Пути духовно-нравственного воспитания школьников через работу школьного историко-краеведческого музея "Патриот"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
обществознание
10 кл—11 кл
08.03.2018
Ход урока
В глобализирующемся мире стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностных ориентиров, совершается подчас болезненная ломка привычных форм сознания и образа жизни. Если человек прошлого был в известной степени защищен от многих нравственных ошибок рамками среды или сословия, в которых протекал его жизненный путь, то сейчас все возрастающая ответственность ложится непосредственно на личность. И именно семья, школа должны служить источниками духовных ориентиров, которые помогут человеку найти свое достойное место в современном обществе.
На наш взгляд русская Православная Церковь может помочь государству , обществу, семье, школе в координации научных, творческих и просветительских усилий. В духовной сокровищ¬нице Православия таится неисчерпае¬мый источник мудрости и силы. Православная церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности.
Пути духовно-нравственного воспитания школьников.doc
Пути духовнонравственного воспитания школьников через работу
школьного историкокраеведческого музея "Патриот"
Ход урока
В глобализирующемся мире стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностных ориентиров,
совершается подчас болезненная ломка привычных форм сознания и образа жизни. Если человек прошлого был в
известной степени защищен от многих нравственных ошибок рамками среды или сословия, в которых протекал его
жизненный путь, то сейчас все возрастающая ответственность ложится непосредственно на личность. И именно семья,
школа должны служить источниками духовных ориентиров, которые помогут человеку найти свое достойное место в
современном обществе.
На наш взгляд русская Православная Церковь может помочь государству , обществу, семье, школе в координации
научных, творческих и просветительских усилий. В духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый источник
мудрости и силы. Православная церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку
суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления
личности.
Учебник «Человек и общество» для 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой дает определение
понятию ценность жизни и культуры. «Ценности — это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более
осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не
является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие?
Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и
уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого,
цивилизационного развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять свое место в сложившейся
системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность — это жизненная
ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности».
В нашей школе вопросам духовнонравственного, гражданскопатриотического воспитания уделяется очень большое
внимание. Учителями разработаны и апробированы элективные курсы «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры».
С 2004года в школе начал свое становление историко краеведческий музей «Патриот». В январе 2006 года школьный
музей был паспортизирован. Сегодня музей – это центр духовно нравственного, историко культурного и гражданско
патриотического воспитания, место , объединяющее родителей, детей, педагогов. Именно музей призван помочь детям
открыть многообразие способов освоения истории и культуры. Цель школьного музея – воспитание у учащихся
патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов.
Направление работы школьного музея: научноисследовательское поисковое, проектное, экскурсионное, научно
экспозиционное, связь с ОО и СМИ.
Действующие экспозиции: «Имя улицы…что за ней?», «История школы», «Поклонимся великим тем годам!»,
«Национальный мотив», «Советский период», «Святое и вечное», « Из бабушкиного сундука».
В основе экспозиций музейные экспонаты, которые имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные,
волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно. Это позволяет влиять на формирование духовно
нравственных ценностей учащихся.
В настоящее время общепризнано, что педагогически значимы только те музеи, которые создаются на основе
самостоятельной поисковой деятельности учащихся. И именно поисковая работа учащихся является одним из важнейших
факторов духовнонравственного и гражданско – патриотического воспитания.
Экскурсии способствуют формированию духовнонравственной позиции у школьников. 20092010 году были проведены
виртуальные экскурсии на темы: «Международный день памятников и исторических мест», «Маленькие герои большой
войны» и т. д.
В настоящее время проектная культура получила широкое распространение в самых различных сферах, в том числе и
музейной. В основе работы и нашего музея используется метод проектов. Все проекты, выполняемые при сотрудничестве
взрослых и детей, можно разделить на творческие – интеллектуальнопрактического характера и научно
исследовательские. Метод проектов, проводимый музеем, оправдал себя, как средство активизации учащихся, развития их
творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В творческих проектах в нашей школе принимают участие
учащиеся 111 классов. Тематика творческих проектов планируется педагогическим коллективом, администрацией школы и членами совета музея совместно Творческие проекты становятся основой новых экспозиций. Наши проекты: «Я, ты, он,
она – вместе дружная страна», «Легенда одной вещи», «Моя родословная».
С научно – исследовательскими проектами учащиеся принимают участие во Всероссийской научносоциальной программе
для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Вместе с руководителем музея ребята выбирают актуальные и интересные
направления исследовательской деятельности в области истории, краеведения, социологии, религии, культурологии.
Можно выделить два основных направления исследований учащихся, проводимых на базе музея: историкокраеведческое
и духовнонравственного. Как результат учащиеся школы являются победителями и призерами конференций и конгрес
сов различного уровня. Работы учащихся печатаются в разных изданиях.
Школьный музей сегодня действительно является центром духовно нравственного воспитания учащихся школы.
,выполняет учебно воспитательную функцию, в своей деятельности музей использует возможности, потенциал и
творчество учащихся, фонд музея 1300 экспонатов.
Литература
1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками //Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176 185
2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на
последнем //Директор школы. – 2001. – №10. – С. 8487
3.
Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. –
С. 3032
4. Ильинский И. Молодежь России // Культура. – 2001. – №16. – С. 4
5. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников //
Вопросы психологии. – 2000. – №4. – С. 2937
6. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией
личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С. 5052
7. КоптевДворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу
подрастающего поколения // Независимая газета. – 2002. 1718 мая. – С. 2
8. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Народное образование. – 2000. – №3. –
С.117120
9. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание
школьников. – 2001. – №8. – С. 1013
10. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5 –
13
Пути духовно-нравственного воспитания школьников через работу школьного историко-краеведческого музея "Патриот"
Пути духовно-нравственного воспитания школьников через работу школьного историко-краеведческого музея "Патриот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.