Пути преодоления профессиональных затруднений учителем при работе с учащимися, имеющими разную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Одна из наиболее острых проблем образования связана с очевидной демотивированностью основной массы учащихся, падением интереса к изучению русского языка и литературы и, следовательно, с нарастающим снижением стандартов и базовых показателей образованности выпускников. Так, к концу 9 класса категория детей успешно обучающихся сокращается повсеместно в 3-4 раза, по сравнению с годами начала обучения в школе. Доля учащихся, успешно осваивающих общеобразовательную программу к концу основной школы, сокращается до 10-15%. Растет количество подростков покидающих школу, пополняя антисоциальную среду нашего общества. Поэтому среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Учителям следует учитывать, что
существует много различных причин снижения мотивации учения. Перечислим некоторые.
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются неправильный
отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку
учащихся; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным
сочетанием, неумение строить отношения с учащимися и организовывать
взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя. Как
показывает практика, учителя далеко не всегда уделяют должное внимание
мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из
того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что
рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего,
опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся
движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания
со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. В таких случаях у
учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем.
Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже
взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются низкий уровень
знаний; несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов
самостоятельного приобретения знаний; реже – несложившиеся отношения с классом;
в единичных случаях – задержки развития, аномальное развитие.
На уровень интереса учащихся к учебному предмету влияет положение той или иной
науки в обществе, её престижность, а также разработанность методик её
преподавания, состояние школьных учебников.
Стимулом в психологии называют
внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование -
это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и
мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов
учителя и изменение мотивации школьников.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал
методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные наглядные и практические методы репродуктивные и поисковые методы
,методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как
в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии,
для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный
рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес
школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть
утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к
практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов
активности в учении.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том
случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных
возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом
случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить
поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов
самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и
навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется
стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся,
которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.
По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если
сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых
средств в целях общения. Включение языка в деятельность речевого общения,
по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение
языковых сведений становится средством решения речевых задач». Я считаю, что о
речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть
потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только
создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только
создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся
возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут
очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело
положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не
увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд
одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт
к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут
редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих
слов и предложений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.