Пути формирования мотивации на уроках ОДНКНР с использованием элементов медиаобразования
Кочковая Л.Н.
МБОУ «Авиловская СОШ»
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Учебный курс ОДНКНР является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Он является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах духовно-нравственной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина,
Цель данного образовательного модуля – дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры. Учебные материалы модуля направлены на формирование личности ребенка, способного организовать свое поведение, обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Преподавая данный курс, я ставлю перед собой цель: сделать уроки непохожими на обычный урок, вести уроки в доверительной манере общения, чаще использовать диалог, давать возможность ребенку спрашивать обо всем, о чем ему хочется спросить. Так же я использую на уроках различные методы и приемы, для поддержания интереса у учащихся.
И действительно, ученики ждут этого урока. Не смотря на безоценочную систему, детям нравится работать на уроках. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться.
На каждом уроке я вношу хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий вызывает интерес учащихся. А использование различных методов и приемов поддерживает активность детей на уроке.
Метод ассоциации предполагает привлечение собственного опыта учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. Я использую этот метод в форме цветка. Рисую на доске цветок. В серединке записывает основное понятие. После этого прошу учащихся назвать проявления и характеристики понятия, и записываем их на лепестках. Например, тема урока «Нравственные качества человека». Тема записана в середине цветка. На лепестках учащиеся пишут свои ассоциации. Этот метод заставляет учащихся думать, рассуждать, развивает воображение.
Метод ассоциации можно использовать и в других формах, например, в форме популярной игры «В чем логика?». Учащимся предложены на обозрение картинки, по которым они должны провести ассоциации и назвать понятия, которые спрятаны в картинках. По теме «Справедливость» в начале урока можно предложить картинку, на которой изображена Фемида – богиня правосудия – с завязанными глазами и держа в правой руке весы, а в левой кинжал. Учащиеся должны провести ассоциации и предложить варианты темы урока.
Метод «Поединок» поможет повысить мотивацию на уроке: класс разделен на несколько групп. Каждой группе учитель дает отдельный текст (как по пройденному материалу, так и касающийся нового, но знакомого содержания). В конце каждого текста поставлен проблемный вопрос («Может ли...», «Что произойдет, если...», «Верно ли утверждение...»). В каждой группе назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой группы по очереди сходятся в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрения, а его соперник наносит «удар», произнося контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.
Например, этот метод можно использовать по теме «Честь и достоинство». Раздать учащимся, поделенным на группы, текст из рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» с вопросами в конце: Почему муж с женой заплакали? Достоин ли уважения поступок мужа с женой? А как бы поступили вы в этой ситуации? (Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.)
В этом поединке, возможно, и не будет абсолютного победителя, а будет только найдено решение, которое устроит обе стороны. Секунданты рецензируют поединок и определяют сильнейшего бойца в интеллектуальном поединке.
Так же по теме «Честь и достоинство» для закрепления можно использовать прием «Мяч со словами» - это один из вариантов обработки терминологии. Бросая мяч, учитель (или ученики) называет термин, а тот, к кому мяч попал, дает краткое пояснение, о чем идет речь. В игровой форме учащиеся повторят понятия, пройденные на уроке: честь, достоинство, нравственность, подвиг и т.д.
Почти на каждом уроке я использую презентации. Такая мультимедийная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, несущих исчерпывающую информацию в алгоритмическом порядке. И что особенно ценно при этом: информация хорошо структурирована, что значительно облегчает восприятие. В презентации стараюсь включать больше иллюстраций, текстов и рассказов по темам для дискуссий, небольшие видеоролики.
На рефлексии часто использую метод «Кубик Блума». Это позволяет не просто подвести итоги урока, а в игровой форме проанализировать свою деятельность на уроке. Такие вопросы: Назови… Почему… Объясни… Предложи… Придумай… Поделись… - заставляют учащихся хорошо подумать, составить правильно и обосновать свой ответ. Детям нравится подводить итог урока в такой форме, они с радостью принимают участие в обсуждении, слушают и помогают друг другу.
Мне интересно преподавать курс ОДНКНР. На этих уроках дети учатся уважать друг друга, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире, много рассуждают. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь, и конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Эти знания необходимы каждому человеку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.