Пятиконечная звезда
Оценка 5

Пятиконечная звезда

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
8 кл
22.05.2019
Пятиконечная звезда
Проектно исследовательская работа, проводимая совместно с учениками 8 класса , которые входят в математический кружок , при РФМЛИ г. Владикавказа.Работа посвящена исследованию суммы углов пятиконечной звёзды. Представлено десять способов ( хотя му с учащимися нашли еще два способа, но пока их не включили в данную работу).
Пятиконечная звезда.docx
Учитель математики Гусалова Фатима Казбековна РСО ­Алания  Пятиконечная звезда Десять  способов  решения  одной  задачи Содержание 1.Введение  2.Из истории возникновения звезды. 3. Используемые геометрические фигуры. 4.Способы доказательства: 1 способ 2 способ 3 способ 4 способ 5 способ 6 способ 7 способ 8 способ 9 способ 10 способ 5.Заключение. 6.Литература. Десять способов решения одной задачи: « Докажите, что сумма углов пятиконечной звезды равна ста восьмидесяти градусам» Введение. Разумеется, хорошая математика всегда красива. П.Д.Коэн Средством   воздействия   математики   для   развития   мыслительных   навыков       являются   задачи, которые называют красивыми задачами.  А что такое красивая задача? Красивая задача – это средство эстетического воздействия математики на мышление.  Красота решения понятна не только творцам, но  и ценителям так же, как поэзия и музыка.  Словарь   русского   языка   С.И.Ожегова   раскрывает   понятие   красоты   как   совокупность   качеств, доставляющих наслаждение и взору, и слуху и разуму. Красивая задача =  непредсказуемость +  неожиданность +  непредполагаемость  ­ формула, которую  доказывает данная  работа. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗВЕЗДЫ «Звезда   –   это   превосходство,   постоянство,   предводительство,   защита,   бдительность, устремленность».                                                                             Звезда   определённый   вид   плоских   невыпуклых   многоугольников,   не   имеющий,   однако, однозначного математического определения.                                                           Звезда связана с числом 5. Число 5 – «символ человека и поэтому оно графически изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко расставленные ноги образуют пятиконечную звезду или пентаграмму». Из   Древней   Вавилонии   в   Средиземноморье,   как   полагают,   звездчатый   пятиугольник перевез Пифагор. Он   первым   стал   изучать   пентаграмму   как   геометрическую фигуру. Пифагор считал ее символом совершенства и сделал тайным знаком своей философско­ математической школы, с помощью которого пифагорейцы отличали своих от чужих. Пентаграмма ­ фигура с пятью вершинами, образованная двумя восходящими пересекающимися лучами,   которые   отходят   от   каждой   стороны   пентагона   (правильного   пятиугольника),   таким образом, получается звезда. Пентаграмма — правильная геометрическая фигура, обладающая пятилучевой симметрией.              Пентаграмма — очень древний символ. Она встречается в археологических памятниках,  датируемых 7­м тысячелетием до н.э.                                                             Но вполне возможно, что пентаграмма возникла гораздо раньше. Используемые геометрические факты Для решения задачи, нахождения суммы внутренних острых углов пятиконечной звезды, будем использовать следующие геометрические факты:   свойство угла (если из вершины угла в его внутреннюю область провести луч, то градусная мера   всего   угла   будет   равна   сумме   градусных   мер,   получившихся   углов),   свойство вертикальных углов (вертикальные углы равны); свойство   параллельных   прямых   (при   пересечении   двух   параллельных   прямых   секущей, накрест лежащие углы равны, соответственные углы равны, сумма односторонних углов равна   180°),формула   суммы   внутренних   углов   треугольника   (сумма   внутренних   углов треугольника равна 180°);  свойство внешнего угла треугольника (градусная мера внешнего угла равна сумме градусных мер углов не смежных с ним),  формула суммы внутренних углов треугольника;  формуле суммы углов выпуклого многоугольника (180⁰(n–2) где n количество  внутренних углов)  свойство вписанного угла (вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается) и ключевые задачи (угол между двумя секущими, проведенными через точку, лежащую вне  окружности, измеряется полуразностью дуг, заключенных внутри угла; угол между двумя хордами,  пересекающимися внутри окружности, измеряется полусуммой дуг, отсекаемых сторонами угла). СПОСОБЫ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И чем труднее доказательство,  тем больше будет удовольствие  тому,  кто это доказательство найдет. Рене Декарт. 1 способ. Используемые теоремы:   Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о сумме внешних углов многоугольника взятых по одному при каждой вершине. Решение: C B N P D M A R Q B Рассмотрим треугольники  NPC,  PDQ, QEP, PAM, MBN. Сумма углов каждого треугольника равна 180о. Сложив  сумму углов пяти  треугольников, имеем: 5 ∙180о. Рассмотрим пятиугольник MNPQM – сумма внешних углов любого многоугольника равна 360о А Найдем разность суммы углов пяти треугольников и суммы внешних углов пятиугольника взятых по два  при каждой вершине. 180о ∙5 – 360о∙2 = 900о – 720о = 180о 2 способ. Используемые теоремы:    Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о сумме внешних углов многоугольника  Теорема о сумме внутренних углов  пятиугольника Решение: С С P Q E R В 3 N 1 2 M А D Рассмотрим пятиугольник ABCDE. Каждый угол состоит из угла пятиконечной звезды и углов треугольников BNC, CPD,  DQE,  ERA,  AMB. Чтобы найти сумму углов пятиконечной   звезды   нужно вычесть из суммы углов пятиугольника АВСДЕ сумму углов  треугольников BNC, CPD,  DQE,  ERA,  AMB и прибавить сумму внутренних углов пятиугольника MNPQR. 1800∙3 ­1800∙5 +1800∙3=1800    3 способ. Используемые теоремы:  Теорема о сумме углов треугольника. C P D O R Q E B N M A Соединим   точку О , взятую внутри   звезды, с ее вершинами. Рассмотрим   треугольники   ОВД, ОСЕ, ОАД, ОВЕ, ОАС.                                               Чтобы найти сумму углов звезды нужно из углов треугольников                                                  ОВД,   ОСЕ, ОАД, ОВЕ, ОАС Вычесть два полных угла при вершине О:                                               5∙180о­  2∙360о =180о.  4 способ. Используемые теоремы:   Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. C B N M A R D c P c Q c E Соберем углы звезды в треугольник NCP.                        Угол С уже находится в треугольнике.                                                                                    Рассмотрим  треугольник AND: ∠ А +  ∠ Д=    ∠ СNP .                                                         Рассмотрим  треугольник ВЕР: ∠ В +  ∠ Е =  ∠ СРN.                                                                   Сложим   получившиеся равенства:                                                                                                               ∠ А + ∠ Д +   ∠ В + < ∠ Е +  ∠ С= ∠ СNP +  ∠ СРN + ∠ С   = 180о  5 способ. Используемые теоремы: Теорема о сумме углов треугольника C B N P D R A E Теорема о внешнем угле треугольника Теорема о свойстве вертикальных углов Рассмотрим треугольник АСЕ:                                                            углы ∠ А, ∠ С,  ∠ Е уже находятся внутри треугольника. Рассмотрим треугольники  ARE  и BDR: углы при вершине вертикальные, а значит равны. Сумма   внутренних углов в любом треугольнике равна 180о и, следовательно   ∠ RВD +  ∠ BДR =  ∠ RАE + ∠ RЕA. то есть ∠ А +  ∠ Д +   ∠ В +  ∠ Е +  ∠ С=  180о. 6 способ.  Используемые теоремы:    Теорема о сумме углов треугольника Теорема о внешнем угле треугольника. Теорема о свойстве вертикальных углов. C B N P D M A Q E R Соберем углы звезды в треугольник ARE: ∠ B + ∠ D = ∠ RAE +  ∠ REA.                                                                    Рассмотрим треугольник ACQ:   ∠ A +  ∠ C = ∠ EQR ­внешний угол треугольника ACQ.  Рассмотрим треугольник RQE:  ∠ EQR +  ∠ E = ∠ ARE­внешний угол треугольника  RQE или ∠ A +  ∠ C + ∠ Е=  ∠ ARE. ∠ А +  ∠ Д +   ∠ В +  ∠ Е +  ∠ С=  180о.  7 способ. Используемые теоремы:   Теорема о сумме углов треугольника Теорема о внешнем угле треугольника. C K B N P D M Q R A E  Соберем все углы звезды в полный угол при вершине Д .                            Угол ∠ Д уже находится там.                                                                                                                 Рассмотрим треугольник АND:   ∠ А +  ∠ АND= ∠ NDK – внешний угол.                      Рассмотрим  треугольник BNM:  ∠ B +  ∠ BMN= ∠ AND­ внешний угол .                            Рассмотрим треугольник МСЕ:    ∠ С +  ∠ Е =  ∠ BMN­ внешний угол ∠ А +  ∠ Д +   ∠ В +  ∠ Е +  ∠ С=  180о 8 способ. Используемые теоремы:  Теорема о сумме углов треугольника Теорема о внешнем угле треугольника.    Свойство углов, образованных при пересечении двух  прямых секущей. C B N P                        M L R Q E D T Через точку R  проведем прямую   LT   параллельно  прямой  ВД. По теореме о свойстве углов, образованных  при пересечении параллельных прямых секущей имеем: ∠ Д= ∠ LRA,  ∠ B = ∠ TRE, соответственные углы при параллельных прямых ВД и LT  и секущей  АД. Рассмотрим треугольник ACQ:   ∠ A +  ∠ C =  ∠ EQR ­внешний угол  треугольникаACQ.  Рассмотрим треугольник RQE:  ∠ EQR+ ∠ E=  ∠ ARE­внешний угол  треугольникаRQE   или  ∠ A + ∠ C + ∠  Е= ∠ ARE . ∠  А + ∠ Д +  ∠   В +  ∠  Е + ∠ С=  180о. 9    способ.  Используемые теоремы:  Теорема о сумме углов треугольника B N C P D M A R Q E Опишем вокруг звезды окружность и спроектируем углы на эту окружность. Воспользуемся теоремой: градусная величина угла, вершина которого расположена внутри круга, равна полсуммы  дуг, расположенных внутри этого угла  и внутри угла, вертикальному данному: ∠  А +  ∠  Д +   ∠  В + ∠   Е + ∠ С=   360о : 2=  180о. 10    способ.   Используемые теоремы:  Теорема о сумме углов треугольника C P D R Q E B N M A Проведем окружность так,чтобы она пересекала все стороны звезды. Воспользуемся теоремой:  угол,вершина которого расположена вне круга, а каждая из сторон пересекает окружность в двух точках, измеряется  полуразностью  дуг, заключенных внутри круга. ∠  А +  ∠  Д +  ∠   В +  ∠  Е +   ∠ С=   180о.  Заключение В   данной   работе     я     рассмотрел   десять   способов   решения     одной   задачи,   для   этого   изучил дополнительную   литературу,воспользовался     интернет­ресурсами.   Находя   очередной   способ решения   данной   задачи,   понял,   что   математика   в   своих   возможностях   безгранична   и формула,которая была сформулированна в начале работы:  «Красивая  задача= непредсказуемость+неожиданность + непредполагаемость»  доказана  мной. 1.Энциклопедический словарь юного математика. Литература: 2.Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике». 3.Белоненко Т.В.,Васильева Н.И. « Сборник конкурсных задач по математике». 4.  «Геометрия 7­9» . Атанасян Л.С. и др.

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019