«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
03.04.2018
Данное мероприятие можно провести на классном часе, во внеурочной деятельности и как отдельное мероприятие. Оно формирует у учащихся представления о школах в разные времена; учит делать выводы; развивает внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое; расширяет кругозор учащихся; воспитывает чувство дружбы и товарищества.
Путешествие во времени.docx
«Путешествие во времени»
( познавательноразвивающий практикум )
Цели: сформировать у учащихся представления
о школах в разные времена;
научить делать выводы;
развивать внимание, сообразительность,
память, стремление узнать новое;
расширять кругозор учся;
воспитывать чувство товарищества.
Учитель: Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы
в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд №1)
14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна
придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был
покровителем ребятучеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум,
наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».
I.
Старорусская школа.
Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет
назад. И сейчас побываем в старорусской школе.(слайд №2)
( Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и
гусиные перья, свечи, старорусская азбука. Эта часть класса оформлена под
школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.)
Учитель: Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов
утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за
общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и
товарищев не утесняй!»
Внимательно рассмотрите, какие предметы были в старорусской школе. Их
назначение мы сейчас выясним.(слайд №3,4)
Учитель: Свечи?
Дети: Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей.
Учитель: Чернильницы?
Дети: Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил,
использующийся при письме пером.
Учитель:
Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения,
изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла,
фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и
подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница непроливайка (непроливашка) особого устройства чернильница, которую
используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой.
Гусиные перья?
Дети: В старину перьями писали.
Учитель: Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до
н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на
протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы
изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья
наибольшего размера.
А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке)
Дети затрудняются ответить.
Учитель: Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе
была очень строгая дисциплина.
(Звенит колокольчик)
Ученица:
В старину учились дети – их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете и твердили буквы так:
А да Б – как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ,
И учитель для «науки» по субботам их порол.
Вот какой чудной в начале наша грамота была
Вот каким пером писали –из гусиного пера.(слайд №5)
Ученик:
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки на славянском языке. (слайд №6)
Учитель: Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке.
Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку.
(слайд № 7)
Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита.
( У детей образцы букв из двух азбук)
Учитель: Чем отличаются?
Дети: Начертанием. Но есть и похожие буквы.
Учитель: Какие буквы больше нравятся? Почему?
Дети: Старорусские более интересно пишутся.
Учитель: Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему?
Дети: Наши, современные. Они из простых элементов. Учитель: В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть
возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными
буквами пером.
(Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами)
Учитель: Я вижу вам очень понравилось, я дарю вам эти перья, дома еще
потренируетесь.
В чем заключалась трудность письма?
Дети: Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край.
Учитель: Вот каково было нашим предкам!
II.
Современная школа.
Учитель: То ли дело в нашей современной школе!
В современной школе розги не нужны,
В современной школе компьютеры важны. (слайд №8)
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – твой верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
( Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам)
Учитель читает стихотворение, а дети договаривают.
Наверху машины всей
Размещается…(дисплей)
Словно смелый капитан!
А на нем горит… (экран)
Это вот…(клавиатура)
Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть..(мышка)
Эта мышка не простая, эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок.
Ну а на корОбке две или три кнопки.
Если дальняя дорога приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Вот компьютер – мой ... (лучший друг)!
Работа на компьютерах. Я предлагаю работать в группах.
1 группа: Соберите пословицы: (слайд № 9)
Аз, буки, и веди страшат, тому надо мало спать.
Кто хочет много знать, а плод сладок.
Корень учения горек, как медведи.
( Дети объединяют начало и конец пословицы)
Учитель: Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они
советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц?
Умницы! Ваша группа поработала на славу!
2 группа: Разгадайте загадки, допишите словаотгадки из букв. (слайд №10)
Какая водица только для грамотных годится? ( ч……)
Мал малышок, а мудрые пути кажет? (п…)
Сама мала, а ума придала. (к….)
(Дети допечатали отгадки)
Учитель: Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось!
3 группа: Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11)
Хоромы – … (дом)
Кочет – … (петух)
Изгородь … (забор)
Учитель : Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их
сумели!
Физкультминутка. (слайд № 12 под музыку «Чему учат в школе»)
Компьютер закрывайте, глазкам отдых вы давайте.
Влево, вправо посмотрите и зажмурьтесь, отдохните.
А теперь глаза откройте, на работу вы настройтесь!
( под музыку «Чему учат в школе»)
Учитель: А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд № 13)
Дети: В школе учат читать, писать, решать задачи.
Учитель: Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама
летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 с половиной кг? 1 кг
стоит полтину» ( слайд № 14)
Учитель: Все вам слова понятны? Полтина – это сколько? Дети: Полтинник – 50 рублей.
Учитель: Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50
копеек. Как вы решите задачу? (50+50+25=125 копеек)
Учитель : А за покупку мы отдадим 125 копеек? ( Нет. Надо перевести.1 руб.25 коп)
Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали
часть.
Слова копейка и рубль используются и в наше время.
( слайд № 15)
Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу.
«Длина доски прямоугольной формы 3 пяди, ширина 2 пяди. Найдите
периметр доски».
Учитель УДИВЛЕННО: Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо
знаете, что такое периметр и как его найти.
Дети: Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины.
Учитель: (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ?
Дети: Может быть чтото связано с рукой?
Учитель : Пядь – это расстояние между концами большого и указательного пальцев.
А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как это делают
другие?
Дети: Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др.
Учитель: Сравните свою пядь пядью соседа. С моей. А у взрослых все пяди
одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины?
Дети: Пяди у всех разные. Неточная мера длины.
Учитель: Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают)
III.
Школа будущего.
Учитель: Старинные слова, старинные денежные единицы, старинные меры длины…
А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы
станут устаревшими. (пауза)
Про разные школы рассказ
Еще не закончен у нас.
Школа будущего ждет
Отправляемся вперед! ( слайд № 16)
Учитель: У вас было задание подумать о ШКОЛЕ БУДУЩЕГО:
1 группа: общее представление школы будущего;
2 группа: тетради, письменные принадлежности школы будущего;
3 группа: оценки школы будущего;
(Выступление учащихся)
Около школы будущего будет построен парк «Желаний». В парке будут
различные аттракционы, водные горки, продажа мороженого. За отличные результаты – 25 минут пребывания в парке, за хорошие – 15 минут. А за «2» ничего. Таким
ученикам останется только завидовать.
У школьников будет современная супер форма. В зависимости от полученных
оценок она будет менять цвет. «5» форма красного цвета, «4» синего, «3» серого,
а «2» черного. Но я думаю, что форма у всех будет яркого цвета.
Современная ручка во время письма под диктовку, будет сигналить и в окошке
показывать место ошибки и правильную букву.
Тетрадь будет сенсорной, в ней одной будут все школьные предметы. Учитель
сможет проверять работы учеников по компьютеру.
Учебники современные будут как электронные книги, но еще и умеющие говорить.
Не понял ученик новый материал на уроке или проболел, голос из книги еще раз
объяснит тему.
Учитель: Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой
школе?!
Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны! (
слайд № 17)
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.