"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".
Оценка 4.6

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—4 кл
11.02.2017
"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".
Настоящий период развития народного образования характеризуется резким увеличением объемов учебной информации. Однако, эти всевозрастающие объ¬емы превышают естественные способности ребенка усваивать учебный материал. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справ¬ляться с ее плотным потоком? Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методиками во все-возможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном — фактором номер один, влияющим иа обучение, является скорость чтения.
Беглое чтение (из опыта работы).doc
"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения". (из опыта работы.) Учитель начальных классов высшей категории   Н.А.Пшеничникова. Настоящий   период   развития   народного   образования   характеризуется   резким увеличением   объемов   учебной   информации.   Однако,   эти   всевозрастающие   объемы превышают естественные способности ребенка усваивать учебный материал. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком? Поиск   нужного   решения   этой   проблемы   ведется   разными   методиками   во   все­ возможных направлениях. Но   все   методисты   и   учителя   единодушны   в   одном   —   фактором   номер   один, влияющим иа обучение, является скорость чтения. Здесь   необходимо   разграничить   понятия   «Скорочтение»   и   «быстрое   чтение». «Скорочтение» предполагает чтение курсорное, то есть восприятие основного смысла текста без деталей. Быстрое же чтение — это осознанное беглое чтение с пониманием всего текста с нюансами. В дальнейшем речь пойдет именно о быстром чтении, и термин «скорость» чтения следует понимать как «быстрота». Именно быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств   совершенствования   учебного   процесса   для   самых   различных   уровней обучения, от начальной, до высшей школы. О важности выработки оптимальной скорости чтения в начальной школе говорит В. Н. Зайцев в своей работе «Резервы обучения чтению». Те дети, которые к окончанию начальной школы имели скорость чтения 130— 170 слов в минуту, в средней школе стали отличниками; те, кто в 6—8  классах стали хорошистами, имели в конце третьего класса (программа 1—3) скорость чтения 100— 140 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80—90 слов. Статистика   зависимости   скорости   чтения   в   начальных   классах   и   успешности обучения в средней школе, убеждает в необходимости читать быстро. Но, несмотря на многолетние поиски методистов и учителей­практиков, несмотря на то, что в методической литературе рекомендуется множество приемов обучения бы­ строму чтению, техника чтения многих учеников оставляет желать лучшего. В чем же причина того, что обучаясь читать в течение 3—4 лет в начальной школе, к окончанию ее ребенок не может выйти на нужный уровень чтения? Часто на свой вопрос:   «Что   делать?»   —   родители   таких   учеников   слышат   от   учителей:   «Читать больше». Бессмысленно спорить с законом диалектики о том, что рано или поздно количество перейдет в качество. Но тренинг, построенный только на количественном накоплении навыков чтения малоэффективен и превращается в мучения для ребенка. Не   нравится   делать   то,   что   не   получается.   Значит   нужны   такие   игровые   формы обучения чтению, которые в достаточно короткие сроки смогут продемонстрировать школьнику свою эффективность, вселить в него веру в свои силы и желание достичь еще лучших результатов. Для того, чтобы найти пути решения проблемы, необходимо проанализировать ее причины. В период обучения грамоте первоклассника учат читать по слогам. Усвоив процесс слияния ребенок запоминает слоги и, глядя поочередно на каждый слог   в   слове,   узнает   его   и   проговаривает.   Проходит   немало   времени,   прежде   чем маленький читатель научится достаточно быстро переносить прямой взгляд от слога к слогу   так,   чтобы   прочитать   слово   целиком.   И,   хотя   он   уже   в   состоянии   увидеть, «узнать» и проговорить многие несложные слова, он продолжает «цепляться» взглядом за слоги, только потому, что его так учили. Ребенку трудно анализировать содержание прочитанного, т. к. все его силы и внимание ушли только на то, чтобы прочитать. Он не воспринимает слово целиком, а значит не в состоянии вникнуть в его смысл. Дойдя до конца предложения, абзаца, страницы, он, естественно, с трудом вспоминает то, что было вначале. Без понимания текста не может быть осознанной выразительности, т. к. осознанная выразительность — это следствие восприятия ребенком эмоционального настроения текста.   И   только   тогда,   когда   ребенку   позволено   читать   «про   себя»,   он   чувствует огромное облегчение: его не отвлекает сам процесс чтения, он не напрягается, т. к. при чтении «про себя » исключаются тс неудобства, которые присутствуют при чтении вслух: напряженность речевого аппарата, контроль за артикуляцией, необходимость выдерживать   паузы,   обусловленные   знаками   препинания,   управление   голосовыми модуляциями для достижения выразительности. Некоторые дети, при чтении вслух, интуитивно приходят к тому, что, как и при чтении  «про себя», можно  читать, не  читая по слогам, а видя и произнося слова, которые   они,   в   силу   своего   словарного   запаса,   в   состоянии   узнать,   а   по   сло1*м прочитывают только новые, сложные для них слова. Глядя на слово, ребенок понимает его и начинает увлекаться содержанием. Так нельзя ли применить приемы быстрого чтения «про себя», которыми человек пользуется неосознанно, при обучении быстрому чтению вслух? Безусловно можно, если мы осознаем эти приемы. Каждый   опытный  читатель   может  вспомнить  свои   ощущения при  чтении   «про себя»: он не просто узнает каждое слово, г., глядя на начало слова, видит его целиком, глядя   на   начало   строки,   боковым   зрением   улавливает   ее   конец.   Это   происходит потому, что у опытного читателя достаточно большой угол зрения, в него попадает больше   букв,   частей,   строк,   чем   в   поле   зрения   начинающего   читать   ребенка.   Но использование только бокового зрения может привести к ошибкам в узнавании слова — подмене его другим словом, близким по фонетическому звучанию, но с другим лексическим значением или искажением формы слова. Для исключения таких ошибок приходятся прибегать к помощи прямого взгляда, контролирующего узнавание слов. У опытного   читателя   контроль   прямым   взглядом   происходит   почти   постоянно   и автоматически. При чтении «про себя» челок: читает без пауз между словами, процесс чтения непрерывный, в то время, как при обучении чтению вслух дети часто делают паузы, когда их взгляд наталкивается на пробелы между словами, то есть процесс чтения носит дискретный характер. Из   анализа   приемов,   используемых   при   чтении   «про   себя»   становится   ясным, какие упражнения необходимо выполнять для достижения высокой скорости чтения вслух. Это три группы упражнений: 1. 2. 3. На развитие бокового зрения. На отработку прямого взгляда. Упражнения на снятие ограничений различною характера: дискретности,  напряжения речевого аппарата, ограничений, связанных с возможностями артикуляции. Приведу примеры игр­упражнений на все три группы:  I.   Упражнение   на   развитие   бокового   зрения   и  отработку   прямого взгляда.  1. «Кто больше увидит.» Для того, чтобы дети снопы понять суп терминов «боковое зрение» и «прямой взгляд», мм предлагается, не отводя взгляда от одной точки, перечислить предмет, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу. Дети делают вывод о наличии у каждого человека бокового, нижнего и верхнего зрения и соревнуются в том, кто больше сможет перечислить предметов, попадающих в поле зрения. 2. «Отгадай букву» Затем, предлагается, глядя на квадрат, нарисованный на доске, «отгадать», увидеть боковым   зрением   буквы,   цифры,   фигуры,   которые   чертит   учитель   на   разном расстоянии от квадрата, регулируя это расстояние, исходя из возможностей бокового зрения учеников, и, постепенно его увеличивая. 3. «Вижу — не яижу» Для   индивидуальной   работы   по   тренировке   бокового   зрения,   дети   изготовляют несложное пособие: В верхней части одного тетрадного листа делается прорез» 12x1 см. Перед   прорезью   слева   рисуется   яркий   квадрат,   на   который   направлен карандаш, с надписью «прямой взгляд». Справа по вертикали на другом листе печатаются буквы, цифры, фигуры. Листок  с прорезью  накладывается  и лист  с буквами таким образом, чтобы буквы появлялись в конце прорези. Направляя прямой взгляд на яркий квадрат, ребенок должен узнать букву. Если он не видит ее, нижний листок продвигается, буква приближается к прямому взгляду до тех пор, пока ребенок не узнает ее. Возле прорези делается пометка того расстояния, на котором была узнана буква. В следующий раз буквы устанавливаются чуть дальше пометки.   Так   до   тех   пор,   пока   буквы   не   достигнут   края   прорези.   Во   избежание запоминания букв, их следует заменять другими. 4. «Сажаем морковки». Учитель   рисует   на   доске   (или   на   бумаге,   при   индивидуальной   работе)   ящики   с морковками. ­Если морковка находится в ящике, какая ее часть будет видна? ­Хвостик. Остальное закрывает ящик. ­Вот именно на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Задание. Глядя на первый слог, увидеть все слово на морковке. Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста. Однако при подборе слов для этой игры необходимо учитывать то, что ребята в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв. Дети с удовольствием играют в эту игру и загадывают слова друг другу. 5. «Длинная морковка».   А что делать, если морковка вырастает слишком большая? То есть слово на ней внутри ящика не помещается, так как в нем более пяти букв за пределами прямого взгляда.       В этом случае мы увидим глядя на ящик с морковкой: ­Хвостик и кончик, а середина закрыта ящиком. ­Следовательно, прямой взгляд нужно переносить с хвостика на кончик.   В   данном   упражнении   отрабатывается   не   только   боковое   зрение,   но   и   умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую увидели боковым зрением, уметь ориентироваться в слове и избегать ошибки при чтении окончаний. Ведь в этот момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок еще раз видит   середину   слова,   контролируя   себя.   Перепрыгнув   таким   образом   взглядом   с первого   слога   на   последний   и   увидев   при   этом   середину   слова,   ребенок,   уже   не прочитывая ее, может быстро ее проговорить. 6. «Начало — конец» Следующее   упражнение   проводится   на   отрывке   текста.   Карандашом   ученики подчеркивают те части слова, которые были бы видны на кончике и хвостике морковки, т. е. первый и последний слог, а затем читают отмеченные места. Чтение при этом выглядит примерно так: «В не­ом ца­ве, в не­ом го­ве жил­был бо­тый купец, и­тый че­век». Такой способ чтения   воспринимается   детьми   как   увлекательная   игра.   В   этой   игре   очень   важно добиваться плавности чтения (необходимость плавности будет пояснена в следующих играх). 7. При повторном прочтении этого же отрывка нужно добиться того, чтобы взгляд «перепрыгивал»   также,   т.   е.   начало   —   конец,   но   середина   слова   при   этом проговаривалась. обращаю внимание детей на то, что прочитывать середину слова не нужно (они уже увидели ее боковым зрением и проконтролировали во время «прыжка» взглядом), а можно ее просто проговорить. В   этот   момент   происходит   маленькое   чудо:   ребенку   удается   прочитать   отрывок текста целыми словами и в темпе, гораздо быстрее того, в котором он читал обычно. Это обстоятельство, безусловно, воодушевляет школьника. 8. «Фотографирование слова» Учитель выбирает слово, соответствующее подлине индивидуальным возможностям ребенка   и   закрывает   его   полоской   бумаги.   Ребенок   при   этом   не   должен   видеть выбранное слово (закрывает глаза). Грифель карандаша при этом устанавливается на начало слова, т. е. на кончик карандаша должен быть направлен прямой взгляд. На короткое время слово открывается и закрывается опять. Ребенок должен успеть его   узнать.   Если   это   не   удается   сделать   сразу,   время   показа   слова   варьируется. Постепенно длина слов увеличивается, а время показа сокращается. 9. «Роботы.»   При   встрече   в   тексте   нового   для   ребенка   слова,   он   не   может   воспользоваться боковым зрением для его узнавания и прочитывает это слово по слогам, нередко при этом   искажая   его.   Для   таких   случаев   детям   предлагается   игра   в   роботов.  Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики­контакты. У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка — в середине контактов. Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем  скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово  целиком, без ошибок. Для того, чтобы добиться не только умения узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, а и уметь ориентироваться прямым взглядом в слове,  игра усложняется. Учитель с большой скоростью проводит указкой по различным частям  слова (в направлении чтения), дети должны успеть проговорить именно показанный  участок. 10. «Восстанови окончания» Прочитать   в   быстром   темпе   несложные   предложения,   написанные   на   доске,  с закрытыми окончаниями, восстанавливая их. Например: «Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_». Как мы видим, упражнения на развитие бокового зрения и отработку прямого взгляда проводятся параллельно. II. Упражнения, непосредственно направленные на достижение скорости чтения. 11. «Ленивый язычок» Как  уже   было   сказано   выше,  скорость   чтения  вслух  тормозится   напряжением речевого аппарата. Ребенок старается читать громко и выразительно, при этом речевой аппарат   напрягается,   скорость   замедляется.   Следовательно,   чтобы   устранить   это препятствие, нужно расслабить речевой аппарат при чтении вслух. При таком способе чтения, язык сам находит удобное положение в полости рта и может работать в нужном темпе. При выполнении этого упражнения дети  получают задание: «Не стараться и лениться!». Т. е. читать ленивым язычком. Здесь   целесообразно   использовать   рекомендованное   В.   Н.   Зайцевым   жужжащее чтение, но с измененной установкой. Естественно, что при таком чтении  не может стоять   задача   читать   выразительно.   При   кажущемся   нестарании,   дети  прочитывают текст гораздо быстрее. 12. "Зеленая дорожка" Для   того,   чтобы   устранить   дискретность   (прерывистость)   при   чтении,   нужно разобраться, почему она возникает. Оказывается, подавляющее большинство читателей направляют взгляд на середину букв в строке: МАШИНА — направление взгляда. И, как только взгляд упирается в пробел между словами, ребенок делает паузу. Почему бы не попробовать направить взгляд  под строку, где для него не будет препятствий? МАШИНА   — направление взгляда. Но   человеку   очень   сложно   перестроиться   и   постоянно   контролировать   на­ правление взгляда. Поэтому в помощь взгляду проводится зеленая линия под строкой. Читателю   удобно   скользить   взглядом   по  ней.  При  этом  слова  он  видит  «верхним» зрением. Для тренировки верхнего зрения используется уже имеющееся пособие с прорезью, только буквы пишутся на нижнем листе по горизонтали, а прорезь устанавливается по вертикали. Для того, чтобы взгляд скользил под строкой по инерции постоянно, «зеленая дорожка» постепенно   убирается.   Учитель   объясняет  ребятам,   что   дорожку   в   некоторых   местах занесло снегом. Постепенно снега становится все больше, дорожку видно все меньше, в конце концов она исчезает. Но т. к. она под снегом есть, взгляд продолжает скользить под строкой. 13. «Дом, который построил Джек!» Люди обладают различным темпом речи, который зависит и от темперамента,  и от особенностей артикуляции. Для развития подвижности речевого аппарата, детям, в качестве артикуляционной разминки,   предлагается   четкое   и   быстрое   произнесение   различных   скороговорок   и чистоговорок.   А   затем   —   чтение   в   темпе   скороговорки   отработанногоранее   отрывка текста.   Дети   должны   проговорить   на   возможно   большей   скорости   первое словосочетание несколько раз, до тех пор, пока им это удастся, затем добавляются еще 1—2 слова, которые ребенок прочитывает с той же скоростью. И так до конца отрывка, начиная каждый раз сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». К примеру: «В некотором царстве...» В некотором царстве, в некотором государстве жил­был... В некотором царстве, в некотором государстве жил­был богатый купец... и т. д. 14. «Догони» Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью и «тянутся» за его голосом, пытаясь «догнать». Затем, без участия учителя проводится хоровое «жужжащее» чтение с установкой — прислушиваться к соседу (в этом упражнении соседом слабого учащегося является ученик с хорошей скоростью чтения) и «догнать» его. Говоря об обучении технике чтения, нельзя не затронуть вопрос о привитии интереса к процессу чтения. Многие   проблемы   низкой   техники   чтения   связаны   с   нежеланием   читать.   В методической   литературе   приведена   масса   методов   и   приемов   развития   у   детей читательского   интереса.   Причин   недостаточности   такого   интереса   много.   (Они подробно описаны в педагогической и методической литературе). Одной   из   причин   является   перегруженность   информацией   зрительного   ряда: телевидение, видео, компьютеры. Конечно,   научно­технический   процесс   остановить   нельзя.   Но   многочасовые сидения   перед   экраном   подменяют   фантазию   и   воображение   ребенка   готовыми образами. В результате ему очень сложно представлять героев литературных произведений и описанные в них события. А если не включаются воображение и фантазия, то самая увлекательная книга становится скучным набором букв. Тогда как фильмы привлекают ребят тем, что нет нужды в мыслительной деятельности. Именно поэтому американцы называют телевидение «жвачкой для глаз». Мало кто из ребят задумывался над вопросом: «Откуда же режиссеры, поста­ новщики и другие люди, делающие фильмы, черпают сюжеты для них? Откуда они знают, как должны выглядеть герои, в какой обстановке они должны действовать?». Подведя детей к такому вопросу, учитель предлагает им игру. «Я — режиссер» По прочитанному литературному произведению предлагается создать сценарий для фильма   с   подробным   описанием   внешности   героев,   их   одежды,   черт   характера, окружающей обстановки (интерьера, фонового пейзажа). Такое задание похоже на известное словесное рисование, но дано с иной игровой установкой,   более   увлекательной   и   понятной   для   детей.   Оно   исподволь   приучает ребенка уметь ярко представлять читаемый текст, развивает фантазию, воображение, речь, обогащает словарный запас. Логическим   продолжением   этого   упражнения   являются   следующие   две   игры, развивающие речь, фантазию, увеличивающие объем оперативной памяти. 1. Игра  «Не ставь точку». Первый   ученик   называет   любое   существительное,   второй   —   составляет   с   этим словом короткое предложение. Каждый   последующий   игрок   должен   повторить   все,   что   сказали   предыдущие   и суметь продолжить предложение. Для того, чтобы получилось одно предложение на всех игроков, необходимо учитьс.1 применять различные предлоги, союзы, связи, речевые обороты и т. д. 2. Игра «Фразеологический шпагат» Начало игры аналогично предыдущей. Отличие состоит в том, что каждый игрок вставляет   слово   или   словосочетание   не   в   конец   предложения,   а   в   середину   или   в начало, оставляя последнее слово неизменным. В этой игре дети учатся распространять предложения, добавляя в них второстепенные члены, отвечающие ни вопросы: где? когда?  кому? как? каким? с какой целью? что? и т. д..

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".

"Пути решения проблемы формирования у младших школьников беглого осознанного чтения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017