Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В качестве общего определения результата образования в совокупности многих составляющих (одной из которых является и мотивационная) выступает понятие «компетентность». В «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». Для разных деятельностей выделяют различные виды компетентности. В отношении иностранных языков существует речевая, социокультурная и языковая компетенция. Целью моей работы являлось теоретическое и практическое исследование проблемы качественного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе. Проблему считаю актуальной, так как практическое владение иностранным языком стало насущной необходимостью и потребностью для современного человека.
Пути и способы формирования коммуникативной мотивации в
изучении иностранного языка
Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования всё более
явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу,
самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В
качестве общего определения результата образования в совокупности многих составляющих
(одной из которых является и мотивационная) выступает понятие «компетентность». В «Кратком
словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный знающий,
сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать
или решать чтолибо, судить о чемлибо». Для разных деятельностей выделяют различные виды
компетентности. В отношении иностранных языков существует речевая, социокультурная и
языковая компетенция. Целью моей работы являлось теоретическое и практическое исследование
проблемы качественного образования по иностранному языку в общеобразовательной школе.
Проблему считаю актуальной, так как практическое владение иностранным языком стало
насущной необходимостью и потребностью для современного человека. Над этой проблемой я
начал работать 2 года назад, когда работал в школе №25 и продолжаю свою работу в МОУ СОШ
№25 г.Грозного
Основная часть
ЦЕЛЬ:
Выяснение способности многообразия форм урочной и внеурочной работы в формировании
мотивации учащихся к изучению английского языка.
ЗАДАЧИ:
Изучить литературу по вопросам формирования мотивации, что ей способствует.
Представить наиболее эффективные формы урочной и внеурочной работы,
способствующие созданию мотивации при обучению английскому языку.
Показать влияние наиболее эффективных форм работы на успеваемость учащихся при
изучении английского языка.
Глава – I
1.1 Теоретическое обоснование понятий «мотив» и «мотивация» по различным источникам
Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает.
Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает
отношение человека к требованиям общества.Мотивы играют важную роль в оценке действий
и поступков, т.к. от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного
человека.
Существует внешняя – широкая социальная мотивация и 3 внутренних: 1) мотивация, связанная с
перспективным развитием личности; 2) коммуникативная мотивация; 3) мотивация, порождаемая
самой учебной деятельностью
(Внешняя) широкая социальная мотивация включает в себя мотивы: каждый культурный
человек должен знать хотя бы один иностранных языков. (а также для общего развития;
английский язык – самый распространенный в мире, и его надо знать); иностранный язык знают всемье, и это заставляет меня изучать его; изучаю, т.к. этот предмет есть в школьной программе;
учу из уважения к учителю; хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.
Внутренняя: 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности: изучаю, т.к.
иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни (в институте; в будущей работе; смогу
помочь кому–нибудь сам);
2) коммуникативная мотивация: интересно общаться с ребятами на уроке; на занятиях
иностранного языка интересно; хочу научиться писать письма (для переписки);
3) мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью: интересуюсь иностранным языком как
таковым (учу стихи, выполняю упражнения, перевожу интересные тексты, ощущаю успех в
учении).
Известно, что положительные эмоции оказывают благотворное влияние на усвоение любого
школьного предмета.
«Преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета,
обязан активно вмешиваться в эмоциональную сферу урока и обеспечивать по возможности
возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной
деятельности.»
(Леонтьев А.А.)
В общей структуре мотивации обычно выделяют основной мотив (или внешнюю мотивацию) и
частные мотивы (или внутреннюю мотивацию).
Классификация мотивов учебной деятельности (П.М.Якобсон):
Внутренняя мотивация – мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Сам процесс
приобретения знаний побуждает овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. В
основе здесь лежат любознательность, стремление узнать новое; обладает наивысшей степенью
педагогического воздействия.
Внешняя мотивация – мотивы, лежащие вне учебной деятельности как таковой (например, если он
не будет учиться, то появятся определенные неудобства и неприятности), здесь – широкие
социальные мотивы в виде комплекса стремлений и чувств внутреннего долга, а также мотивы
более личного характера. Процесс учения воспринимается как жизненная необходимость или как
дорога к личному благополучию. Внешняя мотивация обладает меньшей степенью
педагогического воздействия; привлекает не сама деятельность, а лишь то, что связано с ней.
Внешняя мотивация нацеливает учащихся на достижение конечного результата. Здесь важно
строить процесс учения таким образом, чтобы на каждом этапе ощущалось продвижение к
поставленной цели. Для усиления влияния широкой социальной мотивации следует:
1. использовать различные источники информации, показывающие значение владения ин. языком
(кино/диа/ видеофильмы, специальная литература и т.д.);
2. проводить беседы: «Сколько языков на планете?», «Кто такие полиглоты?», «Какой язык один
из самых распространенных в мире?», «Иностранный язык в быту», «Контакты жителей нашего
города с иностранцами», «Английские слова в русском языке» и т.д.
Если согласиться с тем, что одним из наиболее действенных средств борьбы с эмоциональным
голодом на уроках иностранного языка является использование учителем разнообразных учебных
материалов, то, наполненные положительным эмоциональным зарядом, эти учебные материалы
оказывают влияние на успешность обучения.