ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ, «БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ» ДЛЯ 1 – 9 КЛАССОВ
Оценка 4.9

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ, «БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ» ДЛЯ 1 – 9 КЛАССОВ

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
русский язык
02.12.2024
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ, «БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ» ДЛЯ 1 – 9 КЛАССОВ
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём распространения грамотности, способствовать пониманию значения данного праздника. Задачи: 1.Углубить и расширить знания обучающихся по русскому языку. 2.Развивать познавательный интерес обучающихся. 3.Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка. 4.Повысить уровень осмысления лексических и грамматических единиц. 5.Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся. 6.Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания. 7.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать стремление к повышению собственной грамотности.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР.doc

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР,

ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ,

«БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ»

ДЛЯ 1 – 9 КЛАССОВ

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №11 с. Золотое»

 Булкина Ольга Сергеевна

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём распространения грамотности, способствовать пониманию значения данного праздника.

Задачи:

1.Углубить и расширить знания обучающихся по русскому языку.

2.Развивать познавательный интерес обучающихся.

3.Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка.

4.Повысить уровень осмысления лексических и грамматических единиц.

5.Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.

6.Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.

7.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать стремление к повышению собственной грамотности.

Оборудование:экран, проектор, презентация Power Point, карточки с разрезными пословицами, распечатанные задания для конкурсов.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвящённом Международному дню распространения грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.

Все вы изучаете русский язык и другие предметы, стараетесь больше читать, грамотно писать, пополнять свои знания. Скажите, а что же такое грамотность и какого человека мы называем грамотным?

(Ответы обучающихся)

Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Раньше грамотным считали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В настоящее время понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области.

Нам с вами трудно представить, что есть люди, которые не умеют читать и писать. Однако в современном мире таких людей немало: более восьмиста шестидесяти  миллионов взрослых остаются неграмотными, а более ста миллионов детей не ходят в школу. Каждый пятый житель Земли старше 15 лет не умеет читать и писать. Ведь только около пятидесяти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Особенно остро стоит проблема неграмотности в тех странах, где ведутся войны, часто возникают гражданские беспорядки, а также в странах «третьего мира».

С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности (8 сентября).

Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.

В России в День грамотности проводится акция «Тотальный диктант», в которой может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. На улицах, около библиотек активисты распространяют листовки с описанием элементарных правил русского языка, раздают бесплатно книги и брошюры. В школах и других учебных заведениях проводятся викторины, олимпиады, конкурсы не только по русскому языку, но и по другим предметам, ведь грамотность — это не только умение правильно писать и читать, но и целый набор знаний из разных научных областей, который помогает человеку добиваться успеха в жизни.

Предлагаю вам принять участие в лингвистическом турнире «Быть грамотным – быть успешным».

2. Обучающимся предлагается создать 2 команды: «Знатоки» и «Грамотеи».

Представляется жюри, которое состоит из учителей.

1 конкурс –  «Собери пословицу»

Командам раздаются карточки. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл.

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота — чтобы знания черпать.

 

2 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Задание распечатано для каждой команды. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. 

                                А. Курляндский

(2 буквы Ы)

3 конкурс – «Говорите правильно!»

Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

4 конкурс – «Лесенка из слов»

Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды). 

О

 

 

 

О

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

5 конкурс – «Исправь ошибки».

В письме неграмотного ученика допущено много ошибок. Ребятам предлагается побыть в роли учителей и исправить все ошибки. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания. За каждую найденную ошибку команда получает   1 балл.

Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.

Преезжай и ты к нам по скорей!

6 конкурс –  «Скажи одним словом»

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

 

Задание оценивается в 1 балл.

7 конкурс «Загадки – шутки»

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Что стоит посередине земли?(М)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

 

8 конкурс «Отгадай слова»

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

 

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

 

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

9 конкурс  «Лепота»

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)
2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)

3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)

10 конкурс «Фразеологизмы»

Объясните, что означают фразеологические обороты:

  • кожа да кости (худой);
  • хоть кровь из носу (обязательно);
  • рукой подать (близко);
  • дырявая память (забывчивый);
  • на всех парусах (быстро);
  • перемывать косточки (обсуждать);

11 конкурс«Отгадай ребусы»

 

 

 

1. косы; 2.стрекоза; 3. русский; 4.тигр; 5. аист; 6. узор; 7. кабан.

 

12. конкурс«Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

 

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

 

«Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек». 

Анна Эмилия Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем   маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

 

13. Конкурс «Блиц – опрос»

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) полицейский.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.

14 конкурс «Кто больше»
Кто больше составит слов-существительных из слова «грамотность»

(гора, рота, том, тон, нота, сон, нос, тьма, рань, грань,оса, рать и т.д.)

3. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, объявление победителей.

4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

- Ребята! Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    

- Все вы сегодня отлично справились с заданиями и убедились в том, что знания очень важны в жизни человека, что быть грамотным – значит быть успешным.

Источники

1.     Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс / Т.Г. Рик // М.: ВАКО, 2014. – 128 с.

2.     Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс / Сост. Н.Ф. Штейнле // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.

3.     Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника / О.Д. Ушакова // СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 96 с.

4.     Синицына И.Ю. Буква-озорница. Выпуск 2 / И.Ю. Синицына // М.: Баллас, 2016. – 32 с.

5.     https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021)

6.     https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/

 

 

11

 

 

 

11

 

 

 

 

 

5

Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.

Преезжай и ты к нам по скорей!

 

 

5                                                             Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.

Преезжай и ты к нам по скорей!

1

Будешь книги читать –

 

будешь много знать.

Грамоте учиться –

 

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

 

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

 

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

 

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

 

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

 

а грамота — чтобы знания черпать.

 

2 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. 

                                А. Курляндский

 

3 конкурс – «Говорите правильно!»

Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

4 конкурс – «Лесенка из слов»

Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды). 

О

 

 

 

О

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Будешь книги читать –

 

будешь много знать.

Грамоте учиться –

 

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

 

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

 

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

 

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

 

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

 

а грамота — чтобы знания черпать.

 

2 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Задание распечатано для каждой команды. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. 

                                А. Курляндский

 

 

 

 

 

3 конкурс – «Говорите правильно!»

Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

4 конкурс – «Лесенка из слов»

Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды). 

О

 

 

 

О

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЁННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЁННЫЙ

Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка

Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка

Командам раздаются карточки. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей

Командам раздаются карточки. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей

Лесенка из слов» Как известно, у образованного человека богатый словарный запас

Лесенка из слов» Как известно, у образованного человека богатый словарный запас

Загадки – шутки» Чем кончается день и ночь?(Ь)

Загадки – шутки» Чем кончается день и ночь?(Ь)

Отгадай ребусы » 1. косы; 2

Отгадай ребусы » 1. косы; 2

Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Какие берега обычно бывают у молочных рек? а) творожные; б) сметанные; в) кисельные ; г) масляные

Какие берега обычно бывают у молочных рек? а) творожные; б) сметанные; в) кисельные ; г) масляные

1. https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021) 2. https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/ 11 11

1. https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021) 2. https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/ 11 11

Здраствуй, Оля! Пишу тебе письмо из диревни

Здраствуй, Оля! Пишу тебе письмо из диревни

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет

Будешь книги читать – будешь много знать

Будешь книги читать – будешь много знать

Говорите правильно!» Задание распечатано для каждой команды

Говорите правильно!» Задание распечатано для каждой команды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024