Пути формирования мотивации на уроках ОДНКНР ОДНКНР с использованием элементов медиаобразования
Оценка 4.6

Пути формирования мотивации на уроках ОДНКНР ОДНКНР с использованием элементов медиаобразования

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
преподавание
Взрослым
12.05.2024
Пути формирования мотивации на уроках ОДНКНР ОДНКНР с использованием элементов медиаобразования
Из опыта работы
Пути формирования мотивации на уроках ОДНКНР с использованием элементов медиаобразования.docx

Пути формирования мотивации на уроках ОДНКНР с использованием элементов медиаобразования

Кочковая Л.Н.

МБОУ «Авиловская СОШ»

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Учебный курс ОДНКНР является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Он является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах духовно-нравственной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина,

 Цель данного образовательного модуля – дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры. Учебные материалы модуля направлены на формирование личности ребенка, способного организовать свое поведение, обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Преподавая данный курс, я ставлю перед собой цель: сделать уроки непохожими на обычный урок, вести уроки в доверительной манере общения, чаще использовать диалог, давать возможность ребенку спрашивать обо всем, о чем ему хочется спросить. Так же я использую на уроках различные методы и приемы, для поддержания интереса у учащихся.

И действительно, ученики ждут этого урока. Не смотря на безоценочную систему, детям нравится работать на уроках. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться.

На каждом уроке я вношу хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий вызывает интерес учащихся. А использование различных методов и приемов поддерживает активность детей на уроке.

Метод ассоциации предполагает привлечение собственного опыта учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. Я использую этот метод в форме цветка. Рисую на доске цветок. В серединке записывает основное понятие. После этого прошу учащихся назвать проявления и характеристики понятия, и записываем их на лепестках. Например, тема урока «Нравственные качества человека». Тема записана в середине цветка. На лепестках учащиеся пишут свои ассоциации. Этот метод заставляет учащихся думать, рассуждать, развивает воображение.

Метод ассоциации можно использовать и в других формах, например, в форме популярной игры «В чем логика?». Учащимся предложены на обозрение картинки, по которым они должны провести ассоциации и назвать понятия, которые спрятаны в картинках. По теме «Справедливость» в начале урока можно предложить картинку, на которой изображена Фемида – богиня правосудия – с завязанными глазами и держа в правой руке весы, а в левой кинжал. Учащиеся должны провести ассоциации и предложить варианты темы урока.

Метод «Поединок» поможет повысить мотивацию на уроке: класс разделен на несколько групп. Каждой группе учитель дает отдельный текст (как по пройденному материалу, так и касающийся нового, но знакомого содержания). В конце каждого текста поставлен проблемный вопрос («Может ли...», «Что произойдет, если...», «Верно ли утверждение...»). В каждой группе назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой группы по очереди сходятся в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрения, а его соперник наносит «удар», произнося контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Например, этот метод можно использовать по теме «Честь и достоинство». Раздать учащимся, поделенным на группы, текст из рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» с вопросами в конце: Почему муж с женой заплакали? Достоин ли уважения поступок мужа с женой? А как бы поступили вы в этой ситуации? (Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.)

В этом поединке, возможно, и не будет абсолютного победителя, а будет только найдено решение, которое устроит обе стороны. Секунданты рецензируют поединок и определяют сильнейшего бойца в интеллектуальном поединке.

Так же по теме «Честь и достоинство» для закрепления можно использовать прием «Мяч со словами» - это один из вариантов обработки терминологии. Бросая мяч, учитель (или ученики) называет термин, а тот, к кому мяч попал, дает краткое пояснение, о чем идет речь. В игровой форме учащиеся повторят понятия, пройденные на уроке: честь, достоинство, нравственность, подвиг и т.д.

Почти на каждом уроке я использую презентации. Такая мультимедийная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, несущих исчерпывающую информацию в алгоритмическом порядке. И что особенно ценно при этом: информация хорошо структурирована, что значительно облегчает восприятие. В презентации стараюсь включать больше иллюстраций, текстов и рассказов по темам для дискуссий, небольшие видеоролики.

На рефлексии часто использую метод «Кубик Блума». Это позволяет не просто подвести итоги урока, а в игровой форме проанализировать свою деятельность на уроке. Такие вопросы: Назови… Почему… Объясни… Предложи… Придумай… Поделись… - заставляют учащихся хорошо подумать, составить правильно и обосновать свой ответ. Детям нравится подводить итог урока в такой форме, они с радостью принимают участие в обсуждении, слушают и помогают друг другу.

Мне интересно преподавать курс ОДНКНР. На этих уроках дети учатся уважать друг друга, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире, много рассуждают. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь, и конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Эти знания необходимы каждому человеку.


 

Пути формирования мотивации на уроках

Пути формирования мотивации на уроках

Метод ассоциации предполагает привлечение собственного опыта учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально

Метод ассоциации предполагает привлечение собственного опыта учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально

Так же по теме «Честь и достоинство» для закрепления можно использовать прием «Мяч со словами» - это один из вариантов обработки терминологии

Так же по теме «Честь и достоинство» для закрепления можно использовать прием «Мяч со словами» - это один из вариантов обработки терминологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024