Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду
Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей,
становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Полное
ее удовлетворение особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Современными учеными выявлено, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни и только на 8% от здравоохранения. Работа над сохранением здоровья ребенка – это проблема не одного дня и не одного человека, а спланированная целенаправленная работа всего коллектива ДОО, включая и родителей, поэтому физкультурно – оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков.
Основные задачи в этом направлении:
1. Укрепление здоровья ребенка.
2. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
3. Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности, в соответствии с возможностями ребенка.
4. Создание условий для полноценной двигательной активности.
5. Выявление способностей детей и приобщение их к спорту.
Физическое развитие стоит на первом месте в процессе образования, так как здоровый и жизнерадостный ребенок лучше усваивает программу образования и воспитания в детском саду.
Физическое развитие в ДОО реализуется в следующих формах:
· Физкультурного занятия
· Утренней гимнастики
· Физкультминутки
· Упражнений после дневного сна
· Организованной двигательной активности детей на прогулках
· Коррекционного занятия
· Свободной двигательной деятельности.
Физкультурное занятие – основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально инструктором физического воспитания и (или) воспитателем.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения. Проводится ежедневно до завтрака ( в летней период на свежем воздухе, зимой – в помещении).
Физкультминутка – комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Проводится на занятиях малоподвижного характера с целью снятия мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.
Упражнения после сна содействуют постепенному переходу организма от состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствует эффективному закаливанию, хорошо сочетается с водными процедурами.
Организованная двигательная активность детей на прогулке направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств.
Коррекционное занятие – это комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей.
Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями.
В дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и развивать целенаправленную и продуктивную деятельность детей.
Итак, дошкольное учреждение, это большой организм, где все взаимосвязано. Заведующий, методист, воспитатели и младшие воспитатели, инструктор по физо, логопед и психолог, повар и медсестра, все работают на благо детей, стремятся сделать их пребывание в саду полезным для ребенка. Оптимизацией двигательной активности детей занимаются многие сотрудники детского сада, но основная нагрузка лежит именно на физинструкторе и воспитателях, так как именно они знают детей ближе всего и могут наиболее полно помочь ребенку удовлетворить его потребности в движении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.