Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика
Взрослым
02.10.2018
Доклад на педсовете на тему: "Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности". Урок всегда будет являться главной формой обучения. Основной проблемой учителя остается повышение эффективности урока. Основная задача учителя вызвать заинтересованное отношение к достижению осознания цели учениками.Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников.
доклад на педсовете.docx
Доклад на тему: Пути и средства повышения эффективности и качества урока как
формы учебной деятельности
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой
обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации
не вводились, только на уроке, как много лет назад, встречаются участники
образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и
дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни
старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным
действующим лицом на любом уроке. Потому, за ним – знания, опыт понимания и
применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем
– живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего
ожидать. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются
эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому
положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,
когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и
совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего
времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу
для будущего. Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными,
познавательными и бесполезными. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до
него.
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это
не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного
в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и
программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического
почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.
Проект – это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок
никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует
основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником
информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с
информацией, полученной ими из множества других источников. Ученик на практике
приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное
проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного
урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же
технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда.
Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные
предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень
педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.
Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько
эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения
учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером
их деятельности, а интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть
связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена
любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее
продуманного урока Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей
Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной
работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто не требует «отмены» традиционного урока как основной формы
обучения и воспитания детей. Речь идет о придании тому или иному виду учебной
деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников,
повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли и увлеченность детей
и, вместе с тем, обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного
материала с учетом возраста и способностей школьников.
Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока. Обращение к
проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому
более высокому качеству образования . Слово «эффективность» в переводе с латинского –
«эффектос» означает выполнение действий, результат, вследствие каких либо действий.
Предмет наших сегодняшних размышлений – эффективность урока, основного компонента
школьной системы обеспечения качества образования.
выявлены следующие проблемы:
∙ Однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки
знаний;
∙ Неполнота планирований целей урока. Игнорирование возможностей воспитания в
процессе обучения;
∙ Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное
внимание к применению знаний;
∙ Односторонний подход к дифференциации обучения;
∙ Увлечение фронтальными формами работы.
Требования к современному уроку Цель урока – это заранее запрограммированный
результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.
Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта:
учебнообразовательный, воспитательный и развивающий.
Необходимо работать над повышением эффективности урока. Но как? На что необходимо
в первую очередь обратить внимание?
Основой эффективности урока – целеполагание. Цель – заранее запланированный конечный
результат обучения, развитие и воспитание учащихся. Многие педагоги недооценивают
значение этого обязательного элемента любого планирования, полагая, что все само собой
вытекает из темы урока. На практике же многие просчеты в уроке и возникают именно из –
за пренебрежения работой по продумыванию целей. Цели дают возможность организовать и
целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Задача учителя обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личное заинтересованное
отношение к ее достижению. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке,
процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный
характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почемуто нужно».
Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность,
самостоятельность при работе над ними. Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для
учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями,
умениями и навыками овладеть.
Сформировать у учащихся понимание, что без цели очень трудно оценить результаты их
учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том лишь случае,
когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.
Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности,
знать за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.
Учебнообразовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.
Это может быть:
формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять,
запомнить, применить);
обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов
знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу,
работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст,
разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с
таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения
упражнений, усвоение материала.
формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в
силу многократного повторения до автоматизма);
формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают
успешное выполнение деятельности);
контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.
Развивающий аспект какие логические операции и приемы умственной деятельности
усвоят учащиеся:
1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее
смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление
коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися
художественными образами, выразительными свойствами языка.
2) Развитие мышления:
умение выделить объекты сравнения;
находить параметры и признаки сравнения;
умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
умение анализировать;
умение строить аналогии;
обобщать;
систематизировать; объяснять понятия;
ставить и решать проблему.
3) Развитие сенсорной сферы развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во
времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков
речи.
4) Развитие двигательной сферы овладение моторикой мелких мышц, умением управлять
своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость
движений и т.п.
5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей
развития науки, эмоции, волю.
Воспитывающий аспект какие качества личности будут формироваться.
Личность учителя: его отношение к детям (любовь, равнодушие или раздражение), к
содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и
даже внешний вид) – все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели
должны быть конкретны, достижимы, реальны. Например, фраза «Формирование
всесторонне и гармонически развитой личности» не относится к категории целей, это
намерение, пожелание, так как нет критериев, по которым можно оценить эти
«всесторонность», «гармоничность», не назначено время достижения. Таким образом, цели
формируются максимально конкретно и измеримо. Время достижения образовательных
целей можно назвать более или менее точно, а вот достижение воспитательных целей и
целей развития только приблизительно.
Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия
истинности познания; методы научного познания (наблюдение,
исследования,
эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования,
доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
Формирование диалектикоматериалистического понимания развития природы и общества:
понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке.
Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинноследственных
связей.
Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность,
настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность,
увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.
Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность,
сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое
воспитание.
, формулирования воспитательных целей:
∙ Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального
труда, обеспечивающего процесс поиска и созидания…;
∙ Создание условий для пробуждения и развития познавательных интересов
учащихся…
Дидактические требования к современному уроку
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов,
их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей
системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием
учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности
учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор,
обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
учет возрастных особенностей;
учет психологических особенностей (памяти,
внимания,
темперамента,
воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещенность;
критические точки усвояемости.
Время
14 мин.
523 мин.
2334 мин.
3545 мин.
Усвояемость
60 %
80 %
4560 %
6 %
Кризисы внимания:
1 на 1418ой минуте 2 через 1114 минут
3 через 911 минут
4 через 89 минут
(по Высоцкой С.И.)
Классификация типов уроков, Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Закрепления новых знаний.
Комплексного применения знаний.
Обобщения и систематизации знаний.
Проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его
структуру, используя тот или иной набор элементов.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не
перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь
содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму
взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс
взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщение учащихся к
определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования
обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое
распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Из данных
схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
Пассивные методы;
Активные методы;
Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя
с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных,
контрольных работ, тестов и т. д. Лекция самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и
учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные
слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим
лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных
правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то
активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» это взаимный, «act» действовать) –
означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кемлибо. Другими
словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование
активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках
сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Важное
отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их
учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают
новый. Нужно ясно представлять себе: что конкретно собираетесь развивать, отказаться от
старого заблуждения «Учу – значит уже развиваю». Необходимо помнить, что развитие
происходит только в процессе собственной деятельности ребенка.
Я применяю необычные формы урока, поновому строю учебные занятия. Это не заменяет
классические уроки, а дополняет, вносит оживление, разнообразие, повышает интерес,
значит, способствует совершенствованию учебного процесса. Поскольку урок основная
форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного
интереса учащихся. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать
внимание и интерес к предмету. Я стремясь сделать обучение более интересным, учителя
все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок
викторина, урок ролевая игра, урокидиспуты, урокиконкурсы и т.д.). Урокиигры
направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся,
расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Типы нестандартных уроков
самые разнообразные. Нет предела учительской фантазии. Да и не это главное. Ученики
увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот
что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна
мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то
общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам
работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство
учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные
методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными
образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности
ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.
Поэтому в настоящее время попрежнему актуальны методы, основанные на
использовании игровых технологий при обучении. Основная задача игр состоит в
повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и
придания ему эмоциональной окраски. В зависимости от учебновоспитательных задач,
игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении,
обобщении, контроле знаний учащихся, а также во внеклассной работе. Безусловно,
каждый учитель вправе внести в игру свои изменения, учитывающие
Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта
саморазвития и разнообразной деятельности.
Для реализации личностно
ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен
научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только
понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли
самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными
партнёрами по общению.
Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в
отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и
проведению урока. Подобный личностноориентированный подход к проведению урока
позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности,
к
самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его
соавтором в конструировании урока. Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание результатов
качества знаний и результатов воздействия воспитательнообразовательного процесса на
личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей информацией,
определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные
особенности школьников. Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не
только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе
которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.
Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное
отслеживание результатов качества знаний.
В течение учебного года проводим мониторинг по следующему плану:
начало учебного года – стартовый контроль по предмету;
за две недели до окончания второй четверти промежуточный контроль;
за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.
Рефлексия.
Способствует повышению эффективности урока – обеспечение практической
направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения
учащимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических
сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему,
понимающему и деятельному.
Докладчик: учитель математики Л.Ф.Манахова
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.