Пути повышения качества образования в начальной школе (из опыта работы)

  • doc
  • 29.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пути повышения качества образования в начальной школе (из опыта работы)
Иконка файла материала Пути повышения качества образования в начальной школе (из опыта работы).doc

«Пути повышения качества образования в начальной школе (из опыта работы) »

 

 «Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

За время работы учителем начальных классов я постоянно ориентируюсь на то, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний  и умений, а также способность применить их в жизни.

         Работая над проблемой «Развитие творческих способностей и мотивации учащихся на уроках в начальной школе»,  использую личностно-ориентированный подход и технологию индивидуального обучения.  Интерес к предмету повышается, если  есть тесная связь с личным опытом: даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания. Стараюсь создавать на уроках ситуацию успеха, что способствует раскрытию талантов и развитию способностей учащихся. Вместе с учащимися принимаем участие в олимпиадах и конкурсах по предметам, привлекаю родителей к участию в интеллектуальных марафонах и соревнованиях вместе с детьми.

           По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Учитывая это, активно применяю  ИКТ. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации,  учебные видеоролики) позволяют более наглядно доносить учебный материал до учащихся  и делают уроки более яркими, запоминающимися. Учащиеся самостоятельно находят материал к урокам в разных источниках и делают презентации и доклады по теме урока.

           Эффективности обучения способствует также разнообразие форм работы на уроках. Эту проблему я решаю с  помощью материалов для разноуровневого тестового контроля,  комплектов заданий для самостоятельной и групповой работы.  Использую работу со  справочным материалом, нестандартными творческими заданиями, для решения которых требуется дополнительный поиск и исследования.

              Широко использую тестовые задания, подготавливаю печатные и раздаточные материалы (для устранения пробелов  знаний), для использования в урочной и внеурочной деятельности.

 

В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:

-повышение активности учащихся

-увеличение объема  самостоятельной работы учащихся

-повышается   качество знаний

-учащиеся наглядно видят, что усвоено и над чем нужно работать

 

            Развитию мотивации также способствуют занимательные задания, которые можно применять на любом этапе урока. Важен последовательный переход от простых задач к сложным. Необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности.Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный  тонус  учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизуют их внимание  и волевых усилия.

            Применяю элементы игры на уроках в 1-2 классах. Ученики с удовольствием ищут клад, помогают героям сказок, выполняют задания с персонажами мультфильмов. Дети с интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды, а во 2-4 классах сами составляют их. Все эти задания способствуют поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, позволяют в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями и понятиями.

            Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии.

1.    Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:

- изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья учащихся;

- управление деятельностью учащихся;

- активизация самостоятельной деятельности учащихся.

 

2.  Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

3. Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

- целеполаганию;

- самообразованию и самоорганизации;

- обобщению информации из разных источников.

Дифференцирующий метод обучения считаю приоритетным, так как способности и знания у детей разные. Средние и сильные учащиеся выполняют аналогичные задания с постепенным усложнением, помогая при этом слабым. Часто использую различные формы групповой работы.

         Начиная с 1 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ,  самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность.

При подготовке к урокам стремлюсь исходить из сложности нового материала, знаний и умений учащихся, наличия наглядного, раздаточного и учебно-методического материала, стараясь делать опору на уже знакомый материал, ранее изученный. Это позволяет учащимся легче усвоить новые знания.

Развивая интерес к урокам такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.

 

          Все это подтверждает  рост      мотивации к изучению предмета, повышение  познавательной активности учащихся и повышению качества знания предмета.