Пути преодоления социального сиротства в России
Оценка 4.8

Пути преодоления социального сиротства в России

Оценка 4.8
docx
21.09.2020
Пути преодоления социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
Скрябина Валерия.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра истории и теории социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути преодоления социального сиротства в России

 

Реферат

 

 

 

 

                                                                 

Исполнитель:

Скрябина Валерия Олеговна,

Студентка 104 группы

очного отделения

_______       _____________

   дата                  подпись

 

 

Научный руководитель:

Галагузова З.А., профессор кафедры социальной работы института социального образования

оценка: ________________

 

___________  ___________

      дата                 подпись

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Понятия «социальный сирота» и «социальное сиротство»………………...4

§2. Истоки и причины социального сиротства в России……………………….6

§3. Пути преодоления социального сиротства в России……………………...12

Заключение……………………………………………………………………….20Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты называют их по-разному: “казенные младенцы”, “отказные дети”, “рожденные, чтобы быть покинутыми”, “вечные новорожденные” и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Эта проблема актуальна и для России, т.к. по последним данным в стране до 4 млн. беспризорных детей, которые либо лишились семьи, либо периодически убегают из детских домов. Поэтому интересно было попытаться выяснить причины детского неблагополучия, а также попытаться определить пути решения этой проблемы.

Целью реферата является: изучить пути преодоления социального сиротства в России.

Задачи реферата:

1.     Раскрыть определение понятий «социальный сирота» и «социальное сиротство».

2.     Рассмотреть истоки и причины социального сиротства в России.

3.     Выявить пути преодоления социального сиротства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятия «социальный сирота» и «социальное сиротство»

 

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их

родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это «форма охраны» личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

·         умерли;

·         лишены родительских прав;

·         ограничены в родительских правах;

·         признаны безвестно отсутствующими;

·         недееспособны (ограниченно дееспособны);  отбывают наказание в исправительных колониях;

·         обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

·         уклоняются от воспитания детей;

·         отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Социальное сиротство – один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество и государство. Об этой проблеме нелегко говорить, но приходится, ведь речь идет о том, что важнее всего – о наших детях, о будущем нашей страны. По статистике, в минувшем году в России было зарегистрировано более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И это только официальные данные.

Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы или добровольно работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас. Только от нас самих зависит, будут ли наши дети окружены лаской и заботой любящих родителей или вынесут из детства лишь тяжелую, никогда не заживающую психологическую травму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Истоки и причины социального сиротства в России

 

Распространение сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х - 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Первая империалистическая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Ее продолжение зимой 1917-1918 года породило “миллионы беженцев с малолетними детьми, расстроило правильное обучение детей в школах, подорвало здоровье детского населения длительными лишениями, вовлекло десятки тысяч детей раннего возраста в непосильный для них труд и наполнило еще неокрепшую детскую психику нездоровыми переживаниями разгула военных страстей и спекулятивного ажиотажа”.

Факторами, отвлекающими от естественной заботы о детях, в 1917 году стало революционное брожение в широких массах населения, развертывание политической борьбы. Увеличилось число бездомных детей, детей, оказавшихся сиротами при живых родителях. Громадные размеры это явление приобрело чуть позже – в годы гражданской войны и голода. К миллионам осиротевших детей, чьих отцов унесла империалистическая война, добавились потерявшие родителей в годы войны гражданской. Тем более что она сопровождалась голодом, разрухой, ожесточенной борьбой с “контрреволюцией”.

Поскольку в первые послеоктябрьские годы одной из главных причин страдания всех детей был голод, новое государство сосредотачивает свое внимание именно на этой проблеме. Декреты и постановления СНК 1918-1921 гг. имели своей целью обеспечение всех детей независимо от сословной, классовой принадлежности их родителей. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, невозможно было оградить детей от трудностей, порождаемых военным коммунизмом, от голода. Уже в то время Комиссия по улучшению жизни детей констатировала: “Дело детского воспитания и обеспечения на всем протяжении РСФСР находится в чрезвычайно угрожающем, а местами прямо-таки катастрофическом положении и требует со стороны высших государственных органов ряда решительных мер, как организационного, так и морального характера, направленных к ликвидации позорного для Советской республики детского фронта, грозящего если не вымиранием подрастающего поколения Рабоче-Крестьянской России, то его физическим и моральным вырождением”. В урожайные области “самотеком двинулась масса бездомных, голодных, покинутых и осиротевших детей в поисках хлеба и пристанища”. Увеличению числа бездомных детей способствовали, в то время как голод, так и резкое сокращение числа детских учреждений, где они могли бы спастись. “На вокзалах, пристанях, дорогах десятками и сотнями бродят беспризорные дети, умирают с голоду, осаждают милицейские участки, совершают правонарушения, соединяются в отряды и банды “малолетних громил”. К 1922 г. детей оставшихся без родителей насчитывалось около 7 млн. человек.

Нехватка средств на оказание помощи нуждающимся детям послужила толчком к созданию 26 января 1923 г. специального фонда имени В.И. Ленина при ЦИК СССР.

Все эти годы оказание помощи детям осуществлялось главным образом под знаком борьбы с детской беспризорностью. А она имела непосредственное отношение к защите детей-сирот, поскольку больше половины детей-бродяг, беспризорников составляли дети, оставшиеся без родителей. Беспризорность как явление, порожденное сиротством, социально-экономическими условиями, окружающими ребенка, то возрастала, то шла на некоторый спад, но продолжала существовать.

Причины беспризорности:

·         гражданская война;

·         голод;

·         репрессии;

·         дети, убегающие из детских домов.

Поэтому предпринимались разные меры хотя бы по сокращению ее масштабов путем устройства детей в другую семью.

В 20– 30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. Гибель семьи, ее традиций, негативное отношение к семейному воспитанию приводило к увеличению бездомных детей. В 1931 г. 1.600000 женщин вырваны из семьи, вовлечены в производство, идет процесс “раскрепощения” женщины, что порождало новые проблемы. Чем дальше шел процесс отрыва матери от семьи и ребенка, тем больше создавалось предпосылок для возникновения социального сиротства, физической и духовной гибели целых поколений. Попытка как-то остановить этот процесс, ставший уже неизбежным, проявилась в более пристальном внимании устройства детей в другую семью.

В предвоенные годы источником появления детей, оставшихся без семьи, попечения родителей, оставалась занятость родителей, материальная необеспеченность многих из них, потеря отца и матери в результате репрессий. Но среди прочих причин в это время заметное место занимают побеги детей из детских домов.

Многие дети потеряли родителей, погибших на фронте. Детей насильственно разлучали с родителями, которых угоняли на работу на Запад. Было решено отправить в Германию для домашних работ 500 000 наших женщин в возрасте от 15 до 35 лет. Только из СССР этапировали сюда 4.978000 человек. Среди них были женщины-матери, вынужденные оставить своих детей.

В первые послевоенные годы – годы разрухи, нехватки продовольствия, материальных трудностей – к массе детей-сирот стали прибавляться те, кто оказался заброшенным по причине крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны из-за гибели мужской части населения.

В условиях послевоенного времени решение проблемы устройства всех детей, оставшихся без семьи, лишенных заботы со стороны родителей и живущих в тяжелых материально - бытовых условия, связывалось с созданием школ-интернатов. Для предупреждения социального сиротства, детской безнадзорности постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 января 1960 г. были введены школы с продленным днем. А для детей дошкольного возраста предназначалась широкая сеть яслей, детских садов. Строительство именно этих учреждений достигло в те годы небывалого размаха. Другими словами, для 50-х и 70-х годов характерно стремление всяческими путями заменить семью, родителей даже тем, у кого она была. Негативные последствия проведения именно этой линии находились тогда еще где-то подспудом. Они начали давать о себе знать в 80-е - 90-е годы, когда масштабы социального сиротства достигли небывалых размеров.

Прошли годы. Мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты (по сравнению с1996 г. В 2000г. увеличились на 250). Впервые проблемой стало их переуплотнение. По официальной статистике детские дома переполнены на 10%-40%.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

·         нарушение ее структуры и функций;

·         рост числа разводов и количества неполных семей;

·         асоциальный образ жизни ряда семей;

·         падение жизненного уровня;

·         ухудшение условий содержания детей;

·         нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;

·         распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое “скрытое” социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становится изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Жестокость отношения к детям в семьях приводит к страшным последствиям (2000 год: 15 тыс. посягательств на жизнь детей; 200 убиты родителями; 1500 подвержены сексуальному насилию; 2000 покончили жизнь самоубийством).

Почему же родители отказываются от своих детей (по анкете):

·         устроить свою жизнь – 4,2%

·         неспособность прокормить и воспитать – 67%

·         многодетность семьи – 8,3%

·         алкоголизм – 29,2%

·         детей не любят – 4,2%

·         нет ответственности за детей – 8,3%

·         несовершеннолетие мамы – 12,5%

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты с современниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения.

Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. В 2001 г. в семьи передано 60% детей, а в интернаты – 40%, и 235 тыс. детей проживают в государственных учреждениях.

По данным специалистов сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. Общее число сирот в настоящее время 654 тыс. Но только 10% - сироты, в связи со смертью родителей, остальные социальные сироты.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 35 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка (чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме).

С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждает специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. В 1990 г. число женщин-отказниц составило 10,8%, к 2000 г. - 14,6%. 70% отказниц вели асоциальный образ жизни, злоупотребляли алкоголем. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

В чем состоят причины социального сиротства (по анкете):

·          нет механизма защиты прав детей – 4,2%

·          социально-экономическое положение в государстве – 41,6%

·          безработица родителей – 17,6%

·          асоциальное поведение родителей – 29,2%

·          невыполнение обязанностей – 21%

·          нравственные проблемы – 8,3%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Пути преодоления социального сиротства в России

 

Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Назовем главные:

1.     Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

2.     Возрождение духовной культуры нации.

3.     Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

4.     Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

5.     Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

6.     Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Каковы пути преодоления социального сиротства (по анкете):

·         остановить процессы роста социального сиротства – 12,5%

·         развитие учреждений семейного типа – 12,5%

·         увеличить количество женщин в органах власти – 4,2%

·         социальная помощь государства – 46%

Сказать, что государство ничего не делает нельзя. В соответствии с указом бывшего президента Ельцина №513 от 1.06.92г. разработана программа “Дети России”, ныне действующий президент также поручил Правительству разработать меры разрешения этой проблемы.

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации разработана концепция предупреждения социального сиротства.

Приоритеты:

·         защита прав и интересов детей;

·         ослабление негативных последствий сиротства;

·         создание новых учреждений с различными формами средовой адаптации.

Цель – создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований.

Есть и конкретные свидетельства, что делается в этом направлении. По всей стране открываются новые учреждения: школы-интернаты, детские дома, дома ребенка. Но государственное учреждение не может дать семьи и не может заменить ее при всех великолепных качествах отдельных директоров и воспитателей. Поэтому Российский Детский Фонд выступил с инициативой создания Семейных детских домов, где родители-воспитатели.

Новой формой устройства детей-сирот является патронатная семья. Ребенок помещается на определенное время в обычную семью. Это могут быть дети-сироты из детского дома, неблагоприятные дети, изъятые временно для выяснения ситуации. После того, как ребенок получит необходимую соц-психологическую помощь, он возвращается в свою кровную семью, если в ней изменились условия.

Получают и другие формы семейного устройства жизни детей-сирот – пансионаты семейного воспитания. Каждый ребенок имеет родителей (мама и папа) – воспитателей, братьев и сестер (таких же, как он или родных), живет эта семья в квартире, но в одном здании.

В чем опасность социального сиротства (по анкете):

·         нарушение общественного порядка – 58,3%

·         рост необразованности населения – 8,3%

·         детская смертность – 33,3%

·         деградация общества –17,6%

·         повторяют путь своих родителей – 12,5%

Необходимо преодолеть это явление, иначе у России не будет будущего! Роберт Роулз (профессор Гарвардского университета): «Дети, которым не уделять внимания, выступят против того мира, который о них не позаботился».

Все пути решения проблемы социального сиротства условно можно поделить на профилактические и коррекционные (исправительные).

Одним из главных путей в решении данной проблемы становятся предотвращение и профилактика.

Социальные технологии профилактики социального сиротства рассматриваются как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с детьми и семьями).

Л.Е. Никитина полагает, что «...если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм ... стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы».

Исследователи отмечают, что, будучи, по сути, технологиями социального типа, социальные технологии профилактики сиротства подразделяются на субъектные, деятельностные и средовые виды технологий.

Целями деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей¸ оставшихся без попечения родителей являются:

– защита прав ребенка на воспитание в семье;

– полноценное физическое, психическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие детей, нуждающихся в государственной защите или оставшихся без попечения родителей;

– создание условий, позволяющих лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, стать полноценными членами общества.

Задачи деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей:

– ранняя профилактика социального сиротства;

– государственная поддержка семей группы риска по социальному сиротству;

– социальная реабилитация и социальная адаптация детей, нуждающихся в государственной защите;

– устройство детей, оставшихся без попечения родителей, при обеспечении приоритета семейных форм устройства;

– обеспечение полноценного развития детей, оставшихся без попечения родителей;

– обеспечение условий для позитивной социализации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Принципы деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей:

– признание индивидуальности ребенка и его родителей;

– признание важности и уникальности воспитания ребенка в кровной семье, использование максимальных возможностей для оставления ребенка в кровной семье, использование всех средств для возврата ребенка в кровную семью;

– признание оптимальной формой устройство ребенка в семью родственников или знакомых в случае, если оставление ребенка с родителями невозможно;

– передача ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается в исключительных случаях, когда невозможно устройство ребенка на воспитание в семью;

– первоочередность мер по профилактике социального сиротства;

– планирование мер по защите прав детей;

– регулярная проверка состояния и развития ребенка с целью оценки эффективности мероприятий по его реабилитации;

– учет возраста, пола, языка общения, культурной принадлежности, особенностей личности ребенка при планировании мер по защите его прав и интересов;

– учет мнения родителей ребенка и самого ребенка (выраженного в доступной для него форме) при планировании мер по защите прав и интересов ребенка, ознакомление их со всеми возможными способами защиты прав и интересов ребенка;

– осуществление мер по воспитанию и защите прав ребенка в сотрудничестве с родителями, если это не противоречит интересам ребенка;

– конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье, усыновителях, опекунах (попечителях), приемных родителях, патронатных воспитателях;

– ориентация на общепризнанные в международной практике социальные нормы и принципы.

Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в России – приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющую угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений. Профилактики сиротства сегодня – решение комплексных проблем.

Разрабатывая программы предотвращения и сокращения социального сиротства, социальные службы строят свою работу комплексно, по трем уровням вмешательства и влияния на ситуацию: первичному, вторичному и третичному. Первичные, превентивные меры нацелены на основную популяцию; вторичные направлены на тех, кто рассматривается как группа риска, чтобы устранить или сузить сферу действия проблемы в данном случае (жестокого обращения с детьми, детской заброшенности, отказа от ребенка); третичные предназначены для той части населения, где разрыв уже произошел и необходимо возвратить ребенка в семью.

Цель профилактики первого уровня – создание условий, сокращающих возможности возникновения ситуаций с риском социального сиротства. Этот уровень профилактики направлен на повышение уровня социализации подростков и молодежи и обеспечения условий для эффективного выполнения функций семьей, а также предотвращения появления асоциальных семей. Первый уровень вмешательства включает в себя изменения, направленные на предотвращение «фоновых» воздействий, влияющих на семью; широкий комплекс мероприятий – устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям – базисные условия, весьма существенные для предупреждения социального сиротства.

Основные функции:

– просвещение;

– информационно-консультационная поддержка;

– оказание социальных услуг по преодолению трудных жизненных ситуаций.

Основные субъекты:

– информационно-консультативные службы органов по защите прав детей (координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по ранней профилактике социального сиротства, просвещение, информационно-консультативная поддержка целевых групп);

– органы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, внутренних дел, по делам молодежи и др. (просвещение целевых групп);

– органы социальной защиты населения (оказание социальных услуг по преодолению трудных жизненных ситуаций).

Второй уровень предотвращения социального сиротства осуществляется путем выявления и работы с семьями групп повышенного риска. Целевая группа – одинокие матери и семьи групп риска по социальному сиротству с момента беременности или рождения ребенка. Таким образом, объектами профилактики второго уровня являются асоциальная и неблагополучная семья, беременные женщины и одинокие матери.

Выявлению и прогнозированию потенциального жестокого обращения с детьми и детской заброшенности способствуют включение профессионалов во всевозможные консультации: «горячие телефоны», «телефоны доверия», посещения детских домов и клиник, оздоровительных центров и т.д.

Вторичная профилактика заключается в установлении «заслонов» для жесткого обращения с детьми и детской заброшенности.

Для большей эффективности социальной работы по предупреждению отказов от ребенка необходимо знание критериев выделения групп риска:

– женщины, вынашивающие внебрачную беременность (изнасилованные) и нежеланная беременность в условиях нестабильного брака;

– беременные юного возраста и личностно незрелое желание которых иметь ребенка противоречит семейным установкам, не получают достаточной поддержки от родительской семьи или от отца ребенка;

– беременные, которые на поздних сроках выказывают желание прервать беременность;

– беременные, которые уже имеют детей, но показали себя некомпетентными родителями по причине очевидных эмоциональных проблем, ранее уже отказывались от своих детей или содержат их в интернатных учреждениях;

– будущие матери, которые высказывают решение после родов отказаться от ребенка, но несколько раз меняют его или рассчитывают на усыновление ребенка;

– беременные, которые воспитывались и до настоящего времени живут в агрессивной (особенно криминальной) среде или в детстве страдали от родительских издевательств или от заброшенности;

– беременные, имеющие высокий риск рождения ребенка с физическими дефектами или сомнительного, недостаточного для зрелости плода донашивания беременности.

Основными этапами и подходами непосредственной социальной и псих коррекционной работы с женщинами, бросающими детей, являются: анализ причин и содержания проблем, породивших социальный кризис, а также (что не менее важно) проблем, возникших в результате принятого решения. Известно, что человеческие проблемы имеют свойство усложняться при принятии неверных решений; определение форм и этапа социально-психологического кризиса, в котором находятся родители.

Цель профилактики третьего уровня – преодоление кризисной ситуации. Целевая группа: дети, нуждающиеся в социальной защите, и их семьи. Таким образом, объектом профилактики третьего уровня являются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Основные функции:

– выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

– планирование и координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении семьи и несовершеннолетнего, находящихся в социально-опасном положении, составление, дополнение и изменение Плана по защите прав ребенка;

– социальный патронат семьи, находящейся в социально опасном положении, с целью преодоления кризиса и сохранения ребенка в составе семьи; социальный патронат может осуществляться при временном изъятии ребенка из семьи и помещении его на патронатное воспитание или в социальную службу детей;

– комплексная реабилитация ребенка на основе Индивидуального плана комплексной реабилитации и развития ребенка;

– мониторинг физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка; по результатам мониторинга, при необходимости, принимается решение о пересмотре диагноза состояния ребенка, изменении Плана по защите прав ребенка, Индивидуального плана комплексной реабилитации и развитии ребенка.

Целью попечительского патроната является опека и воспитание детей-сирот. Объектом попечительского патроната являются дети, оставшиеся без попечения родителей, и замещающие семьи. Основные функции и субъекты, как и на третьем уровне.

Цель попечительского патроната – социальная адаптация, предотвращение воспроизводства социального сиротства. Целевая группа – бывшие воспитанники детских домов и замещающих семей до 23 лет.

Основные функции:

– информационно-консультативная поддержка;

– выявление лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальном патронате;

– планирование и координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальном патронате;

– осуществление социального патроната.

Основные субъекты:

– информационно-консультативные службы органов по защите прав детей (просвещение, информационно-консультационная поддержка целевых групп);

– службы социального патроната (службы пост попечительского патроната) органов по защите прав детей (оказание социальных услуг по преодолению трудных жизненных ситуаций);

– кураторы детей, нуждающихся в социальной защите;

– органы местного самоуправления, службы занятости, образовательные учреждения (решение проблем с жильем, работой, образованием).

Рост числа детей, нуждающихся в государственной опеке, требует экстренной поддержки и развития сети учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления их материально-технической базы, разработки научно-методических основ профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми.

Важно всячески стимулировать развитие новых форм устройства детей в семью, включая оказание действенной материальной и психологической поддержки лицам, берущим детей-сирот на воспитание в семью. С целью подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни следует приступить к реальной постинтернатной социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений.

В настоящее время перед обществом стоит задача – осознать свою причастность к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимы еще более активные, решительные и последовательные действия в преодолении социального сиротства, которое невозможно без комплексного, системного подхода. Для этого необходимо:

1. Реализация практических шагов по проведению информационной кампании, направленной на осознание актуальности проблемы сиротства в массовом сознании россиян, преодоление социального равнодушия и инертности общества в ее решении, придание этой проблеме общенародного звучания.

2. Возрождение семейных ценностей, формирование атмосферы духовности, развитие нравственного потенциала общества.

3. Анализ и выявление причин социального сиротства, и принятие эффективных мер на федеральном и местном уровнях для его устранения.

4. Участие и консолидация различных институтов и сил общества – государства, органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, церкви, семьи в решении этой актуальнейшей для страны проблемы; формирование эффективных, четких и отлаженных механизмов их взаимодействия, в том числе по вопросу раннего выявления детского неблагополучия.

5. Формирование адекватной нынешней ситуации, прозрачной и однозначной правовой базы по усыновлению, опеке и попечительству.

6. Совершенствование системы воспитания и образования в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального сиротства как явления говорить еще очень преждевременно. К примеру, не так давно правительством Москвы был принят проект о профилактике социального сиротства. Одно из основных положений этого документа предполагает тщательное выявление неблагополучных семей и оказание им адресной помощи, психологической и материальной. Выявление неблагополучных семей должно входить в обязанности сотрудников всех учреждений, работающих с населением – милиции, детского сада, школы. С департаментом семейной политики может связаться каждый, кому что-либо известно о таких семьях.

Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье или находящимся в условиях социальной депривации. В 2010 году стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми и нарушению прав ребенка.

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. Социальная педагогика. М., 1999.

2.     Великанова Л. Сирота с Казанского. М., Смена. №5.

3.     Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс  лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

4.     Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2000.

5.     Мардахаев, Л.В. Основы социально-педагогических технологий [Текст] / Л.В, Мардахаев. – Рязань, 1999.

6.     Елизаров В.В. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми [Текст] // Результаты исслед. проекта /В.В. Елизаров, Э. Билсон и др.; Ред. совет: М.В. Гордеева и др. Министерство труда и соц. развития, Департамент по делам детей, женщин и семьи. – М., 2003.

7.     Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 1993.

8.     Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей – фактор стабилизации общества [Текст] / Л.Е. Никитина // Педагогика. – 1998. – № 7. – С. 36-41.

9.     Панов А.М. Сотрудничество органов социальной защиты населения и социально-реабилитационных учреждений с общественными объединениями в сфере профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: практики и проблемы [Текст] / А.М. Панов // Материалы Всеросс. совещания директоров специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. – СПб., 2002.

10.  Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? [Текст] / Е.М. Рыбинский. – М., 1997.

11.  Скопина К. Казенные дети. Круг жизни. №10.

12.  Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2001.

13.  Федеральный закон №159-ФЗ от 22.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


 

14.

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Введение Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран

Введение Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развивающихся стран

Понятия «социальный сирота» и «социальное сиротство»

Понятия «социальный сирота» и «социальное сиротство»

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей…

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей…

Истоки и причины социального сиротства в

Истоки и причины социального сиротства в

В урожайные области “самотеком двинулась масса бездомных, голодных, покинутых и осиротевших детей в поисках хлеба и пристанища”

В урожайные области “самотеком двинулась масса бездомных, голодных, покинутых и осиротевших детей в поисках хлеба и пристанища”

Но среди прочих причин в это время заметное место занимают побеги детей из детских домов

Но среди прочих причин в это время заметное место занимают побеги детей из детских домов

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка (чаще всего это отказ от новорожденного в родильном…

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка (чаще всего это отказ от новорожденного в родильном…

Пути преодоления социального сиротства в

Пути преодоления социального сиротства в

Семейных детских домов, где родители-воспитатели

Семейных детских домов, где родители-воспитатели

Задачи деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей: – ранняя профилактика социального сиротства; – государственная поддержка семей группы риска…

Задачи деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей: – ранняя профилактика социального сиротства; – государственная поддержка семей группы риска…

Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в

Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в

Основные функции: – просвещение; – информационно-консультационная поддержка; – оказание социальных услуг по преодолению трудных жизненных ситуаций

Основные функции: – просвещение; – информационно-консультационная поддержка; – оказание социальных услуг по преодолению трудных жизненных ситуаций

Основными этапами и подходами непосредственной социальной и псих коррекционной работы с женщинами, бросающими детей, являются: анализ причин и содержания проблем, породивших социальный кризис, а также…

Основными этапами и подходами непосредственной социальной и псих коррекционной работы с женщинами, бросающими детей, являются: анализ причин и содержания проблем, породивших социальный кризис, а также…

Целью попечительского патроната является опека и воспитание детей-сирот

Целью попечительского патроната является опека и воспитание детей-сирот

В настоящее время перед обществом стоит задача – осознать свою причастность к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время перед обществом стоит задача – осознать свою причастность к воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации…

Заключение Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020