Пути совершенствования образовательного процесса
Оценка 4.9

Пути совершенствования образовательного процесса

Оценка 4.9
docx
20.11.2024
Пути совершенствования образовательного процесса
Педсовет 20.11.2024 (выступление).docx

Пути совершенствование образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов

 

Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность.

Б. Шоу

Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение.

И. Гёте

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему миры.

Александр Радищев

 

 

Характерными чертами современного образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения. Огромную роль при этом играет развитие информатизации образовательного процесса, целью которого является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели и направлен образовательный процесс в школах.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметам должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности обучающихся и отличаться комплексностью.

Это означает, что учебно-методическое обеспечение предмета, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:

       отражать содержание подготовки по предмету или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

       содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий обучающемуся достигать требуемого уровня усвоения;

       представлять ученику возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;

       максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.

Методическое обеспечение любого предмета складывается из нормативной документации, учебно-методического сопровождения как образовательной текущей деятельности, так и обеспечение итоговой государственной аттестации, и внеучебной деятельности ученика.

Поэтому, создавая учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу, целесообразно учитывать:

       предельный объем домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение;

       типичные ошибки при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их усвоению;

       вариативность практических работ (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, докладов, построение различных графических и табличных работ и т.д.);

       инструкции по изучению наиболее «трудных» тем (вопросов);

       инструкции по подготовке к контрольным работам, защитам проектов, зачетам;

Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным предметам. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса.

Можно выделить 3 группы средств обучения:

1.     учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания;

2.     учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы, муляжи. При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач;

3.     технические средства обучения: аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет).

В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной/стартовый, текущий, итоговый.

Средства контроля бывают на бумажном носителе (контрольные вопросы, работы, тесты, кроссворды, зачетные задачи и задания к курсовым работам, экзаменационные билеты и т.п.) и технические средства контроля (особо следует выделить компьютерные контролирующие программы).

Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения следует обратить внимание на:

·        разнообразие форм, методов и приемов контроля;

·        вариативность контрольных заданий, как для заданий в классе так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности)

·        учебно-методическое обеспечение контроля, акцентируя внимание на необходимости и целесообразности использования конкретных наглядных (иллюстративных) материалов, в том числе изготовленных учениками;

·        критерии оценки для всех видов самостоятельных работ.

В последнее время в образовательный процесс активно строится на  компьютерных средства обучения.

Использование интернет-технологий в образовательном процессе особенно важно и актуально, поскольку большая часть профессиональной деятельности специалиста ведется с помощью сети Интернет.

Итак, в учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. В современном мире информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной. Особенно это важно для получения практических навыков при освоении профессии.

В связи с этим, наряду с усовершенствованием учебно-методической базы,  преподаватель тоже должен усовершенствоваться и обновлять свои знания, разрабатывать более новые учебные программы. В первую очередь важно концентрироваться на тех сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни, и, используя методически правильные приемы обучения, находить правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.

Обеспечение обучающихся грамотно разработанным учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность учебного процесса.

 

 

 


 

Некоторые пути усовершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов:

·         Качественная разработка и совершенствование нормативной и учебно-методической документации12 Важно, чтобы документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. 1

·         Разработка учебно-методического комплекса для обучающихся. В его состав должны входить курс лекций теоретического материала, комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ, комплект методических рекомендаций и указаний по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины, сборник задач, упражнений, проблемных ситуаций, тренингов, семинарских занятий. 2

·         Внедрение компьютерных средств обучения12 Мультимедиа-система и интернет умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации. 1

·         Использование активных методов обучения. Групповая, парная работа, взаимное обучение способствуют развитию способности анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. 5

·         Повышение квалификации педагогов35 Это можно делать, например, через профессиональные конкурсы, внедрение поощрительных выплат, которые мотивируют и поддерживают учителей, вносящих изменения в свою профессиональную деятельность. 5

 

 

Для усовершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов можно предпринять следующие шаги:

·         Совершенствовать нормативную и учебно-методическую документацию. Важно, чтобы она была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. 1

·         Использовать разнообразные учебно-методические материалы. К ним относятся учебно-методическая литература (учебники, пособия, конспекты лекций), учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, рисунки, фотографии и другие) и раздаточные дидактические материалы (карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов). 1

·         Внедрять компьютерные средства обучения. Мультимедиа-система и интернет умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание и создают условия для интенсификации. 1

·         Обновлять знания преподавателей. Они должны разрабатывать новые учебные программы, концентрироваться на сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни. 1

·         Организовывать теоретические и научно-практические семинары. На них можно обсуждать вопросы педагогики и психологии, новые достижения в науке по проблемам обучения и воспитания обу

 

Некоторые пути усовершенствования образовательного процесса учебных предметов:

·         Организация процесса на основе системно-деятельностного подхода. Это позволит формировать у школьников универсальные учебные действия. 2

·         Дифференцированный подход к обучающимся. Нужно учитывать потребности и интересы каждого ученика, следить за усвоением всеми обучающимися минимума содержания на базовом уровне. 2

·         Индивидуализация процесса обучения. Следует использовать различные учебные материалы и методы обучения, создавать группы с учениками, имеющими схожий уровень знаний. 2

·         Выделение резерва времени для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем2

·         Проведение текущих мониторингов и других видов контроля качества знаний. Это поможет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся. 2

·         Использование современных образовательных технологий. Например, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, проектных методов обучения. 3

·         Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу нужно ставить цели и задачи для воспроизведения и последующей коррекции опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. 5

 

 

Некоторые пути усовершенствования учебно-методического обеспечения учебных предметов:

·         Качественная разработка и совершенствование нормативной и учебно-методической документации. Важно, чтобы документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. 1

·         Использование учебно-методической литературы. К ней относятся учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы и другие материалы. 1

·         Внедрение учебно-наглядных пособий. К ним относятся плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы, муляжи. 13

·         Компьютеризация методического обеспечения. Внедрение в учебную практику современных методик, информационных и педагогических технологий. 2

·         Создание автоматизированных банков данных научно-методической информации. Также можно создать базу для внедрения элементов дистанционного обеспечения. 1

·         Повышение квалификации преподавателей. Для этого проводятся стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество. 5


 

Скачано с www.znanio.ru

Пути совершенствование образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов

Пути совершенствование образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов

Методическое обеспечение любого предмета складывается из нормативной документации, учебно-методического сопровождения как образовательной текущей деятельности, так и обеспечение итоговой государственной аттестации, и внеучебной деятельности ученика

Методическое обеспечение любого предмета складывается из нормативной документации, учебно-методического сопровождения как образовательной текущей деятельности, так и обеспечение итоговой государственной аттестации, и внеучебной деятельности ученика

Интернет). В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной/стартовый, текущий, итоговый

Интернет). В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной/стартовый, текущий, итоговый

Обеспечение обучающихся грамотно разработанным учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит,…

Обеспечение обучающихся грамотно разработанным учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит,…

Некоторые пути усовершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов: ·

Некоторые пути усовершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов: ·

Обновлять знания преподавателей

Обновлять знания преподавателей

Использование учебно-методической литературы

Использование учебно-методической литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2024