"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)
Оценка 4.7

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русский язык
5 кл
31.03.2017
"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)
Данное внеурочное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса, представляет собой игру-путешествие с ролевым акцентом. На занятии ребята выполняют различные задания, разыгрывают сценки, работают в парах и тем самым учатся использовать различные этикетные формулы приветствия и прощания в соответствии с ситуацией.
Внекл.меропр.по ФГОС.docx
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ:  ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ (внеклассное мероприятие по речевому этикету для учащихся 5 класса) Вид мероприятия – игровая деятельность с ролевым акцентом. 1. Организационная часть. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель приветствует гостей, учащихся, представляет жюри, помощников. ­ Сегодня мы с вами будем много путешествовать, и начнем мы с путешествия во времени.  Предлагаю вам отправиться в далекое­далекое прошлое. (Звучит музыка) 2. Просмотр мультфильма. Беседа. ­ О чем был мультфильм?  (О жизни и занятиях первобытного человека). ­ Какое время представлено в мультфильме? (Времена первобытного общества). ­ Подумайте, как взаимодействовали люди в то время? Как общались, решали проблемы?  Существовали какие­либо правила общения? (Общались жестами, мимикой, звуками, не знали элементарных правил вежливого  общения, все вопросы решались при помощи силы). ­ Действительно, в те времена не было представления о правилах общения, потому что  людей интересовали насущные проблемы: нужно было поймать зверя, принести его в дом,  обеспечив едой себя и свою семью, приготовить пищу, построить жилье, сшить себе  одежду. Для взаимодействия, например чтобы выследить зверя, людям достаточно было  жестов и звуков. ­ Правила общения складывались постепенно. Чем более цивилизованным становилось  общество, тем больше оно ограничивало свои действия правилами, в том числе правилами  этикета. ­ Как вы понимаете слово этикет? Найдите определение в словаре. (Этикет – это установленный, принятый порядок вежливого поведения, форм  обхождения). 3. Целеполагание и мотивация. Еще больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности  честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели:  «приветливость, смирение и учтивость».  Итак, возвращаясь из далекого прошлого, сегодня мы сделаем остановку в замечательной  стране, которой нет на обычной карте, – в стране Вежливости. (Включается заставка –  фрагмент мультфильма). ­ Как вы думаете, что включает в себя понятие вежливость? Найдите значение слова в  словаре. (Вежливость ­ моральное качество человека, способность человека общаться с  окружающими; вежливость включает в себя: внимательность, приветливость,  деликатность, тактичность, скромность.) Слово "вежливость" происходит от  старославянского "веже", т.е. "знаток". Быть вежливым ­ означает знать, как себя  вести.) ­ В определении встретилось слово мораль. Как вы его понимаете? Найдите определение в  толковом словаре. Мораль – это нравственные нормы поведения, отношений с людьми. Итак, в стране Вежливости несколько городов: Тактичность, Доброжелательность,  Обходительность, Приветливость, Порядочность, Внимательность, Уважительность. Сегодня мы отправимся в город Приветливость и будем учиться обращаться со словами  приветствия и прощания к старшим и сверстниками. 4. Просмотр и обсуждение сценок. ­ Разговор о культуре приветствий и прощаний мы начнем с путешествия в другие страны,  это страны, языки которых изучаются в нашей гимназии. Вашим домашним заданием было  подготовить сценки на тему «Приветствия и прощания, принятые в других странах». Ваши  выступления будет оценивать профессиональное жюри. (Учитель представляет членов  жюри). Просмотр сценок. ­ Предоставляю слово нашему многоуважаемому жюри. Пожалуйста, оцените сценки по  пятибалльной системе. ­ Что показалось непривычным в репликах и поведении выступающих? Какие фразы и  жесты приняты в Англии, Франции, Германии?  ­ Итак, у каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но  международный этикет по сути одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и  благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Англичанин приветствует знакомого вопросом «How do you do?» — (буквально «Как ты  действуешь?»), француз спросит: «Comment ca va?» («Как оно идет?»), немец — «Wie  geht’s?» («Как идется?»). ­ А как принято у нас? Давайте выясним. 5. Практическое задание «Найди ошибку» (индивидуальная работа). ­ Вспомните, какие приветствия и прощания приняты в нашей стране? Какими словами мы  приветствуем человека? Какие слова мы произносим при прощании с человеком? ­ Всегда ли уместно использование слов «пока», «привет», «здорово»? От чего зависит их  употребление?  (Использование вежливых слов зависит от ситуации). ­ Существуют понятия «официальная обстановка» и «неофициальная обстановка». Как вы  думаете, чем они отличаются?  ­ Итак, для того чтобы из множества этикетных слов выбрать необходимое и подходящее,  нужно ответить на несколько вопросов. Где?  Когда Кто? Кому?  Зачем?  О чем? Вот это и есть речевая ситуация. Ее мы будем учитывать при выборе этикетных формул. Один учащийся работает у доски, остальные у себя на рабочих местах. Нужно  распределить этикетные формулы в соответствующие колонки. Формулы приветствия (официальная  обстановка) ­ Здравствуйте. Формулы прощания (официальная  обстановка) ­ Всего хорошего (доброго). ­ Добрый день (утро, вечер). ­ Приветствую (вас). ­ Разрешите вас приветствовать. ­ До свидания. ­ До встречи. ­ Прощайте. ­ Позвольте вас приветствовать. ­ Разрешите попрощаться. ­ Рад вас приветствовать. ­ Позвольте попрощаться. ­ Нижайший поклон. ­ Мое почтение. ­ Разрешите откланяться. ­ Позвольте откланяться. Формулы приветствия (неофициальная  обстановка) ­ Привет. Формулы прощания (неофициальная  обстановка) ­ Счастливо. ­ Здорово. ­ Салют. ­ Пока. ­ Чао. ­ Доброго здоровья. ­ До скорого. ­ Посмотрите, как много существует формул приветствия и прощания. Итак, какие из них  нейтральны и могут использоваться в любой ситуации? ­ Какие из этих формул вежливости уместны при деловой беседе, а какие можно  использовать только в неофициальной обстановке при общении с близкими людьми? 6. Решение этикетных задач. ­ Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах.  ­ Вспомните правила работы в группе. ­ Вам необходимо вписать необходимые реплики в листочки с картинками так, чтобы эти  реплики соответствовали ситуации, а также решить две этикетные задачи. (Включается  музыка) 1 группа Девочка Оля зашла к другу Коле, они собираются пойти в библиотеку, чтобы найти книги  по речевому этикету. Бабушка с дедушкой как раз завтракают, младшая сестренка Коли  играет с котенком, а папа работает с важными бумагами. Как Оля должна поприветствовать каждого из членов семьи Коли? Задача 1­я. Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со  всеми знакомыми. Вот у  нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворятъся?" Права ли Настя? Задача 2­я. Игорь рассказывает маме: “Вчера видел нашу учительницу по математике и не  поздоровался. Она далеко шла, но меня заметила. А я сделал вид, что не узнал ее, и прошел мимо. Теперь вот думаю: может, напрасно?”  Как, по­вашему, должна ответить мама? Правильно ли Игорь поступил? 2 группа Семья Петровых пришла в гости к семье Ивановых. Что скажут Петровы в качестве  приветствия каждому из членов семьи Ивановых? Учитывайте время суток. Задача 1­я. Володя обижен: “На улице встретил нашего учителя по физкультуре. Издалека  кричу ему: “Здравствуйте, Владимир Петрович!” А он подозвал меня к себе и сделал  замечание.  Какое, по­вашему, замечание сделал Владимир Петрович? Что Володя сделал не так? Задача 2­я. Маша постоянно ходит в небольшую булочную возле дома. Сегодня она  пришла, когда в булочной была только девушка­продавец. “Мне две буханки и батон”,–  попросила Маша. “А где твое “здравствуйте”? – спросила продавец. Маша удивляется:  “Надо ли здороваться с продавцами?”  Что бы вы ответили Маше? 3 группа Петя с утра собрался поиграть с друзьями в футбол. Что он скажет бабушке на прощание?  Учитывайте время суток. Задача 1­я. В выходной день Петя встретил свою учительницу, которая шла и о чем­то  разговаривала с незнакомой Пете женщиной. ­ Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Петя. Учительница ответила на приветствие Пети, но при этом строго посмотрела на него.  Как вы думаете, почему? Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?  Задача 2­я. Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он  увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней  двери. ­ Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?.. –  пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга? 7. Подведение итогов. На макете часов учитель ставит время суток “День”, “Вечер”, “Утро”, “Ночь”. Учащиеся  должны назвать слова приветствия и прощания, соответствующие данному времени суток. Утро.   ­ Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассников. Как вы поздороваетесь с ним? ­ Вы вошли в школу. Увидели учителя. Кто должен первым поздороваться? Как вы будете  приветствовать учителя? День. ­ В школу пришли гости. Что вы им скажете при встрече? Вечер. ­ Мама и папа приходят с работы. Как вы будете их приветствовать? Какие слова помогут  вам показать. Что вы рады их видеть? ­ Молодцы! Будьте вежливы всегда! 8. Рефлексия. Приветствия По­русски принято говорить “здравствуйте” или другие этикетные слова с указанием  имени и отчества адресата, например: Здравствуйте, Галина Александровна! Все это  произносится доброжелательным тоном, с улыбкой. Сопровождается небольшим наклоном  корпуса вперед или наклоном головы, при этом взгляд направлен на собеседника.  Мужской жест – протягивание руки для рукопожатия. Отказ от рукопожатия – знак  разрыва взаимоотношений (“не подать руки”). Протянутую женщиной руку целуют или  пожимают по­мужски. Неэтикетно мужчине первому протягивать руку даме. Мужчина  обязан снять перчатку для рукопожатия, женщина – нет.  Этикет требует, чтобы первым приветствовал младший (по возрасту, должности, званию)  старшего, мужчина – женщину. При равных позициях первым здоровается тот, кто  вежливее.  Индивидуальность рукопожатия в русском этикете огромна, и А. И. Куприн говорил, что  по нему можно не только узнать отношение человека к тебе, но и его характер: например,  подать два пальца – это высокомерное приветствие, подать руку лодочкой – приветствие  смущенного человека, долго пожимать руку, не отпуская, – проявление дружеского или  фамильярного интереса к человеку. Наиболее распространенной и нейтральной формой приветствия является обращение  Здравствуйте! Актерская практика свидетельствует, что слово  здравствуйте в русском  языке можно произнести с 65 оттенками (сердечно, игриво, ехидно, радостно, приветливо,  грустно). Официальные формы приветствия: Приветствую вас! Разрешите (позвольте)  приветствовать вас! Рад вас приветствовать! Они выражают более высокое положение  говорящего, чем слушателя, и едва ли ты будешь так здороваться с кем­либо. Пока не  подходит тебе и Здравия желаю! – приветствие военных или служивших а армии. А вот  Добрый день (утро, вечер)! можно говорить всем.  Выражения Мое почтение! Кланяюсь! Доброго здоровьичка! чаще всего свойственны  людям пожилым, а вот Привет! – молодым.  Здорово! Наше вам (с кисточкой)!, Салют! и подобные приветствия носят грубоватый,  фамильярный характер и применимы далеко не ко всем.  Если вы даже находитесь в ссоре, вежливость требует быть выше раздоров и  поздороваться.

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)

"Путешествие в страну вежливости" (внеурочное занятие по речевому этикету для учащихся 5 класса)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017