«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
Оценка 4.9

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
03.04.2018
«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
Данное мероприятие можно провести на классном часе, во внеурочной деятельности и как отдельное мероприятие. Оно формирует у учащихся представления о школах в разные времена; учит делать выводы; развивает внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое; расширяет кругозор учащихся; воспитывает чувство дружбы и товарищества.
Путешествие во времени.docx
«Путешествие во времени»                                          ( познавательно­развивающий практикум )                                                       Цели: ­ сформировать у учащихся представления                                                                               о школах в разные времена;                                                                    ­ научить делать выводы;                                                                   ­ развивать внимание, сообразительность,                                                                       память, стремление узнать новое;                                                                   ­ расширять кругозор уч­ся;                                                                   ­ воспитывать чувство товарищества.                                                                           Учитель:   ­ Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд №1) ­14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна придавали   большое   значение   обучению   грамоте.   Наум   Грамотник   был покровителем ребят­учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум». I.              Старорусская школа. ­ Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в старорусской школе.(слайд №2) ( Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, старорусская азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.) Учитель: ­ Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!» ­Внимательно   рассмотрите,   какие   предметы   были   в   старорусской   школе.   Их назначение мы сейчас выясним.(слайд №3,4) Учитель: ­ Свечи? Дети: ­ Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей. Учитель: ­ Чернильницы? Дети:­ Чернильница   —   небольшой   сосуд   для   хранения   жидких   чернил, использующийся при письме пером. Учитель:  ­Чернильницы,   в   зависимости   от   страны,   эпохи   и   назначения, изготовлялись   разного   размера   и   из   различных   материалов   (камня,   стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку.   Особой   разновидностью   чернильницы   является   чернильница­ непроливайка   (непроливашка)­   особого   устройства   чернильница,   которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой. ­ Гусиные перья? Дети: ­ В старину перьями писали. Учитель: ­ Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении   более   тысячи   лет   многими   цивилизациями.   Лучшие   образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера. ­ А эти предметы зачем?    (Учитель показывает на розги в кадке) Дети затрудняются ответить. Учитель: ­ Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина. (Звенит колокольчик) Ученица:  В старину учились дети – их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете и твердили буквы так: А да Б – как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ,  И учитель для «науки» по субботам их порол. Вот какой чудной в начале наша грамота была Вот каким пером писали –из гусиного пера.(слайд №5) Ученик: Трудно грамота давалась нашим предкам в старину, А девицам полагалось не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке На распев читал им книжки на славянском языке. (слайд №6) Учитель:  ­   Обучение   в   старорусской   школе   проходило   на  славянском   языке. Чтобы   научиться   писать   и   читать,   надо   было   выучить  старорусскую   азбуку. (слайд № 7) ­Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита. ( У детей образцы букв из двух азбук) Учитель: ­ Чем отличаются? Дети: ­ Начертанием. Но есть и похожие буквы. Учитель: ­ Какие буквы больше нравятся? Почему? Дети: ­ Старорусские более интересно пишутся. Учитель: ­ Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему? Дети: ­ Наши, современные. Они из простых элементов. Учитель:  ­ В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером. (Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами) Учитель:  ­   Я   вижу   вам   очень   понравилось,   я   дарю   вам   эти   перья,   дома   еще потренируетесь. ­ В чем заключалась трудность письма? Дети: ­ Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край.  Учитель: ­ Вот каково было нашим предкам! II.              Современная школа. Учитель: ­ То ли дело в нашей современной школе!                 В современной школе розги не нужны,                    В современной школе компьютеры важны. (слайд №8) ­Оглянись, дружок, вокруг! Вот компьютер – твой верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит. ( Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам) Учитель читает стихотворение, а дети договаривают. Наверху машины всей Размещается…(дисплей) Словно смелый капитан! А на нем горит… (экран) Это вот…(клавиатура) Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны! Пальцы прыгать там должны. В зоопарке есть зайчишка, У компьютера есть..(мышка) Эта мышка не простая, эта мышка вот какая: Скромный серый коробок, Длинный тонкий проводок. Ну а на корОбке две или три кнопки. Если дальняя дорога приведет его в твой дом,  То скажи ты всем вокруг: «Вот компьютер – мой ... (лучший друг)! Работа на компьютерах. ­ Я предлагаю работать в группах. 1 группа:   Соберите пословицы: (слайд № 9)                   Аз, буки, и веди страшат,                  тому надо мало спать.                   Кто хочет много знать,                       а плод сладок.                   Корень учения горек,                          как медведи. ( Дети объединяют начало и конец пословицы) Учитель:  ­ Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц? ­ Умницы! Ваша группа поработала на славу!               2 группа:   Разгадайте загадки, допишите слова­отгадки из букв. (слайд №10)                     Какая водица только для грамотных годится?     ( ч……)                     Мал малышок, а мудрые пути кажет?                    (п…)                     Сама мала, а ума придала.                                        (к….) (Дети допечатали отгадки) Учитель: ­ Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось! 3 группа:  Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11)                    Хоромы – …    (дом)                    Кочет – …        (петух)                    Изгородь ­  …   (забор)       Учитель  : ­Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!          Физкультминутка.   (слайд № 12  под музыку «Чему учат в школе») ­Компьютер закрывайте, глазкам отдых вы давайте. Влево, вправо посмотрите и зажмурьтесь, отдохните. А теперь глаза откройте, на работу вы настройтесь! ( под музыку «Чему учат в школе») Учитель: ­ А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд № 13) Дети: ­ В школе учат читать, писать, решать задачи. Учитель: ­ Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 с половиной кг? 1 кг стоит полтину» ( слайд № 14) Учитель: ­Все вам слова понятны? Полтина – это сколько? Дети: ­ Полтинник – 50 рублей. Учитель: ­ Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50 копеек. Как вы решите задачу?  (50+50+25=125 копеек) Учитель : ­ А за покупку мы отдадим 125 копеек? ( Нет. Надо перевести.1 руб.25 коп) ­ Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали часть. ­ Слова копейка и рубль используются и в наше время.    ( слайд № 15) ­ Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу.  «Длина   доски   прямоугольной   формы   3   пяди,   ширина   2   пяди.   Найдите периметр доски». Учитель УДИВЛЕННО:  ­ Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо знаете, что такое периметр и как его найти. Дети: ­ Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины. Учитель: ­ (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ? Дети: ­ Может быть что­то связано с рукой? Учитель : ­ Пядь – это расстояние между концами большого и указательного пальцев. ­   А   кому   приходилось   пользоваться   этой   меркой   или   наблюдать,   как   это   делают другие? Дети: ­ Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др.  Учитель:  ­Сравните   свою   пядь     пядью   соседа.   С   моей.   А   у   взрослых   все   пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины? Дети: ­ Пяди у всех разные. Неточная мера длины. Учитель: ­ Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают) III.            Школа будущего. Учитель: ­Старинные слова, старинные денежные единицы, старинные меры длины… ­А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими.  (пауза) ­ Про разные школы рассказ Еще не закончен у нас. Школа будущего ждет­ Отправляемся вперед! ( слайд № 16) Учитель: ­ У вас было задание подумать о ШКОЛЕ БУДУЩЕГО:                1 группа: общее представление школы будущего;                2 группа: тетради, письменные принадлежности школы будущего;                3 группа: оценки школы будущего; (Выступление учащихся) ­  Около  школы   будущего   будет   построен   парк   «Желаний».  В   парке   будут различные аттракционы, водные горки, продажа мороженого. За отличные результаты – 25 минут пребывания в парке, за хорошие – 15 минут. А за «2» ­ ничего. Таким ученикам останется только завидовать. ­ У школьников будет  современная супер­ форма.  В зависимости от полученных оценок она будет менять цвет. «5» ­ форма красного цвета, «4» ­ синего, «3» ­ серого, а «2» ­ черного. Но я думаю, что форма у всех будет яркого цвета. ­  Современная ручка  во время письма под диктовку, будет сигналить и в окошке показывать место ошибки и правильную букву. ­  Тетрадь будет сенсорной,  в ней одной будут все школьные предметы. Учитель сможет проверять работы учеников по компьютеру. ­ Учебники современные будут как электронные книги, но еще и умеющие говорить. Не понял ученик новый материал на уроке или проболел, голос из книги еще раз объяснит тему. Учитель:  ­ Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой школе?! ­ Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны! ( слайд № 17)

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени» ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс

«Путешествие во времени»  ( познавательно-развивающий практикум ) 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018