит пчелёнок с бабочкой, которая доедает мороженное. Вот подходит троллейбус. Зайдут ли они в него? (С мороженным, пирожками и другой едой не заходят ни в транспорт, ни в магазин, т. к. можно испачкать одежду людям, некуда выбросить обертку. Это правило касается и напитков).
Анализ занятия.
- Узнали ли вы что-то новое? Можете ли сказать, что вы умеете правильно себя вести в транспорте? О чем нужно думать, заходя в транспорт?
Домашнее задание
Написать правила поведения в транспорте. Нарисовать транспорт будущего.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.