«Пути повышения качества образования в начальной школе (из опыта работы) »
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Р.Киплинг
За время работы учителем начальных классов я постоянно ориентируюсь на то, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений, а также способность применить их в жизни.
Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках в начальной школе», использую личностно-ориентированный подход и технологию индивидуального обучения. Интерес к предмету повышается, если есть тесная связь с личным опытом: даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания. Стараюсь создавать на уроках ситуацию успеха, что способствует раскрытию талантов и развитию способностей учащихся. Вместе с учащимися принимаем участие в олимпиадах и конкурсах по предметам, привлекаю родителей к участию в интеллектуальных марафонах и соревнованиях вместе с детьми.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Учитывая это, активно применяю ИКТ. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики) позволяют более наглядно доносить учебный материал до учащихся и делают уроки более яркими, запоминающимися. Учащиеся самостоятельно находят материал к урокам в разных источниках и делают презентации и доклады по теме урока.
Эффективности обучения способствует также разнообразие форм работы на уроках. Эту проблему я решаю с помощью материалов для разноуровневого тестового контроля, комплектов заданий для самостоятельной и групповой работы. Использую работу со справочным материалом, нестандартными творческими заданиями, для решения которых требуется дополнительный поиск и исследования.
Широко использую тестовые задания, подготавливаю печатные и раздаточные материалы (для устранения пробелов знаний), для использования в урочной и внеурочной деятельности.
В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:
-повышение активности учащихся
-увеличение объема самостоятельной работы учащихся
-повышается качество знаний
-учащиеся наглядно видят, что усвоено и над чем нужно работать
Развитию мотивации также способствуют занимательные
задания, которые можно применять на любом этапе урока. Важен последовательный
переход от простых задач к сложным. Необходимо учитывать индивидуальные
качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени
сложности.Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный тонус учебной
деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизуют их
внимание и волевых усилия.
Применяю элементы игры на уроках в 1-2 классах. Ученики с удовольствием ищут клад, помогают героям сказок, выполняют задания с персонажами мультфильмов. Дети с интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды, а во 2-4 классах сами составляют их. Все эти задания способствуют поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, позволяют в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями и понятиями.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии.
1. Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:
- изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья учащихся;
- управление деятельностью учащихся;
- активизация самостоятельной деятельности учащихся.
2. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
3. Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:
- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;
- целеполаганию;
- самообразованию и самоорганизации;
- обобщению информации из разных источников.
Дифференцирующий метод обучения считаю приоритетным, так как способности и знания у детей разные. Средние и сильные учащиеся выполняют аналогичные задания с постепенным усложнением, помогая при этом слабым. Часто использую различные формы групповой работы.
Начиная с 1 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ, самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность.
При подготовке к урокам стремлюсь исходить из сложности нового материала, знаний и умений учащихся, наличия наглядного, раздаточного и учебно-методического материала, стараясь делать опору на уже знакомый материал, ранее изученный. Это позволяет учащимся легче усвоить новые знания.
Развивая интерес к урокам такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.
Все это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, повышение познавательной активности учащихся и повышению качества знания предмета.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.