Пути совершенствование образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов
Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность.
Б. Шоу
Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение.
И. Гёте
Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему миры.
Александр Радищев
Характерными чертами современного образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной работы обучающихся и технологизации процесса обучения. Огромную роль при этом играет развитие информатизации образовательного процесса, целью которого является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели и направлен образовательный процесс в школах.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметам должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности обучающихся и отличаться комплексностью.
Это означает, что учебно-методическое обеспечение предмета, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
● отражать содержание подготовки по предмету или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
● содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий обучающемуся достигать требуемого уровня усвоения;
● представлять ученику возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
● максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
Методическое обеспечение любого предмета складывается из нормативной документации, учебно-методического сопровождения как образовательной текущей деятельности, так и обеспечение итоговой государственной аттестации, и внеучебной деятельности ученика.
Поэтому, создавая учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу, целесообразно учитывать:
● предельный объем домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение;
● типичные ошибки при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их усвоению;
● вариативность практических работ (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, докладов, построение различных графических и табличных работ и т.д.);
● инструкции по изучению наиболее «трудных» тем (вопросов);
● инструкции по подготовке к контрольным работам, защитам проектов, зачетам;
Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-методической документации – это составная часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным предметам. Важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса.
Можно выделить 3 группы средств обучения:
1. учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания;
2. учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы, муляжи. При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач;
3. технические средства обучения: аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет).
В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной/стартовый, текущий, итоговый.
Средства контроля бывают на бумажном носителе (контрольные вопросы, работы, тесты, кроссворды, зачетные задачи и задания к курсовым работам, экзаменационные билеты и т.п.) и технические средства контроля (особо следует выделить компьютерные контролирующие программы).
Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения следует обратить внимание на:
· разнообразие форм, методов и приемов контроля;
· вариативность контрольных заданий, как для заданий в классе так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности)
· учебно-методическое обеспечение контроля, акцентируя внимание на необходимости и целесообразности использования конкретных наглядных (иллюстративных) материалов, в том числе изготовленных учениками;
· критерии оценки для всех видов самостоятельных работ.
В последнее время в образовательный процесс активно строится на компьютерных средства обучения.
Использование интернет-технологий в образовательном процессе особенно важно и актуально, поскольку большая часть профессиональной деятельности специалиста ведется с помощью сети Интернет.
Итак, в учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. В современном мире информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной. Особенно это важно для получения практических навыков при освоении профессии.
В связи с этим, наряду с усовершенствованием учебно-методической базы, преподаватель тоже должен усовершенствоваться и обновлять свои знания, разрабатывать более новые учебные программы. В первую очередь важно концентрироваться на тех сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни, и, используя методически правильные приемы обучения, находить правильное соотношение между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов.
Обеспечение обучающихся грамотно разработанным учебно-методическим комплексом поможет усвоить новый материал, дифференцировать, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит, повысить эффективность учебного процесса.
Некоторые пути усовершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов:
· Качественная разработка и совершенствование нормативной и учебно-методической документации. 12 Важно, чтобы документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. 1
· Разработка учебно-методического комплекса для обучающихся. В его состав должны входить курс лекций теоретического материала, комплект методических рекомендаций по выполнению практических, лабораторных работ, комплект методических рекомендаций и указаний по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины, сборник задач, упражнений, проблемных ситуаций, тренингов, семинарских занятий. 2
· Внедрение компьютерных средств обучения. 12 Мультимедиа-система и интернет умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации. 1
· Использование активных методов обучения. Групповая, парная работа, взаимное обучение способствуют развитию способности анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. 5
· Повышение квалификации педагогов. 35 Это можно делать, например, через профессиональные конкурсы, внедрение поощрительных выплат, которые мотивируют и поддерживают учителей, вносящих изменения в свою профессиональную деятельность. 5
Для усовершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов можно предпринять следующие шаги:
· Совершенствовать нормативную и учебно-методическую документацию. Важно, чтобы она была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. 1
· Использовать разнообразные учебно-методические материалы. К ним относятся учебно-методическая литература (учебники, пособия, конспекты лекций), учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, рисунки, фотографии и другие) и раздаточные дидактические материалы (карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов). 1
· Внедрять компьютерные средства обучения. Мультимедиа-система и интернет умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание и создают условия для интенсификации. 1
· Обновлять знания преподавателей. Они должны разрабатывать новые учебные программы, концентрироваться на сведениях, которые потребуются ученикам в реальной жизни. 1
· Организовывать теоретические и научно-практические семинары. На них можно обсуждать вопросы педагогики и психологии, новые достижения в науке по проблемам обучения и воспитания обу
Некоторые пути усовершенствования образовательного процесса учебных предметов:
· Организация процесса на основе системно-деятельностного подхода. Это позволит формировать у школьников универсальные учебные действия. 2
· Дифференцированный подход к обучающимся. Нужно учитывать потребности и интересы каждого ученика, следить за усвоением всеми обучающимися минимума содержания на базовом уровне. 2
· Индивидуализация процесса обучения. Следует использовать различные учебные материалы и методы обучения, создавать группы с учениками, имеющими схожий уровень знаний. 2
· Выделение резерва времени для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем. 2
· Проведение текущих мониторингов и других видов контроля качества знаний. Это поможет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся. 2
· Использование современных образовательных технологий. Например, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, проектных методов обучения. 3
· Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу нужно ставить цели и задачи для воспроизведения и последующей коррекции опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. 5
Некоторые пути усовершенствования учебно-методического обеспечения учебных предметов:
· Качественная разработка и совершенствование нормативной и учебно-методической документации. Важно, чтобы документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса. 1
· Использование учебно-методической литературы. К ней относятся учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы и другие материалы. 1
· Внедрение учебно-наглядных пособий. К ним относятся плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, разрезы, муляжи. 13
· Компьютеризация методического обеспечения. Внедрение в учебную практику современных методик, информационных и педагогических технологий. 2
· Создание автоматизированных банков данных научно-методической информации. Также можно создать базу для внедрения элементов дистанционного обеспечения. 1
· Повышение квалификации преподавателей. Для этого проводятся стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество. 5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.